Самооценка и ее влияние развитие ребенка

Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие
Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека.
При адекватной самооценке представление людей о себе соответствуют действительности, реальности, мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Обычно такие люди могут правильно указать на свои плюсы и минусы. Адекватность самооценки непосредственно зависит от степени развитости оценочных способностей, которые нужно развивать на ранних стадиях развития самооценки. Активность, бодрость, чувство юмора, находчивость, общительность, присущи детям с адекватной самооценкой. Эти качества очень высоко ценятся сверстниками. При неадекватной самооценке представления о себе не соответствуют действительности. Люди с заниженной самооценкой видят в себе те качества, которых на самом деле у них нет, охарактеризовать себя они не могут, мнение других — основной ключ, на котором строится их самооценка.
Неадекватная самооценка делится на завышенную и заниженную. Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с тем, что они в действительности представляют, видят в себе только отрицательные качества, им присуща неуверенность в себе, мнительность, пассивность, обидчивость, ранимость, замкнутость, все это приводит к трудностям в общении, взаимодействии между детьми и взрослыми, мешает устанавливать контакты и т.п.
Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе в основном только хорошие, положительные качества, часто переоценивая себя, характеризуются самоуверенностью, высокомерием, бестактностью, не прислушиваются к мнению других. Все эти качества отрицательно воспринимаются сверстниками.
Адекватная и неадекватная самооценка делится на две группы: устойчивая и неустойчивая. Устойчивая самооценка — это та, которая не изменяется под воздействием каких либо факторов, не легко поддается коррекции. Неустойчивая самооценка более динамична, ее можно изменять, корректировать. Самооценка старшего дошкольника характеризуется неустойчивостью, и, следовательно, хорошо поддается коррекции, воздействию, благодаря чему расширяются возможности направленного формирования самооценки.
Самооценка бывает также абсолютной и относительной. Абсолютная самооценка выражается в отношении человека к себе без сопоставления с мнением других. Относительная же, наоборот, — отношение человека к себе, но уже в сопоставлении с другими.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими. [21, с.66].
Уровень притязаний личности — это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Уровень притязаний может быть частным — он относится к достижению в отдельных областях деятельности (спорт, музыка и т.д.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских или семейных отношениях и т.д.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.
Уровень притязаний личности может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого уровня лежит оценка себя как личности.
При воспитании детей очень важно учитывать их уровень притязаний, его соответствие возможностям ребенка — одно из условий гармоничного развития личности. Несоответствие же — является источником возникновения различных конфликтов ребенка с другими людьми, самим собой. Все это может привести к отклонениям в развитии личности ребенка. [21, с.68].
Американский психолог У. Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека [43].
САМООЦЕНКА= УСПЕХ: ПРИТЯЗАНИЯ.
Е.А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе. В своих исследованиях она стремилась максимально приблизиться к реальным жизненным условиям. В результате своего исследования Серебрякова установила несколько видов самооценки:
устойчивую адекватную самооценку;
неадекватную пониженную самооценку;
неадекватную повышенную самооценку;
неустойчивую самооценку.
Неустойчивая самооценка связана, прежде всего, с изменяющимися ощущениями уверенности и неуверенности в себе [43]. По мере формирования самооценки, последняя, начинает влиять на поведение ребенка старшего дошкольного возраста и определяет его реакцию на оценку взрослых. Если эта оценка высока и дает ребенку «почетное» место в коллективе, то она становится, в конце концов, потребностью.
Условия развития самооценки представлены двумя основными факторами — общение с окружающими и собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад в ее ориентирование: в общении усваиваются способы поведения, формы и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация. [43, с.275].
А.В. Захарова кроме видов самооценки выделяет три уровня когнитивного аспекта самооценки. Первый, наиболее высокий, характеризуется обоснованностью, реалистичностью, разносторонним содержанием оценочных суждений, высказываемых в проблематичной форме, что свидетельствует о наличии у ребенка рефлексивности при оценивании себя. Средний, второй уровень, отличается менее последовательной реалистичностью и обоснованностью, более узким содержанием оценочных суждений, появление категоричных форм их реализации. Третий уровень, самый низкий, характеризуется неадекватностью, и слабой обоснованностью самооценки, неглубоким содержанием оценочных суждений, формируемых по преимуществу в категоричных формах. [43, с.287].
Наиболее благоприятным для личностного роста психологи считают высокий, первый уровень. В нем проглядывается одно из условий развития самоактуализирующейся личности.
