Самостоятельность ребенка и его речевое развитие
Развитие инициативности и самостоятельности у детей с ОНР.
Согласно ФГОС ДО основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важно, чтобы сам ребенок становится полноценным участником образовательных отношений. Задача педагогов, учителей-логопедов заключается в поддержке речевой инициативы и самостоятельности детей с общим недоразвитием речи в различных видах деятельности, в том числе – игровой, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС ДО предусмотрена следующая возрастная характеристика возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, коммуникативной деятельности». Дошкольники могут проявить инициативу в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность и динамичнее развитие личности. Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. У детей с различными нарушениями речи отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится вялой, тихой, невыразительной. Показателем инициативной речи детей являются: обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. С целью развития у дошкольников с ОНР инициативности и самостоятельности в речевом высказывании важна работа по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, формированию правильного звукопроизношения, развитию слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. В коррекционной работе учителя-логопеда эффективны следующие методы и приемы: беседы, вопросы, дидактические игры, чтение литературы, придумывание загадок, речь с движениями, составление рассказа по сериям картин, по сюжетным картинам, составление описательных рассказов по схемам, составленным детьми, придумывание начала рассказа, придумывание продолжения рассказа, придумывание рассказов по рисункам и книжкам-самоделкам , составление рассказов на предложенную тему или из личного опыта с опорой на картинки, схемы, пересказ. Для развития у детей с ОНР коммуникативных способностей важно развивать умение сотрудничать, умение активно слушать, задавать открытые и закрытые вопросы, умение самостоятельно высказываться, выделять основную идею сказанного, умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию, подводить итог.
При проведении коррекционных занятий учитель-логопед ставит следующие цели развития инициативности и самостоятельности у детей с ОНР: формировать уверенность в собственной речевой деятельности, учить высказывать свои суждения, развивать правильную речь, последовательность речевых высказываний, логическое мышление, учить детей грамматически правильно строить предложения, контролировать правильное звукопроизношение. Во время дидактических, сюжетно-ролевых и творческих у детей с ОНР развиваются коммуникативные навыки, ребенок проговаривает действия или мысли игровых персонажей, начинает анализировать свою речь, проявлять словесное творчество, подбирать или придумывать новые слова, речевой диалог. В игре дети быстрее запоминают и рассказывают стихи, рассказы. Игровая ситуация стимулирует самостоятельную речевую активность. Ребенок может поделиться своими впечатлениями от игры, посещения спектакля, музея, выставки со своими товарищами.
Для развития и поддержки детской инициативы учителю-логопеду важно создавать положительный психологический микроклимат: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, поощрять желание детей составлять сказки, рассказы по собственному замыслу; создавать условия для разнообразной самостоятельной речевой, творческой деятельности детей; при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры, привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу; обсуждать выбор сказки для постановки спектакля, пальчикового театра, выбор детьми ролей; участие детей в проектах. Важно использовать продуктивные виды деятельности для развития речевой инициативы и самостоятельности детей с ОНР, так как они способствует формированию таких важных качеств личности, как умственная и речевая активность, любознательность, творческое воображение: рисование картин по лексической теме или по замыслу, составление рассказа по рисунку, изготовление детьми «книжек-самоделок» с последующим придумыванием сказки. Эффективно использование речевых дидактических игр для развития речевой инициативы и самостоятельности детей с ОНР. Например, игры «Что будет, если я … (заведу щенка)»; «Что будет, если исчезнут все животные?»; «Закончи предложение: Ели будет хорошая погода, то мы …….»; Дидактическая игра «Где начало рассказа?»; Дидактическая игра «Отгадай-ка»- Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет; Дидактическая игра: «Придумай окончание к фразам»- Цель: развивать монологическую, правильную речь, воображение детей; логическое мышление. Логопед предлагает детям послушать и придумать окончание фразы.— Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре). Дидактическая игра «Волшебные превращения». Цель: развивать воображение и образную память, инициативность, образное мышление: способность изображать животных, какие-нибудь предметы. Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет. Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались. Составление сказки «Приключения Димы в лесу». Цель: развивать монологическую речь, фантазию детей, образную память, инициативность, логическое мышление. Логопед спрашивает: «Зачем Дима пошел в лес? Что с ним могло случиться? ». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов, показывает варианты его развития. Составление рассказа «Расскажем про зайчика» Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру рассказа. Я начну рассказывать, а ты закачивай: « Как-то раз зайчик…»
Таким образом, роль учителя-логопеда в развитии инициативы и самостоятельной речевой деятельности детей с ОНР заключается в том, что он, формируя грамматический строй речи, правильное звукопроизношение, обогащая словарь и развивая связную речь, незаметно для ребенка побуждает его проявлять речевую активность в различных видах деятельности, создавая при этом благоприятные педагогические условия.
Источник
Развитие инициативности и самостоятельности у детей с ОНР.
Согласно ФГОС ДО основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важно, чтобы сам ребенок становится полноценным участником образовательных отношений. Задача педагогов, учителей-логопедов заключается в поддержке речевой инициативы и самостоятельности детей с общим недоразвитием речи в различных видах деятельности, в том числе – игровой, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС ДО предусмотрена следующая возрастная характеристика возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, коммуникативной деятельности». Дошкольники могут проявить инициативу в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность и динамичнее развитие личности. Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. У детей с различными нарушениями речи отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится вялой, тихой, невыразительной. Показателем инициативной речи детей являются: обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. С целью развития у дошкольников с ОНР инициативности и самостоятельности в речевом высказывании важна работа по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, формированию правильного звукопроизношения, развитию слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. В коррекционной работе учителя-логопеда эффективны следующие методы и приемы: беседы, вопросы, дидактические игры, чтение литературы, придумывание загадок, речь с движениями, составление рассказа по сериям картин, по сюжетным картинам, составление описательных рассказов по схемам, составленным детьми, придумывание начала рассказа, придумывание продолжения рассказа, придумывание рассказов по рисункам и книжкам-самоделкам , составление рассказов на предложенную тему или из личного опыта с опорой на картинки, схемы, пересказ. Для развития у детей с ОНР коммуникативных способностей важно развивать умение сотрудничать, умение активно слушать, задавать открытые и закрытые вопросы, умение самостоятельно высказываться, выделять основную идею сказанного, умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию, подводить итог.
При проведении коррекционных занятий учитель-логопед ставит следующие цели развития инициативности и самостоятельности у детей с ОНР: формировать уверенность в собственной речевой деятельности, учить высказывать свои суждения, развивать правильную речь, последовательность речевых высказываний, логическое мышление, учить детей грамматически правильно строить предложения, контролировать правильное звукопроизношение. Во время дидактических, сюжетно-ролевых и творческих у детей с ОНР развиваются коммуникативные навыки, ребенок проговаривает действия или мысли игровых персонажей, начинает анализировать свою речь, проявлять словесное творчество, подбирать или придумывать новые слова, речевой диалог. В игре дети быстрее запоминают и рассказывают стихи, рассказы. Игровая ситуация стимулирует самостоятельную речевую активность. Ребенок может поделиться своими впечатлениями от игры, посещения спектакля, музея, выставки со своими товарищами.
Для развития и поддержки детской инициативы учителю-логопеду важно создавать положительный психологический микроклимат: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, поощрять желание детей составлять сказки, рассказы по собственному замыслу; создавать условия для разнообразной самостоятельной речевой, творческой деятельности детей; при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры, привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу; обсуждать выбор сказки для постановки спектакля, пальчикового театра, выбор детьми ролей; участие детей в проектах. Важно использовать продуктивные виды деятельности для развития речевой инициативы и самостоятельности детей с ОНР, так как они способствует формированию таких важных качеств личности, как умственная и речевая активность, любознательность, творческое воображение: рисование картин по лексической теме или по замыслу, составление рассказа по рисунку, изготовление детьми «книжек-самоделок» с последующим придумыванием сказки. Эффективно использование речевых дидактических игр для развития речевой инициативы и самостоятельности детей с ОНР. Например, игры «Что будет, если я … (заведу щенка)»; «Что будет, если исчезнут все животные?»; «Закончи предложение: Ели будет хорошая погода, то мы …….»; Дидактическая игра «Где начало рассказа?»; Дидактическая игра «Отгадай-ка»- Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет; Дидактическая игра: «Придумай окончание к фразам»- Цель: развивать монологическую, правильную речь, воображение детей; логическое мышление. Логопед предлагает детям послушать и придумать окончание фразы.— Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре). Дидактическая игра «Волшебные превращения». Цель: развивать воображение и образную память, инициативность, образное мышление: способность изображать животных, какие-нибудь предметы. Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет. Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались. Составление сказки «Приключения Димы в лесу». Цель: развивать монологическую речь, фантазию детей, образную память, инициативность, логическое мышление. Логопед спрашивает: «Зачем Дима пошел в лес? Что с ним могло случиться? ». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов, показывает варианты его развития. Составление рассказа «Расскажем про зайчика» Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру рассказа. Я начну рассказывать, а ты закачивай: « Как-то раз зайчик…»
Таким образом, роль учителя-логопеда в развитии инициативы и самостоятельной речевой деятельности детей с ОНР заключается в том, что он, формируя грамматический строй речи, правильное звукопроизношение, обогащая словарь и развивая связную речь, незаметно для ребенка побуждает его проявлять речевую активность в различных видах деятельности, создавая при этом благоприятные педагогические условия.
Источник
Слайд 1
По материалам Ельцовой О.М . Инициатива и самостоятельность в речевом развитии дошкольников
Слайд 2
ВЕДУЩИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В первой младшей группе это развитие разговорной речи и умения понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли вербально. Во второй младшей группе ведущей задачей становится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредованное использованием литературных текстов, рассматриванием картинок, предметов, объектов природы . В среднем дошкольном возрасте основное внимание уделяется развитию речевой инициативы и речевой самостоятельности ребенка, как в процессе общения, так и в монологической речи. В старшем дошкольном возрасте основной задачей по развитию речи становится выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества. Творческие проявления можно наблюдать как в содержании, так и в средствах его передачи.
Слайд 3
Работа по развитию речи с младшими дошкольниками В работе по развитию речи с младшими дошкольниками неоценимую роль играют традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные). Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, способствует освоению грамматического строя речи: «котенька», «коток», «котик», «котя». На радость ребёнку — заклички – детские песенки — обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам: Весна красна! На чём пришла? На сошечке, на бороночке, На овсяном снопочку, На ржаном колосочку.
Слайд 4
Работа по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста Детей пятого года жизни (средний дошкольный возраст) мы начинаем знакомить с загадками. В.И Даль писал : «Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Загадка – это поэтическое описание какого–нибудь предмета, живого существа, явления, которое нарочно усложнено, но не только для того, чтобы испытать сообразительность человека, но и помочь ему увидеть необычное в обычном, поэзию в том, к чему мы давно привыкли. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений.
Слайд 5
Работа по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.
Слайд 6
Технология обучения детей составлению загадок Модель 1 «Какой — что бывает таким же» Какой? Что бывает таким же? Модель 2 «Что делает? – Кто (или что) делает так же?» Что делает? Кто (или что) делает так же? Модель 3 «На что похоже – чем отличается» На что похоже? Чем отличается?
Слайд 7
Работа по развитию выразительной образной речи со старшими дошкольниками Чтобы показать старшим дошкольникам важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка. Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов входящих в состав России Взрослый сначала произносит в уместной речевой ситуации ту или иную пословицу, поговорку или фразеологизм, а потом предлагает детям вместе с ним подумать, что бы они могли означать.
Слайд 8
Формы работы по пословице «Маленький труд лучше большого безделья»
Слайд 9
Формы работы по пословице «Маленький труд лучше большого безделья» 1) Беседа на тему «Маленький труд лучше большого безделья»: Что вы видите на картинке? Что делает муравей? Нравится ли вам поведение стрекозы? 2) Чтение и анализ басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Как помочь стрекозе, что ей посоветовать? Может быть познакомить с пословицами (Много слов, да мало дела. Делу – время – потехе – час). 3 ) Решение проблемной ситуации «Что же делает маленьких большими?» 4) Обсуждение рассказа «Для чего человек трудится?» Мораль в пословице «Без труда человек не познает счастья»
Слайд 10
Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание При работе со скороговорками, пословицами, поговорками ребенку нужно не только понять их, но и запомнить. С этой целью можно использовать мнемотехнику, т.е. систему приёмов, облегчающих запоминание и увеличение памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
Слайд 11
Понятие «мнемотехника» Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы — рисунки ребенок легко запоминает информацию.
Слайд 12
Структура мнемотехники
Слайд 13
Алгоритмы-мнемодорожки
Слайд 14
Этапы работы с мнемотаблицами: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено . 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме. В младших группах задания выполняются с помощью воспитателя, в старших — дети должны уметь самостоятельно.
Слайд 15
Заучивание стихов и потешек с использованием мнемотехники Для того, чтобы пробудить у детей интерес к заучиванию стихотворения можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Например, стихотворение про весну А Н Плещеева. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.
Слайд 16
Разучивание стихотворений
Слайд 17
Кодируем стихотворение (в рисунках) Слышишь, ручеёк журчит он торопится спешит. К речке быстро, говорливой, где живут рачки и рыбы.
Слайд 18
«Закодируйте в рисунках сказку «Репка», восстановите её содержание по пиктограммам»
Слайд 19
У Егора огород, там морковка и горох. Справа огород Федоры, там растут помидоры
Слайд 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник