Руководство развитием речи детей в процессе общения с ребенком

Елена Никитина
Как развить диалогическую речь у детей в процессе общения
Как развить диалогическую речь у детей в процессе общения.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении, а также распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).
Разговорная речь – это простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна,так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.
Если в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено эмоциональное благополучие детей, тогда разговор воспитателя с детьми оказывает на них развивающее влияние.
Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дошкольники овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи во многом зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.
Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса, но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность, а также ряд навыков поведения.
Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях.
У вновь пришедших детей речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Важно расположить к себе ребенка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики. Это могут быть красивые привлекательные игрушки, яркие картинки, животные в уголке природы и т. д. В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого все режимные моменты.
Кроме таких кратких разговоров, возникаемых спонтанно воспитатель предусматривает разговоры, которые планирует. Такие беседы могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Они помогают сблизить и сдружить детей, формируют их поведение. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним, подсказывающим вопросом, поощрением.
Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.
Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг.
Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Сюжетно — ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», «в больницу», позднее — «в школу», и т. д. закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель способствует углублению содержания игр, формированию и обогащению ролевых диалогов.
Разговор имеет большое значение.С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.
В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа.
Самое лучшее время для коллективных разговоров — прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель, ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным.
Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. Пока ребенок мал, круг разговоров связан с тем, что окружает его, что он непосредственно наблюдает. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей, быть правильной, выразительной,понятной, четкой.
Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский).
Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для
переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей
В методике формирования разговорной речи детей преобладают рекомендации к обучению ребенка восприятию вопросов взрослого и к ответам на них. Появляются исследования и другой стороны этой проблемы — обучения детей вопросным формам речи. Вопросы — показатель интеллектуального развития ребенка. Воспитатель дает детям образцы вопросительной конструкции предложений.
Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни.
Источник
Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ
Чепикова Наталья Вячеславовна
Учитель-логопед МАДОУ дс№46 СОП№1
Г.Ревда
В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя- логопеда и воспитателей ДОО.
Основные требования к созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей.
Функции воспитателя:
1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.
3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.
4. Формирование связной речи
5. Развитие внимания, памяти, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,
побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний,
создавать ситуацию общения,
формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи,
привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове,
проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти,
привлекать внимание к интонационной стороне речи.
Воспитатели не должны:
торопить ребенка с ответом,перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи,
заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками;
давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.
Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а проговаривать свои действия полным предложением, используя пример педагога.
2.Требования к речи воспитателей
Основной социальной потребностью, возникающей уже на первом году жизни ребенка, является потребность в общении. Условием своевременного формирования правильной речи у маленьких детей, а так же профилактики у них речевых нарушений является речь взрослых. Поэтому, высоки требования к речи современного воспитателя , начиная с раннего возраста. Следует помнить, что речь ребёнка развивается в условиях физического и психоэмоционального комфорта, т.е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен.
Речь воспитателя должна быть:
Эмоциональная положительная окраска голоса, т.к. с первых дней жизни ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи
Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.
Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный речевой режим в группе.
Артикуляция правильнее формируется, если при речевом общении ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.
Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает четкое проговаривание гласных звуков в слове.
Слова и фразы воспитателя должны быть доступны для ребенка (в соответствии с возрастными особенностями).
Звукопроизношение четким и правильным.
Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не только для детей, но и для их родителей.
Требования к речи воспитателя детского сада
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Некоторые недочеты речи педагогов:
Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
Невнятность произношения;
Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;
Употребление в речи слов – паразитов;
Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;
Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;
Произнесение слов с неправильным ударением;
Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
Частое употребеление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);
Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
3.Использование в работе игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Одним из 5 направлений ФГОС, в соответствии с которыми мы сейчас строим свою работу, является речевое развитие.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Дорогие воспитатели! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту, учитывая словарный запас взрослых людей.
Игра «Я знаю пять названий…»
В такую игру мы можем предложить поиграть детям уже 3-4 лет. Детям предлагается подобрать слова, относящиеся к данному обобщающему слову. Игру «По цепочке» мы предлагаем детям 4-5 лет (усложнение игры «Я знаю пять названий…»). Задача игры – подобрать как можно больше слов на заданную тему.
Давайте все встанем в круг, возьмем мяч и будем передавать его из рук в руки, подбирая слова на темы:
-Художественные произведения с участием богатырей;
-насекомые
-певцы и певицы России.
Усложнение: оперные исполнители России (Галина Вишневская, Любовь Казарновская, Дмитрий Хворостовский, Елена Образцова, Федор Шаляпин, Сергей Лемишев, Анна Нетребко, Николай Басков).
Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в игре? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами!
Для детей 4-5 лет мы предлагаем игру «Назови одним словом».
Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.
И для вас, коллеги, я подготовила такие задания:
-Часы, которые помогают проснуться;
-утренняя еда;
-большая ложка, помощью которой наливают суп;
-Это — настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума. (книга)
-Назовите, одним словом самые древние на Земле подарки? (украшения).
-Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок).
-Здесь акулы и гориллы, и большие крокодилы… (Африка).
-Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
-Какое блюдо солят трижды? (Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)
-Поэт, в произведении которого встречается сразу 33 богатыря (Александр Пушкин.)
-Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)
-Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин).
-Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
Развитие речи происходит, когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации.
В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми.
Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:
Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?
…сладкий ли чай?
. крепко ли завязана веревка? и т. д.
А вас, коллеги, я попрошу разделиться на две команды, и придумать по 3 варианта разрешения проблемных ситуаций:
1. Если мне заведующая не подпишет заявления на отпуск;
2. Если бы я нашла в кармане у мужа чек на покупку женского парфюма.
Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они ознакомлены, что в речи есть слова-предметы (существительные, слова-признаки (прилагательные, слова-действия (глаголы). Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи.
И я вам предлагаю, снова поделиться на 2 команды. Предположим, что Вы сегодня работаете во вторую смену. Опишите свой день до конкретного момента:
Одна команда – только существительными;Вторая команда – только глаголами.
На сайте нашего ДОУ размещены варианты игр для развития речи детей с учетом возраста, которые вы можете использовать в работе и рекомендовать родителям.
Источник