С чего начинается развитие ребенка
Когда уже пора?
На самом деле понятие «раннее развитие» очень условное. Ребенок развивается с самых первых дней жизни, причем за первый год он осваивает столько, сколько ни за один другой период времени — учится смотреть, слышать, произносит первое слово, начинает ползать, садится, встает на ножки и идет. Представляете, какая колоссальная работа и всего за какие-то 12 месяцев? По сути дела, самый главный способ развить малыша — это просто помочь ему проделать эту работу. Разговаривать с ним, петь песенки и читать стишки, улыбаться в ответ на его улыбки, показывать все, что может быть ему интересно, в общем, делать его жизнь полноценной даже в тот период, когда он не может еще осмыслить происходящего. Занятия могут подстраиваться по ритм жизни ребенка — ничего страшного от этого не случится, ведь родители интуитивно чувствуют, что нужно их малышу в тот или иной период времени. Но все-таки большинство мам и пап предпочитают придерживаться какой-либо развивающей методики. Во-первых, это проще, т.к. вам не нужно будет ломать голову над тем, чтобы придумать очередную «развивалку», а во-вторых, практика показывает, что современные методики развития дают отличный результат.
Выбираем методику
Научно доказано, что в первые годы жизни количество нейронных связей в мозге ребенка в два раза превышает количество связей у взрослого человека. Если в первые три года эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому основа любой развивающей методики — активизация мозговой деятельности ребенка. Но тем не менее, у каждого метода развития есть свои нюансы. О них и поговорим.
Методика Монтессори
Главный принцип: «Помогите ребенку сделать это самостоятельно!»
С какого возраста применяют: с 8 месяцев при участии мамы и педагога, с 3 лет с педагогом и самостоятельно.
В чем суть? Дети учатся и познают мир в удобном им темпе и в индивидуальном порядке при помощи специальных материалов, разработанных автором методики. Единых программ нет, главное, чтобы ребенок гармонично развивался и ему было интересно двигаться вперед.
Метод Глена Домана
Главный принцип: интеллект определяет бытие
С какого возраста применяют: с 3 месяцев
В чем суть: все подчинено интеллектуальному развитию ребенка — от работы со специальными карточками до особых комплексов физических упражнений. Чем раньше ребенок начнет тренировать память и внимательность, тем легче ему будет учиться в будущем и тем больше он сможет освоить.
Методика профессора Лазарева
Главный принцип: ни дня без сюрприза
С какого возраста применяют: с рождения
В чем суть: современный метод, разработанный профессором Михаилом Лазаревым — доктором медицинских наук и музыкантом. Лазарев доказал, что если правильно сочетать обучение и музыку, то ребенок будет гораздо быстрее осваивать любую информацию. Для того чтобы занятия по методике Лазарева нравились не только мамам и папам, но и малышам, была разработана серия специальных развивающих наборов Bimbasket.
Развивающий набор Bimbasket – это коробка с симпатичными игрушками и обучающими материалами, а также специальными карточками, для того чтобы родители могли самостоятельно заниматься с малышом. Особое преимущество заключается в том, что все наборы составлены индивидуально, в зависимости от возраста ребенка. Любой родитель может заказать такой набор и развивать малыша самостоятельно, не тратя время и деньги на походы по центрам раннего развития. Продолжительность одного занятия – не более 30 минут в день, поэтому карапуз попросту не успеет заскучать или, тем более, устать. Когда один набор будет полностью освоен, можно заказать следующий.
Источник
Думаю, что вы, психологи, родители, педагоги, слышали: каждый человек по природе априори способный. Вот только почему одни действительно проявляют свою талантливость, а другие свою обычность?
Порассуждаю об это на примере трех детей.
Один ребенок по своей природе такой здоровый и замечательный родился, получил 8-10 баллов по Апгар1, из роддома выписали домой.
Второй ребенок получил длинный список диагнозов и печальные прогнозы в первый же час от роду, был направлен из роддома в специальную клинику.
Третий ребенок такой же, как и второй и направлен туда же. Только с одним отличием. Мама.
Его мама за день звонила от 5 раз кому-то и рассказывала длинную эпопею о том, какая она несчастная, какой ребенок больной, повторяла все диагнозы. Соседкам в палате она об этом жаловалась от 3 раз в день. Как правило, после каждого взвешивания малыша. За завтраком, обедом и ужином – случайным соседкам по отделению – тоже.
Чем ее история завершилась – знать не могу. Пессимисты мне всегда мало нравились.
Мама второго ребенка была полной противоположностью. Да, она звонила, отвечала на звонки, говорила, что с ребенком в больнице. А вот любопытным говорила не о том, как она несчастна, какие диагнозы у ребенка. Она говорила о том, какой ребенок смышленый, какие успехи делает.
«Ты представляешь, ей только 5 дней, а она уже бутылочку сама держит!»
«О, да она сама стала с вечера до утра спать, а ведь ей только неделя!»
«Она знает, где лево и право! Говорю ей ногу правую поднять. Она правую поднимает. Прошу левую руку вверх сделать – левую поднимает. Вот это сообразительность!»
Мама первого малыша замечала успехи сына. Делала она это не так рьяно, как вторая. Может потому, что ребенок здоров и ей не требовалось отмечать для себя нормальность и развитость ребенка. Может потому, что многое как данность воспринимала. Может потому, что достижения для нее – это более значимые действия.
Вот только результаты детей уже с года разительно стали отличаться. Например, один из них мог в 7 месяцев забираться по лестнице-перекладине самостоятельно, висеть на турнике от 1 минуты без поддержки.
Как вы думаете, какой ребенок это был? Здоровый и с минимальным замечанием достижений или второй с множеством диагнозов и огромным значением каждому достижению?
Если вы проходили упражнение «Дневник успехов», то однозначно ответите правильно. Второй ребенок оказался впереди.
Да, одного только замечания успехов и достижений ребенка – этого мало для того, чтобы наладить его здоровье. Необходимы и действия родителей в этом направлении. Однако, без отслеживания успехов ребенка результат его развития идет медленнее. Мало что-то развивать. Важно видеть получаемое изменение. Важно видеть подтверждение, фиксировать его где-то. Озвучивать ребенку. Учить его радоваться получаемому. Сам по себе ребенок этому не научится. В этом ему могут помочь родители.
Если вы замечаете достижения своего ребенка с самого рождения, то ваш ребенок весьма успешен. Знание своих сильных сторон помогает ему в обучении. Если вы это начали делать несколько позже, то замечайте результат. Он вас обязательно порадует.
Я, мама второго ребенка, вам гарантию даю!
Замечать достижения детей – это минимальная база для их успешного развития. И это под силу каждому родителю!
1 Апга́р, Шкала́ Апга́р — система быстрой оценки состояния новорождённого.
На 27-м ежегодном конгрессе анестезиологов (1952) американская врач-анестезиолог Вирджиния Апгар впервые официально представила разработанную ею систему оценки состояния новорождённого на первых минутах жизни. Это простой метод для начальной оценки состояния ребёнка с целью выявления необходимости реанимационных процедур.
Шкала предполагает суммарный анализ пяти критериев, каждый из которых оценивается целочисленно в баллах от 0 до 2 включительно. Результат оценки может быть в диапазоне от 0 до 10.
Шкала Апгар является одним из трёх параметров, наряду с весом и ростом, которые сообщают родителям новорождённого. (Википедия)
Источник
Сегодня мы переживаем бум идей раннего развития детей. Вырастить нового «Моцарта» или «Ломоносова»? Конечно, хочется!
Но есть два важных вопроса:
- насколько это нужно самому ребенку,
- и как вообще понять, есть ли у двухлетнего малыша потенциал этого самого «Ломоносова»?
ЗА раннее развитие
Убеждение, что развитием малыша нужно начинать заниматься с самого рождения, возникло после выхода известной книги Масару Ибука «После трех уже поздно».
Его идея логична и проста: те навыки, которыми взрослые овладевают с трудом, для детей не представляют особой сложности. Маленький ребенок ничего не знает о том, что сложно, а что просто. Русский или китайский язык? Музыка Бетховена или детские песенки? Для него ново все! И он готов познать и освоить это.
Согласно современным исследованиям, к трем годам развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Соответственно, развитием нужно заниматься ДО ТРЕХ ЛЕТ, чтобы раскрыть потенциальные возможности ребенка.
Насколько же рано следует начинать заниматься развитием ребенка?
Новейшие исследования показали, что ребенок способен учиться (!!) еще до рождения. Стремительный рост в утробе матери – период наиболее стремительного развития!
Второй по интенсивности развития период – от рождения до трех месяцев. Как только малыш появляется на свет, он начинает активно познавать мир. Специалисты уверены: чтобы получить от этого важнейшего периода как можно больше, поддерживать развитие ребенка нужно с самого рождения.
ПРОТИВ раннего развития
Многие современные психологи и педагоги считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе малыша, и более естественно предоставить его самому себе.
Под влиянием таких идей многие родители сознательно следуют принципу «оставить в покое»… По крайней мере, до школы. Но как только ребенок идет в первый класс, ласковая мама превращается в грозного диктатора. Мол, школа – это уже серьезно, это время правил и требований.
Ко мне часто приводят таких детишек – первоклашек, которые искренне не понимают, что же изменилось в этом мире, откуда и зачем такое количество ограничений? Чего от них хотят?
Кто ошибается?
Ошибаться могут как сторонники, так и противники идеи раннего развития – когда начинают впадать в крайности.
Первым следует помнить, что задача родителей – вырастить не второго Леонардо да Винчи, а счастливого и успешного человека.
А вторым важно осознавать, что воспитание должно быть последовательным.
Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление в более позднем, может погубить юный талант и вызвать сопротивление, нежелание развивать свои природные данные.
Как детский психолог я – ЗА развитие.
Не раннее, не позднее, в своевременное!
За развитие, которое способствует бережному развитию интеллекта.
Ищем «золотую середину»
Случаи, когда у 3-5-летнего ребенка уже явно видны таланты, скорее редкость, чем правило. Руководствуйтесь в первую очередь желанием малыша. Главное, что он получит от нового занятия удовольствие и радость. Пусть не будет великих побед. Порой возможность попробовать себя в разных областях, понять, какое занятия по душе, – гораздо ценнее.
Не нужно перезагружать ребенка кружками и секциями!
Помните о двух «золотых» правилах по организации нагрузки:
- Для детей до 8 лет – не более 3-х секций в неделю.
- Рекомендуемое время для занятий – не более 2-3 часов в сутки.
Итак, формула успеха такова.
Отсутствие крайностей + талант + общий язык с ребенком
=
ГАРМОНИЧНАЯ И СЧАСТЛИВАЯ ЛИЧНОСТЬ.
В чем не стоит опаздывать?
Не стоит спешить «развивать» ребенка, а вот заботиться о его образовании следует заблаговременно. При постоянном росте цен на обучение в вузах и повышающейся ценности высшего образования – копить на него нужно начинать уже сейчас.
В первую очередь, я бы обратила внимание на программы, которые в настоящее время предлагают банки.
Например, с сентября 2018 года в Сбербанке появился новый продукт накопительного страхования жизни. Он называется «Билет в будущее»1. Подробнее об этом можно почитать здесь: https://ticket.sberbank-insurance.ru/.
Я же выделю основные моменты.
«Билет в будущее» – программа для тех, кто хочет накопить на обучение ребенка в вузе.
Схема вполне комфортная:
- сроки программы – от 5 до 17 лет;
- минимальный размер капитала, который можно накопить через страховую программу, составляет 250 000 рублей;
- ежемесячный взнос по полису начинается от 2000 руб. в месяц, при этом размер взноса можно выбрать самому – в зависимости от своих финансовых возможностей и ожиданий;
- периодичность взносов также можно подобрать индивидуально: единовременно или ежегодно, ежеквартально, ежемесячно.
Кстати, в рамках этой программы можно воспользоваться услугами персонального образовательного консультанта2, который поможет подобрать курсы, спортивные секции, информацию по вузу. К нему можно обращаться неограниченное количество раз.
И еще один важный момент. По «Билету в будущее» можно оформить социальный налоговый вычет3 в размере 13% от суммы оплаченных ежегодных взносов по договору (но не более 15 600 руб. в год). При оформлении вычета клиент может воспользоваться услугой «налогового консультанта», который поможет заполнить декларацию З-НДФЛ и расскажет какие документы потребуются, чтобы вернуть налог.
Дорогие родители, надеюсь, информация в данной статье оказалась полезной для вас.
Позаботьтесь о будущем ваших детей уже сейчас. И пусть ваши сыновья и дочери будут счастливыми и успешными!
Елена Хамитова
детский психолог
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ибука М. После трех уже поздно. – 6-е изд., испр., с предисловием Макото Ибуки. – М.: Альпина нон-фикшн. 2015. — С. 7-34.
2. Суркова Л. Всё о детях в одной книге. – М.: АСТ, 2016. – С.259-263.
3. Уорнер П. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет. – М.: Альпина нон-фикшн, 2014. – С. 11-17.
1 «Билет в будущее» программа накопительного страхования жизни. Страховую услугу оказывает ООО СК «Сбербанк страхование жизни», лицензия на осуществление страхования СЖ №3692 (вид деятельности — добровольное страхование жизни), выдана Банком России без ограничения срока действия. Адрес: 115162, ул.Шаболовская 31Г, сайт: www.sberbank-insurance.ru, тел.: +8 800 555 5595 (бесплатно для звонков по России).
2Персональный образовательный консультант — это образовательный консультант, который поможет найти необходимую информацию по детским мероприятиям: -предоставит информацию по детским учебным заведениям и условиям поступления: дошкольные учреждения, школы, высший учебные заведения.
Услугу оказывает АО «Ассист 24, группа Дельта Консалтинг» (адрес: 117415, Москва, ул. Лобачевского 42).
3По программам страхования жизни есть возможность ежегодно получать социальный налоговый вычет в размере 13% (но не более 15 600 руб. в год) от суммы оплаченных взносов (ст. 219 НК РФ).Воспользоваться правом на получение социального налогового вычета смогут страхователи, если договор заключен в пользу самого страхователя и (или) в пользу супруга страхователя (в том числе вдовы, вдовца), родителей страхователя (в том числе усыновителей), детей страхователя (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством).
* На правах рекламы
Источник
Вопросам раннего развития многие родители сегодня уделяют большое внимание. И при этом нередко доходят до крайностей, вешая над кроватью месячного ребенка буквы и слоговые таблицы. Другие же, напротив, не зная, с чего начать развитие ребенка, ждут чуть ли не до самого школьного возраста, полагая, что и в садике, и в школе дети преспокойно научатся всему, что от них требуется. Однако не стоит путать обучение чтению, математике, письму, и т.д., и развитие ребенка.
Развитие также предполагает обучение – тем навыкам, психическим процессам, эмоциям, без которых невозможно существование человека в социуме. Подобное обучение начинается, без преувеличения, с рождения ребенка. Он учится взаимодействию с мамой, подает сигналы, на которые она должна отреагировать, сам воспринимает сигналы от нее, и формирование системы «мать-дитя» начинается буквально с первых дней жизни малыша. Ребенок развивается каждый день, даже просто наблюдая за мамой, или слушая ее сказку, рассказанную на ночь.
Для опытной или просто внимательной мамы вопрос, с чего начать развитие ребенка, просто не стоит. Она чутко отслеживает признаки, которые подсказывают ей, что малыш уже готов воспринимать информацию на новом для себя уровне. К примеру, в очередной раз зайдя на прием к педиатру с двухмесячным малышом, она, неожиданно для себя, может обнаружить, что ребенок не сводит глаз с яркого плаката, висящего над пеленальным столиком. Вполне разумным шагом будет приобрести несколько ярких обучающих плакатов, к примеру, с животными или растениями, и развесить их по квартире, периодически обращая на них внимание ребенка.
Увидев, что ребенок начинает издавать первые звуки, можно начать разговаривать с ним, непосредственно обращая внимание на те или иные слова. Особенно хорошо заметна реакция на речь мамы, когда она приближает свое лицо к лежащему ребенку на расстояние около 30-40 см. Ребенок силится повторить, в меру своего умения, те звуки, которые произносит мама, внимательно наблюдая за ее губами. И с каждым днем его «агу» звучит все более уверенно и осознанно, а уже к трем месяцам он может воспроизводить его, что называется, на бис.
Кому-то может показаться странным чтение детских книжек ребенку, которому от роду всего несколько месяцев. Но попробуйте сами – и вы увидите, с каким интересом ребенок разглядывает крупные красочные картинки в книжке. Конечно, на первых порах подобные «занятия» будут длиться всего несколько минут. Но со временем, они войдут в привычку. Не стоит волноваться о том, что ребенок не поймет содержания книги – а он его, конечно, не поймет. Но в первые месяцы жизни для него важно не столько содержание прочитанного, сколько то, что он слышит живые интонации речи мамы или папы, приучается к звукам родного языка. В его памяти откладывается правильное произношение звуков, а сам голос мамы действует на него успокаивающе. Именно «живое» чтение, в отличие от прослушивания сказок в записи, детские психологи считают очень важным для развития у малыша навыков правильного интонирования и закладки способностей к звуковому анализу, от отсутствия навыков которого так страдают многие младшие школьники.
Для кого-то подойдет просмотр развивающих мультфильмов вместе с ребенком. Они очень яркие, красочные, музыкальные и нравятся деткам. Как правило, их просто не отрвать от экранов телевизора или ноутбука.
Не стоит волноваться о том, с чего начать развитие ребенка. Если вы проявляете постоянное внимание к малышу, вы и сами увидите, что ему может оказаться нужным и интересным в том или ином возрасте. Тем более, что сегодня в Интернете имеется столько информации на тему раннего развития. К которой, впрочем, следует подходить без фанатизма, с известной долей осмотрительности.
Источник