С шанина а гаврилова пальчиковые упражнения для развития и мышления ребенка
Пальчиковые игры направленые на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и налаживается более тесный эмоциональный контакт со своими родителями.
Польза упражнений
Исследования российского физиолога В.М Бехтерева, подтверждают, что упражнения, направленные на тренировку рук, оказывают сильное воздействие на функции ВНД и способствуют развитию умственных способностей.
Преимущества пальчиковых игр:
- Активизация речевых зон коры головного мозга.
- Формирование ритмичной и четкой речи без дефектов.
- Развитие способности к концентрации и распределению внимания.
- Улучшение памяти.
- Овладение навыками рисования и письма.
- Развитие творческой фантазии и воображения.
- Повышение подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.
Правила проведения занятий
- Оптимальный возраст для проведения упражнений – от 1 до 3 лет, именно в этот период детьми хорошо усваиваются основные речевые навыки.
- Руки родителя, проводящего гимнастику, не должны быть холодными.
- Перед проведением упражнений ребенку нужно сделать разминку для рук, чтобы они стали более послушными.
- В процессе занятий необходимо следить за тем, чтобы у малыша были задействованы все пальцы.
- Упражнения должны сопровождаться щекотанием и поглаживанием ладоней ребенка.
- Все потешки и считалочки нужно читать с выражением.
- Замену игр следует проводить постепенно, если в них появились новые персонажи, ребенку необходимо сначала о них рассказать.
- Не стоит принуждать малыша выполнять задания, иначе в будущем они будут вызывать у него только негативные эмоции.
- Для достижения желаемого результата занятия с дошкольником нужно проводить регулярно.
Виды упражнений
Все упражнения можно разделить на несколько категорий:
- Гимнастика для кистей рук учит детей расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного действия на другое, а также развивает у них способность к подражанию.
- Статические упражнения закрепляют приобретенные ранее навыки и требуют более точного их выполнения.
- Динамические игры позволяют научить дошкольников разгибать и сгибать пальчики, а также точно координировать свои движения.
- Массаж
Массаж пальцев и ладоней рекомендован для малышей, в возрасте от одного года.
В качестве массажеров могут выступать предметы, имеющие различные размеры, формы и текстуры. Это могут быть карандаши, игрушки из пластмассы и резины, мячи, камни или продукты, например, крупы.
- Игры с предметами
В возрасте от 1,5 года до 3 лет детей можно научить следующим действиям:
- Перекатывать по ровной поверхности какие-либо круглые предметы.
- Сортировать крупы.
- Играть с пирамидкой, кубиками и мозаикой.
- Оценивать фактуру различных тканей.
- Рисовать пальчиками.
- Потешки
Для занятий с детьми можно использовать разнообразные потешки и считалочки: «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».
Они должны читаться с ярко выраженной интонацией и сопровождаться гимнастикой, содержащей элементы массажа. Например, в процессе чтения текста взрослый может разгибать, потирать и поглаживать пальцы ребенка.
- Составление фигурок
Для того чтобы развить у малыша воображение, его можно научить составлять различные фигуры из пальчиков. Например, взрослый начинает читать стишок, изображает предмет, который упоминается в тексте, а ребенок повторяет за ним все действия.
Каждая новая форма будет ассоциироваться у малыша с определенными образами, и стимулировать у него творческую фантазию.
- Игры на развитие моторики
- Руки нужно соединить в замок, а затем начать крутить большие пальчики вокруг друг друга в ускоренном темпе, ладони, при этом, задевать нельзя.
- Это упражнение нужно выполнять вдвоем. Игроки соединяют правые руки, после чего каждый из соперников, пытается своим большим пальцем прижать сверху палец другого.
- Упражнения для улучшения внимания и памяти
- Бабочка. Пальцы следует сжать в кулак, а затем по очереди их выпрямлять, начиная с мизинца. Указательный и большой палец, остаются в согнутом положении и объединяются в кольцо, а выпрямленными пальцами нужно делать быстрые движения.
- Осьминожки. Правая и левая рука передвигаются по морскому дну, медленно перемещая пальцы-щупальца. Как только два осьминога увидят друг друга, они замирают, после начинают путешествовать вдвоем.
Популярные книги и пособия
Сейчас выпускается множество различной литературы с описаниями упражнений, которые дети могут выполнять с родителями в домашних условиях. Например, хорошие практические рекомендации дает автор Светлана Шанина в своей книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка».
Много увлекательных заданий для дошкольников также предлагается в пособии «Пальчиковые шаги» от автора Е.Ю. Тимофеевой.
Большой популярностью пользуется методика Железновой, которая признана одной из лучших в педагогике. Автор предлагает обучение в игровой форме.
Дети играют в театр, в этом случае каждый пальчик изображает какого-либо персонажа: червяка, улитку, козу, паучка. Обучающая программа также включает в себя песни стишки, музыкальные сказки, массаж и другие эффективные методы, позволяющие активизировать интеллектуальные способности ребенка.
