Русская дореволюционная педагогика о музыкальном воспитании и развитии ребенка
Похожие главы из других работ:
Вклад монастырей в развитие отечественной педагогики
1.1 Православное воспитание в России
Исследование православного воспитания в России позволяет выделить основные субъекты воспитания, которые оказывали определяющее влияние на его становление и развитие: Церковь и государство. По мысли схиархимандрита Иоанна…
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений
1.2 Гражданско-патриотическое воспитание в современной России
В современной педагогической науке сохраняется интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значительных изменений, которые произошли и продолжают происходить в российском обществе…
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки
Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций
…
Значение музыкального воспитания в семье
§1.1 Музыкальное воспитание
Каждый ребёнок рождается с определенными задатками и склонностями. Неодинаковы также объективные и субъективные возможности их развития. Но все заложенное в детях должно быть выявлено и взращено…
Кооперативное образование России
1.1 КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
В начале ХХ века значительное внимание образованная часть российского общества уделяла образованию крестьянства, ремесленного и рабочего класса. Этим слоям населения в широких массах было недоступно законченное школьное образование…
Музыкальное воспитание школьников в детском оздоровительном лагере: проблемы и перспективы
Глава 1. Музыкальное воспитание школьников в системе организации детских оздоровительных лагерей
…
Музыкальное образование детей старшего дошкольного возраста
Глава I. Музыкальное воспитание детей в дошкольной педагогике
1.1 Способности как индивидуально-психические свойства
личности ребенка
Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы…
Патриотическое воспитание
2.3 Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России
Русский философ Иван Ильин назвал период отечественной истории, наступивший после крушения самодержавия, временем мученического очищения России, «ее исторического оправдания и духовного возрождения». «Чудится мне, — писал он…
Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
1.1. Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства
Что мы знаем о детстве?
В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека…
Развитие отечественной методики преподавания иностранных языков в дореволюционный период
1. Положение иностранных языков в дореволюционной России
60-е годы XIX века ознаменовались в России реформами: отмена крепостного права, военная и судебная реформы. Значительное место в демократизации государственного строя занимала реформа образования, положившая конец сословно-ограниченной школе…
Развитие патриотизма на уроках изобразительного искусства
1.2 Воспитание патриота, гражданина России на уроках изобразительного искусства
Новое время требует от школы содержания, форм, средств и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям…
Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников
1.1 Музыкальное воспитание в детском саду: история вопроса, категориальный анализ
Сверхзадача всей музыкально-воспитательной работы с детьми, которой должны быть подчинены все остальные задачи — заинтересовать детей музыкой, эмоционально увлечь их, «заразить их своей любовью к музыке» (К. Станиславский). Интерес к музыке…
Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников
Глава 2. Музыкальное воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности
…
Становление и развитие педагогической мысли в России
1. Воспитание и обучение детей в России до 19 в.
Зачатки педагогической мысли в Киевском и Московском государствах.
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого…
Эволюция и зарождение музыкального воспитания в педагогике
2. Музыкальное воспитание в России со второй половины ХIХ — начала XX вв.
…
Источник
Ìàòåðèàëèñòè÷åñêàÿ òðàêòîâêà èñêóññòâà, ïðèçíàþùàÿ åãî âîçäåéñòâèå íà ãàðìîíè÷åñêîå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè. Ìóçûêàëüíîå âîñïèòàíèå äåòåé â ñåìåéíûõ óñëîâèÿõ. Âëèÿíèå ìóçûêè íà ïåðåæèâàíèÿ. Ñîîòíîøåíèå òâîð÷åñòâà è ïîäðàæàíèÿ â ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðóññêàÿ ïåäàãîãèêà19-20 âåêà î ìóçûêàëüíîì âîñïèòàíèè è ðàçâèòèè ðåáåíêà
Èñòîðèÿ ëþáîé îòðàñëè ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêè ÿâëÿåòñÿ ñâîåîáðàçíîé øêîëîé, â êîòîðîé ìîæíî ïîëó÷èòü îáúÿñíåíèÿ ìíîãèì ïåäàãîãè÷åñêèì ÿâëåíèÿì. Äàííûå îòå÷åñòâåííîé èñòîðèè äîøêîëüíîé ïåäàãîãèêè, â ÷àñòíîñòè àíàëèçà îñíîâíûõ èñòîðè÷åñêèõ âåõ â ðåøåíèè âîïðîñà î âçàèìîäåéñòâèè ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, äàþò öåííûé ìàòåðèàë, êîòîðûé ïîìîæåò íå ïîâòîðÿòü îøèáîê ïðîøëîãî, ðàçâèâàòü íàèáîëåå ïðîãðåññèâíûå èäåè. Èçâåñòíî, ÷òî ïóòü ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè â íàøåé ñòðàíå — êîìïîçèòîðñêîé, ìóçûêîâåä÷åñêîé è ïåäàãîãè÷åñêîé — íå îòëè÷àëñÿ ðîâíûì, ïîñëåäîâàòåëüíûì õàðàêòåðîì. Ýòî áûë ïðîöåññ, íàñûùåííûé áîðüáîé íîâîãî, ïðîãðåññèâíîãî ñ ðåàêöèîííûì, òîðìîçÿùèì ñòàíîâëåíèå ñîâåòñêîé êóëüòóðû. Òî æå ìîæíî ñêàçàòü è î äîøêîëüíîé ïåäàãîãèêå. Äëèòåëüíûé ïåðèîä áîðüáû è èñêàíèé ñîâåòñêèõ ïåäàãîãîâ, èõ äîñòèæåíèÿ è âðåìåííûå îøèáêè îòðàçèëèñü è íà ðàçâèòèè äîøêîëüíîãî ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ.
