С чего начать обучение ребенка раннее развитие
Ирина Чесновакандидат исторических наук, семейный психолог, автор книг для родителей
Содержание:
- Не ждите результата
- Вот оно, раннее развитие!
- Подход к ребенку
- «Бесполезные» игры
Автор книг для родителей рассказывает о своем опыте раннего развития годовалой дочери. Какие развивающие пособия выбрать? Авторам каких методик верить? Как взрослому получать от всего этого удовольствие? И что опасного в увлечении только «развивающими» играми и игрушками?
Не ждите результата
Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать «развивающие пособия»: паззлы для самых маленьких (по 2–4 элемента), пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.
Последние — это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике Монтессори — с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) — с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.
Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, «Противоположности», «В зоопарке», «Цвета и формы», «Изучаю себя»). Затем настал черед «фотоальбомов».
«Фотоальбомы» — это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная «по складам» — в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими («овощи», «одежда», «мебель», «музыкальные инструменты», «дорожные знаки», «породы собак» и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.
Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой «Как дать ребенку энциклопедические знания». Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.
И вот все было готово для занятий. Но… жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три. Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение — на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки… Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире. Я бегала за ней с альбомами: «Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим»… Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.
Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.
Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой — разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки — все это было каким-то… неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.
Я хорошо усвоила предостережения «не растите гения», «не гонитесь за рекордами», «не нагружайте ребенка». Но установка «не ждите реакции и результата» как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать — ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства — вообще никогда.
И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь «ранним развитием» своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной — удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что «так надо», «полезно» и «правильно».
Вот оно, раннее развитие!
…Успехи, как это обычно бывает, стали заметны тогда, когда их уже никто не ждал. В тот самый 1 год и 3 месяца у Даши проснулся «зверский аппетит». Ей стало интересно буквально все — и тематические альбомы в первую очередь. Мы стали изучать их каждый день, по чуть-чуть: я пролистывала странички, называла картинки, а Даша увлеченно слушала. Рейтинг самых популярных тем возглавили животные — домашние и дикие.
Занимаясь с Дашей, я открыла для себя много нового. Например, научилась отличать болонку от пекинеса, узнала, как выглядит камбала и кто такой долгопер… Я вспомнила, что самая длинная река на земле — это Нил, самый большой остров — Гренландия, а самое глубокое, самое чистое да к тому же самое «старинное» озеро — наш Байкал.
И это было только начало! Мой ребенок потом еще не раз помогал мне по-новому взглянуть на привычные вещи и вытащить из закоулков памяти пыльные мешки знаний. В один памятный день я увидела, что Даша сама стала брать альбомы с полочки и рассматривать их. И мое материнское сердце успокоилось окончательно — процесс пошел.
Одновременно с альбомами ребенок «подсел» на всевозможные рамки и вкладыши и похожие на них фанерные игры. (Правильное название — развивающие доски Сегена. Это фанерные планшеты с выемками разной степени сложности: например, несколько одинаковых собачек разного размера; картинка, состоящая из нескольких деталей, и прочее.)
Другим нашим любимым развлечением стала игра в «забавную пирамидку». Это 8 ярких пластмассовых стаканчиков, окрашенных во все цвета радуги, которые можно складывать один в другой или, перевернув вверх дном, строить из них башню-пирамидку. Тут и изучение цветов, размеров, и знакомство с понятиями «больше-меньше».
В тот же самый момент муж уехал в командировку в Венгрию и привез оттуда Даше подарок — большой «логический куб» с множеством отверстий в виде разных геометрических фигур (еще одно название такой игрушки — сортер). В них-то и надо было просунуть подходящие по форме детали. Причем кубик оказался повышенной сложности: помимо банальных круга, квадрата, овала там были дырочки для полукруга, эллипса, прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников, пяти-, шести-, восьми-, десятигранников и даже параллелепипеда.
«Производители случайно ничего не перепутали? — подумалось мне. — Это точно развивающее пособие для детей второго года жизни?»
Каково же было мое удивление, когда, потыкавшись недельки три, Даша стала наполнять «логический куб» на счет раз. Именно тогда я окончательно поверила Масару Ибуке — мозг маленького ребенка имеет практически неограниченные возможности. Нужно только каждый день заниматься с ним «зарядкой».
Подход к ребенку
Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку — девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и… положил его на место.
— Нет, мам, у меня не получится.
— А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, — и я раскрасила девочке шапочку.
Даша ни в какую:
— Нет, у меня не получится.
И тут меня прорвало.
— Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!
Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи «взрослого мира», а тем более взять их на заметку?
Кроме того, поднабравшись опыта в «раннем развитии», я поняла для себя несколько важных вещей:
- Мария Монтессори, супруги Никитины тысячу раз правы, советуя никогда не делать за малыша то, с чем он может справиться сам. Играя с ребенком, ни в коем случае не надо тут же указывать ему на его ошибки и подсказывать, «как надо» и «как правильно». Пусть ошибается, пусть делает так, как считает нужным. Потому что только напрягая свою головку, придумывая собственные способы решения задачи, он научится думать и творить. Только так он вырастет внутренне свободным и уверенным в собственных силах. Хорошо бы эту установку перенести на все остальные сферы жизни ребенка. В будущем он меньше всего будет нуждаться в том, чтобы ему настоятельно советовали, как жить и что делать.
- Если у малыша что-то не получается, и он со злостью отшвыривает игрушку с явным намерением больше никогда к ней не подходить, нужно попытаться минимизировать этот негатив. И еще раз спокойно и ненавязчиво показать, объяснить, подбодрить, поддержать веру в себя. «У тебя обязательно получится, ты такой молодец!».
Но… Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за «границу», но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали «девочку с санками» пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как «взрослая лекция», поможет ей преодолеть «барьер» и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.
«Бесполезные» игры
Как-то незаметно для себя самой я стала заниматься с ребенком только «развивающими» играми, напрочь позабыв про игры «бесполезные» (прятки, салочки, дочки-матери и прочие). Ситуацию спасла появившаяся в нашей жизни Дашина няня — Наташа. Она была музыкальным руководителем в детском саду и подрабатывала у нас два раза в неделю.
— Современные дети совершенно не умеют играть, — запомнила я Наташины слова. — И это самая большая проблема, когда они приходят в детский сад.
Нашей няне я до сих пор безмерно благодарна. За то, что она просто замечательный человек. За то, что за два года ее работы у нас мне не в чем было ее упрекнуть. Но в первую очередь за то, что она научила моего ребенка играть.
У Наташи это получалось очень естественно. Они с Дашей брали плюшевые игрушки, придумывали роли, ситуации (магазин, «у доктора», на улице, в гостях, в зоопарке и тому подобное), обыгрывали их, развивая воображаемый сюжет. И хотя моя девочка в тот момент говорила только отдельные слова, игра получалась и поглощала дочку целиком. И очень-очень скоро я заметила, что она уже не ходит за мной хвостиком, не просит, чтобы ее развлекали, а с удовольствием играет сама.
Как научить малыша играть самостоятельно?
- Детским играм в одиночестве мешают два чувства: чувство незащищенности и чувство неуверенности в себе. Чтобы чувствовать защищенность, нужно, чтобы мама постоянно находилась в зоне видимости. А чтобы ощущать уверенность в себе, нужно, чтобы мама все время подбадривала и хвалила («Как хорошо у тебя получается! Ты молодец!»).
- Чтобы малыш стал играть самостоятельно, надо показать ему, как это делается. Поэтому сначала какое-то время играем вместе с ним — в самые разные игры и игрушки, которые есть дома. Показываем всевозможные варианты (можно так, а можно эдак), экспериментируем и, конечно же, фантазируем.
- Иногда, когда малыш в затруднении, помогаем ему выбрать игру, предлагаем что-то. Покупая новую игрушку или игру, также сначала играем вместе.
- Совсем необязательно тут же срываться и бежать, когда ребенок зовет играть. Если мы заняты, можем спокойно (и твердо) сказать: «Я занята, но обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь». Так мы даем ему понять, что мама — отдельный человек со своими потребностями, и у нее тоже могут быть свои дела.
Кстати, увлеченно играя, ребенок постигает окружающий мир намного глубже и многограннее, чем при выполнении «развивающих» заданий, поскольку прилагает значительные душевные усилия и задействует творческое воображение. Для малыша очень важно пережить различные эмоциональные состояния. Пережить самому, а не изучить по картинкам. Он должен сам научиться радоваться, сопереживать, заботиться, быть внимательным и прочее. Примерять на себя различные социальные роли и смотреть на мир с разных точек зрения. Только тогда его развитие можно будет назвать полноценным.
Теперь я знаю: «бесполезных» занятий для малыша не бывает. Любая игра, любое интересное взаимодействие с взрослым развивает его, дает новые знания и умения, делает более смышленым, самостоятельным, зрелым. И не нужно бояться, что втянувшийся в сюжетно-ролевые игры ребенок привыкнет к участию взрослого и уже не сможет без него обойтись.
Сможет! Не может тот, кому постоянно не хватает внимания, с кем мало играют, кому в самом раннем детстве не показали, как весело, интересно и с пользой можно проводить время.
Источник
- Развитие от А до Я
Приобретение новых знаний — один из важнейших процессов в жизни человека, независимо от его возраста. Но если взрослый приобретает знания самостоятельно, то маленькому ребенку без помощи просто не обойтись.
Задача внимательных и любящих родителей — методично развивать интеллект крохи, постоянно заинтересовывая его новыми разделами знаний. Но учить малыша следует так, чтобы не утомлять его и не вызывать протест. Если мама и папа освоят эту премудрость, то ребенок будет проявлять всё больший и больший интерес к занятиям, а значит, вырастет разносторонней и гармонично развитой личностью.
Всё в ваших руках!
Мнение о том, что интеллект ребёнка в полной мере зависит от генов родителей, скорее всего, ошибочно. Многие исследователи абсолютно убеждены, что умственные способности малышей можно и нужно развивать. Главное — начинать это делать как можно раньше и придерживаться строгой системы.
Что же влияет на степень умственного развития детей?
Можно выделить несколько факторов:
- спокойная эмоциональная обстановка дома и в детском коллективе;
- общее состояние организма малыша, отсутствие серьезных заболеваний;
- широкий круг интересов;
- постоянное обучение.
И, конечно, помочь малышу полноценно умственно развиваться — прямая обязанность родителей.
С чего начать обучение ребенка?
нужно разговаривать с ребёнком с самого раннего детства, лучше — прямо с рождения. Даже если первое время будет казаться, что малыш вас совершенно не понимает, всё равно продолжайте говорить с ним. Рассказывайте о предметах, которые его окружают, называйте знакомые ему вещи, спрашивайте, как он спал и нравится ли ему каша. Чем больше слов ребенок будет слышать ежедневно, тем больше шансов, что он рано начнет говорить, да и вообще, в будущем, продемонстрирует хороший уровень умственного развития;
ребенку нужно читать книжки. Чтение оказывает огромное влияние на развитие интеллекта у детей от года. При этом начинать читать можно даже раньше — месяцев с 6 — 8. Чтение не только пополняет словарный запас маленького человека, но и с самого раннего возраста тренирует в нем усидчивость, память, привычку к умственной работе. А еще совместное чтение книжек с малышом вырабатывает теснейшую эмоциональную связь между ним и родителями;
еще один способ развивать интеллект ребенка — активно использовать язык жестов. Жестикулируйте! Таким образом, вы не только научите своего малыша общаться при помощи общепринятых «молчаливых обозначение», но и разовьете мелкую моторику его ручек. А это, опять же, полезно для раннего развития речевых навыков. К тому же, язык жестов прекрасно тренирует логическое мышление;
Еще одно правило, относящееся к основам начала обучения- всегда идите от простого к сложному. Не покупайте маленькому ребенку замысловатых механических игрушек. Пусть он сначала как следует освоит мяч и кубики. Потом можно показать малышу такие незаслуженно забытые вещи, как пирамидка и юла.
Эти, на первый взгляд, незатейливые развлечения полезнее для воображения и мышления маленького исследователя, чем большинство суперсовременных (и, кстати, супердорогих!) игрушек.
Впрочем, и о других простых игрушках забывать не надо — малыш должен иметь возможность самостоятельно «погудеть» за машинку, покатать паровозик по задуманной лично им траектории и «помычать» за пластиковую корову.
Рисование — и творчество, и развитие
Все без исключения маленькие дети любят рисовать. Да и роль рисования в раннем интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка переоценить практически невозможно. Выводя неловкими пальчиками свои первые рисунки, малыши делятся эмоциями, собственными знаниями об окружающем мире, интересами и желаниями.
Именно поэтому, обучение ребенка рисованию — важный этап в его развитии. С чего начать обучение рисованию? Со свободы! Положите на пол лист ватмана, расставьте рядом несколько баночек с красками и пустите туда восьмимесячного «ползунка». Почти сразу же он начнет создавать свои первые «шедевры»! Конечно же, к такому уроку необходимо будет подготовиться заранее, например, расстелить на полу полиэтиленовую пленку — иначе после этого придется проводить генеральную уборку.
Фантазия маленьких детей безгранична. Именно поэтому чётких инструкций по обучению малышей рисованию просто не существует. Главное условие успеха — предоставить ребёнку свободу творчества, дать возможность самовыражаться. Конечно, при этом можно и нужно направлять, подсказывать, и объяснять, например, чем гуашь отличается от акварели, и какие преимущества есть у карандашей в сравнении с фломастерами.
Но вот принуждать ребенка нельзя — советуйте, но не настаивайте. Научите ребёнка обращаться с основными видами материалов для рисования, объясните, что если что-то не получилось, ни в коем случае не стоит расстраиваться. И предложите внимательно посмотреть вокруг.
Что вижу, как вижу
Рисование, во многом, это искусство наблюдать за окружающим миром и подмечать в нем необычные детали. Именно это в первую очередь нужно объяснить ребёнку, который учится рисовать. Не важно, какой кот на самом деле, важно, каким его видит автор рисунка. Учась рисовать, малыш учится передавать свое отношение к изображаемому предмету.
А передать эмоции можно при помощи цвета, размеров предметов, элементов украшения, пропорций.
Кстати, обратите внимание на пропорции в рисунках ваших детей. Психологами доказано, что нарушение пропорций в рисунке — это способ показать, что маленький автор считает важным, а что второстепенным.
Обычно самые крупные части рисунка — самые эмоционально важные для детей. То, что они не считают важным для себя, они рисуют мельче или вообще «забывают» изобразить на картине. Так, рисуя портрет мамы, малыш может, к примеру, не нарисовать нос. Потому, что глаза, рот и прическа для него — важнее.
Старше художник — сложнее картины!
С понятиями перспективы, многоплановости и пространства детей нужно знакомить в старшем дошкольном или школьном возрасте.
Малышей же достаточно научить:
- изображать узнаваемые предметы;
- формулировать тему рисунка («Что ты нарисовал?», «А почему ты нарисовал ежика под деревом?»);
- различать элементарные геометрические фигуры («Домик похож на квадратик, а яблоко — на круг»);
- выделять признаки («Солнце — желтое», «море — синее»).
Все остальные навыки рисования придут с возрастом, а главное — с практикой!
Чтение для малыша — и игра, и наука
Многие мамы задаются вопросом -с чего начать обучение чтению? И главное, в каком возрасте нужно начинать заниматься с малышом? Однозначного ответа и тут быть не может. Ведь все дети совершенно по-разному реагируют на предложение учить буквы. Кто-то радуется и с энтузиазмом берется за дело, а кто-то, напротив, считает это занятие скучным и утомительным.
Поэтому первоочередная задача — это вызвать интерес. Подарите ребёнку хорошо иллюстрированную азбуку. Если книжка нравится, рассмотрите её вместе, расскажите, что такое буквы, не забудьте упомянуть, что с их помощью можно читать сказки. Словом, постарайтесь заинтересовать.
Обучение чтению нельзя проводить «из-под палки». Малейшее принуждение может напрочь лишить ребёнка желания брать книгу. И тогда с чтением могут быть проблемы даже в школе. Если же ребёнок заинтересовался азбукой, можно смело приступать к изучению букв и слогов.
- Запаситесь реквизитом
Чтобы учить малыша читать, приобретите кубики с буквами, настенный плакат с азбукой, всевозможные красочные таблицы. При наличии разнообразных наглядных пособий ребёнку будет проще воспринимать информацию, запоминать буквы и их сочетания.
Запомните — учить дошкольника читать можно только в процессе игры! Расскажите ребёнку, какие звуки обозначают те или иные буквы, потом — чем согласные отличаются от гласных. Пусть малыш вдоволь «попоет» гласные звуки, запомнит, как выглядят обозначающие их буквы.
- От букв — к словам и предложениям!
Следующий этап — «подружить звуки». Расскажите ребёнку, что в разных сочетаниях звуки звучат по-разному, объясните, что такое слоги.
Совет: начинать изучение слогов лучше с «открытых» сочетаний звуков, то есть с тех, где на первом месте согласный, а уже за ним — гласный. Их дети воспринимают легче.
Естественно, читать целыми словами нужно начинать только тогда, когда ребенок выучит все буквы алфавита. А вот показать ему слово «мама» и предложить прочесть самостоятельно, можно сразу же после того, как ребёнок выучит необходимые две буквы. Первое слово, прочитанное без помощи — да ещё и такое родное! — в разы повысит энтузиазм!
Еще один совет: учите ребёнка на собственном примере. Ничто не послужит для малыша большей мотивацией, чем вид мамы, с увлечением читающей книжку!
- Английский — с пеленок?
С родным языком разобрались. А вот как быть с иностранными? Например, когда начинать обучение ребенка английскому?
На этот счет есть множество противоречивых мнений. Одни специалисты настаивают на том, что в юном, почти младенческом возрасте ребенку проще воспринимать иностранный язык. Другие говорят, что до школы «браться за языки» вообще не стоит. Так кто же прав?
На самом деле, изучение иностранных не таит никакой угрозы для дошкольников. Напротив, в раннем детстве ребёнку бывает проще овладеть азами иностранного языка, заложить «фундамент» для будущего, более полного изучения.
В дошкольном возрасте, когда вовсю идет процесс овладения родной речью, ребёнку будет гораздо проще, заодно, учить и ещё один язык.
Ученые давно поняли, что маленький человек изучает язык не при помощи механического запоминания, а посредством сложных мыслительных процессов. Малыш анализирует слова, соотносит их с уже знакомыми, ищет связи между звучанием слова и образом предмета. И именно в раннем детстве, пока малыш не потерял способность к такому «интуитивному» изучению, стоит попробовать научить его еще и иностранному языку.
- Раз язык, два язык…
Естественно, для максимально легкого овладения чужой речью неплохо было бы, если бы родители имели возможность говорить с ребёнком сразу на двух языках. Если такой возможности нет, можно обратиться к педагогу или записать малыша в группу изучения иностранного языка. Главное, чтобы программа подходила ему по возрасту.
«Дошколят» английскому языку учат совсем не так, как, скажем, второклассников. У школьников уже сформированы навыки логического мышления, которыми малыши похвастаться не могут. Поэтому малыши изучают язык при помощи наглядно-образных методик.
Самое главное в раннем обучении иностранному языку — сформировать в сознании малыша четкие границы между двумя способами коммуникаций — родным и иностранным. Проще говоря, малыш с самого начала должен четко различать — где один язык (основной), а где второй (дополнительный). Конечно, учить и развивать малыша можно и нужно, причем, с раннего возраста. Но, главное, в своем стремлении вырастить юного гения, не забывать, что самое важное для вашего ребенка — это совсем не «академические знания», а любовь и забота самых нужных ему людей на свете — родителей.
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉
Gnomik.ru
©
Источник