Рассмотрев виды, структуру самооценки, необходимо отметить факторы, влияющие на ее развитие.
На развитие самооценки влияет большое количество факторов. Самым первым и, наверное, главным фактором является семья. Когда ребенок появляется на свет, у него нет представления о том, какой он, как надо себя вести, а также у него полностью отсутствуют критерии самооценки. Ребенок опирается на опыт окружающих его взрослых, на те оценки, которые они ему дают. Первые 5-6 лет его жизни его самооценка формируется исключительно на этой информации, которую он получает в семье, на отношение родителей к нему. Оценочные сообщения взрослые передают ребенку через слово, интонацию, жесты, мимику и т.д. Особенностью самооценки этого возраста является ее абсолютный характер, ребенок не сравнивает себя с другими.
На самооценку ребенка посещающего детское дошкольное учреждение начинают влиять и другие факторы. Внешние факторы подкрепляют ту самооценку, которая сформировалась у него в семье. Уверенный ребенок справляется с неудачами и трудностями. Ребенок с заниженной самооценкой, несмотря на удачи, терзается сомнениями. Для него достаточно одной промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи. Несмотря на то, что самооценка носит еще абсолютный характер, зарождаются признаки сопоставительной, сравнительной и относительной самооценки. Ребенок активно включается в общение с другими детьми, познает их, а через них и себя. Однако роль семьи в старшем дошкольном возрасте остается огромной.
Ощущение самоценности может сформироваться в той семье, где любовь выражается, открыто, где царит уважение и взаимопонимание, где общение дружелюбно и доверительно, где ошибки служат для приобретения опыта, где ребенок чувствует себя нужным и любимым. Это атмосфера зрелой семьи. В неблагополучных же семьях дети часто беспомощны, правила в этих семьях жестоки, отсутствие взаимопонимания, критика, ожидание наказания и т.д. Как правило, в таких семьях у детей самооценка занижена. Правила установленные в семье оказывают на развитие самооценки большое влияние. Существуют семьи, в которых принято говорить только о хорошем, положительном, правильном, соответственно проблемы реальной жизни не подлежат обсуждению. Любое табу такого рода порождает ложь со стороны детей, отчужденность, ненависть по отношению к родителям. Повышенная беспомощность и враждебность порождает низкую самооценку.
Существует четыре типа поведения людей с заниженной самооценкой:
заискивать, чтобы другой человек не сердился;
обвинять, чтобы другой считал его сильнее;
рассчитывать все так, чтобы избежать угрозы;
4. отстраняться на столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее нет. [3, с.94].
В. Сатир выделяет две семейные системы: закрытые и открытые. Основные различия между ними — характер реакции на внутренние и внешние изменения. Части, звенья закрытой системы, неподвижны. Обмен информацией между ними не происходит. Как правило, члены такой семьи необщительны, замкнуты, имеют мало друзей и знакомых. Однако, закрытые семьи, скорее исключение, чем норма. Такие семьи появляются из определенного набора представлений о жизни. В закрытой семье люди не могут процветать, они могут только существовать. Полной противоположностью закрытой системы является открытая семья. Открытая система — система, в которой части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри нее и выходить за ее пределы. В семье с открытой системой правила гуманны, а ее члены общительны, добры, раскрепощены. Соответственно самооценка в семьях с различными системами различна. Самооценка в закрытой системе низкая, очень неустойчивая и сильно зависит от самооценки других людей.
Стили общения в такой системе: обвиняющий, расчетливый, заискивающий, отстраненный, т.е. такие, которые соответствуют заниженной самооценке. Самооценка в открытой системе более адекватная, высокая, устойчивая и более зависима от внутренней оценки. [34, с.182].
Вторым фактором влияющим, на развитие самооценки является возраст. Есть предположение, что с возрастом адекватность самооценки повышается. Самооценка взрослого человека по большинству показателей более реалистична и объективна, нежели юношеская. Дети старшего дошкольного возраста чаще оценивают себя положительно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами.
С возрастом происходит переход от конкретно-ситуационной к более обобщенной самооценке. Исследования в этой области показали, что детям старшего дошкольного возраста еще не доступна оценка собственной личности, уже как дети младшего школьного возраста проявляют такую способность.
С возрастом меняются и критерии самооценки. В юношеские годы внешность имеет большое значение для самооценки, тогда как взрослого человека внешность волнует гораздо меньше, на первый план выступают моральные качества, умственные способности и т.д.
