Самообразование на тему сенсорное развитие ребенка с 2 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ  ГОРОДА ОРЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 86 города Орла»

302001, г. Орёл, ул. Красина,5

Тел.74-45-55, факс, 74-53-89

План по самообразованию

воспитатель — Карпухина Наталья Сергеевна                 (Ф.И.О. педагога)

  1год                             не имеет

(стаж работы)                               (кв. категория)

Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

( название темы)

2016 — 2017

(учебный год)

Первая младшая группа

(возрастная группа)

г. Орел

Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Введение:

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека»

Б. Г. Ананьев.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например: по Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Венгер Л.А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом,  проанализировав указанные выше определения,  можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия,  обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но,  как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. «Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего», — говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Цель:

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

— расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

— обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)

— образование родителей по данной  теме подготовка  консультаций:  «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед, родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику».

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

— научить детей различать основные цвета;

— познакомить детей с величиной и формой предметов;

— сформировать навыки самостоятельной деятельности;

— повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

— развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

— сплотить детский коллектив.

— развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

— совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

* произвольное внимание;

* логическое мышление;

* зрительное и слуховое восприятие;

* память;

* речь детей.

Ожидаемые результаты:

— Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

— Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

— Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

— Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

— Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

— У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Выход темы: 

— консультация для родителей

— консультация для педагогов

— родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»

— картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Формы работы с родителями и детьми:

— Родители:

— сотрудничество через консультации,

— родительские собрания,

— беседы,

— совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

— Дети:

— специальные занятия по сенсорному воспитанию

— сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

— Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

— Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

— Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

— Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр:

— Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

— Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

— Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

— Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

Методическая  работа

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой.

Сентябрь 2016г.

Список использованной литературы.

создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию.

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Январь 2017г.

Конспект консультации.

Подготовка анкет к анкетированию родителей.

Март 2017

Анкета.

Подготовка и проведение  родительского собрания.

Апрель 2017

Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии.

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Фома отчета

специальные занятия по сенсорному воспитанию

В течение года

занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования)

В течение года

Работы детей,  фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

— «Чудесный мешочек»

— «Определи на ощупь»

— «Узнай фигуру»

— «Найди пару»

Сентябрь – ноябрь 2016г.

картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

— «Найди предмет указанной формы»

— «Найди предмет такой же формы»

— «Какая фигура лишняя?»

Декабрь 2016г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

— «Сравни предметы по высоте»

— «Самая длинная, самая короткая»

— «Разноцветные кружки»

— «В какую коробку?»

— «Дальше – ближе»

Январь — Февраль

2017 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

— «Какого цвета не стало?»

— «Какого цвета предмет?»

— «Собери  гирлянду»

— «Какие цвета использованы?»

— «Уточним цвет»

Март 2017г.

картотека

Анкетирование родителей

Апрель 2017г.

Анкета

Отчет по самообразованию

Май 2017г.

Ну и, конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.) Были оформлены папки — передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.)

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры».

Март 2017г.

консультация

Анкетирование родителей.

Март 2017г.

Анкета

Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Апрель 2017г.

Протокол собрания

Отчет по самообразованию за 2016 — 2017 учебный год по теме:

     Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

Список использованной литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгр «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» — М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5.  Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

7. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» — Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

8.  Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

9.  Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

10.  Колдина  Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 — 3 лет» ТЦ М. 2011.

11.  Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

12.  Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

Источник

Наталья Котляр
Отчет по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей 2–3 лет» с приложениями

Отчет по самообразованию

Воспитателя 1 младшей группы «Ладушки» Котляр Натальи Валерьевны

Тема: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет»

Актуальность работы заключается в следующем:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 2-3 лет.

Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

Развивать сенсорные способности детей 2-3 лет;

— Изучить литературу по данной теме;

— Приготовить презентацию «Особенности сенсорного развития детей 2-3 лет»;

— Анкетирование родителей «Сенсорного воспитания в семье»

— Подготовить картотеку дидактических игр по сенсорике.

Моя работа проводилась поэтапно, в три этапа:

— на первом этапе – велась активная работа с детьми: знакомство детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).

— на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.

— на третьем этапе – велась работа с родителями. Были проведены консультации: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в детском саду», «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в семье». Организован фоторепортаж «Играем дома», Семинар – практикум «Роль рассматривания и наблюдения в сенсорном развитии детей раннего возраста». Представлена памятка для родителей «

Были использованы следующие средства и методы:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Самостоятельная деятельность детей;

-Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

На протяжении всего учебного года детей учили и совершенствовали выполнение действий с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме, замечать изменения в погоде и различия в природе.

Большое внимание уделялось развитию сенсорной моторики кисти рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Ребят учила усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов. Многие ребята к концу года могут выполнять действия с предметами: одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении. Учила ребят поддерживать естественное желание ребенка исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, мыть и убирать игрушки, разбирать машины, пирамиды и различные конструкции.

Был изготовлен альбом: «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат».

Была сформирована картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-3 лет

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие сенсорных способностей детей» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы.

4. В работе с родителями планирую включать беседы-посиделки, организации совместных праздников, семинары-практикумы, круглые столы, аналитические практикумы.

Приложение 1

Памятка для родителей

по сенсорному развитию детей 2-3 лет.

Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

1. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир, рассуждайте вслух.

2. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

3. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда над ними не шутите. Уважайте его интеллектуальный труд.

4. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда немного общение «на вырост».

5. По возможности много путешествуйте с ребенком, ходите с ним в музеи.

6. Проводите совместные наблюдения и опыты.

7. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

8. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Приложение 2

Анкета

Уважаемые родители!

Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу.

Предлагаем Вам ответить на вопросы данной анкеты

1. Имеете ли Вы представление, что такое сенсорное развитие:

Да___ нет___ не знаю___

2. Как Вы думаете, достаточно ли ваш ребёнок получает знания по сенсорному развитию в ДОУ?

Да___ нет___ не знаю___

3. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном развитии:

а) информация отсутствует;

б) я не обращаю внимание на информацию;

в) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

г) наглядная информация интересна и полезна для меня.

4. Как Вы оцениваете уровень развития вашего ребенка по сенсорному развитию:

а) цвет:

Высокий___ средний___ низкий___

б) форма:

Высокий___ средний___ низкий___

в) величина:

Высокий___ средний___ низкий___

5. Есть ли у Вас дома дидактическая игра, изготовленная вашими руками совместно с ребёнком?

Да___ нет___ не знаю___

6. Покупаете ли Вы дидактические игры ребёнку для развития сенсорных способностей? ___

Спасибо за сотрудничество

Приложение 3

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность т. к. играя ребенку легче запомнить.

В связи с этим предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками.

За основу классификации игр своей картотеки я взяла виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, игры для развития мелкой моторики и орудийных действий.

Игры для развития зрительного восприятия:

Зрительное восприятие – это сложная работа. Особое внимание уделяю исследующих рук и глаз ребенка. Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений, метание в цель. Основной объем информации об окружающем мире дети получают благодаря зрению:

Открой коробочку (цвет, форма, величина)

Укрась ёлочку шарами (цвет, форма)

Напои куклу чаем (цвет)

Весёлые зонтики (цвет, форма)

Наряди снеговика (цвет)

Грибочки по местам (цвет)

Цветные варежки (цвет, форма)

Кораблики (цвет, форма)

Большой, маленький (величина)

Разложи по цвету (цвет, форма)

Волшебная коробка (цвет, форма, величина).

Подробно:

1. Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.

Материал: карточки с нарисованными ниточками, на которых располагаются контурные бусинки. (Ниточки с бусами предлагаются в различных вариантах).

Описание игры:

Игровая ситуация: у куклы Кати рассыпались бусы. Давайте поможем ей собрать бусинки на ниточку.

В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка — не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки — пробы.

2. Дидактическая игра: «Угостим кукол».

Цель: учить сортировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: крупные бусины трех цветов.

Описание игры:

Предлагается сложить в коробку бусинки трех цветов. Необходимо придумать угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложить разложить их по трем тарелочкам.

Предложить перекладывать по одной бусинке. При этом показывается, как брать бусины тремя пальцами.

3. Дидактическая игра: «Разноцветный кубик»

Цель: развитие восприятия цвета и мелкой моторики у детей.

Материал: кубик, на каждой грани которого один цвет и горлышко с крышкой. На крышке приклеен соответствующий цвет.

Описание игры: сначала предлагается рассмотреть кубик: открутить и завинтить крышки, вначале хаотично. Затем предлагается соотнести цвет на крышке с цветом на грани куба. Предлагается выложить крышки “паровозиком” на стол и выложить цвета “вагончиков”. После каждому из «вагончиков» необходимо найти нужное “окошко” и закрыть его.

Игры на развитие восприятия формы.

1. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Материал: непрозрачный мешочек, предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела).

Описание игры:

положить несколько блоков в мешочек и предложить найти квадратные, круглые или треугольные фигуры.

попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Предложить достать разные по толщине фигуры. Можно уточнить, какого цвета блок.

2. Дидактическая игра: «Узнай фигуру».

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук.

Материал: непрозрачный мешочек, несколько пар одинаковых геометрических фигур.

Описание игры: на столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка такую же.

Игры для развития слухового восприятия

«Найди конфетки, одинаковые по звучанию».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков

Материал: каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.

Ход игры: предлагается прослушать звучание конфеток и найти пары конфеток, звучащих одинаково.

— Как гремит эта баночка? (тихо)

— Давай послушаем остальные баночки и найдём ту, которая гремит тоже тихо (находят).

— А теперь поднесем обе баночки к ушкам и проверим, одинаково ли тихо они звучат.

И т. д., пока не будут найдены все пары.

2. Дидактическое упражнение «Угадай, где позвонили».

Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.

Материал: баночки от фотоплёнки с различными видами круп, обклеенные самоклеящейся плёнкой, шарф.

Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.

Лучше взять баночки с разными наполнителями, можно было уловить тихий звук (если баночка наполнена манкой, громкий звук (если наполнитель-рис) и очень громкий звук (если наполнитель-фасоль).

Игры для развития осязательного восприятия

Сюрприз

Пересыпалочки

Следы на песке

Тонет, не тонет

Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий.

Поймай шарик

Застёжки

Весёлые шнурочки

Прищепки

Достань колечко

Источник