Ïîñòàíîâëåíèÿ ïàðòèè è ïðàâèòåëüñòâà ïî âîïðîñàì ïåäàãîãèêè è èñêóññòâà íàïðàâëÿëè, îïðåäåëÿëè èñêàíèÿ õóäîæåñòâåííî-ïåäàãîãè÷åñêîé îáùåñòâåííîñòè, ÷òî ïðèäàëî èì íàñòóïàòåëüíûé, íàñûùåííûé ðåâîëþöèîííûìè ïðåîáðàçîâàíèÿìè õàðàêòåð. Íî ïðîêëàäûâàíèå íîâûõ ïóòåé âñåãäà ñâÿçàíî ñ áîëüøèìè òðóäíîñòÿìè è ïîèñêàìè. Ìàòåðèàëû, íà îñíîâàíèè êîòîðûõ ìîæíî ñóäèòü îá èñòîðè÷åñêèõ ïóòÿõ ðàçâèòèÿ òåîðèè è ïðàêòèêè ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ, äîâîëüíî ðàçíîîáðàçíû. Ýòî ïðîãðàììíî-ìåòîäè÷åñêèå äîêóìåíòû, ìîíîãðàôè÷åñêèå ðàáîòû, ðàçëè÷íûå ïîñîáèÿ, ó÷åáíèêè, ïåðèîäè÷åñêàÿ ïå÷àòü. Íåñîìíåííóþ ðîëü ñûãðàëè îòäåëüíûå ïñèõîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ, ïîñâÿùåííûå èçó÷åíèþ ìóçûêàëüíîãî ïåðåæèâàíèÿ ðåáåíêà, ïñèõîëîãèè âîñïðèÿòèÿ ìóçûêè, ìóçûêàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé.
 ïðåäðåâîëþöèîííîé Ðîññèè ñóùåñòâîâàëè ëèøü îòäåëüíûå äåòñêèå ñàäû, âîïðîñû äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ èçó÷àëî íåçíà÷èòåëüíîå ÷èñëî òåîðåòèêîâ è ïåäàãîãîâ. Íî âñå æå áûëî íåâåðíûì ãîâîðèòü î òîì, ÷òî âîïðîñ î íàïðàâëåíèè ðàáîòû ïî ìóçûêàëüíîìó âîñïèòàíèþ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà íå ñòàâèëñÿ è íå íàêàïëèâàëñÿ îïûò ïîëîæèòåëüíîãî åãî ðåøåíèÿ.
Íà ðàçâèòèå ýòîé îáëàñòè òåîðèè, íåñîìíåííî, îêàçàëè âëèÿíèå ïåðåäîâûå èäåè ñîöèàë-äåìîêðàòîâ, äëÿ êîòîðûõ õàðàêòåðíà âåðà â âîçìîæíîñòè ðåáåíêà, âíèìàíèå ê ôîðìèðîâàíèþ åãî ëè÷íîñòè, åãî ñïîñîáíîñòåé.  èõ òðóäàõ ïðèçíàâàëîñü âëèÿíèå âîñïèòàòåëüíîé ñðåäû íà ôîðìèðîâàíèå ðåáåíêà, ïîä÷åðêèâàëàñü ðåøàþùàÿ ðîëü â ýòîì îáùåñòâåííûõ óñëîâèé (Í. ×åðíûøåâñêèé). Äóøà ðåáåíêà îòíþäü íå áåëàÿ äîñêà, íà êîòîðîé ìîæíî âñå íàïèñàòü. Çíà÷åíèå èìåþò è «ñâîéñòâà ñàìîé äîñêè», è «âîñïèòàíèå, âíåøíèå îáñòîÿòåëüñòâà, îïûò æèçíè» (Â. Áåëèíñêèé).
Îñîáóþ ðîëü ñûãðàëè ýñòåòè÷åñêèå èäåè Í. Ã. ×åðíûøåâñêîãî, Â.Ã. Áåëèíñêîãî, äàþùèå ìàòåðèàëèñòè÷åñêóþ òðàêòîâêó èñêóññòâó, ïðèçíàþùèå åãî âîçäåéñòâèå íà ãàðìîíè÷åñêîå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Áåëèíñêèé ñ÷èòàë, ÷òî íàäî â ðàííåì âîçðàñòå âîñïèòûâàòü ó ðåáåíêà ÷óâñòâà è ôàíòàçèþ è äëÿ ýòîãî ïðèâëåêàòü ïðîèçâåäåíèÿ èñêóññòâà— âåäü ðåáåíêó «íóæíû îáðàçû, êðàñêè, çâóêè». Èñêóññòâî ïîìîãàåò âîñïèòàòü ó äåòåé âîñïðèèì÷èâîñòü ê ïðåêðàñíîìó. Îí îòìå÷àë îñîáîå çíà÷åíèå ìóçûêè è ïîýçèè äëÿ ýñòåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé èìåííî íà ïåðâûõ ñòóïåíÿõ èõ æèçíè. Ä.È. Ïèñàðåâ òàêæå íàïèñàë íåìàëî ÿðêèõ ñòðàíèö, ïðèçûâàþùèõ ê òîìó, ÷òîáû ó ðåáåíêà ïðåæäå âñåãî ðàçâèâàòü îòçûâ÷èâîñòü íà ïðåêðàñíîå â èñêóññòâå. Îí ïðîòåñòîâàë ïðîòèâ òåõ ìåõàíè÷åñêèõ ïðèåìîâ, ïîñðåäñòâîì êîòîðûõ çíàêîìÿò åãî ñ èñêóññòâîì. «Ðåáåíêà, íå îáíàðóæèâøåãî åùå íèêàêèõ ìóçûêàëüíûõ íàêëîííîñòåé, íåñïîñîáíîãî ñ óäîâîëüñòâèåì âûñëóøàòü ñàìóþ ïðîñòóþ è íåíàòÿíóòóþ ìåëîäèþ, ñàæàþò ïðÿìî çà ôîðòåïèàíî è çàâàëèâàþò ãàììàìè è ýêçåðñèñàìè. Ìóäðåíî ëè, ÷òî ïðè ïîäîáíûõ óñëîâèÿõ ãèáíåò ýñòåòè÷åñêîå ÷óâñòâî ðåáåíêà, çàáèòîãî ðóòèíîþ, çàïóãàííîãî ñóõèìè, áåçæèçíåííûìè ôîðìàìè, â êîòîðûõ âïåðâûå ïåðåä åãî ãëàçàìè ÿâëÿåòñÿ èñêóññòâî».