Пальчиковая гимнастика не только позволяет развить мышление и речь малыша, но и предоставляет прекрасную возможность установить с ним более близкий контакт
Когда родители сажают ребенка на колени, ласково разговаривают с ним и в игровой форме проводят различные упражнения, он получает массу впечатлений, столь важных для его умственного и эмоционального развития.
https://www.baby.ru/lines/
Источник
Пальчиковые игры – это серьезно!
Большую роль при работе с дошкольниками играют пальчиковые игры. Пальчиковыми играми, или зарядкой для пальцев, называют разнообразные игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Кроме того, они позволяют лучше расслабить мелкие мышцы рук после длительных занятий: рисования, письма, лепки и т.п. Это особенно необходимо дошкольникам, чьи мелкие мышцы рук очень плохо развиты. Как правило такие упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Также можно использовать сказки, забавные истории. Пальчиковые игры также развивают творческое воображение, умение правильно ориентироваться в пространстве. Различать низ и верх, правую и левую сторону и т. п. Многое зависит от разнообразия текстов, используемых при проведении пальчиковых игр:можно использовать любое стихотворение, в котором есть перечисление, и особенно – те стишки, в которых перечисляется пять предметов(по количеству пальцев). Главное, чтобы стишок был интересным и информативным, чтобы он чему – то учил ребенка.
Пальчиковые игры на осеннюю тематику:
«Осень»
Раз, два, три, четыре, пять, Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать, Ребенок сжимает и разжимает кулачки.
Листья березы, листья рябины, Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.
Листья у тополя, и у осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет соберем.
«Пять грибов»
Топ-топ – пять шагов, Ребенок «шагает» пальчиками по столу.
В туесочке пять грибов. Ребенок переплетает пальчики обеих рук – это туесок,
большие пальчики ребенок соединяет вместе – ручка.
Мухомор – он красный, На каждую строчку стихотворения ребенок загибает по
Но этот гриб опасный, одному пальчику, начиная с мизинца.
А второй – лисичка
– рыжая косичка,
Третий гриб – волнушка
– розовое ушко,
А четвертый гриб
– сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Кушай его смело.
«Ветер, ветер, ветерок»
Ветер по лесу гулял, Ребенок выполняет ладошками
плавные волнообразные движения.
Ветер листики считал: Ребенок загибает по одному пальчику,
Вот – дубовый, начиная с большого.
Вот – кленовый,
Вот – рябиновый, резной,
Вот – с березки, золотой.
Вот – последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Пальчиковые игры на зимнюю тематику:
«Раз, два, три, четыре, пять…»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
«Серенький зайка»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
«Посмотри: на нашей елке»
Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Висят на ней игру гики —
Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).
«Теремок»
Копаю, копаю лопаткой снежок (имитируем движения),
Построю из снега домок-теремок (над головой из ладошек делаем крышу).
И окна, и двери я вырублю в нем,
Почищу дорожки, посыплю песком.
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»
«Туча-мельница»
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница),
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).
«Белый пух»
Белый пух, снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках (показываем на названные вещи),
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! (щекочем талию)
Кто щекочет — пух!
«Зимой в лесу»
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (показываем большой палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!
Литература:
1. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008.
2. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3.А.Е.Белая, В.И.Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.ООО Издательство «АСТ»М.2000.
Источник
Пальчиковые игры – это серьезно!
Большую роль при работе с дошкольниками играют пальчиковые игры. Пальчиковыми играми, или зарядкой для пальцев, называют разнообразные игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Кроме того, они позволяют лучше расслабить мелкие мышцы рук после длительных занятий: рисования, письма, лепки и т.п. Это особенно необходимо дошкольникам, чьи мелкие мышцы рук очень плохо развиты. Как правило такие упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Также можно использовать сказки, забавные истории. Пальчиковые игры также развивают творческое воображение, умение правильно ориентироваться в пространстве. Различать низ и верх, правую и левую сторону и т. п. Многое зависит от разнообразия текстов, используемых при проведении пальчиковых игр:можно использовать любое стихотворение, в котором есть перечисление, и особенно – те стишки, в которых перечисляется пять предметов(по количеству пальцев). Главное, чтобы стишок был интересным и информативным, чтобы он чему – то учил ребенка.
Пальчиковые игры на осеннюю тематику:
«Осень»
Раз, два, три, четыре, пять, Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать, Ребенок сжимает и разжимает кулачки.
Листья березы, листья рябины, Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.
Листья у тополя, и у осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет соберем.
«Пять грибов»
Топ-топ – пять шагов, Ребенок «шагает» пальчиками по столу.
В туесочке пять грибов. Ребенок переплетает пальчики обеих рук – это туесок,
большие пальчики ребенок соединяет вместе – ручка.
Мухомор – он красный, На каждую строчку стихотворения ребенок загибает по
Но этот гриб опасный, одному пальчику, начиная с мизинца.
А второй – лисичка
– рыжая косичка,
Третий гриб – волнушка
– розовое ушко,
А четвертый гриб
– сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Кушай его смело.
«Ветер, ветер, ветерок»
Ветер по лесу гулял, Ребенок выполняет ладошками
плавные волнообразные движения.
Ветер листики считал: Ребенок загибает по одному пальчику,
Вот – дубовый, начиная с большого.
Вот – кленовый,
Вот – рябиновый, резной,
Вот – с березки, золотой.
Вот – последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Пальчиковые игры на зимнюю тематику:
«Раз, два, три, четыре, пять…»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
«Серенький зайка»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
«Посмотри: на нашей елке»
Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Висят на ней игру гики —
Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).
«Теремок»
Копаю, копаю лопаткой снежок (имитируем движения),
Построю из снега домок-теремок (над головой из ладошек делаем крышу).
И окна, и двери я вырублю в нем,
Почищу дорожки, посыплю песком.
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»
«Туча-мельница»
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница),
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).
«Белый пух»
Белый пух, снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках (показываем на названные вещи),
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! (щекочем талию)
Кто щекочет — пух!
«Зимой в лесу»
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (показываем большой палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!
Пальчиковая игра «Весна» (Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть. (Движения повторяются).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из под старой травки (Ладони сомкнуты «ковшом»).
Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).
А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).
Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
«Весна»
«Кап-кап-кап»,- капель звенит, (Хлопаем в ладоши)
Словно с нами говорит. (Хлопаем ладонями по ногам)
Плачут от тепла сосульки (собираем слезы в ладошку)
И на крышах талый снег. (Гладим себя по голове)
А у всех людей весною
Это вызывает смех! (Покружимся вокруг себя и улыбнемся)
«Cолнышко»
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках (показываем ручками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка (ручки наверх, обводим руками себя – «большое солнце»)
Маленькое солнышко я беру руками (показываем маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками (поднимаем руки над головой и смотрим наверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит (показываем руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимаем руки над головой и разводим в стороны)
«Солнышко» – Русская народная закличка
Солнышко, солнышко, (Руки вверх, и поворачиваем кисти рук вправо-влево.)
Выгляни в окошечко. (Приставляем ладонь к глазам)
Где твои детки? (Вытягиваем руки вперед, развернув ладони вверх, и
пожимаем плечами.)
Где малолетки?
Сидят на поветке (Ставим руки «полочкой» перед грудью.)
В соломенной клетке.(Закрываем глаза ладонями, широко раздвинув пальцы.)
Камушки катают, («Катаем» в ладошках)
Собачкам бросают. (Имитируем бросок рукой.)
«Шаловливые сосульки»
Шаловливые сосульки (Складываем ручки щепоткой и острым концом
показываем вниз по очереди каждой рукой)
Сели на карниз. (Садимся на корточки.)
Шаловливые сосульки (Так же)
Посмотрели вниз. (Наклоняем голову.)
Посмотрели чем заняться? (Пожимаем плечами)
Стали каплями кидаться. (Взмахиваем кистями рук одновременно)
Целый день идет трезвон:
Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по очереди.)
«Гроза»
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)
«Ягодки»
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз. С ветки ягодки снимаю Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Обе ладошки складываете перед собой чашечкой. Будет полное лукошко. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой. Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот. Легким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках ‘убегают’ как можно дальше. Я поем еще малинки. (снова кладем ягодку в рот) Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять. (считаем пальчики) Пойду снова собирать. (снова шагаем пальцами).
« Рыбки»
Пальцы обеих рук сложены щепотью. Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок. Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. То сожмутся, На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются. Разожмутся, Пальчики сильно растопыриваются в стороны. То зароются в песке. Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
«Бутон»
Набухай скорей, бутон, (Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон»). Распускай цветок — пион! (Нижние части лодоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».)
« Скачет зайчик»
Пальцы одной руки широко расставлены, пальцем другой руки или маленьким игрушечным зайчиком «скачем» по пальцам в соответствии с текстом. Ловко с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик. Вниз скатился, повернулся И опять наверх ввернулся. Снова вниз и снова вверх, Скачет заяц лучше всех.
«Листочки»
Ты весною видел чудо?
Как из маленький из почки
Появляются листочки.
Сложить ручки в кулачки, а затем, после слова «появляются», резко разжать их растопырив пальчики.
«Кулачок»
Как фасолинки в стручке,
Наши пальцы в кулачке.
Кулачки мы разгибаем
И фасольки рассыпаем.
Раз, два, три, четыре, пять
Собираем все опять.
Согнуть пальцы в кулачок, затем на словах «Кулачки мы разгибаем», быстро раскрыть ладошки, а на словах «Раз, два, три, четыре, пять » по очереди сгибать их, начиная с большого пальца.
«Встреча»
На правой ручке — пальчики.
На левой ручке — пальчики.
Пришла пора им встретиться —
Готовьте чемоданчики.
Поднять раскрытые ладошки вверх и поочередно пальцами правой руки по очереди прикасаться подушечками к пальцам левой руки. Мизинчик к мизинчику, безымянный к безымянному и т.д.
«Замок»
Сцепим пальчики в замок
Чтоб войти чужой не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
Сцепить пальцы двух рук «в замок». на словах «Пустим только…» — ладони разводить в стороны, затем опять быстро соединять.
Литература:
1. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008.
2. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3.А.Е.Белая, В.И.Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.ООО Издательство «АСТ»М.2000.
Источник