Третьим фактором, оказывающим большое влияние на развитие самооценки, являются межличностные отношения. Процесс развития человеческой личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка так же формируется в течение всей жизни человека, обогащаясь приобретенным опытом человека как в общении с другими людьми, так по отношению к себе. Межличностное общение имеет в этой связи колоссальное значение. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей, далее по цепочке — отклонения в характере самооценке. Здесь кроется опасная причина неадекватной самооценки — человек не то, что не хочет видеть свои недостатки, он просто не умеет их видеть. Общение помогает человеку увидеть свои плюсы и минусы, формирует и корректирует самооценку.
Для ребенка очень важно не просто общение, а общение со взрослыми. Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития. [46, с.95].
В данном исследовании мы будем придерживаться определения самооценки: В. Сатир: «самооценка — это компонент самосознания, оценка самого себя (своей внешности, особенностей, личностных качеств), чувства, мысли человека по отношению к самому себе».
Источник
Психологи относят самооценку к базисным качествам личности. Это оценка человеком самого себя, способностей и своего места среди других людей, в том числе в семье и в любой группе. Ведь от того, какую человек дает себе оценку, зависят его взаимоотношения с окружающими людьми и его успешность. А она, самооценка, у каждого человека своя: кто-то переоценивает себя, а кто-то, наоборот, совсем не ценит свои способности и особенности характера. Невозможно переоценить значение самооценки ребенка для его развития. От нее зависят его отношение к своим успехам и неудачам в любом виде деятельности, следовательно, и самоуважение, и успешность, и уверенность в себе в будущем.
Самооценка является важным условием формирования личности человека. Она тесно связана с развитием самосознания ребенка.
Самооценка является важным условием формирования личности человека
От чего и от кого зависит самооценка у ребенка?
Разумеется, от многих факторов и людей, с которыми живет и общается человек.
Откуда родом и когда начинает формироваться это важное для человека свойство? Конечно, родом оно из детства, раннего детства. Вот и поговорим о том, как любящие папы и мамы, друзья и учителя формируют это определяющее качество человека. Мы приходим в этот мир беспомощные и неумелые. Мы всему учимся и постигаем этот мир с разной скоростью и успешностью. Мы верим нашим любимым родителям и усваиваем их непростые уроки воспитания. А они считают, что чем выше их требования к малышу, тем лучше для него, тем быстрее он, малыш, будет развиваться и умнеть. И наоборот, чем выше оценка ребенка родителями, тем увереннее и успешнее, и напористее он будет во взрослой жизни, тем выше будет его самооценка. Так ли это?
Этапы формирования самооценки у детей
Психологи выделяют несколько этапов в формировании самооценки в детском возрасте. Они соответствуют возрастным периодам развития детей.
Период младенчества
Первый год жизни ребенка. Малыш полностью зависит от родителей. Что происходит в этот период в его маленькой головке? О чем он думает? Кто он этот пришелец? Активный наблюдатель, впитывающий и усваивающий каждый миг окружающего мира? Ни один психолог не может точно сказать, какие процессы разворачиваются в его мозгах. Пока ребенок не говорит, но он уже сам стремится вступить в общение со взрослыми. Мы не можем знать, как оценивает себя малыш. Но именно в первый год жизни на основе удовлетворения его базисной потребности в безопасности и защищенности у маленького человека формируется доверие или недоверие к окружающему миру, которые он будет нести всю жизнь и, которые в дальнейшем отразятся в его самооценке. К концу первого года жизни ребенок проявляет привязанность не только к матери, но и к окружающим его близким людям.
Не забывайте, что дефицит ласки, внимания, заботы, а также суровое обращение с ребенком рождают в нем чувства отчуждения и недоверия. И это не лучшее условие зарождения адекватной самооценки.
Младший дошкольный возраст(от 1 года до 4 лет)
Раннее детство. Новый и важный этап в жизни маленького человека. Ребенок делает огромные шаги в познании мира. Возникают первые представления о себе. К трем годам у него закладываются основы самосознания. С помощью зеркала ребенок формирует представление о себе, о своей внешности. Он осознает свое «Я» и выдвигает свои первые требования и революционный лозунг: «Я сам!». Вот и первый серьезный кризис трех лет и стремление добиться какой-либо самостоятельности в решении своих детских проблем. Малыш начинает сравнивать себя с другими. Он уже оперирует оценочными понятиями: «Я хороший», «Я плохой». Родители тоже сравнивают свое чадо с другими детьми, оценивают его действия, успехи и неудачи, радуются, а то и печалятся. Так закладывается основа самооценки ребенка. У него появляется потребность в положительной оценке его действий со стороны мамы и папы. В раннем детстве круг общения ребенка еще ограничен родителями и близкими родственниками. Их признания его первых побед и свершений так важны для малыша. И в этот период только родители и только они влияют на формирование самооценки своих чад. Знаете ли вы, что за этот период жизни ребенок осуществляет 90% работы по освоению языка. За эти три года малыш преодолевает половину пути своего психического развития. Только представьте себе: три первые года жизни ребенка равны остальным годам жизни человека. Поэтому правы те психологи, которые утверждают, что воспитывать и развивать дитя нужно до трех лет, но после уже поздно.
— Поощряйте проявления самостоятельности детей, радуйтесь вместе с ними их маленьким победам. Хвалите за успехи, благожелательно указывайте на неудачи, вселяйте надежду на успех. Помогайте преодолевать трудности. Положительно оценивая поведение малыша, те или иные его действия, родители пробуждают в ребенке желание заслужить похвалу.
Старший дошкольный возраст(от 4 до 7 лет)
Ребенок с каждым днем становится самостоятельнее. Круг общения расширяется, отношения усложняются. У него появляются друзья, с которыми он играет в детском саду или во дворе, он ссорится, обменивается с ними игрушками, соревнуется. Это и есть общение. Как говорят психологи, ребенок проходит процесс социализации. Совместные игры и контакты ставят перед ребенком новые и иногда трудные задачи. Он страдает, если с ним не хотят играть. Ведущей деятельностью в эти годы является именно игра: она развивает, обучает и воспитывает. По тому, как ребенок играет, можно многое сказать о нем. Именно игра помогает преодолеть неуверенность, отрицательные эмоции, учит управлять чувствами и справляться со своими страхами. Ребенок стремится к лидерству в игре, но и учится подчиняться. На основе его успешности или не успешности в детском коллективе начинает складываться завышенная или низкая самооценка.
Ребенок уже осознает свое место в семье. Отношение к себе детей старшего дошкольного возраста также складывается из оценок его родителей. Самооценка зависит от того, какие правила проживания в семье установлены для него и как строго родители контролируют их соблюдение: поощряют или только наказывают. Важен для формирования самооценки и стиль отношений родителей и детей, сложившийся в семье. В этот период к влиянию родителей на формирование самооценки у ребенка добавляется оценка тех, кто окружает его вне семьи.
Младший и школьный возраст(7 – 10 лет)
Школьные годы. Они такие разные и каждый не похож на другой год. Сплошное оценивание: поведения, домашних заданий, ответов на уроке. Оценивают все: учителя, родители, друзья и просто знакомые, и совсем незнакомые взрослые. И от этого невозможно отмахнуться. В школьные годы значительно увеличивается количество факторов, которые оказывают влияние на формирование самооценки у ребенка. В возрасте от 9 до 12 лет он имеет уже на все свою особую точку зрения, у него появляется понимание собственной социальной значимости — самооценка. Она развивается благодаря самосознанию и оценкам тех, мнения которых для него значимы в данный момент. У него закрепляется представление о себе, он оценивает свои умения и способности, свои успехи и неудачи. «Почему у меня не получается так, как у Димки? Почему Света так хорошо читает, а у меня все плохо? Почему мне ставят только тройки? Почему все смеются надо мной? Почему меня называют «слабаком»?». Подобные вопросы возникают у многих младших школьников. И переживания, которыми не всегда ребенок делится со своими родителями. Важную роль в этот период для него начинает играть та группа, членом которой он является: класс, какое-то дворовое сообщество. Он отчаянно пытается самоутвердиться, борется за место в группе, за положительную оценку и за уважение своих сверстников и испытывает муки одиночества, если у него нет друзей. Следует отметить, что к концу младшего школьного года завершается развитие самосознания и формирование самооценки.
— Учеба – тяжелый труд, и не всегда ребенок может быть успешным. Не оставляйте его наедине с трудностями. Помогайте. Всегда отмечайте маленькие удачи и победы, зарождайте веру не столько в свои способности, но в себя самого, в свои силы.
— Отношения со сверстниками чрезвычайно важны в этом возрасте. Проблем много, и не всегда ребенок способен сам понять их и справиться с ними. Ему нужны мудрый совет и поддержка.