Ä.È. Ïèñàðåâ êðèòèêîâàë ïîñòàíîâêó ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà â ñåìåéíûõ óñëîâèÿõ. Íî åãî ñëîâà çâó÷àëè ïðåäîñòåðåæåíèåì äëÿ òåõ, êòî ïðèñòóïàë ê îðãàíèçàöèè îáùåñòâåííîãî äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ. Ê êîíöó 60-õ ãîäîâ óæå íà÷àëè ïîÿâëÿòüñÿ îòäåëüíûå äåòñêèå ñàäû, ó÷ðåæäàòüñÿ ôðåáåëåâñêèå îáùåñòâà, êóðñû äëÿ ïîäãîòîâêè ðóêîâîäèòåëåé, âûïóñêàòüñÿ ïåðâûé æóðíàë «Äåòñêèé ñàä» (1866-1877). Èçâåñòíî òàêæå, ÷òî îðèãèíàëüíóþ ñèñòåìó âîñïèòàíèÿ, êîòîðóþ ðàçðàáîòàë íåìåöêèé ïåäàãîã Ôðåáåëü, ïðîïàãàíäèðîâàëè ïåðâûå ðóññêèå îáùåñòâåííûå îðãàíèçàöèè, íàçâàííûå åãî èìåíåì.
Íåäî÷åòû ñèñòåìû: æåñòêàÿ ðåãëàìåíòàöèÿ â ìåòîäèêå ðàçó÷èâàíèÿ òàê íàçûâàåìûõ èãð ñ ïåñíÿìè ñîâåðøåííî èñêëþ÷àëà âîçìîæíîñòü ïðîÿâëåíèÿ èíèöèàòèâû äåòåé, ïîäàâëÿëà èõ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, íå ñîçäàâàëà óñëîâèé äëÿ ìóçûêàëüíîãî ðàçâèòèÿ.
Ê. Óøèíñêîãî, Â. Âîäîâîçîïà è äð. ðåçêî êðèòèêîâàëè ðóòèíåðñêèå ôîðìû ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé, ëèøàâøèõ èõ êàê îáùåãî, òàê è ìóçûêàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Îá ýòîì æå ïèñàëà ó÷åíèöà Óøèíñêîãî Å. Âîäîâîçîâà â êíèãå «Óìñòâåííîå è íðàâñòâåííîå ðàçâèòèå äåòåé îò ïåðâîãî ïðîÿâëåíèÿ ñîçíàíèÿ äî øêîëüíîãî âîçðàñòà» (1871). Óæå èç íàçâàíèÿ âèäíà çàèíòåðåñîâàííîñòü àâòîðà â ïðîáëåìå ðàçâèòèÿ, ñêâîçü ïðèçìó êîòîðîé îíà ðåøàëà è âîïðîñû ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà íà÷èíàÿ ñ ïåðâûõ ìåñÿöåâ åãî ñóùåñòâîâàíèÿ.
 ðàáîòàõ íàèáîëåå èçâåñòíûõ ïåäàãîãîâ-ìóçûêàíòîâ êîíöà XIX è íà÷àëà XX â. (À. Ïóçûðåâñêèé, À. Ìàñëîâ, À. Êàðàñåâ, Ñ. Ìèðîïîëüñêèé è äð.) íàøëè îòðàæåíèå èäåàëèñòè÷åñêèå òåîðèè, ñ ïîçèöèé êîòîðûõ äàåòñÿ îáúÿñíåíèå ïðîöåññàì ìóçûêàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Òàê, íàïðèìåð, ïî ìíåíèþ À. Ïóçûðåâñêîãî, íàðîäàì, íàõîäÿùèìñÿ íà íèçøèõ ñòóïåíÿõ êóëüòóðû, ñâîéñòâåííà ìóçûêà, â êîòîðîé äîìèíèðóåò ðèòì êàê ïðîñòåéøèé ýëåìåíò âûðàçèòåëüíîñòè, ãðîìêîå çâó÷àíèå, ïëÿñîâîå, ìàðøåâîå íà÷àëî. Ïîäîáíûé õàðàêòåð ìóçûêè ïðèìèòèâíî âëèÿåò ñâîåé ñèëîé è ïîäâèæíîñòüþ, à íå ñâîèì ñîäåðæàíèåì.
