Самовоспитание как условие развития личности ребенка
ГОУ ВПО Донской государственный технический университет
Заочная форма обучения
Студент _____________________
Адрес________________________
_____________________________
_____________________________
группа_______________________
Шифр _______________________
(номер зачетной книжки)
Контрольная работа №_____
по _____________________________________
за ______курс
Вариант 29.
1. Самовоспитание
Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.
Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего — плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.
В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.
Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.
Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.
Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.
Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы — внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают по влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.
С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.
Из этого следует — и это необходимо подчеркнуть, — что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает — оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.
Самовоспитание — высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания.
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.
Работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).
В младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности — учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.
Существуют правила способствующие самовоспитанию:
Пять “надо”:
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять “можно”:
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его — ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять “хорошо”:
1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5. Браться вначале за самые трудные дела.
В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.
Что дает человеку знание самого себя?
1.Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.
2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.
3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.
4.Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство — показатели объективной самооценки.
5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.
От самопознания к самовоспитанию
Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. «Познай самого себя» — учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.
Источник
Ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, эстетической и физической культуры.
Правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей.
Известный французский философ Ж.П.Сартр утверждал, что «человек есть только то, что он сам из себя делает», подчеркивая тем самым определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.
Самовоспитание — это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.
Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они I уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковом возрасте.
Большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факторов, которые побуждают учащихся к самовоспитанию.
Формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное воспитание, формировать гражданские и нравственные качества. Вот почему огромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей.
Притязания личности на признание своего достойного места в коллекти-ве. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания.
Внесение в работу учащихся, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, сноровке, в трудовых делах и художественно — эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.
Положительные примеры, которые проявляют учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учащиеся видели в учителе образец кристальной честности и моральной чистоты, чтобы он сам проявлял творческие способности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д.
Здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников.
Психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим совершенствованием.
62.Основные этапы и методы самовоспитания, педагогическое руководство самовоспитанием.
В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он стремится выработать у себя.
Намечая программу самовоспитания необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются: а) самоубеждение; б) самообязательст- во; в) самокритика; г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия); д) самопринуждение; е) самоприказ; ж) самонаказание и др.
В чем же заключается сущность каждого из этих методов?
Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик выявив свои недостатки, например, неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжития этого недостатка.
Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правит ло, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет’ делать.
Самообязательство. Он предполагает, что учащийся задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок.
Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.
Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию.
Самоприиуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения и не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила.
Метод самонаказания. Он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения.
В структуре самовоспитания можно выделить следующие компоненты:
— критический анализ и самооценку своих недостатков и постановку конкретной цели самовоспитания;
— разработку программы самовоспитания;
— определение его методов;
— аутотренинг, то есть непосредственную работу личности над собой;
— самоконтроль.
Источник
Библиографическое описание:
Абобакирова О. Н. Самовоспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. №25. С. 273-274. URL https://moluch.ru/archive/159/44596/ (дата обращения: 22.03.2020).
Ключевые слова:самовоспитание, дошкольник, процесс, малоэффективно, дети, программы, речь
Основа здоровья, воспитания закладывается в детстве. Значительная часть детей посещают дошкольные учреждения, где созданы все условия для развития. Но имеются дети, развитие которых имеет свои особенности, это дети с нарушением сенсорных анализаторов, интеллекта. Эти дети требуют особых условий для воспитания и развития. Значительную часть из них составляют дети с речевыми расстройствами.
Очень много лет существует мир. Многое в нем меняется, но всё же есть что-то непреходящее, вечное, что было, есть и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; будут проходить свой жизненный путь, кто-то — учась на своих ошибках, кто-то — на чужих. Но каждый человек будет стремиться к своему совершенству, преодолевая преграды, время и самого себя.
Жизнь всегда заставляла людей искать путь к самосовершенствованию. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение. Итак, речь пойдет о самовоспитание детей.
Сегодня, в эпоху технологий и массовой информации, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, проблема самовоспитания еще более актуальна. То, по какому пути пойдут наши дети, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому, чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться прежде всего в самом себе. Как говорит народная мудрость: «Век живи — век учись», значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит своё место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и так далее. И всё — таки, что такое самовоспитание?
Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности к социальным условиям и общественным требованиям. Без самовоспитания процесс воспитание малоэффективно. Развитие человека зависит не только от обстоятельств жизни, воспитания, но и от его отношения к делу, трудолюбия, умения, всего того, что формируется самовоспитания.
Самовоспитание — сознательное деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов само регуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.
Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствования. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.
Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят само приказ, само одобрение, самовнушение. Такие взрослые слова, какое же отношение они имеют к нашим маленьким детям? Самое прямое!
Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности к социальным условиям и общественным требованиям. Воспитание и обучение, которое осуществляются обществом посредством семьи, детского сада, школы, различных общественных организаций и средств массовой информации, требуют не только поддержки со стороны развивающейся личности, но и встречной работы, то есть самовоспитания, без чего общественное воспитание малоэффективно.
Элементы самовоспитания и самообучения наблюдаются уже у дошкольника, когда он регулирует свое поведение в соответствии с представлением о том, что хорошо и что плохо, развивает свои силы, когда рисует, лепит фигурки из пластилина или играет со сверстниками. Однако это самовоспитание стихийное, ребенок не сознает, что он сам себя в какой-то мере совершенствует. Например: укололась о колючку, больно! Старается найти место, где не растут колючки или обходить их стороной, когда играет во дворе.
Рисует, смешивает цвета, накладывает на светлую краску темную. Рисунок испорчен! Следующий шаг — не смешивает краски, то есть рисует одним и тем же цветом. Рисунок не нравится! Начинает очень аккуратно выбирать цвета.
Все эти незначительные поступки для взрослого, для маленького человека, только начинающего жить, имеют огромную и значительную роль в его же самовоспитании. То есть с раннего детства, с первых шагов в жизнь, человек сам себя начинает воспитывать.
Конечно, необходимо помощь, а не навязывание своего мнения. Также взрослый должен пытаться руководить процессом самовоспитания ребенка, но очень аккуратно, чтоб не вырастить безвольного, несамостоятельного человека.
Можно выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием ребенка: побуждение у ребенка стремление стать лучше, развить в нем положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств; оказание помощи детям в оценки самих себя; оказание помощи в разработке программы самовоспитания; вооружение ребенка примерами самовоспитания. Итак, цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Не надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.
Литература:
- Выготский Л. С. «Мышление и речь» // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1992
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Москва.: Просвещение, 1990
- Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей, 2002
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): самовоспитание, ребенок, воспитание, естественный процесс адаптации личности, массовая информация, оказание помощи, проблема самовоспитания.
Источник