Русские подвижные игры в развитии ребенка
Ильичева Ольга
Русские народные подвижные игры и их значение в развитии дошкольников
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. Подвижная игра также как и многие виды фольклора, возникла в эпоху первобытно — общинного строя. Но сведений об этом очень мало. Не всегда безраздельными хозяевами в игровом царстве были дети. Древние летописцы описывали жизнь и быт взрослых людей, детям уделялось очень мало внимания. В древности взрослые люди через игровые действия пытались понять законы природы и даже повлиять на них. Игра и быт тесно переплетались в жизни каждого. Большинство игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с предрассудками и суевериями. Игра была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Особые формы ритуально — игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, на Ивана-Купалу, в которых было четко распределено поведение каждого участника. Проигрывая в календарных и семейных обрядах важнейшие события и состояния человеческой жизни (свадьба, рождение ребенка, трудовая деятельность, старость, люди психологически подготавливались к ним. Так облегчался переход от одного жизненного цикла к другому. С принятием на Руси Христианства, изменилось содержание праздников, а также и характер игр и развлечений. Постепенно игра отделилась от обрядовых действий и начала самостоятельную жизнь. Произведения русских писателей и художников свидетельствуют том, насколько многообразна была ещё
в 19 — начале 20 века игровая деятельность и крестьянского и городского ребенка. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. С интересом наблюдали дети за ловлей рыбы большими сетями — неводами. Так как же им было не придумать игру, где можно половить рыбу. Зимой развлеченияносили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки. Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь разных слоев населения. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Упоминание об игре «Лапта» есть в древних русских летописях. И среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей (в разных областях России их изготавливали разными способами: из тряпок и тряпками набивали, или плели из коры деревьев и набивали песком, а также из овечьей шерсти — бросали в кипяток, затем просушивали) и сама лапта (палка-бита, давшая название игре. А это значит, что игра живет в народе более тысячи лет.Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т. д. Прежде чем начинать игру,дети хором вели разговор с водящим:
— «Кот, кот, на чем стоишь?»
— «На квашне»
—«Что в квашне?»
—«Квас»
— «Лови мышей, а не нас!».
Поговорят так с водящим, да еще заставят его несколько раз повернуться несколько раз на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и др.). Как названия игр, так и правила в них были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.
Таким образом, русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, от старших к младшим, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Русские народные подвижные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально — положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игра — это школа воспитания. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Оздоровительное, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона,- это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру. На огромное воспитательное значение русских народных подвижных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной или педагогической деятельности. Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. По словам К. Д. Ушинского, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала известный русский педагог А. П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего, игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства. В народных подвижных играх, как подчеркивала Александра Платоновна, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне — соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.
Русский ученый П. Ф. Лесгафт, разработавший теорию и методику подвижной игры, указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, среды его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развитияу него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества и что подвижная игра — это упражнение, с помощью которого ребенок готовиться к жизни. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. По определению
П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.
Крупнейший русский дореволюционный исследователь и собиратель детских подвижных игр, теоретик их особого педагогического значения, доктор Е. А. Покровский своих трудах писал о том, что игры опираются на живую детскую инициативу, они вносят в душу ребенка радость и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других. Е. А. Покровский указывал на существенное образовательное значение подвижных игр, наравне с фольклорной поэзией, сказками, бытовыми и трудовыми традициями. В 1892 году вышла в свет его книга «Русские народные подвижные игры», в которой рассказывается о различных видах русских народных подвижных игр (с мячом и палками, с шарами, с палками и деревяшками, с камешками и другие, сценарии этих игр, раскрываются условия, необходимые для успешного их проведения, значение детских игр в отношении воспитания и здоровья.
Игры, собранные Е. А. Покровским, помогут организовать активный летний отдых и послужат прекрасной профилактикой гиподинамии, от которой страдает здоровье современных детей.
Важным является то, что в русских народных подвижныхиграх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. В русских народных подвижных играх много юмора, соревновательного задора, образные движения часто сопровождаются неожиданными моментами,считалками и зазывалками:
Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле! или
Заря-заряница, красная девица!
По полю ходила, ключи оборонила,
Ключи золотые, ленты голубые!
Дошкольный детство — период активного освоения речи. Дети познают язык через словотворчество, через игру со словами и звуками.Прекрасный материал для этого предлагают считалки и игровые песенки:
Инцы — брынцы, балалайка!
Инцы — брынцы, поиграй-ка!
Инцы — брынцы, не хочу!
Инцы — брынцы, вон пойду!
Произнося веселые, часто «тарабарские» слова, ребенок получает власть над языком. Благодаря этому, он активно и творчески овладевает речью, формируется его речевой аппарат, развивается чувство языка, обогащается словарь. Считалки, распевки, ролевые слова, особые словесные формулы, регулирующие ход игры, как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства. Все они имеют для ребенка поистине волшебное значение и поддерживают настроение игры. Ведь малыш произносящий считалку, ощущает себя почти волшебником. В зависимости от интонации и громкости, с которыми игровые приговоры и припевы произносятся, а также контекста применения они уже сами по себе могут побуждать к действию, успокаивать, завораживать, то есть оказывать сильное эмоциональное и психокоррекционное воздействие на играющих.
Русские народные подвижные игры актуальны и интересны в настоящее время, когда вопросы духовно-нравственного воспитания вышли на первое место.Выполняя различные функции: познавательную, развивающую, развлекательную, диагностическую, коррекционную они служат средством приобщения детей к народной культуре.
Поэтому необходимо широко использовать русские народные подвижные игры в работе с дошкольниками.
Источник
Любовь Скорина
Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников
Пояснительная записка.
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, и повседневной жизни детей.
Игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка и является главным средством воспитания и оздоровления. Подвижные игры благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом. Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную и доступную для ребёнка игру, она захватывает его, оказывая положительное влияние на общее физическое и умственное развитие.
Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Подвижные игры проводятся ежедневно в группе или на прогулке в зависимости от погодных условий. При активной деятельности детей на воздухе усиливается работа сердца и лёгких.Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние детей: улучшается нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
С помощью русских народных подвижных сюжетных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции, радостное настроение.
Влияние природно-климатических факторов Сибири (длительные, суровые зимы, низкие температуры воздуха и т. д.) приводят к сокращению или отсутствию прогулки, что создаёт дефицит движений.
Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация деятельности по русским народным подвижным играм. Народные подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности
Актуальность.
В связи с тем, что для дошкольников разработано недостаточное количество программ по подвижным играм, нами был систематизирован и обобщён опыт по этому вопросу. И разработана программа народных подвижных игр для дошкольников. Народные игры способствует укреплению здоровья воспитанников, активизации и развитию двигательной деятельности дошкольников, их познавательной и мыслительной сферы средствами игры. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Цель: укрепление здоровья воспитанников, активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами народной игры.
Задачи:
развитие ловкости, точности, координации движений
развитие гибкости и пластичности
воспитание выносливости, развитие силы
формирование правильной осанки, красивой походки
развитие умения ориентироваться в пространстве
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления
воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми.
Учебный год: с 01.09. по 31.05. (29 занятий + итоговое развлечение)
Режим занятий: 1 раз в неделю (4 раза в месяц, 2 половина дня (в15ч25мин)
Продолжительность занятий: 25 минут.
В подвижных играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Здесь есть своя особенность; старшие дошкольники овладевают основами техники некоторых спортивных игр, их опыт обогащается специальными способами действий. Определёнными навыками поведения. Всё это подготавливает детей к активному участию в будущих школьных спортивных мероприятиях.
Большую воспитательную ценность имеют правила русских подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.
Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием русских подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. Одновременно с воспитанием морально—волевых качеств личности в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребёнка: тренируется внимание, уточняется имеющиеся представления, понятия, развиваются воображения, память, сообразительность. Участие детей в игре учит ориентироваться в пространстве.
Оздоровительное значение – обуславливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.
От детей дошкольного возраста ещё не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако русские подвижные игры заставляют ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия (обегать предметы, ориентироваться в пространстве (находить своё место). Всё это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств. Особенно ценными, являются игры с элементами соревнования, игры эстафеты, в которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного (командного) результата. В таких играх развитие физических и морально—волевых качеств взаимосвязано.
Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко, с наименьшей затратой сил. Эмоциональное переживание в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей. Улучшению обмена веществ.
Русские народные подвижные игры находят применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений.
Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.
Данную программу могут использовать в своей деятельности инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, воспитатели групп.
Ожидаемые результаты:
Естественное развитие организма ребёнка, функциональное совершенствование его отдельных органов и систем.
Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
Развитие креативных способностей в двигательной сфере.
Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.
Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.
Перспективное планирование на учебный год
№ п/п Название «Игры» Цель
сентябрь Занятие 1 Русская народная игра «Ручеёк» -Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Занятие 2 Русская народная игра «Капуста» -Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.
октябрь Занятие 3 Русская народная игра «Дедушка Рожок» -Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.
Занятие 4 Русская народная игра «Лягушки на болоте» -Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.
Занятие 5 Русская народная игра «Золотые ворота» -Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
Занятие 6 Татарская народная игра “Татарский плетень”. — Учить совместным действиям; развивать умение ориентироваться в пространстве.
ноябрь Занятие 7 Мордовская народная игра “Бег по стволу”. — Закрепить навык равновесия; ходьба и бег с меняющимся темпом движения
Занятие 8 Русская народная игра «Игровая» -Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой направления
Занятие 9 Русская народная игра «Лошадки» -Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.
Занятие 10 Русская народная игра «Скакалка» -Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.
декабрь Занятие 11 Русская народная игра «Мороз красный нос» -Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.
Занятие 12 Русская народная игра «Бабка Ёжка» -Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.
Занятие 13 Русская народная игра
«Два Мороза» -Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке.
январь Занятие 14 Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!» -Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.
Занятие 15 Русская народная игра «Жмурки» -Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
февраль Занятие 16 Башкирская игра
“Конное состязание”.
— Развивать быстроту; согласованность в движениях, соревновательный момент.
Занятие 17
Русская народная игра
«В ногу» -Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании.
Занятие 18 Русская народная игра «Ястреб» -Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, построению парами.
Занятие 19 Русская народная игра «Бубенцы» -Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.
март Занятие 20 Русская народная игра «Матушка Весна» -Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.
Занятие 21 Русская народная игра «Пирог» -Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.
Занятие 22 Русская народная игра «Малечина-Калечина» -Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества.
Занятие 23 Русская народная игра
«Цепи кованные» -Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построении в две шеренги, беге.
апрель Занятие 24 Русская народная игра «Салки» -Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе.
Занятие 25 Башкирская игра
“Ласточки и ястребы”. — Развивать внимание, упражнять в быстром беге, развивать ориентировку в пространстве, внимание.
Занятие 26 Русская народная игра «Ткачиха» -Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге.
Занятие 27 Русская народная игра «Медведь» -Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
Май Занятие 28 Русская народная игра «Горелочки с платочком» -Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.
Занятие 29 Русская народная игра «Хромая лиса» -Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге.
развлечение «Народные игры» -физическое и региональное образование детей седьмого года жизни.
Источник