Äðóãîé õàðàêòåðíîé ÷åðòîé âûñêàçûâàíèÿ ïðîô. Ïóçûðåâñêîãî ïî âîïðîñàì ìóçûêàëüíîãî ðàçâèòèÿ ÿâëÿåòñÿ åãî ïîïûòêà îáúÿñíèòü õàðàêòåð âëèÿíèÿ ìóçûêè íà ïåðåæèâàíèÿ ðåáåíêà. Îí ñ÷èòàåò, ÷òî ìóçûêà ñïîñîáíà âîçäåéñòâîâàòü ñêîðåå ôèçèîëîãè÷åñêè, ÷åì ïñèõîëîãè÷åñêè: ïîâûøàòü èëè ïîíèæàòü äåÿòåëüíîñòü ñåðäöà, êðîâîîáðàùåíèÿ, óñèëèâàòü æèçíåäåÿòåëüíîñòü îðãàíèçìà òàê æå, êàê ýòî ñäåëàëè áû íàðêîòè÷åñêèå ñðåäñòâà, íî áåç èõ âðåäíûõ ïîñëåäñòâèé. Ñìûñë æå ýñòåòè÷åñêîãî âëèÿíèÿ ìóçûêè íà ïñèõèêó ëè÷íîñòè ñâîäèòñÿ ê òîìó, ÷òîáû îòâëå÷ü åå îò òåõ òðóäíîñòåé, êîòîðûìè ïîëíà æèçíü ðåáåíêà èç òðóäîâûõ ñëîåâ îáùåñòâà.
Âî ìíîãèõ ðàáîòàõ òîãî âðåìåíè ïðèçíàåòñÿ âîçìîæíîñòü ìóçûêàëüíîãî ðàçâèòèÿ âñåõ äåòåé. Îñîáåííî óáåäèòåëüíî îá ýòîì ïèñàë À. Êàðàñåâ, àâòîð êíèãè «Ìåòîäèêà ïåíèÿ», âûäåðæàâøåé ìíîãî èçäàíèé. Íî ñðîêè íà÷àëà ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ óñòàíàâëèâàþòñÿ ïîçäíèå. Òàê, â ñâîåé êíèãå «Î ìóçûêàëüíîì îáðàçîâàíèè íàðîäà â Ðîññèè è â Çàïàäíîé Åâðîïå» Ñ. Ìèðîïîëüñêèé îòìåòèë, ÷òî óæå â 5-6 ëåò ðåáåíîê ïîäïåâàåò ìàòåðè, ïîäðàæàåò âçðîñëûì â âîñïðîèçâåäåíèè ìåëîäèè ãîëîñîì. Îí äîïóñêàåò ìûñëü, ÷òî â äåòñêèõ ñàäàõ ðàçó÷èâàþò ïåñíè, ÷òî âîçìîæíî ïðè óñëîâèè èõ ñïåöèàëüíîãî îòáîðà. Íî ôîðìèðîâàòü ãîëîñ íàäî íå ðàíüøå, ÷åì â 8-9 ëåò.
 íåêîòîðûõ ìåòîäè÷åñêèõ ðàáîòàõ ïîäíèìàåòñÿ âîïðîñ î âîçìîæíîñòè ðàçâèòèÿ äåòñêîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà. À. Êàðàñåâ ñ÷èòàë, ÷òî ó äåòåé íåò òâîð÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé. Îíè ñêëîííû ëèøü ê ïðîñòîìó ïîäðàæàíèþ. Ïîýòîìó íåöåëåñîîáðàçíî ïðèìåíÿòü åãî â öåëÿõ ìóçûêàëüíîãî ðàçâèòèÿ.
Èíîé òî÷êè çðåíèÿ ïðèäåðæèâàåòñÿ À. Ìàñëîâ.  ñâîåé èíòåðåñíîé êíèãå «Ìåòîäèêà ïåíèÿ â íà÷àëüíîé øêîëå, îñíîâàííàÿ íà íîâåéøèõ äàííûõ ýêñïåðèìåíòàëüíîé ïåäàãîãèêè» (1913) îí ïèøåò, ÷òî âàæíåéøåé çàäà÷åé ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ ÿâëÿåòñÿ âîñïèòàíèå èíòåðåñà ê êðàñîòå ìóçûêè è òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ. Âàæíî íå ñòîëüêî ïðèîáðåòåíèå çíàíèé è íàâûêîâ, ñêîëüêî ðàçâèòèå òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòè. Ïîñëåäíÿÿ ëåæèò â îñíîâå äóõîâíîãî è ìóçûêàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ïîýòîìó íóæíà îðãàíèçàöèÿ ñïåöèàëüíî òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, êîòîðàÿ ìîæåò ïðîÿâèòüñÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, â èñïîëíèòåëüñêîé èíòåðïðåòàöèè ïåñåí, à ñ äðóãîé — ñîáñòâåííî â òâîð÷åñòâå.
Íåãàòèâíîå îòíîøåíèå ê äåòñêîìó ìóçûêàëüíîìó òâîð÷åñòâó, âûñêàçàííîå À. Êàðàñåâûì, íå ïðåäñòàâëÿåòñÿ óáåäèòåëüíûì. Îí ïîäíÿë èíòåðåñíûé âîïðîñ î ñîîòíîøåíèè òâîð÷åñòâà è ïîäðàæàíèÿ â ìóçûêàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, íî îí èõ ïðîòèâîïîñòàâëÿåò. Ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî èõ ñîîòíîøåíèÿ áîëåå ñëîæíûå è ïðè îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ ïîäðàæàíèå ìîæåò áûòü ïîëîæèòåëüíûì èëè òîðìîçÿùèì ôàêòîðîì â ôîðìèðîâàíèè äåòñêîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà.
Íåñêîëüêî ïîçäíåå ïðîáëåìà âçàèìîäåéñòâèÿ ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ âåñüìà øèðîêî îñâåùàëàñü â ðàáîòàõ ïðåäñòàâèòåëåé ãàê íàçûâàåìîé òåîðèè ñâîáîäíîãî âîñïèòàíèÿ, â ÷àñòíîñòè Ê. Âåíòöåëÿ.
Âñÿ ïðàêòèêà ïî Âåíòöåëþ ïîñòðîåíà íà ïîëíîì èãíîðèðîâàíèè ðîëè ïåäàãîãà, îòðèöàíèè íåîáõîäèìîñòè ïðîãðàìì, ïëàíà. Îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ «ñâîáîäíûì äóøåâíûì ïåðåæèâàíèÿì» ðåáåíêà. Ýòî ïîñëåäíåå ïîëîæåíèå Âåíòöåëü ðàçâèâàåò, âûñêàçûâàÿ ñâîå îòíîøåíèå ê ðîëè èñêóññòâà â äåòñêîì ñàäó â öåëîì, ê ðîëè ìóçûêè â ÷àñòíîñòè. Áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàþò çàíÿòèÿ èñêóññòâîì, îíè äîëæíû áûòü òåñíî ñâÿçàíû ñ æèçíüþ ðåáåíêà. Ðåáåíîê äîëæåí åñòåñòâåííî è ñàìîïðîèçâîëüíî ðàçâèâàòüñÿ.
Âåíòöåëü ñòàâèò âîïðîñ î ìóçûêàëüíîì ðàçâèòèè äîøêîëüíèêà âî ãëàâó óãëà. Îí ñ÷èòàåò, ÷òî îñíîâíàÿ öåëü — îñâîáîæäåíèå òâîð÷åñêèõ ñèë ðåáåíêà, íî ÷òî ýòî ñîâñåì íå äîñòèãàåòñÿ ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêîé. Ïî ìíåíèþ Âåíòöåëÿ ìóçûêàëüíî- òâîð÷åñêîìó ðàçâèòèþ äåòåé ìåøàåò:
— äåÿòåëüíîñòü äåòåé ñòðîãî ðåãëàìåíòèðóåòñÿ-âåäü äåòè âûíóæäåíû ïåòü òå ïåñíè, êîòîðûå âûáèðàåò âîñïèòàòåëüíèöà;
— ïåíèå, èìåííî êîëëåêòèâíîå ïåíèå, èìååò â ñåáå íå÷òî ãèïíîòèçèðóþùåå, ïîðàáîùàþùåå âîëþ, ïåñíÿ íàñèëüñòâåííî ââîäèò â êðóã òåõ èëè èíûõ ïåðåæèâàíèé. Âåíòöåëü íàìå÷àåò «íîâûå ïóòè», ïî êîòîðûì äîëæíî èäòè ìóçûêàëüíîå ðàçâèòèå äåòåé.
Îáîáùàþùèé ïåðå÷åíü åãî ïåäàãîãè÷åñêèõ ðåãëàìåíòàöèé:
— äåòè äîëæíû ñàìè òâîðèòü è ìåëîäèþ, è òåêñò ïåñåí; «÷óæèå» ïåñíè (ò. å. íàðîäíûå èëè ñîçäàííûå êîìïîçèòîðàìè) ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ ïðè óñëîâèè, åñëè äåòè ñàìè èõ âûáèðàþò è åñëè ýòè ïåñíè ñîîòâåòñòâóþò äåòñêèì ìûñëÿì, ÷óâñòâàì, ïåðåæèâàíèÿì;
-íåîáõîäèìî âûäåëåíèå ñëóøàíèÿ ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé, îòëè÷àþùèõñÿ æèçíåðàäîñòíûì õàðàêòåðîì;
— íàäî äàòü äåòÿì âîçìîæíîñòü ñâîáîäíî ýêñïåðèìåíòèðîâàòü ñ íàèáîëåå ïðîñòûìè, ìóçûêàëüíûìè èíñòðóìåíòàìè, ÷òîáû âûÿâèòü ïîëó÷åííûå îò ìóçûêè âïå÷àòëåíèÿ è òâîð÷åñêè èõ îòðàçèòü.
Ì. Ñâåíòèöêàÿ ñòîèò íà ïîçèöèÿõ ñâîáîäíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Êðèòèêóÿ òàêóþ ïîñòàíîâêó ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ, ïðè êîòîðîì âñå ïîä÷èíåíî îïðåäåëåííîé òåìå, îíà ïðèçûâàåò ê íåóêîñíèòåëüíîìó ñîîáðàçîâàíèþ ñ âíóòðåííèì ìèðîì ðåáåíêà — åãî âêóñàìè, åãî ìóçûêàëüíûìè äàííûìè. Îíà ñ÷èòàåò òî÷íîå ðåãëàìåíòèðîâàíèå ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ îïðåäåëåííûìè òåìàìè «÷ðåçâû÷àéíî èñêóññòâåííûì, ñêó÷íûì è ìåøàþùèì ñâîáîäíîìó, íåçàâèñèìîìó ðàçâèòèþ ìóçûêàëüíîãî ÷óâñòâà è ëþáâè ê ïåíèþ». Íî îíà óæå íå îòêàçûâàåòñÿ îò íåîáõîäèìîñòè èìåòü îïðåäåëåííóþ ïðîãðàììó îáó÷åíèÿ, îò ðóêîâîäñòâà âîñïèòàòåëÿ çàíÿòèÿìè ñ äåòüìè, îò ó÷åòà ñòåïåíè òðóäíîñòè ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé. Åñëè ñîïîñòàâèòü åå âûñêàçûâàíèÿ ñ âûñêàçûâàíèÿìè Âåíòöåëÿ, òî ëåãêî ìîæíî óáåäèòüñÿ, ÷òî âîïðîñû âçàèìîäåéñòâèÿ ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ è ìóçûêàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåøàþòñÿ åþ óæå ñ áîëåå ïðàâèëüíûõ ïîçèöèé, òàê êàê îíà ïî-èíîìó îöåíèâàåò ðîëü ïåäàãîãà.
Ïðîáëåìà âçàèìîîòíîøåíèÿ ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ è ìóçûêàëüíîãî ðàçâèòèÿ áûëà ïîñòàâëåíà è íà ïðîèñõîäèâøåì â Ïåòåðáóðãå Âñåðîññèéñêîì ñîâåùàíèè ïî ñåìåéíîìó âîñïèòàíèþ (30/XII 1912 ã. — 6/1 1913 ã.). Èç ðÿäà äîêëàäîâ ïî ïîñòàíîâêå ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ íàèáîëüøèé èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿëî ñîîáùåíèå Ì. Ì- Ïîïîâà-Ïëàòîíîâà íà òåìó «Î íåîáõîäèìîñòè è ïîñòàíîâêå ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ â ñåìüå è øêîëå», òàê êàê â íåì ñòàâèëñÿ ðÿä òåîðåòè÷åñêèõ âîïðîñîâ. Ïîëîæèòåëüíûìè ìîìåíòàìè â ýòîì ñîîáùåíèè ÿâëÿþòñÿ: òîëêîâàíèå ñóùíîñòè ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ êàê ñðåäñòâà ãàðìîíè÷åñêîãî, âñåñòîðîííåãî ðàçâèòèÿ; òðåáîâàíèå èäòè íå ñðàçó îò ïðèîáðåòåíèÿ íàâûêîâ, à îò ðàçâèòèÿ ìóçûêàëüíîãî ñëóõà ê îñîçíàíèþ è çàòåì ê çàêðåïëåíèþ íàâûêîâ; ïåäàãîãè÷åñêè öåííî óòâåðæäåíèå, ÷òî ìóçûêàëüíûé ñëóõ ðàçâèâàåòñÿ è ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ëèøü â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ.
Ñëåäóåò îñîáî îñòàíîâèòüñÿ íà âûñêàçûâàíèÿõ èçâåñòíîãî ðóññêîãî ôèçèîëîãà Â.Ì. Áåõòåðåâà.
Îñîáåííî ïîäðîáíî èçëîæèë îí ñâîè ìûñëè â ðàáîòå «Çíà÷åíèå ìóçûêè â ýñòåòè÷åñêîì âîñïèòàíèè ðåáåíêà ñ ïåðâûõ äíåé åãî äåòñòâà». Ýòî áûë äîêëàä, ñäåëàííûé èì íà îáúåäèíåííîì çàñåäàíèè ïåäàãîãè÷åñêîé ñåêöèè è êîìèññèè ïî èçó÷åíèþ âëèÿíèÿ ìóçûêè íà îðãàíèçì ïðè ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîì èíñòèòóòå â ìàå 1914 ã. Âåäóùàÿ èäåÿ — óñòàíîâëåíèå îïðåäåëÿþùåé ðîëè âíåøíèõ âîçäåéñòâèé, âëèÿíèå âîñïèòàíèÿ íà ìóçûêàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. Ìóçûêàëüíîå âîñïèòàíèå ïîíèìàåòñÿ êàê ïðîöåññ âûðàáîòêè íàâûêîâ, ïðèâû÷åê, âêóñîâ, ïðèîáðåòàåìûõ â ïðîöåññå äåÿòåëüíîñòè. Ýñòåòè÷åñêîå ðàçâèòèå «îáóñëîâëèâàåòñÿ íå òîëüêî ïðèðîæäåííûìè, íî è ïðèîáðåòåííûìè ïóòåì âîñïèòàíèÿ è æèçíåííîãî îïûòà îñîáåííîñòÿìè ëè÷íîñòè». Â.Ì. Áåõòåðåâ ãîâîðèò îá îòáîðå ìóçûêè, î ïîñëåäîâàòåëüíîñòè åå óñëîæíåíèÿ, î ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòàõ, íà êîòîðûõ ëó÷øå èñïîëíÿòü ìóçûêó äëÿ äåòåé (öèìáàëû, îðãàí÷èêè, àðèñòîí, ãðàììîôîí, ôîðòåïüÿíî), î ìóçûêàëüíûõ èãðóøêàõ, î õàðàêòåðå ïåäàãîãè÷åñêèõ âîçäåéñòâèé.
