Самооценка ребенка с задержкой психического развития

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с задержкой психического развития, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Когда речь идет о детях с нарушениями в развитии особую важность приобретает проблема формирования правильной самооценки: понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции. Неправильная самооценка может привести к большим личностным и коммуникационным проблемам.
Изучением самооценки детей с задержкой психического развития занимались такие научные деятели, как Л.С .Выготский, Д.В. Лубовский, М.С. Певзнер, а также А.И. Липкина,М.И. Лисина, Е.И. Савонько, В.М. Синельников и многие другие ученые и педагоги.
Проблеме самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посвящено множество трудов, но возрастные категории раннего и дошкольного возраста изучены в гораздо меньшей степени, поэтому рассмотрим именно этот аспект проблемы.
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств [1].
Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности [2].
По теории Л.С. Выготского [3] о сложной структуре дефекта, наличие какого-либо нарушения, введет к целому ряду вторичных отклонений в развитии. Нарушение психического развития негативно сказывается на формировании самосознания и такого его компонента, как самооценка.
В своем исследование Н.А.Жулидова [4] приходит к выводу, что чем сильнее выражена задержка психического развития, тем в большей степени они завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе.
В работах Г.В. Грибановой [5] говорится о неустойчивости, незрелости, некритичности самооценки дошкольников с задержкой психического развития, недостаточном уровне осознания своего «Я», что в свою очередь приводит к повышенной внушаемости, несамостоятельности, неустойчивости поведения таких детей.
Самооценка старших дошкольников с ЗПР может характеризоваться как неадекватно завышенная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, к такому выводу пришел Р.Д. Тригер [6]. Также он утверждал,что ребенок с задержкой психического развития не сравнивает себя с другими детьми, не видит, чем он лучше сверстника, в чем равен ему, в чем отстает.
Следует отметить и такую особенность самооценки дошкольников с ЗПР, как ее значительную зависимость от мнения значимых лиц (воспитателя, сверстников, более старших детей). Очень часто дети с ЗПР не решаются дать оценку своей деятельности, не получив оценки со стороны взрослого, либо могут изменить собственное мнение под влиянием значимых для них окружающих.
Отставание ребёнка в психическом развитии может обуславливаться не только органическими нарушениями, но и условиями в которых живут дети, например, чрезмерная опека ребенка родителями или же наоборот безразличие с их стороны.
В условиях чрезмерной опеки со стороны взрослых, чаще всего, самооценка дошкольников с задержкой психического развития неадекватна и завышена. Такие дети переоценивают себя, свои качества и возможности, у них не развита самокритика. На основе этого можно сказать, что любая неудача снижает уже сложившуюся самооценку. Это связано с тем, что уровень притязания таких детей превышает уровень возможностей.
Если же ребенок находится в условиях безразличия со стороны родителей и предоставлен сам себе, то его самооценка занижена. У таких детей формируется замкнутость, они стараются избегать широкого круга общения, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Наблюдается сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, скованность и пассивность. Зачастую у таких детей формируется комплекс неполноценности.
Формирование самооценки в учебной познавательной деятельности в специализированных дошкольных учреждениях не всегда осуществляется в полной мере. Особенно это затруднительно, если ребенок посещает дошкольное учреждение, где нет специалиста дефектолога, а так же воспитателей, которые были бы знакомы с особенностями таких детей.
Определение уровня сформированности самооценки у дошкольника с ЗПР является одним из направлений в деятельности учителя-дефектолога. Задача такого рода часто возникает в процессе воспитания и обучения детей.
Необходимость достижения поставленной цели обусловила соответствующую организацию педагогического эксперимента. Эксперимент включал в себя констатирующий этап. Целью нашего исследования является определение уровня сформированности самооценки у детей с ЗПР.
Эксперимент проводился на базе следующих учреждений: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» г. Тамбова. В эксперименте принимали участие 13 человек: 6 дошкольников; 1 дефектолога; 1 психолог; 5 родителей участвующих в эксперименте.
Для определения сформированности самооценки у дошкольников с ЗПРбыла использована методика «Лесенка».
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
По результатам диагностики можно сделать вывод (рисунок 1):
70% испытуемых с неадекватно завышенной самооценкой;
20% испытуемых с нормальной самооценкой;
10% испытуемых с низкой самооценкой.
Рисунок 1. Уровень адекватности самооценки у старших дошкольников с ЗПР по методике «Лесенка»
Исследования показали, что у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста самооценка завышена и неадекватна, уровень притязаний не соответствует реальному представлению о своих возможностях, «Я- концепция» не развита, а ситуативная и личностная тревожность ниже, чем у детей с нормальным развитием. Сведения, полученные при изучении специальной литературы, и проведенное исследование подтвердило, что у детей с ЗПР отсутствует развитая самооценка, устойчивость и критичность, которые возникают у нормально развивающихся детей в данный возрастной период.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что самооценка у детей с задержкой психического развития своеобразна, что обусловлено, спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов.
Для коррекционной работы по нормализации самооценки можно использовать такие методика, как ролевая игра и театрализованные постановки.
Основная задача таких методик, заключается в помощи детям адекватно оценивать себя, свое поведение и принимать отношение других людей к себе.
Тематика этих методик может быть разнообразной, но для наиболее эффективной педагогической работы лучше использовать темы, которые приурочены к праздникам или подготовки детей к школе.
Если у ребенка с ЗПР заниженная самооценка рекомендуется использовать комплекс таких упражнений, как «Ваши ценные качества», «Самовосприятие», «Ваша осанка».
В качестве приема нормализации самооценки можно использовать арттерапию (терапию искусством). Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. К ней можно отнести: изотеропию, музыкотеропию, кинезиотеропию, вокалотерапию, вокалотеропию.
Литература
Борякова Н.Ю. Ступенька развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей Учеб.-метод. пособие. М.: Гном-Пресс, 2002.
Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. 2 том. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.
Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений: в 6т: Т.4. М.,1984.
Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология, 1981.№ 4. с.17-24.
Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития // Дефектология.1986.№3.с.13-20.
Источник
Специфика развития самооценки при задержке психического развития в подростковом возрасте
У детей с задержкой психического развития самооценка в онтогенетическом плане имеет свои особенности. Экспериментально подтверждено, что большинству детей младшего школьного возраста с данным нарушением свойственна неадекватная самооценка, часто завышенная, что соответствует ее состоянию при нормальном ходе развития в младшем возрасте (5). При этом к подростковому возрасту высота самооценки становиться нормативной (17).
Н. А. Жулидова, отмечает, что в условиях обучения детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста в массовой школе под влиянием постоянных неудач в учебе самооценка снижается. В то время как в условиях специального коррекционного обучения происходит «выравнивание» школьников с задержкой психического развития в учебной деятельности и оценка ими своих умственных возможностей постепенно повышается.
Подобная тенденция отмечается и в подростковом возрасте: доброжелательная атмосфера в школе, хорошие отношения в коллективе, определенные успехи в учебе, активное участие в жизни школы приводят к повышению заниженной ранее самооценки школьников и становлению ее адекватности.
Воспитание и обучение ребенка с задержкой психического развития — это единый процесс. Формированию адекватности самооценки таких школьников способствует правильно организованное обучение. Так Р. Д. Триггер указывает, что оптимальное изменение содержания и методов обучения младших школьников с задержкой психического развития способствует не только более глубокому и полному усвоению знаний, но и формированию у них адекватной самооценки. С другой стороны, адекватная самооценка благоприятствует успешности обучения детей с задержкой психического развития.
К числу специфических психологических новообразований подросткового возраста относится способность к анализу родительского мнения и выработка собственной позиции по отношению к родительской оценке. Родительская точка зрения начинает восприниматься подростком лишь как некоторая возможная точка зрения на себя. Однако, критерии самооценок в этот период еще очень несамостоятельны. Во многом они заимствованы у родителей.
Подросток, часто становясь в оппозицию к взрослому, во многом продолжает смотреть на себя как бы извне, глазами взрослого. Поэтому нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. М. Девай отмечает, что теплое принимающее отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков.
Формирование рефлексивности, дифференцированности, устойчивости адекватной самооценки формируются у подростков с ЗПР много позднее, чем у нормально развивающихся сверстников [9]. Эти качества самооценки не смогут сформироваться у детей с задержкой психического развития в нужном возрасте, в силу наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности.
Одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, является школьная успеваемость и оценки учителя, поэтому дети с задержкой психического развития, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.
Исследования А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.М. Синельникова (1986), посвящённые изучению самооценки младших школьников с задержкой психического развития, показали, что для школьников, обучающихся в общеобразовательной школе, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе.
М. Е. Гуменюк (40) указывает, что самоприятие у данной категории школьников развивается преимущественно по механизму интериоризации социальных реакций, а не по механизму успешности в деятельности, что свойственно нормально развивающимся подросткам.
Обучение в школе у детей с задержкой психического развития, как правило, сопровождается трудностями в усвоении программного материала. Переживание неуспеха в учебной деятельности приводит к затушевыванию в сознании подростков этой темы, к «отключению» в порядке самозащиты механизма развития самопринятия по пути осмысления успешности в деятельности. При этом самооценочные высказывания характеризуются у подростков с задержкой психического развития односложностью и нераспространенностью.
Самооценочная тематика недостаточно представлена у подростков с задержкой психического развития, она не носит эмоционально-личностной окрашенности и передается преимущественно темами, отражающими констатирующие, безрефлексивные, анкетно-штамповые сведения о себе, что свидетельствует о низкой актуальности самооценки и периферийности положения самопринятия в семантическом пространстве их «образа Я».
А. Жулидова (1981) в своём исследовании приходит к выводу, что чем сильнее выражена задержка психического развития у младших школьников, тем в большей степени школьники завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе.
И.В. Коротенко (2005) констатирует, что у младших школьников с задержкой психического развития, получающих «положительные оценки в свой адрес» обнаруживается явное стремление несколько переоценивать себя. Это положение объясняется тем, что собственная малоценность ребёнка с задержкой психического развития компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком.
Такие психозащитные тенденции у младших школьников с задержкой психического развития обусловлены, по мнению И.В. Коротенко, в определённой степени прессингом детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проявляется неадекватная, чаще завышенная самооценка.
Следует также отметить психологические особенности подростков с задержкой психического развития, влияющих на формирование самооценки:
— ограниченный запас знаний об окружающем мире, причем в наибольшей степени эта ограниченность проявляется в сфере образования понятий, требующих обобщенного и отвлеченного отражения действительности в словесно-логической форме;
— ограниченность отношений ребенка с окружающей предметной и социальной действительностью, что выражается в бедности его оценочных суждений и переживаний (морально-нравственных, практических, эстетических, интеллектуальных);
— недоразвитие самосознания вследствие ограниченных возможностей мысленного и эмоционального выделения собственной индивидуальности из окружающей остальной среды, что выражается в малой адекватности самооценки и уровня притязаний;
— ситуативность, узость, конкретно-практическая направленность целей, которые ставит перед собой подросток с задержкой психического развития.
Явление задержки психического развития неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем, для задержки психического развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Для этих детей характерно: незрелость эмоционально-волевой сферы сниженный уровень познавательной деятельности, а, следовательно, у них недостаточно сформирована база тех знаний и предметных понятий, которые необходимы им для обучения в основной школе. Рефлексивность, дифференцированность, устойчивость адекватной самооценки не формируются в нужном возрасте, в силу наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности.
Задержка в формировании образа Я этой категории подростков, препятствия на пути построения конструктивных размышлений о себе обусловлены не только дефектом развития, но во многом — негативным восприятием их со стороны взрослых.
Формирующийся «комплекс неполноценности» мешает становлению образа Я на рефлексивной основе и, более того, установлению дружеского общения со сверстниками и адекватных взаимоотношений.
Основными психологическими принципами подхода к процессу формирования личности детей с задержкой психического развития являются:
— учет структуры дефекта и возможных при этом отклонений в личностном развитии для того, чтобы своевременно предотвратить появление нежелательных личностных свойств;
— принцип учета сохранных возможностей психического развития, чтобы, опираясь на них, формировать дальнейшее обучение и возможные способы коррекции.
Источник
Личность — это человек с индивидуально раскрытыми интеллектуальными, эмоциональными, волевыми и физиологическими свойствами. Личность сформировалась в процессе общественно-исторического прогресса человечества.
Характерными приметами личности являются ее рассудок, реализовываемые ею социальные роли, общественно полезная деятельность. Реализуемые социальные роли и общественно-полезная деятельность являются, характерными свойствами личности.
В младшем школьном возрасте закладывается база нравственного поведения, вводятся общепринятые моральные мерки и правила поведения, начинает вырабатываться социальная направленность личности.
В младшем школьном возрасте можно прослеживать проявления всех четырех типов характера. При правильном воспитании можно безупречно откорректировать кое-какие отрицательные проявления темпераментов: у холериков сформировать самообладание, у флегматиков — энергичность и быстроту, у сангвиников — упорство и усидчивость, у меланхоликов — общительность и уверенность. Формируя волю и характер у младших подростков, учитель обучает их управлять собственным темпераментом. [2]
Характер младших подростков подвержен возрастным особенностям. Дети импульсивны — готовы мигом действовать под влиянием конкретных импульсов, побуждений, по случайным предлогам, не пораздумав и не взвесив всех обстоятельств. Первопричина — необходимость в насыщенной наружной разрядке при возрастной беспомощности волевой регуляции поведения.
Г. Е. Сухарева определила, что существенной отличительной патогенной чертой детей, чувствовавших проблемы в приобретении знаний и представлений на начальном этапе обучения, по общеобразовательным программам, является незрелость эмоционально-волевой сферы по типу инфантилизма. Инфантилизм четко выражается в ситуациях, когда ребенку приходится осуществлять новые для него требования, например при переходе, от дошкольного детства к школьному.
Инфантильные дети двигательно расторможены, непоседливы, движения их порывисты, резвы, мало скоординированы и четки.
При осмотре детей, которые переживают трудности в обучении и обладающих слабовыраженные отклонения в развитии, клинический диагноз ЗПР определяется в случаях, когда эмоционально-волевая незрелость сочетается с задержкой развития познавательной сферы неолигoфренической природы.
Своеобразие в усовершенствовании структуры эмоциональной сферы детей может существенно оказать воздействие на особенности их разума и поведения. [интернет — ресурс 1]. Состояния дисфункции, ее отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут приводить к развитию различных вариантов дезадаптации ребенка.
У одних эти проблемы могут появиться в связи с тем, что они будут находиться среди большого числа детей. Они проявят осмотрительность в отметке дистанции общения. Привыкая к новым условиям, они переживают очевидный дискомфорт при тактильном и зрительном контактах с неизвестными людьми. Их напрягает такие условия общения, так как они быстро устают, начинают капризничать, отказываться от деятельности, если им приходится на занятии или во время первичного осмотра сидеть чересчур близко или смотреть на ровесников и взрослых в процессе коммуникации, прикасаться к ним. Они могут подвинуть стул и сесть в отдаление.
Иным детям легче адаптироваться, когда их осторожно приучают к групповой работе, когда взрослые наблюдают за интенсивностью личных проявлений экспрессии (силой голоса, характером передвижений, продолжительностью зрительного контакта, характером прикосновений, расстоянием в общении). Главное, такого ребенка не завлекать в коллективные игры раньше времени, не требовать инициативности на занятиях и готовить его к урокам музыки и физкультуры, так как, там будет шумно, и другие дети будут сильно возбуждены и подвижны. [4]
Эффективность адаптации в окружающем мире актуальна при задержке психического развития, так как этот процесс приспособления к условиям среды, осуществляется через разные виды деятельности и общения. Именно в процессе общения формируется самооценка.
Самооценка— это представление человека о важности своей деятельности, деятельности среди других людей, своих достоинств и недостатков, умение держаться в обществе.
У детей с интеллектуальной недостаточностью самооценка своеобразная, это проявляется в отставании её формирования от нормы, она отличается своей упрощённостью, неустойчивостью, противоречивостью самооценочных суждений.
Самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности. Она введена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в её формирование и вместе с тем направляется её непосредственным воздействием.
Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ЗПР младшего школьного возраста. Этот возрастной период накладывает оригинальный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с ЗПР, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.
У младших школьников с ЗПР, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий.
Л. С. Выготский подчеркивал, что повышенная самооценка, часто встречающаяся у дебилов и имбецилов, является «проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности». [1]
По исследованиям Дудковской О. А., Шельшаковой Н. Н. большинству учащихся сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у младших школьников неустойчивая, может меняться на полярно противоположную, не мотивирована. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе». Многие дети «находятся под властью своих впечатлений, стремятся не принимать никакой критики, заглушить ее, ощущают внутреннюю слабость, зависимость» [3]
Анализируя научную литературу, можно утверждать, что дети, имеющие задержку психического развития, показывают особенности самооценки, которые обусловлены спецификой психического развития, что развитие самооценки у таких детей происходит с задержкой и отклонениями.
В связи с этими данными, мы проведем исследование самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Понимание особенностей самооценки позволит установить необходимые способы психологической помощи в развитии и коррекции этого психического свойства.
Были поставлены следующие задачи:
- Изучить особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития.
- Выявить причины нарушения самооценки.
Для решения поставленных задач было использовано три методики:
- Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна
- Тест «Лесенка» В. Г. Щур
- Экспресс-диагностика уровня самооценки. Фетискин Н. П., Козлов В. В..
Преимущества выбранных методик состоят втом, что:
– Они позволяют выявить особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития
– они не требуют много времени для проведения, а также, в основном имеют количественные показатели для обработки.
– методики не требуют специального оборудования для проведения, они доступны и понятны.
Результаты анализа констатирующего эксперимента:
Анализируя результаты, полученные с помощью «Методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейн», можно сделать следующие выводы:
- Половина школьников экспериментальной группы имеют завышенную самооценку (50 %). Заниженная самооценка (30 %), адекватная самооценка (20 %).
- В контрольной группе большая часть имеет адекватную самооценку — 60 %. Завышенная самооценка — 30 %, заниженная самооценка — 10 %.
1) Анализируя результаты, полученные с помощью «Теста «Лесенка» В.Г.Щура», мы пришли к следующим выводам:
- В экспериментальной группе большая часть детей имеют завышенную и заниженную самооценку — по 40 %. Адекватная самооценка только — 20 %.
- В контрольной группе большая часть школьников имеют адекватную самооценку — 70 %. Завышенную — 30 %. Школьников с заниженной самооценкой нет.
2) На основе анализа «Экспресс-диагностики уровня самооценки. ФетискинН.П., Козлов В. В»., можно сделать следующие выводы:
- Школьники экспериментальной группы в основном имеют завышенную и заниженную самооценку — по 40 %. Адекватная самооценка — 20 %.
- В контрольной группе у 50 % школьников адекватная самооценка. Завышенная самооценка — 40 %. Заниженная самооценка — 10 %.
Рекомендации, направленные на формирование адекватной самооценки младших школьников сЗПР:
Завышенная и заниженная самооценка требует пристального внимания педагогов и родителей. Младшие школьники с ЗПР нуждаются в коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование адекватной самооценки. Для этого нужно следить за ее уровнем.
Обучение должно носить развивающую и коррекционную направленность. Развивающая направленность проявляется в помощи общему развитию ученика. Поэтому обучение младших школьников с ЗПР должно носить коррекционно-развивающий характер.
Так как у младших школьников с ЗПР нет самостоятельной самооценки, важно давать им и их поступкам объективные оценки. Они должны быть как положительные, так и отрицательные, чтобы у ребенка не произошло переоценивание себя.
Решающим является отношение окружающих и оценка своей деятельности. Нужно научить ребенка понимать себя и координировать свои действия в соответствии с требованиями социума.
Для младших школьников с ЗПР важен результат, а не процесс работы, поэтому нужно напоминать о контроле своих действий и результат, и правильно их оценивать.
Литература:
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Союз, 2004. — С. 257–321.
- Гусева Т И Каратьян Т В Психология личности Конспект лекций — Издательство: Эксмо, 2008г., 160 стр.
- Дудковская О. А. Особенности самооценки детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста / О. А. Дудковская, Н. Н. Шельшакова. — М.: Речь, 2005. — 324 с
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
- https://www.scienceforum.ru/2014/562/1733 — VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»
Основные термины (генерируются автоматически): адекватная самооценка, заниженная самооценка, психическое развитие, ребенок, школьник, младший школьный возраст, особенность самооценки, контрольная группа, завышенная самооценка, экспериментальная группа.
Источник