С целью дальнейшего развития и создания механизма реализации прав ребенка

ирина швандырева
Права, обязанности и ответственность родителей в сфере образования. Консультация для педагогов ДОУ
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. В младенчестве, раннем и дошкольном детстве жизнь ребенка, его здоровье и будущее целиком зависит от родителей.
Именно поэтому в международной практике и в России уже с середины ХIХ века начали появляться документы в которых педагоги, врачи, ученые, литераторы и общественные деятели стремились оказать содействие родителям в воспитании и образовании детей.
С целью дальнейшего развития и создания механизма реализации прав ребенка на развитие и образование, гарантированных Конституцией РФ, в Российской Федерации был принят целый ряд законодательных актов
Закон Российской Федерации «Об образовании»
— Конституция Российской Федерации
— Семейный Кодекс Российской Федерации
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
и другие нормативные документы России приведены в соответствие с нормами международного права согласно которым воспитание, образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей.
Роль родителей в воспитании ребенка, родительские обязанности и ответственность за их выполнение связаны с соблюдением прав ребенка о чем говорится в:
Декларация прав ребенка говорит о том, что дети должны расти на попечении и под ответственностью своих родителей» в атмосфере любви, понимания, моральной и материальной обеспеченности.
И рассматривает вопросы об ответственности родителей, которые должны нести ответственность за воспитание, обучение и развитие ребенка, основанные на принципе наилучшего обеспечения его интересов.
В полном соответствии с нормами международного права Конституцией РФ утверждается равная обязанность родителей заботиться о детях.
— Семейный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства.
— Раздел 1V Семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляет глава 12 «Права и обязанности родителей».
В данном документе оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается их ответственность за здоровье, образование, духовное и нравственное развитие ребенка.
Так же рассматриваются вопросы об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей.
Родители должны решать все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, исходя из интересов ребенка.
В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ был принят
Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013.)
В законе об образовании в Статье 44. Раскрываются права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
В статье говорится, о том, что Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами
— рассматриваются вопросы помощи органов государственной власти и органов местного самоуправления родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
— Раскрываются права Родителей (законных представителей):
— дано объяснение, что родители (законные представители) вправе выбирать формы получения образования и формы обучения, организацию, языки образования.
— говорится о том, что родители должны дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Так же объясняется, что ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
— родители имеют право знакомиться с уставом, лицензией организации, осуществляющей образовательную деятельность, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной программной, документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
— родители имеют право знакомиться с содержанием образования, и методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.
— в этой же статье речь идет о защите прав и законных интересов обучающихся (воспитанников)
— родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований детей, давать согласие на проведение таких обследований или участие в них, отказаться от их проведения или участия, получать информацию о результатах проведенных обследований ;
Родители могут принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
— присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Здесь же раскрываются вопросы об обязанностях родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
— родители, (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми общего образования;
— соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся.
— уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
— За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В СТАТЬЕ 54. Рассматриваются вопросы ДОГОВОРА ОБ ОБРАЗОВАНИИ, который, заключается с родителями (законными представителями) воспитанников с образовательным учреждением.
Статья 64. Дошкольное образование
В данной статье определено направление дошкольного образования — которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
— здесь говорится о том, что родители (законные представители) выбравшие дошкольное образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы в дошкольных образовательных организациях.
Федеральный государственный образовательный стандарт
Мы рассмотрим только те статьи, которые раскрывают взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
В первой статье рассматриваются Общие положения
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.7. Стандарт является основой для:
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Во втором разделе ФГОС говорится о том, что родители должны быть ознакомлены с образовательной программой дошкольного образования.
2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Знание нормативно-правовых документов международного, федерального уровня, конкретного образовательного учреждения позволит педагогу юридически грамотно построить взаимоотношения с семьей и образовательный процесс в ДОУ с учетом защиты прав ребенка, а также прав и обязанностей родителей и педагогов.
Источник
Ксения Тищенко
Родительское собрание в старшей группе «Права и обязанности родителей»
К сожалению, все чаще и чаще природтьься слышать от родителей «вы обязанны«, но то что обязанны делать родители по отношению своих детей они забывают. Мое родительское собрание было посвящено теме «Права и обязанности родителей«
Цель:
• Дать понятия родителям об их правах и обязанностях
• Познакомить с законодательной базой по защите прав детей, с образовательными стандартами (ФГОС)
Материалы и оборудования: презентация к собранию, памятка, брошюры.
План собрания:
1. Вступительная часть. Знакомство с материалом по теме «Права и обязанности родителей»
2. Выбор родительского комитета
3. Разное
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! (СЛ 1)Мы рады видеть вас в это теплый осенний день. Наше родительское собрание хотелось бы начать со стихотворения… (СЛ 2)
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя. ?
– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья. (СЛ 3)
Итак, кто знает значения слова «Семья»? (ответы родителей)
(СЛ 4) Семья – ячейка общества, основана на брачных или кровных узах.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и само утверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание является сложной системой, т. к. на него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
К сожалению не все родители знают свои права и обязанности.
Сегодня мы с вами поговорим о правах и обязанностях вас как родителей.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. В младенчестве, раннем и дошкольном детстве жизнь ребенка, его здоровье и будущее целиком зависит от родителей. (СЛ 5)
Именно поэтому в международной практике и в России уже с середины ХIХ века начали появляться документы, в которых педагоги, врачи, ученые, литераторы и общественные деятели стремились оказать содействие родителям в воспитании и образовании детей.
С целью дальнейшего развития и создания механизма реализации прав ребенка на развитие и образование, гарантированных Конституцией РФ, в Российской Федерации был принят целый ряд законодательных актов (СЛ 6,7,8,9,10)
• Закон Российской Федерации «Об образовании»
• Конституция Российской Федерации
• Семейный Кодекс Российской Федерации
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
• Конвенция о правах ребенка
и другие нормативные документы России приведены в соответствие с нормами международного права, согласно которым воспитание, образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей.
(раздать памятки с прописанными статьями)
Хотелось бы конкретнее остановиться на Законе РФ «Об образовании», Статья 64. Дошкольное образование (СЛ 11)
В данной статье определено направление дошкольного образования, которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
— здесь говорится о том, что родители (законные представители) выбравшие дошкольное образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы в дошкольных образовательных организациях.
Уважаемые родители! Детский сад не несет ответственность за воспитание вашего ребенка, а лишь оказывает помощь в развитии и образовании детей! Так как воспитание детей происходит непосредственно в семье! (СЛ 12) Опыт последних лет показывает, что родители полностью перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ. Когда ребенок находится по 10 -12 часов в ДОУ, на сон ночной отводится у ребенка 9 – 10, то на воспитание у родителей 1 – 2 часа в день. Без комментариев. Если вы сейчас не сумеете найти точки соприкосновения со своими детьми, то с каждым годом разрыв между вами и ребенком будет ощущаться все больше и больше.
Хочу закончить наше выступление, прочитав отрывок из повести «Маленький принц» французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Слова Лиса, адресованные Маленькому принцу: (СЛ 13)
«— Люди забыли эту истину, — сказал Лис. — Но ты не должен ее забывать. Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили. И ты отвечаешь за свою розу.
— Я отвечаю за свою розу. — повторил Маленький принц, чтобы хорошенько это запомнить».
Источник
«О реализации прав ребёнка»
Подготовила: Т.А.Синюгина
Сейчас очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Мы выполняем социальный заказ: нам поручено воспитывать подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому система образования должна создать все условия: правовые, социально-экономические для реализации прав и законных интересов ребёнка.
Безусловно, что современный человек должен знать, как и всемирную историю становления института защиты прав человека, и международные пакты о правах человека, так и свои личные, гражданские, социальные, экономические и трудовые права.«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.
К основным международным документам, касающимся прав детей относятся:
Декларация прав ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Для создания и развития механизма реализации, прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека, нужно знать и уважать. Не менее сложной оказывается проблема научить ребёнка пользоваться своими правами, не ущемляя права других.
В арсенале современного педагога существует много методов и приёмов воспитания школьников. Однако не так то просто воспитать в ребёнке чувство независимости, умение отстаивать свою точку зрения, свои права, не вступая в конфликты с оркужающими. Процесс этот длительный и требует педагогической грамотности .
Среди большого количества современных педагогических идей наибольший интерес у нас вызвала разработанная академиком О.С.Газманом концепция педагогической поддержки детей в образовании.
Педагогическая поддержка- процесс индивидуальной работы, базирующаяся на диалоге с ребёнком на равных. Под педагогической поддержкой Газман О.С., который ввёл в научный обиход и отечественную педагогику это понятие, понимал «процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий( проблем), мешающих сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желанных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни».
Вовремя полученная поддержка освобождает ребёнка от множества нерешённых проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит полноценно жить, учиться и работать.
Суть технологии педагогической поддержки можно выделить следующую:
проблема
защита
самостоятельность
Кредо тактики «защиты»: — ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств.
Педагог, использует тактику » защиты» через:
позицию, педагогической «адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие.
через позицию » буфера» смягчает негативные обстоятельства
развитие в ребёнке способности избавиться от страха перед обстоятельствами
Педагог, защищающий ребёнка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Суть данной позиции в том, что » адвокат» согласен с ребёнком в его стремлении быть успешным. «Адвокат» защищает право быть успешным ребёнку: право на защиту своих прав.
Потребность тактики «защиты» появляется только тогда, когда извне ведётся стойкая фиксация неуспешности ребёнка, но извне отсутствует деятельность, целенаправленно помогающая ребёнку преодолеть эту неуспешность.
Функции «адвоката»:
уточняет, выявляет источник угрозы ( причины, вызывающие стойкую негативную ситуацию)
исследует источник появления этих причин
проектирует и осуществляет деятельность по нейтрализации этих источников
при необходимости подключает других людей, помогающих действиям » адвоката»
«Педагогическая адвокатура» действует в строго данном смысловом поле:
защищать право ребёнка на образование
защищать право ребёнка от негативного враждебного отношения к нему других людей, которые настаивают на таком отношении лишь потому, данный ребёнок имеет проблему.
отстаивает позицию невиновности ребёнка, столкнувшегося с проблемой, указывая на то, что образовательный процесс на то и существует, чтобы ребёнок обретал в нём условия, позволяющие ему преодолевать проблемы, укрепляя и развивая собственное достоинство.
квалифицирует, как недопустимое действие навесить на ребёнка ярлык неуспешности.
Действия » адвокатуры рассчитаны на то, что её доводы будут услышаны и верно восприняты теми, к кому они обращены.
» Адвокат» не учит и не порицает своих коллег, он обращается к их профессиональному сознанию, указывая на факты и причины непрофессионального поведения по отношению к проблемам ребёнка.
Типичными проблемами при оказании педагогической поддержки были выявлены следующие проблемы:
1. Педагог принимает за проблему то, что проблемой для ребёнка не является.
2. Часто педагог не видит проблемы в том, что сам ребёнок воспринимает как проблему. Объективно то, что для взрослого не » проблема» для ребёнка – непреодолимая пропасть.
3. Отношения, которые складываются между учениками и педагогами, между специалистами, занимающимися проблемами детей и преподавателями предметов часто носят субъектно-объектный характер.
4. Педагоги лишают ребёнка часто возможности самостоятельно действовать, набирать опыт и тренироваться самостоятельности.
Это происходит потому, что педагог, пытаясь быстрее избавиться от его проблем, решает её за него. Решая за ребёнка его проблему, таким образом, создаёт ему ситуацию успеха, то ребёнок не только испытывает радость избавления от проблем, но и усваивает способ избавления от проблем – » действовать за меня должен кто-то другой». Таким образом, благие намерения педагога могут постепенно сформировать потребительскую установку ребёнку, что является отличной питательной средой для инфантилизма.
В противоположность сложившемуся подходу, когда процесс обучения учащихся в основном базируется на традиционных методах обучения, технология педагогической поддержки предполагает несколько этапов: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный, сопровождающиеся поддержкой самоопределения школьников в познавательной деятельности; поддержкой самореализации школьника; поддержкой самоанализа достигнутых успехов.Успех «потребления » отличается от успеха » преодоления» тем, что тот, кто самостоятельно преодолел свою проблему, обретает чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах, человек служит опорой для самого себя.
В этой точке педагогическая поддержка » встречается» с воспитанием и создаются условия для выхода ребёнка из собственного » Я» в пространство общего с другими» мы»- это поле деятельности гражданского образования, которое нацелено на развитие способности человека выстраивать собственную позицию отличную от других, и способность соединяться с другими людьми, соотносить индивидуальное с общим, выстраивая на этом общие цели, организуя совместную деятельность, где у каждого существуют права и обязанности.
Решение задач, связанных с защитой прав ребёнка достаточно сложный процесс, требующий специальной работы всего педагогического коллектива.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция РФ
Конвенция ООН «О правах ребёнка»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Семейный кодекс
Закон «Об образовании»
Анохин Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования/ Т.В.Анохин // Классный руководитель-2000-№3
7.Газман О.С.Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века / О.С.Газман//Классный руководитель-2000-№ 3
8. Михайлова Н.Н.Педагогика поддержки/ Н.Н. Михайлова,
С.М. Юсфин- М.Мирос-2001
Источник