Íàèáîëåå àêòóàëüíîé îñòàåòñÿ õàðàêòåðèñòèêà ïðîöåññîâ ìóçûêàëüíîãî ïåðåæèâàíèÿ ðåáåíêà. Ïðåæäå âñåãî ïîä÷åðêèâàåòñÿ åãî ìíîãîñîñòàâíîñòü: ðàçâèòèå ìóçûêàëüíîãî ñëóõà, ôîðìèðîâàíèå ýñòåòè÷åñêèõ ÷óâñòâ, âêóñà — âñå ýòî âõîäèò â ïîíÿòèå «ìóçûêàëüíîñòü». Ýòî áîëåå, ÷åì ãäå-ëèáî, îïðàâäûâàåòñÿ â îðãàíå ñëóõà, èáî ðàçâèòûé ìóçûêàëüíûé ñëóõ ïðåäúÿâëÿåò è èíûå òðåáîâàíèÿ ê ìóçûêàëüíîìó ïðîèçâåäåíèþ, íåæåëè ñëóõ ìàëîðàçâèòîé. Ïîýòîìó ïåðâîå óñëîâèå ìóçûêàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà — ýòî óñòðàíåíèå âñåãî, ÷òî íàðóøàåò ïðàâèëüíîå ðàçâèòèå ñëóõà». Â.Ì. Áåõòåðåâ ïîä÷åðêèâàåò, ÷òî âàæíî íå òîëüêî ðàçëè÷åíèå çâóêîâ ïî èõ ñâîéñòâàì, íî è ïîíèìàíèå èõ ãàðìîíèè. Ýòèì îí ïîä÷åðêèâàåò ýñòåòè÷åñêèé õàðàêòåð ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ. ìóçûêàëüíîå âîñïèòàíèå ðàçâèòèå ëè÷íîñòü
Î÷åíü îáñòîÿòåëüíî ðàñêðûâàåòñÿ ïîëîæåíèå î äèíàìè÷íîì ðàçâèòèè ìóçûêàëüíîñòè. Ïðåæäå âñåãî ïîä÷åðêèâàåòñÿ, ÷òî îíà äîëæíà áûòü ðàçâèâàåìà íå òîëüêî ñ ðàííèõ ëåò, íî äàæå ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè. Â. Ì. Áåõòåðåâ ïðèâîäèò òàêîé ïðèìåð: ðåáåíîê â âîçðàñòå 1 ìåñÿöà è 2 äíåé íà÷èíàë ïëàêàòü, êîãäà ïðåêðàùàëè ïåíèå, ï ïåðåñòàâàë, êîãäà ïåíèå âîçîáíîâëÿëîñü. Ñëåäîâàòåëüíî, çàäîëãî äî ðàçâèòèÿ ðå÷è ó ðåáåíêà ïðîÿâëÿåòñÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ìóçûêàëüíûì çâóêàì. Â.Ì. Áåõòåðåâ ñòðåìèëñÿ ê îáúåêòèâíîñòè èçó÷åíèÿ ìóçûêàëüíîãî ïåðåæèâàíèÿ ðåáåíêà, ÷òî âûãîäíî îòëè÷àëî åãî õàðàêòåðèñòèêó îò ðàññóæäåíèé óìîçðèòåëüíûõ èëè îñíîâàííûõ íà ýìïèðè÷åñêîì îïûòå. Ìåòîäà åãî èññëåäîâàíèÿ ñâîäèëàñü ê äâóì òèïàì: 1) íàáëþäåíèÿ çà íåïîñðåäñòâåííûìè ðåàêöèÿìè ðåáåíêà íà ìóçûêó ðàçëè÷íîãî õàðàêòåðà; 2) ïðèìåíåíèå ïðèáîðîâ äëÿ èçìåðåíèÿ äûõàòåëüíûõ è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ ðåàêöèé ðåáåíêà. Â.Ì. Áåõòåðåâ ðàçðàáîòàë äëÿ ýòîãî ñïåöèàëüíûé àïïàðàò (ïî òèïó ïíåâìîãðàôîâ).  öåëîì ðàáîòû Â.Ì. Áåõòåðåâà èãðàþò çíà÷èòåëüíóþ ðîëü â ðåøåíèè ïðîáëåìû ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ.
Íàäî îòìåòèòü êíèãó Ñ.Ì. Ìàéêàïàðà «Ìóçûêàëüíûé ñëóõ, åãî çíà÷åíèå, îñîáåííîñòè è ìåòîä ïðàâèëüíîãî ðàçâèòèÿ», â êîòîðîé èçëîæåíû ñîîáðàæåíèÿ î ñòðóêòóðå ìóçûêàëüíîãî ñëóõà, ñäåëàíû ïîäðîáíûå õàðàêòåðèñòèêè ðàçëè÷íûõ åãî ïðîÿâëåíèé, íàçâàíû ôèçèîëîãè÷åñêèå ïðè÷èíû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñëóõà è âîçíèêíîâåíèþ ÷èñòîòû èíòîíàöèé â ïåíèè. Êðîìå òîãî, îõàðàêòåðèçîâàíà ñèñòåìà ðàçâèòèÿ ñëóõà. Íåêîòîðûå íåäî÷åòû â êíèãå: ñïîðíîñòü îòäåëüíûõ ïîëîæåíèé; íåêîòîðàÿ óìîçðèòåëüíîñòü èçëîæåíèÿ; ìóçûêàëüíîå ðàçâèòèå ïîêàçûâàåòñÿ â íåäîñòàòî÷íîé ñâÿçè ñ äåÿòåëüíîñòüþ, â ïðîöåññå êîòîðîé ðàçâèâàåòñÿ.
Ïðîáëåìà ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ èçó÷àëàñü ïðåäñòàâèòåëÿìè ðàçëè÷íûõ íàóê: ìóçûêîçíàíèÿ, ôèçèîëîãèè, ïñèõîëîãèè, ïåäàãîãèêè. Ýòî ïðèäàëî èçâåñòíóþ ðàçíîñòîðîííîñòü îñâåùåíèþ âîïðîñà, ïîïîëíÿÿ ïðåäñòàâëåíèå î ñòðóêòóðå ìóçûêàëüíîñòè è î ïóòÿõ åå ðàçâèòèÿ. Ìíîãèå ÷àñòíûå ðåêîìåíäàöèè â îáëàñòè ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ, íåñîìíåííî, ñûãðàëè îïðåäåëåííóþ ïðîãðåññèâíóþ ðîëü.
