С а беличева диагностика социального развития ребенка
Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Министерство образования Российской Федерации
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А.М. Щетинина
ДИАГНОСТИКА
СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА
Великий Новгород
2000
Министерство образования Российской Федерации
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А.М. Щетинина
ДИАГНОСТИКА
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА
Учебно-методическое пособие
Великий Новгород
2000
1
ББК 74.204 Печатается по решению
Щ 49 РИС НовГУ
Рецензенты:
Т.В.Архиреева, канд. психол. наук, доцент,
С.Ю.Тверская
Щетинина А.М.
Щ 49 Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое
пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. —
88 с.
Пособие содержит систематизированные по отдельным направлени-
ям методики изучения особенностей социального развития ребенка до-
школьного возраста.
Предназначено студентам вузов и педагогических колледжей, препо-
давателям, психологам и педагогам дошкольных образовательных учреж-
дений.
ББК 74.204
© Новгородский государственный
университет, 2000
© Щетинина А.М., 2000
2
Предисловие
Предлагаемые способы и содержание диагностики социального разви-
тия определяются пониманием его сущности. Социальное развитие ребен-
ка — это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То
есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в
форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодей-
ствия людей в социуме, а с другой — процесс развития сущностного Я ре-
бенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независи-
мости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптировать-
ся к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом
своей потребности другого человека.
Индивидуализированную сущность Я ребенка составляет множествен-
ность «Я-сам» ребенка: Я-физическое, Я-чувствующее, Я-думающее, Я-
действующее, Я-мальчик, Я-девочка, Я-дочка, Я-сын, Я-друг и т.п. Пред-
ставление о себе, образ Я складывается у ребенка с момента появления на
свет и представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс.
Аффективная составляющая проявляется в самооценке, самоотношении,
самопринятии, а когнитивная — в знаниях и представлениях ребенка о себе.
Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста
представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, ак-
тивности, инициативности, степени осознания ребенком своих физиче-
ских, полоролевых, деятельностных и личностных характеристик предла-
гается комплекс методик, объединенный в раздел, условно названный «Я-
сам».
Другой раздел — «Я -другие» — содержит методики, направленные на ис-
следование сформированности у ребенка социокультурных способов об-
щения и бесконфликтного поведения и ненасильственного взаимодейст-
вия, развития коммуникативности и способности к партнерскому диалогу,
особенностей общения и эмоционально-ценностного отношения к сверст-
никам и взрослым, характера восприятия ребенком внутрисемейных отно-
шений и определения уровня развития социального интеллекта детей до-
школьного возраста.
Основообразующим фактором самооценки, самопринятия, взаимоот-
ношений и взаимооценок являются особенности эмоционального развития
ребенка: эмоциональная реактивность, сензитивность, способность вос-
принимать и понимать эмоциональные состояния других людей и свои
собственные, сформированность экспрессивных эталонов и эмпатии, со-
стояния эмоционального благополучия-неблагополучия ребенка. Диагно-
стике особенностей развития, наиболее значимых, по данным проведенно-
го психолого-педагогического эксперимента, сторон эмоциональной сферы
личности ребенка отведен раздел «Диагностика эмоциональной сферы».
Один из разделов представлен методикой диагностики социального ин-
теллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена в ее адаптированном к старшему
дошкольному возрасту варианте. Особенности развития социального ин-
теллекта являются очень значимыми показателями социального развития
ребенка в целом. Однако об особенностях развития социального интеллек-
3
та можно судить по данным и других методик — опроснику на определение
особенностей эмпатии, тесту ДДЧ, диагностика эмоционально-ценностно-
го отношения к себе, методике «Неоконченные ситуации», шкальной оцен-
ке сформированности социальных форм поведения у ребенка, карте наблю-
дений за культурой поведения ребенка и др.
Последний раздел посвящен диагностике социальной готовности ре-
бенка к школе, которая включает в себя сформированность новой внутрен-
ней позиции, развитие произвольности, характер общения ребенка со
взрослыми и его способность взаимодействия со сверстниками.
Книга содержит разные по сложности использования и интерпретации
методики, многие из которых являются общепринятыми и широко исполь-
зуются в психологических исследованиях. Некоторые из этих методик ре-
комендуется проводить, а особенно интерпретировать, психологу. Это тес-
ты «Несуществующее животное», «ДДЧ», «Рисунок человека».
Целый ряд предлагаемых методик разработан автором в процессе
опытно-экспериментальной работы по теме «Социальное развитие ребен-
ка», которая осуществлялась в ДОУ №62 г. Великого Новгорода в течение
четырех лет, а также и совместно со студентами дошкольного отделения
ППФ НовГУ им. Ярослава Мудрого в ходе их исследовательской деятель-
ности в рамках этой проблемы. Разработанные и апробированные методи-
ки просты в обращении, направлены на изучение конкретных особенно-
стей психики ребенка и могут использоваться воспитателями ДОУ в их
творческой педагогической деятельности.
Для диагностики, безусловно, нет необходимости использовать абсо-
лютно все представленные методики. Вместе с тем следует обязательно
изучать развитие всех указанных сфер, ибо лишь использование комплекса
методик может дать целостное и полное представление об особенностях
социального развития ребенка.
Показатели благополучного социального развития ребенка:
— эмоционально откликается на переживания другого;
— воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные со-
стояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);
— проявляет эмпатию;
— обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;
— эмоционально благополучен;
— обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;
— проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен
(адекватно индивидуально-типологическим особенностям);
— считает себя любимым родителями, принятым ими;
— владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;
— главным образом положительно оценивает и принимает других;
— принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;
— владеет способами социокультурного поведения и общения;
— достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);
— имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень) социальный
интеллект;
— социально готов к школе.
4
Раздел 1. Диагностика эмоциональной сферы
Опросник «Характер проявлений
эмпатических реакций и поведения у детей»
(А.М.Щетинина)
№ Проявление эмпатических реакций Часто Иногда Никогда
и поведения
1 Проявляет интерес к эмоциональному
поведению других.
2 Спокойно издалека смотрит в сторону
ребенка, переживающего какое-либо со-
стояние.
3 Подходит к переживающему ребенку,
спокойно смотрит на него.
4 Пытается привлечь внимание взрослого к
эмоциональному состоянию другого.
5 Ярко, эмоционально реагирует на со-
стояние другого, заражается им.
6 Реагирует на переживания другого, гово-
ря при этом: «А я не плачу», «А у меня
тоже», «А мне тоже…?»
7 «Изображает» сочувствие, глядя при этом
на взрослого, ожидает похвалы, поддерж-
ки.
8 Сообщает взрослому, как он пожалел,
помог другому.
9 Предлагает переживающему эмоцио-
нальное состояние ребенку что-либо (иг-
рушку, конфетку и пр.)
10 Встает рядом с ребенком, беспомощно
смотрит на него, на взрослого.
11 Проявляет сочувствие только по просьбе
взрослого (успокаивает, обнимает, гладит
и пр.).
12 Активно включается в ситуацию, по соб-
ственной инициативе помогает, гладит,
обнимает и пр., т.е. производит успокаи-
вающие действия.
5
Обработка полученных результатов
Количественная: — если ребенок часто ведет себя адекватно поведе-
нию, означенному в пунктах 1, 5, 9, 12, то за каждое из этих проявлений он
получает 6 баллов, что в сумме будет составлять 24 балла;
— если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда, то
ему присваивается за каждую по 5 баллов;
— если форма поведения ребенка часто адекватна означенным в пунктах
4, 6, 7, 8, то за них он получает по 4 балла;
— если проявление данных форм поведения (4, 6, 7, 8) наблюдается у
ребенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла;
— если поведение ребенка часто соответствует описанным в пунктах 2,
3, 10, 11, то ставится по 2 балла;
— если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставим 0
баллов.
Качественная интерпретация данных.
Если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоцио-
нально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в
ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпрети-
роваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой)
проявления эмпатии. К детям с гуманистическим типом эмпатии относятся
те, кто набрал от 20 до 24 баллов.
В том случае, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на
себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом гово-
рит: «А я не плачу никогда… » и т.п., если ребенок, стремясь получить по-
хвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание
другому, то все эти показатели рассматриваются как проявление эгоцен-
трической эмпатии. Эгоцентрическую эмпатию проявляют дети, набрав-
шие от 12 до 16 баллов.
Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других,
слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные дей-
ствия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому
уровню развития эмпатии. Это дети, которые получают от 1 до 8 баллов.
Дети с количеством баллов от 17 до 19 могут быть отнесены к прояв-
ляющим смешанный тип эмпатии.
Если же балл ребенка колеблется в пределах 11, то можно предполо-
жить, что развитие эмпатии у него идет по типу эгоцентрической.
6
Проективная методика «Неоконченные рассказы»
(Т.П.Гаврилова)
Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая
Материал: 3 неоконченных рассказа.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Я расска-
жу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы». Если испы-
туемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.
Рассказы:
1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою
собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Маль-
чик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять,
ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень
ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказа-
ли, что мальчик сам должен решить — вернуть собаку или оставить ее себе.
Как поступит мальчик? Почему?
2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка ска-
зала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик
очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: «Ну
что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко».
Как поступит мальчик? Почему?
3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитате-
лю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и пере-
стали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: «Про-
стить мне Васю или нет?».
Как поступит Андрей? Почему?
Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в
пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистиче-
ский характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу — об
эгоцентрическом характере эмпатии.
7
Методики изучения особенностей
восприятия и понимания дошкольниками
эмоционального состояния изображенного человека
(А.М.Щетинина)
Цели:
1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмо-
ционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса
изображенных людей при разных условиях восприятия:
а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой;
б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и по-
зой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и
обстановка, в которой был изображен человек.)
2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера
поставленной перед ребенком задачи.
3. Определить возрастные закономерности и различия в типах воспри-
ятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изо-
браженного человека.
4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками
эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия
обнаруживаются.
5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмо-
циональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и
владения соответствующими словесными обозначениями.
Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в
изучаемых эмоциональных состояниях.
Для решения поставленных задач были созданы или же частично мо-
дифицированы следующие методики исследования.
1. Высказывание свободных суждений
об эмоциональном состоянии изображенного человека
Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность выска-
зать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении,
эмоциональном состоянии.
Цель: выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображен-
ного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющий-
ся опыт и знания о данном состоянии.
2. Номинация эмоционального состояния
Ребенок получал задание назвать эмоциональное состояние словом, а в
случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал эксперимента-
8
тор («Скажи, какое настроение у человека?», «Какое выражение его лица?»,
«Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?» и т.п.).
Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение
точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоцио-
нального состояния (активного и пассивного).
3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому
эмоциональному состоянию изображенного человека
Испытуемому предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую
состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных экспери-
ментатором вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответ-
ствовала бы переживанию изображенного человека («Что случилось с этим
человеком?» Или: «Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то
громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая
кувыркается на перекладине?» и т.п.).
Цель: а) выявить понимание ребенком-испытуемым воспринимаемого
эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом, то
есть не дает семантической оценки; б) определить умение дошкольников
раскрывать причину («подтекст») переживания изображенного человека,
выявляя тем самым уровень его понимания.
4. Подбор изображения к вербальному описанию ситуации
Каждый ребенок получал задание: подобрать изображение человека в
каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором опи-
сывался какой-то конкретный случай.
Целью использования этого метода, как и предыдущего, являлось уточ-
нение возможности и степени понимания экспрессии.
5. «Вербальная фиксация» признаков экспрессии
с опорой на изображение
Данная методика представляет собой модификацию методики, исполь-
зованной В.А.Лабунской для определения типа эталона экспрессии.
Вербальная фиксация признаков экспрессии воспринимаемого ребен-
ком эмоционального состояния изображенного человека расценивалась
нами и как их восприятие экспрессии, в какой-то мере как экстериоризо-
ванный образ-эталон выражения эмоционального состояния.
Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на которые
он ориентировался, определяя эмоциональное состояние («Как ты узнал(а),
что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?», «На что он смот-
рел?», «Как догадался, что ему страшно?» и т.п.).
Цель: определить тип восприятия эмоции и соответственно возможный
тип эталона экспрессии.
9
Источник
Скопировать в буфер библиографическое описание
Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 304 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11321-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456400 (дата обращения: 19.02.2020).
Добавить в избранное
2-е изд.Учебное пособие для СПО
- Беличева С. А., Белинская А. Б.
2020
Страниц
304
Обложка
Твердая
Гриф
Гриф УМО СПО
ISBN
978-5-534-11321-1
Библиографическое описание
Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 304 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11321-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456400 (дата обращения: 19.02.2020).
Показать все
Аннотация
В учебном пособии даны основные понятия, определяющие процесс, особенности социализации в детском, подростковом и юношеском возрасте, а также социально-педагогические методы диагностики, используемые в работе с несовершеннолетними и их родителями. Компетентностный подход предполагает наряду с личностными качествами специалистов формировать профессиональные знания, умения, навыки, обеспечивающие их эффективную работу. В пособии показано, как на основе социально-педагогической диагностики осуществляется адресное социально-педагогическое сопровождение социализации несовершеннолетних, определяется стратегия межведомственного взаимодействия в работе с детьми и семьями группы риска. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям. Предназначено для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Источник