Подросток (11 – 15 лет)
Самый трудный период детства. Сколько не простых вопросов встают перед ним и проблем, требующих решения. Мнения родителей имеют для него меньшее значение, чем оценка сверстников. Отношения с ними теперь играют для него важную роль. Низкий статус подростка в референтной группе детей и положение отверженного – тяжелое испытание. А это уже особая история: быть одиноким и ненужным среди сверстников. В этот период ребенок эмоционально неустойчив, тревожен и чрезвычайно раним. Замечание по поводу внешности, брошенное походя, может оставить глубокий след на всю жизнь. Любая критика болезненно воспринимается подростком и тяжело переживается. Самовосприятие и самооценка ребенка претерпевают серьезные изменения. Если к 12 годам самооценка стабилизируется, то в 12-14 лет она снижается. В это время общение родителей с подростком нарушается, и отношения нередко характеризуются как состояние вялотекущего конфликта. Они для него часто не являются авторитетом. Подросток пристально вглядывается в себя, как в зеркало, находит множество недостатков. Все плохо! А вот и первая любовь и, связанные с этим чувством, новые переживания и изменения в самооценке, особенно если чувство безответное. «Я – никакой! Меня не за что любить! Зачем жить? Как жить дальше?».
— Оставайтесь для подростка любящим родителем, станьте понимающим другом, способным понять его проблемы. Сохраняйте доверительные отношения. Будьте готовы поддержать его в трудные минуты, пережить первую любовь и вселить уверенность в себе, помочь ребенку осознать свою уникальность.
— Учеба – тяжелый труд, и не всегда дети могут быть успешными. Не оставляйте их наедине с трудностями. Всегда отмечайте маленькие удачи и победы, зарождайте веру в свои способности.
Подросток (11 – 15 ЛЕТ)
Самый трудный период детства. Сколько не простых вопросов встают перед ним и проблем, требующих решения. Мнения родителей имеют для него меньшее значение, чем оценка сверстников. Отношения с ними теперь играют для него важную роль. Низкий статус подростка в референтной группе детей и положение отверженного – тяжелое испытание. А это уже особая история: быть одиноким и ненужным среди сверстников. В этот период ребенок эмоционально неустойчив, тревожен и чрезвычайно раним. Замечание по поводу внешности, брошенное походя, может оставить глубокий след на всю жизнь. Любая критика болезненно воспринимается подростком и тяжело переживается. Самовосприятие и самооценка ребенка претерпевают серьезные изменения. Если к 12 годам самооценка стабилизируется, то в 12-14 лет она снижается. В это время общение родителей с подростком нарушается, и отношения нередко характеризуются как состояние вялотекущего конфликта. Они для него часто не являются авторитетом. Подросток пристально вглядывается в себя, как в зеркало, находит множество недостатков. Все плохо! А вот и первая любовь и, связанные с этим чувством, новые переживания и изменения в самооценке, особенно если чувство безответное. «Я – никакой! Меня не за что любить! Зачем жить? Как жить дальше?».
— Оставайтесь для подростка любящим родителем, станьте понимающим другом, способным понять его проблемы. Сохраняйте доверительные отношения. Будьте готовы поддержать его в трудные минуты, вселить уверенность в себя.
Завышенная самооценка у ребенка
Легко ли жить ребенку, да и взрослому человеку с высоким мнением о себе? Всегда считать себя лучше других, умнее, сильнее или красивее. А ведь все начинается с родительской любви, не знающей границ. Каждое слово ребенка вызывает восторг, каждое действие и каждый успех – восхищение. Малыш становится кумиром семьи, особенно, если это единственный ребенок. Стиль отношений с таким ребенком представляет собой эмоциональное потворство. Вся жизнь взрослых в семье вертится-крутится вокруг него, он ограждается от всяких трудностей и обид. А если случаются беды или неудачи, то в этом виноваты окружающие, которые не понимают и не хотят ценить его. Сначала так считают родители, а потом и сам ребенок. Многие дети проявляют агрессию по отношению к родителям и другим детям, если те не хотят подчиняться им. Своеволие, строптивость, капризность, упрямство и деспотизм, проявляемые ребенком в период кризиса трех лет, при потворствующем стиле воспитания закрепляются. Вот при такой завышенной самооценке уже с детского сада он отличается неадекватным поведением и часто становится не лидером, как хотели бы родители, а отверженным в группе. Посмотреть на себя со стороны, беспристрастно оценить свои качества ему очень трудно. Завышенная самооценка оборачивается тем, что ребенку, подростку, а затем и взрослому кажется, что их всегда недооценивают, относятся к ним предвзято. Трудно общаться с таким человеком, так как он раним и обидчив, часто агрессивен и высокомерен, неуживчив и эгоистичен. У таких детей один конфликт следует за другим. Так незаслуженные захваливания и постоянное восхищение ребенком могут стать причиной его завышенной самооценки.
— Родительская любовь — великая сила, если она мудра. Не сравнивайте его ни с кем и не подчеркивайте, что ваш ребенок лучше всех других, не потакайте его капризам, не оставляйте без внимания проявления эгоизма и отрицательных качеств его характера. Завышенная самооценка такого ребенка – большая беда для него.
Как формируется низкая самооценка у ребенка
Завышенные требования родителей к малышу, с которыми он не может справиться в силу своего возраста, постоянные критические замечания ведут к формированию заниженной самооценки. Чем больше и настойчивее родители указывают на недостатки или неумения ребенка, тем более устойчивой она становится. «Посмотри на Димку! Он и учится хорошо, секцию успевает посещать! Ну что ты за рохля! Все у тебя валится из рук! Какой (какая) ты тупица!» и так далее, до боли знакомая картина. Взрослые забывают, что у каждого ребенка свой темп развития и больно бьют словами, унижая его, убеждая, что он ни на что не способен. Вот так обычно закладывается низкая самооценка. Все то, что говорят взрослые своим детям, проявляется потом в виде страхов, различных комплексов.
Несколько слов о страхах, которые испытывает, начиная с двух лет, каждый ребенок. Он боится темноты, одиночества незнакомых предметов, явлений, фантастических существ и так далее. Не зная этого, родители воспринимают это переживаемое ребенком явление, как капризы, раздражаясь, гневаясь и даже наказывая малыша. У детей постарше свои страхи. Вследствие низкой самооценки и неуверенности в себе школьник ищет причину, чтобы не ходить в школу. И ребенок заболевает: то болит голова или живот, то рвота начинается и так далее. И это совсем не симуляция и не притворство. Причиной может быть страх неудачи, боязнь строгих замечаний учителей или наказания родителей, или нежелание встречаться со сверстниками, которые отвергают его.
Нежелание родителей понять детские проблемы, авторитарный стиль воспитания, который основывается на различных запретах, на тотальном контроле каждого шага и манипулировании ребенком, способствует формированию низкой самооценки.
Дети с низкой самооценкой становятся неудачниками, не способными ни на что людьми, так как не верят в себя и проигрывают, еще не начав действовать.
— Дорогие родители! Не забывайте, что слова несут в себе магическую силу; оценочными суждениями мы создаем программы будущей жизни наших детей.
Как поднять самооценку у ребенка
Как общаться с ребенком, чтобы не сформировать устойчивую заниженную оценку самого себя? Как общаться с детьми, чтобы не навредить. А если сложилась заниженная самооценка у ребенка, как поднять ее?
Создайте атмосферу безусловной любви к ребенку. Мы любим его не за красоту, способности, успешность, а за то, что он, мое дитя, мой сын, моя дочь, мое продолжение. Любовь – основа здорового развития человека.
Бережно относитесь к способностям и особенностям проявления самостоятельности своего чада, считайтесь с его потребностями. Дети, чьи потребности не удовлетворяются, обычно низко оценивают себя.
Будьте терпеливы с малышами и младшими школьниками, проявляйте мудрое терпение и уважение к подросткам.
Никогда не сравнивайте своих детей с другими и не критикуйте за неуспех или неудачу, за проявление слабости и переживание различных страхов.
Проявляйте интерес к жизни ребенка и не скупитесь на похвалу и ласку. Ему важно знать, что значимые для него люди видят, признают и оценивают все то, что он делает.
Будьте последовательны и требовательны к своим детям. Отсутствие режима, требовательности и внимания со стороны родителей является признаком равнодушия и вызывает у детей беспокойство.
Помните: постоянная критика, бесконечные замечания по поводу недостатков и неудач ребенка, общение только в приказном тоне — это не методы воспитания.
Никогда не срывайтесь на крик и оскорбления, если не хотите потерять ребенка. Не стремитесь сломать или подчинить его своей власти. Общение с позиции сильного взрослого не поможет сформировать нормальную самооценку у ребенка, самоуважение, уверенность в себе и независимость.
Восточные мудрецы утверждают, что дети подобны сосудам, которые мы получаем на время. То, чем они заполнятся, зависит, прежде всего, от нас, родителей. От нас зависит, какой будет самооценка ребенка.
Источник