Îäíàêî îñíîâíîé âîïðîñ î âçàèìîäåéñòâèè ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ â çàâèñèìîñòè îò ìèðîâîççðåíèÿ àâòîðîâ ïîëó÷àë òî ìàòåðèàëèñòè÷åñêóþ òðàêòîâêó (õîòÿ èíîãäà è íå äî êîíöà ïîñëåäîâàòåëüíóþ), òî îòëè÷àëñÿ èäåàëèñòè÷åñêèì ïîíèìàíèåì çàêîíîâ îáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ. Ïîýòîìó âûðèñîâûâàþòñÿ ðàçëè÷íûå ëèíèè â èñòîðè÷åñêîì ðàçâèòèè òåîðèè âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà. Çíà÷èòåëüíîå âëèÿíèå îêàçàëè ðåâîëþöèîííûå äåìîêðàòû è íà ýòó ñêðîìíóþ îáëàñòü ïåäàãîãèêè. Ýòî òà ëèíèÿ ðàçâèòèÿ, íà îñíîâå êîòîðîé ôîðìèðîâàëèñü ìûñëè ïåðåäîâûõ ïåäàãîãîâ âòîðîé ïîëîâèíû XIX â., à â äàëüíåéøåì íà÷èíàëà âûñòðàèâàòüñÿ è ñîâåòñêàÿ ñèñòåìà âîñïèòàíèÿ.
Øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå òåîðèè ñâîáîäíîãî âîñïèòàíèÿ îòðàçèëîñü òàêæå è íà âçãëÿäàõ äåÿòåëåé ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ. Âîçíèêíîâåíèå èõ íå ñëó÷àéíî. Ìîæíî ãîâîðèòü î ãëóáîêèõ êîðíÿõ ýòîé òåîðèè, ñâÿçàííîé ñ ìèðîâîççðåíèåì ìåëêîáóðæóàçíîé èíòåëëèãåíöèè, ñ îáùåé ïîëèòè÷åñêîé îáñòàíîâêîé.
Ðåàêöèÿ, ïîñëåäîâàâøàÿ ïîñëå ïîäàâëåíèÿ ðåâîëþöèè 1905 ã., óõîä ìåëêîáóðæóàçíîé èíòåëëèãåíöèè îò ðåâîëþöèè, óâëå÷åíèå ìèñòèöèçìîì, ñèìâîëèçìîì íàëîæèëè îïðåäåëåííûé îòïå÷àòîê è íà äîøêîëüíóþ ìóçûêàëüíóþ ïðàêòèêó.
Ñòðåìëåíèå óéòè îò ïîëèòèêè â «÷èñòûé ìèð èñêóññòâà» çàñòàâëÿëî ñòîðîííèêîâ ýòèõ âçãëÿäîâ ðàññìàòðèâàòü èñêóññòâî êàê ÿâëåíèå, êîòîðîå äîëæíî óâîäèòü è äåòåé îò òÿæåëîé äåéñòâèòåëüíîñòè. Î÷åíü ÷àñòî èñêóññòâî ðàññìàòðèâàëîñü, íàîáîðîò, êàê îäíî èç ñðåäñòâ ïåðåóñòðîéñòâà îáùåñòâà, êàê ñðåäñòâî ñîçäàíèÿ íîâîãî òèïà ëþäåé, ÷òî è îïðåäåëÿëî çíà÷åíèå ðàçâèòèÿ ó äåòåé òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòè. Ïðåäïîëàãàëîñü, ÷òî ýòî êà÷åñòâî òîãäà ïðèäåò ê ðåáåíêó, êîãäà áóäåò ñôîðìèðîâàíî èì ñàìèì, ïóòåì ñàìîðàçâèòèÿ.  èçâåñòíîé ñòåïåíè ýòà òåîðèÿ ñâîáîäíîãî âîñïèòàíèÿ âîçíèêëà êàê ðåàêöèÿ íà ïîñòàíîâêó ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ òîãî âðåìåíè.
Îäíàêî êðèòèêà ïðåäñòàâèòåëåé ñâîáîäíîãî âîñïèòàíèÿ âåëàñü ÿâíî íå ñ ñîñòîÿòåëüíûõ ïîçèöèé, òîëüêî ðàçðóøàþùèõ ïåäàãîãè÷åñêèé «ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòè è ìóçûêàëüíîñòè äåòåé.
Áîëåå ïëîäîòâîðíûìè áûëè êðèòè÷åñêèå òåíäåíöèè ìíîãèõ ïðîãðåññèâíûõ òâîð÷åñêèõ äåÿòåëåé, êîòîðûå ïðîêëàäûâàëè íîâûå ïóòè ñîçäàíèÿ ðóññêîé ñèñòåìû äîøêîëüíîãî ìóçûêàëüíîãî âîñïèòàíèÿ (Ñ. Øàöêèé, Â. Øàöêàÿ, Ë. Øëåãåð è äð.). Ýòè ïóòè áûëè íåëåãêèìè, ïðîòèâîðå÷èâûìè, íî îíè áûëè íàïðàâëåíû íà èçó÷åíèå ðåáåíêà, íà èçó÷åíèå åãî ìóçûêàëüíûõ çàïðîñîâ, èíòåðåñîâ, ñïîñîáíîñòåé. Íî êàê áû íè áûëè òàëàíòëèâû ýòè äåÿòåëè, êàêèìè áû íàõîäêàìè íè îáîãàùàëàñü èõ ïðàêòèêà, íåîáõîäèìà áûëà êîðåííàÿ ëîìêà ãîñïîäñòâóþùåãî ìèðîâîççðåíèÿ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник