С чем связано сексуальное развитие ребенка
Советы дает наш эксперт – врач-психотерапевт Борис Суворов.
После шести уже поздно?
Сексуальность – это то, что присуще каждому человеку с рождения. Она есть даже у новорожденных младенцев. Разумеется, детская сексуальность отличается от взрослой и вовсе не означает готовности вступать в сексуальные отношения. Речь идет о врожденных проявлениях тела и души, связанных с эротическим влечением, присущим человеческому организму так же, как дыхание или пищеварение.
Сексуальное развитие ребенка неотделимо от психического развития, и то, как оно происходит, непосредственно влияет на его сексуальность и психику во взрослом возрасте. Любые сексуальные наклонности, в том числе и сексуальная ориентация, формируются в возрасте до 6 лет. Все серьезные нарушения, которые могут быть в этой сфере, возникают обычно задолго до вступления в подростковый возраст. Вот почему важно вовремя обратить внимание на сексуальное развитие ребенка.
Шаг за шагом
В своем психосексуальном развитии ребенок проходит несколько стадий.
От рождения до 1 года и 2 месяцев или до полутора лет (граница колеблется)
Совсем маленький ребенок, как известно, познает мир через рот – это для него главный источник ощущений. Когда младенец сосет материнскую грудь, он не только ест, но и получает эротическое удовольствие.
Возможные нарушения. Если младенец получает грудь не по потребности – то есть недостаточно или не вовремя, это формирует у него зависимый сексуальный характер. Повзрослев, в любви такой человек сможет быть только «ребенком», постоянно нуждающимся в заботе. Если же грудь дают насильно, у ребенка зарождается склонность к садо-мазохистским отношениям.
Как правильно? Важно, чтобы кормление происходило по потребности ребенка, в атмосфере спокойствия и любви. Если младенец, находясь у груди, проявляет агрессию, ее можно останавливать, но нельзя отвечать ему тем же.
От 1,2 (1,5) до 3 лет
В этом возрасте ребенок начинает активно познавать собственное тело, и то, как происходит отправление его естественных надобностей, вызывает у него закономерный интерес. Сексуальное развитие ребенка на этом этапе зависит от того, как происходит приучение к горшку.
Возможные нарушения. Если приучение к горшку происходит слишком жестко и за «оплошность» малыша всякий раз наказывают или стыдят (что еще хуже), в его характере могут появиться или усилиться мазохистские черты. Если же ребенка вообще не знакомят с горшком и никак не направляют – из-за отсутствия ограничений формируется, наоборот, склонность к агрессивному, деструктивному поведению или даже к садизму.
Как правильно? Приучать к горшку ребенка нужно, но ненавязчиво, без спешки, спокойно и доброжелательно.
От 3 до 6 лет
Ребенок продолжает исследовать собственное тело. Он осознает свой пол и начинает обращать внимание на противоположный. Первый предмет влюбленности возникает в семье. Для мальчиков таким объектом становится мама, для девочек – папа. Родитель своего пола временно воспринимается ребенком, как соперник. В это время от мальчиков нередко можно услышать слова о том, что они хотят «жениться на маме», а от девочек – фантазии о союзе с папой.
Возможные нарушения. Некоторые родители пугаются эротических проявлений ребенка или начинают всерьез ревновать к нему супруга, забыв, что, проявляя свое детское влечение к папе или маме, малыш ничего «такого» в виду не имеет. Другие, наоборот, легкомысленно смеются над ребенком, не понимая, что он испытывает настоящие и довольно сложные чувства. Если ребенка подвергать насмешкам или осуждению, в будущем это сильно осложнит ему сексуальную жизнь.
Как правильно? На этом этапе чрезвычайно важно постоянное присутствие в жизни ребенка обоих родителей. К чувствам ребенка необходимо отнестись внимательно и серьезно. При этом важно сразу ему объяснить, что папа и мама его любят, но дети на родителях не женятся и замуж за них не выходят. Ребенок должен понять, что папа будет с мамой, а мама – с папой, а сам он, когда вырастет, будет с кем-нибудь другим. Сторонникам совместного сна следует учесть, что ребенку старше 3 лет уже не стоит спать под одним одеялом с родителем противоположного пола.
От 6 лет до начала полового созревания
Жизнь ребенка выходит за пределы семьи, он больше общается со сверстниками. Если раньше преобладал интерес к собственному телу, то теперь возникает интерес к телу других и самопознание продолжается путем сравнения себя с другими. Случаются влюбленности в сверстников и учителей. Ребенок начинает интересоваться мужскими и женскими ролями, а также тем, как устроены сексуальные отношения.
Возможные нарушения. Главный вред ребенку на этом этапе может принести отсутствие доверительных отношений с родителями, особенно с родителем своего пола. Насмешки, осуждение или невнимание вынуждают маленького человека замкнуться в себе и остаться наедине со своими вопросами, что в дальнейшем, безусловно, осложнит ему жизнь.
Как правильно? В этом возрасте ребенок утверждается в ощущении себя мальчиком или девочкой, поэтому тут для него в первую очередь важен надежный и эмоционально теплый контакт с родителем (или другим старшим родственником) своего пола, которому можно довериться и принести все свои вопросы и проблемы.
Разговаривать с детьми о сексе можно и нужно уже лет с 6–7. Существуют специальные издания, рассчитанные на разный детский возраст. Но важно понять, что это не литература для детей, а учебные пособия для родителей. Они созданы не для того, чтобы родитель мог, избежав неудобного разговора, молча подсунуть ребенку книжку, но чтобы он просмотрел ее сам, а потом поговорил с ребенком на основании прочитанного.
Половое созревание
С ним развитие детской сексуальности заканчивается. Все сексуальные особенности человека к этому моменту уже сформировались. В это время родители опасаются, что их большой ребенок начнет искать сексуальные приключения. Если подобное случается, то это говорит не о сексуальности, проснувшейся раньше времени (как мы знаем, она свойственна человеку с рождения), а о психологическом неблагополучии, которое было заложено раньше. Это значит, что ребенок чувствует себя одиноким в семье, ему не хватает понимания и любви, которые он и пытается таким радикальным способом найти «на стороне».
Самое главное. Главное условие того, что ребенок будет развиваться нормально и в будущем сможет создать счастливую семью, – присутствие в его жизни любящих и понимающих взрослых.
Читайте в соцсетях!
Источник
Новорожденные. Слияние с матерью
Сексуальность есть уже у новорожденных. Прикосновение к эрогенным зонам явно доставляет им удовольствие. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за кормлением грудью, при котором, как заметил английский врач и психоаналитик Дональд Вудс Винникотт (Donald Woods Winnicott) , важен не столько прием пищи, сколько общение*. Когда ребенок находился еще в утробе матери, они представляли собой удивительную диаду: два организма с общей физиологией и общими психическими проявлениями. Все эмоции, которые испытывала мать, испытывал и малыш в ее животе, так как у них было общее кровообращение и к нему попадали биологически активные вещества, вырабатываемые при тех или иных эмоциях. Кроме того, он чувствовал, как у матери меняется частота сердечных сокращений, дыхание, артериальное давление… Специалист по трансперсональной психологии и холотропному дыханию Станислав Гроф (Stanislav Grof) назвал внутриутробное состояние «матрицей рая», который ребенок с ужасом покидает при рождении и в который он бессознательно стремится попасть всю оставшуюся жизнь**.
Все эти сведения имеют прямое отношение к сексуальности. «В бессознательном человека на всю жизнь остается стремление к восстановлению первичного состояния, лучшего из всех, а именно — внутриутробного существования»***. Частичное восстановление незримой связи матери и ребенка, способствующее снижению его страха перед неизвестным окружающим миром, достигается, по мнению Дональда Винникотта, благодаря заботе, которой мать окружает младенца (включая и грудное вскармливание). При кормлении грудью происходит стимуляция оральной эрогенной зоны, поэтому у многих мальчиков в этот момент может наступить эрекция, подобное возбуждение испытывают и девочки. Новорожденный и грудной ребенок при насыщении не перестает сосать грудь матери, «играет» с ней, а также испытывает потребность сосать соску или собственный палец.
Позже, когда диада «мать-ребенок» распадется, ребенок будет искать того, с кем мог бы слиться, переступив телесные границы. «Единственная реальная возможность восстановления первичного удовольствия дана в сексуальном контакте, — объяснял Отто Ранк, — то есть в частичном и чисто телесном возвращении в утробу».
Игорь Добряков — кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Член редакционных советов журналов «Перинатальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Детская медицина Северо-Запада». Автор десятков научных работ, а также соавтор книг «Развитие личности ребенка от рождения до года» (Рама Паблишинг, 2010), «Детская психиатрия» (Питер, 2005), «Психология здоровья».
Самоудовлетворение младенцев?
Уже у младенцев как мужского, так и женского пола область гениталий является эрогенной, с ней связаны специфические положительные ощущения и эмоции. Это нужно учитывать при уходе за ребенком, обращаться с его гениталиями очень деликатно, избегая стимуляции. Нередко малыши сами начинают стимулировать себя. Родители (а порой и врачи) не понимают, что происходит…
Если при стимуляции области гениталий у мальчика возникает эрекция, мать может решить, что ребенок хочет писать. Однако в силу особенностей мужской физиологии при эрекции мочеиспускание очень затруднено, а чаще просто невозможно.
Девочки очень рано могут испытывать положительные ощущения и эмоции от прикосновения к их половым органам. Сделав это открытие, они могут и сами начать периодически раздражать доступными способами эти эрогенные зоны. Чаще всего девочки скрещивают ножки, начинают совершать стереотипные движения, приводящие к трению бедер друг о друга. При этом взгляд у них становится отрешенным, отвлечь их от этого приятного занятия бывает трудно, а если все-таки удается, то они начинают плакать. Доктора далеко не всегда правильно квалифицируют симптомы, часто объясняя происходящее тем, что ребенка «мучают газы». В этом случае маме советуют соблюдать диету, девочке предписывают давать укропную воду, делать массаж животика или даже воспользоваться газоотводной трубочкой. Последнее средство только способствует закреплению и учащению беспокоящих родителей явлений.
С чем они связаны? Дело в том, что роды — это гормональная буря. В кровь женщины поступает большое количество как мужских, так и женских половых гормонов. Высокое содержание в крови девочек полученных от мамы мужских половых гормонов чаще всего и вызывает такие попытки самоудовлетворения. Гормональный фон достаточно быстро стабилизируется, все проходит «само». Неправильные действия взрослых (поиски того, что «мешает» девочке, чрезмерные и ненужные подмывания, атмосфера тревоги) могут способствовать закреплению детских сексуальных проявлений. Из-за высокого содержания в крови девочек женских половых гормонов у некоторых из них могут появиться кровянистые выделения — они тоже быстро проходят без всякого лечения.
Снизу все в порядке, а вот сверху…
Повышенное количество в крови материнских женских гормонов и у мальчиков, и у девочек приводит к набуханию небольших (размером с горошину) молочных железок. У девочек это явление обычно воспринимается родителями адекватно, волнений не вызывает. Родители мальчиков при этом часто начинают беспокоиться. Однажды ко мне на прием пришли очень встревоженные родители и принесли маленького сына. Они высказали подозрение, что он гермафродит. Это тяжелое, к счастью очень редкое заболевание, при котором у человека в наличии есть одновременно и мужские, и женские половые органы. Я уже стал думать о том, к кому из опытных коллег можно обратиться с просьбой о консультации такого больного, но, внимательно осмотрев ребенка, обнаружил, что у мальчика были совершенно правильно сформированные мужские половые органы. На мой вопрос о причинах сомнений в нормальном развитии сына отец печально ответил: «Снизу у него все нормально, но сверху — грудь растет!» Сейчас большинство родителей знают о таком явлении, как нагрубание молочных железок у новорожденных, которое не требует никаких специальных мер. К сожалению, и сейчас приходится сталкиваться с тем, что грудь зачем-то начинают массировать, прикладывать разные компрессы, втирать мази… При этом есть риск занесения инфекции, возникновении мастита.
Отлучение от груди — отделение от матери
Мама и маленький ребенок представляют собой диаду, характеризующуюся стертостью физических и психических границ этих двух людей. Это находит отражение в том, что мама, поглощенная заботой о малыше, часто использует местоимение «мы» («мы хотим кушать?» «Мы покакали…»). Нередко при этом женщина начинает меньше обращать внимания на мужа, что приводит к ухудшению супружеских отношений, появлению ревности отца к ребенку.
Грудное вскармливание в большинстве случаев продолжается примерно 1–1,5 года. Грудное молоко прекрасно усваивается организмом ребенка и исключительно полезно во всех отношениях. Однако слишком длительное (более 1,5–2 лет) кормление грудью препятствует процессам сепарации ребенка от матери, становлению его личности. Часто кормление грудью нужно не столько ребенку, сколько матери, которой не хочется, чтобы он взрослел, становился независимым от нее. Иногда кормление является для женщины бессознательным способом сводить к минимуму интимные отношения с мужем.
Для нормального развития ребенка необходимы гармоничные супружеские отношения его родителей, своевременное (около трех лет) прекращение диадных отношений, признание родителями права ребенка на самостоятельность, уважение его физических (телесных) и психических (душевных) границ.
Новые ощущения
После прекращения кормления грудью происходит смещение основных сексуальных ощущений с ротовой области на анальную. После года ребенок из беззащитного, неспособного к самостоятельной жизни, зависимого от матери существа превращается в человека, стремящегося к автономии. Он уже может самостоятельно перемещаться, исследовать окружающий мир, начинает овладевать речью. У него развита моторика, он хорошо координирован. Одним из последних важных достижений этого периода является умение управлять не только руками и ногами, но и внутренними органами.
В этот период родители активно начинают обучать ребенка пользоваться горшком, что, по сути, является первым требованием соответствия поведения ребенка социальной норме. При этом модель родительско-детских отношений строится либо по типу конфронтации, либо по типу сотрудничества и взаимопонимания. Любопытно, что родители, добившиеся от ребенка беспрекословного подчинения, впоследствии нередко бывают недовольны тем, что он всегда оказывается ведомым, не проявляет инициативы, лишен лидерских качеств и амбиций.
Гордость за способность управлять своим телом и радость от овладения навыком опрятности подкрепляются приятными ощущениями, которые доставляют ребенку чувственное удовольствие. Большую роль также играет одобрение такого правильного поведения мамой и другими близкими. Правда, иногда реакции взрослых малышу непонятны. Привыкнув к тому, что родители поощряют его за умение «терпеть», пользоваться горшком и оставаться чистым, ребенок недоумевает, а иногда и протестует, если его наказывают за повседневные «аварии», на которые раньше взрослые не особенно обращали внимание. Пока ребенок учится справляться со своими эмоциями, он может капризничать, упрямиться, даже вести себя агрессивно, у него может быть иногда неустойчивое настроение, но со временем это проходит.
У взрослых людей анальная область также является важной эрогенной зоной. Фрейд даже описал «анальный характер», которому присуще «постоянное наличие трех составляющих: аккуратности, экономности и упорства»****. Любопытно, что именно родители с такими характерологическими особенностями, как правило, сильно озабочены проблемой приучения ребенка к горшку. Они очень рано начинают прививать навыки опрятности. Чаще всего это приводит к обратному результату. У детей, чьи родители не имеют таких особенностей характера, освоение навыков опрятности происходит быстро и почти незаметно.
К трем годам заканчивается существование диады «мать-ребенок». Важным признаком этого рубежа является переход ребенка от называния себя в третьем лице к первому. Раньше он говорил: «Петя пойдет…», «Петя хочет…», теперь начал использовать местоимение «я»: «Я хочу!», «Мне дай!» В речи все чаще появляется знаменитое «Я сам!» С этого времени он уже начинает не просто повторять за взрослыми слова «мальчик» и «девочка», «мужчина» и «девочка», а понимать, что все человечество делится на две группы по половому признаку, что мама принадлежит к женской половине, а папа к мужской, что сам он также носитель определенного пола. Наступает следующая стадия психосексуального развития — фаллическая.
* Д. Вудс Винникотт «Маленькие дети и их матери» (Класс, 1998).
** С. Гроф «За пределами мозга» (Издательство Трансперсонального института, 1993).
*** О. Ранк «Травма рождения» (Аграф, 2004).
**** А. Фрейд, З. Фрейд «Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов» (В.-Е. Институт психоанализа, 1997).
Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.
Источник
Автор статьи:
Назарьев Николай Васильевич
, нарколог, психиатр, сексолог, физиотерапевт
Сексуальность присуща каждому человеку с рождения. Она есть даже у новорожденных младенцев. Разумеется, детская сексуальность отличается от взрослой и вовсе не означает готовности вступать в сексуальные отношения. Речь идет о врожденных проявлениях тела и души, связанных с эротическим влечением, свойственным человеку так же, как дыхание или пищеварение.
Сексуальное развитие ребенка неотделимо от психического развития. То, как оно проходит, непосредственно влияет на сексуальность и психику во взрослом возрасте. Любые сексуальные наклонности, в том числе и сексуальная ориентация, формируются в возрасте до 6 лет. Все серьезные нарушения возникают обычно задолго до вступления в подростковый возраст, поэтому столь важно вовремя обратить внимание на сексуальное развитие ребенка.
Психосексуальное развитие ребенка включает несколько стадий.
От 0 до 1,2 (1,5) лет
Совсем маленький ребенок познает мир через рот. Именно рот — главный источник ощущений младенца. Когда малыш сосет материнскую грудь, он не только ест, но и получает эротическое удовольствие.
Возможные нарушения
Зависимый сексуальный характер формируется, если младенец получает грудь не по потребности (недостаточно или не вовремя). Повзрослев, в любви такой человек сможет быть только «ребенком», который постоянно нуждается в заботе. Склонность к садо-мазохистским отношениям зарождается, если грудь дают насильно.
Как правильно?
Важно, чтобы кормление происходило в атмосфере спокойствия и любви и по потребности ребенка. Если младенец, находясь у груди, проявляет агрессию, ее можно останавливать, но нельзя отвечать ему тем же.
От 1,2 (1,5) до 3 лет
В этом возрасте ребенок начинает активно познавать собственное тело. Процесс отправления его естественных надобностей вызывает у него закономерный интерес. Сексуальное развитие ребенка на этом этапе зависит от того, как происходит приучение к горшку.
Возможные нарушения
Если приучение к горшку происходит слишком жестко и за «оплошность» малыша всякий раз наказывают или стыдят (что еще хуже), в его характере могут появиться или усилиться мазохистские черты. Если же ребенка вообще не знакомят с горшком и никак не направляют, из-за отсутствия ограничений формируется наоборот склонность к агрессивному, деструктивному поведению или даже к садизму.
Как правильно?
Приучать к горшку ребенка нужно, но ненавязчиво, без спешки, спокойно и доброжелательно.
От 3 до 6 лет
Ребенок продолжает исследовать собственное тело. Он осознает свой пол и начинает обращать внимание на противоположный. Первый предмет влюбленности возникает в семье. Для мальчиков таким объектом становится мама, для девочек – папа. Родитель своего пола временно воспринимается ребенком, как соперник. В это время от мальчиков нередко можно услышать слова о том, что они хотят «жениться на маме», а от девочек – фантазии о союзе с папой.
Возможные нарушения
Некоторые родители пугаются эротических проявлений ребенка или начинают всерьез ревновать к нему супруга, забыв, что, проявляя свое детское влечение к папе или маме, малыш ничего «такого» в виду не имеет. Другие, наоборот, легкомысленно смеются над ребенком, не понимая, что он испытывает настоящие и довольно сложные чувства. Если ребенка подвергать насмешкам или осуждению, в будущем это сильно осложнит его сексуальную жизнь.
Как правильно?
На этом этапе чрезвычайно важно постоянное присутствие в жизни ребенка обоих родителей. К чувствам ребенка необходимо отнестись внимательно и серьезно. При этом важно сразу ему объяснить, что папа и мама его любят, но дети на родителях не женятся и замуж за них не выходят. Ребенок должен понять, что папа будет с мамой, а мама – с папой, а сам он, когда вырастет, будет с кем-нибудь другим. Сторонникам совместного сна следует учесть, что ребенку старше трех лет уже не стоит спать под одним одеялом с родителем противоположного пола.
От 6 лет до начала полового созревания
Жизнь ребенка выходит за пределы семьи. Он больше общается со сверстниками. Если раньше преобладал интерес к собственному телу, то теперь возникает интерес к телам других. Самопознание продолжается путем сравнения себя с другими. Случаются влюбленности в сверстников и учителей. Ребенок начинает интересоваться мужскими и женскими ролями, а также тем, как устроены сексуальные отношения.
Возможные нарушения
Главный вред ребенку на этом этапе может принести отсутствие доверительных отношений с родителями, особенно с родителем своего пола. Насмешки, осуждение или невнимание вынуждают маленького человека замкнуться в себе и остаться наедине со своими вопросами, что в дальнейшем, безусловно, осложнит ему жизнь.
Как правильно?
В этом возрасте ребенок утверждается в ощущении себя мальчиком или девочкой. В первую очередь становится важен надежный и эмоционально теплый контакт с родителем (или другим старшим родственником) своего пола, которому можно довериться, задать все личные вопросы, с кем можно обсудить любые проблемы.
Разговаривать с детьми о сексе можно и нужно уже лет с 6–7. Существуют специальные издания, рассчитанные на разный детский возраст. Но важно понять, что это не литература для детей, а учебные пособия для родителей. Они созданы не для того, чтобы родитель мог, избежав неудобного разговора, молча подсунуть ребенку книжку, но чтобы он просмотрел ее сам, а потом поговорил с ребенком на основании прочитанного.
Половое созревание
С ним развитие детской сексуальности заканчивается. Все сексуальные особенности человека к этому моменту уже сформировались. В это время родители опасаются, что их большой ребенок начнет искать сексуальные приключения. Если подобное случается, то это говорит не о сексуальности, проснувшейся раньше времени (она свойственна человеку с рождения), а о психологическом неблагополучии, которое было заложено раньше. Это значит, что ребенок чувствует себя одиноким в семье, ему не хватает понимания и любви, недостаток которых он и пытается таким радикальным способом найти на стороне.
Самое главное
Главное условие того, что ребенок будет развиваться нормально и в будущем сможет создать счастливую семью, присутствие в его жизни любящих и понимающих взрослых.
Запись на прием к врачу-сексологу
Для уточнения подробностей, пройдите консультацию квалифицированного специалиста в клинике «Семейная».
Чтобы уточнить цены на прием врача-сексолога или другие вопросы пройдите по ссылке ниже:
Источник