Руководство по созданию метафор для развития у ребенка

Руководство по созданию метафор для развития у ребенка thumbnail

                                  Технология обучения детей составлению метафор

Как известно, метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа «побуждать детей делать сложные сравнения», «учить детей раскрывать смысл метафор» и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

  1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
  2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
  3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
  4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
  5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна — небо после дождя).
  6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Протокол занятия с детьми

Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.

Задача: составить метафору относительно этих птиц.

Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.

— Что за птицы изображены на заснеженных елях? 
— Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву «С» и ставит стрелку вправо). 
— А какие они? 
— Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет — «красногрудые», и ставит букву «К» на листе бумаги). 
— А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой? 
— Вишня, яблоки… (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы «К» и рисует яблоко).

— Так что можно сказать про снегирей, какие они? 
— Снегири красногрудые, как яблоки. 
— А где снегири находятся? 
— На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы «С» и рисует схематично ель). 
— Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели). 
— Произнесите эти два слова подряд! 
— Яблоки заснеженных елей. 
— Кто составит мне предложение с этими словами? 
— В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников.

Примеры последовательности составления метафор детьми

  1. Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта). 
    Слова для метафорической фразы: «слезы туч».

Метафорические фразы: «Осенью тучи часто льют свои слезы», «Слезы туч были очень грустными и холодными».

  1. Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта). 
    Словосочетание: «костер вечернего неба».

Метафорическая фраза: «За лесом пылал костер вечернего неба».

Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления.

Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания

Источник

Мастер-класс на тему:

«Волшебство метафоры»

Метафора творит волшебство,

преображает обыкновенное и привычное в чудо, создает сказку….

Цель мастер-класса:  познакомить педагогов дошкольных учреждений с приемом   составления метафоры.

Вступительное слово.

          Существует множество примеров, которые убеждают в том, как сильно искусство речи влияет на результат. Вот одна из таких историй. Один слепой сидел на ступеньках здания, прося подаяние. У ног его лежала шляпа и стояла табличка: «Я слепой, пожалуйста, помогите». Прохожие практически не реагировали на просьбу, в шляпе лежало всего лишь несколько монет. Проходивший мимо молодой человек остановился около слепого, на мгновение задумался, а потом взял табличку и написал на ней новые слова. К вечеру шляпа была полна денег. Когда удивленный слепой вернулся домой, он попросил соседей прочитать новую надпись. Он хотел знать, какие именно слова произвели такой эффект. Надпись на табличке гласила: «Придет весна, а я ее не увижу».

     Порой правильно подобранный образ, вызванная эмоция, примененная метафора склоняют мнение слушателей в нужную сторону. Делают речь  красивой и наполненной.

    Одним из основных направлений развития личности ребёнка является речевое развитие, в основе которого лежит активный творческий процесс овладения языком. Показателем речевого развития детей дошкольного возраста является умение правильно выражать свои мысли и чувства не только лексически и грамматически, но и ярко, точно, убедительно, используя средства выразительности речи. Одним из самых ярких образных средств языка является метафора.

 Метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

   В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа «побуждать детей делать сложные сравнения», «учить детей раскрывать смысл метафор» и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.

   Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Представляю Вам мастер-класс по составлению метафоры.

Ход мастер-класса.

  Давайте попробуем украсить свою речь метафорами!

Алгоритм  составления  метафоры:

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры. 

1.     Выбрать объект 1.

2.     Выявить специфическое свойство (какая?)

3.     Выбрать объект 2. На что похож? С чем можно сравнить? (сравниваем по характерному признаку).

4.     Где находиться объект 1? Назвать место, где располагается объект или где происходит действие.

5.     Пункт 4 (можно преобразовать в прилагательное) + пункт 3 (существительное)= МЕТАФОРА

6.     Употребляем метафору в предложении.

 Практическая работа:

1.     Берется объект 1 Снежинка. Про него и будет составлена метафора.

Руководство по созданию метафор для развития у ребенка

2.     У него выявляется специфическое свойство  (какая?) – белая

3.     Выбирается объект 2 с таким же свойством (на что похожа?) — на цветы

Руководство по созданию метафор для развития у ребенка

4.     Определяется место расположения объекта 1 (где?) – в небе.

Руководство по созданию метафор для развития у ребенка

5.     Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1  — цветы — небо.

Руководство по созданию метафор для развития у ребенкаРуководство по созданию метафор для развития у ребенка 

     Слово небо превратим в слово признак, которое будет отвечать на вопрос какие?  (небесные)

    Теперь соединим эти два объекта  —  «небесные цветы».

Руководство по созданию метафор для развития у ребенка 

6.   Составить предложение с этим словосочетанием                      «Небесные цветы» падают на мою ладонь.    

Руководство по созданию метафор для развития у ребенкаРуководство по созданию метафор для развития у ребенка Руководство по созданию метафор для развития у ребенка

          Таки образом работа по составлению метафоры   позволяет решить такие образовательные задачи, как  обогащение  словарного запаса, развитие речевого творчества, развитие воображения и творческой активности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

                             (Приложение. Конспект занятия с детьми по составлению метафоры)

Источник

Одним из эффективных способов помочь своему ребенку являются развивающие, терапевтические или обучающие истории. Не зря маленькие дети так любят сказки, а чуть подросшие — еще больше любят слушать взрослые разговоры и случаи из жизни. Для них это способ многое понять в этом мире. Многие родители замечают, что рассказанная к месту история из своего детства или из жизни знакомых часто помогает ребенку сильнее, чем самые правильные советы и указания. Однако лишь немногие применяют этот способ осознанно и целенаправленно. А между тем, специалисты по НЛП (нейро-лингвистическое программирование — современная технология личностного развития) считают, что эта методика вполне доступна любому человеку, часто достаточно познакомиться с основными принципами и примерами построения историй — и дело пойдет.

На сайте собрана коллекция обучающих и развивающих историй для детей и советы специалистов тем, кто хочет научиться их рассказывать, а также полезные ссылки по практической психологии и развитию детей.

Раз уж речь зашла о сказках, просто невозможно пройти мимо книги Дмитрия Соколова «Сказки и сказкотерапия». В ней так много всего — сказки, которые можно прочитать детям, комментарии к ним, теоретические идеи (НЛП и не только), рекомендации для родительского творчества — и очень «вдохновляющий» стиль! Просто начинаешь грезить сказками… И для детей… И для себя…

Здесь я привожу только несколько сказок «для родителей» и анализ структуры волшебных сказок .

Хотя книга стоит того, чтобы прочитать ее целиком. А если нет возможности ее купить или заказать в издательстве»Класс», то можно посмотреть электронную версию на авторской странице Дмитрия Соколова или в разделе «Сказки» сообщества «Семья и детство» клуба «ЧеловекИ».

Тем, кто любит подробные инструкции, пригодится еще одно подробное руководство по придумыванию волшебных сказок и историй — книга Марты Ф.Виглсуорт «Вилли и его друзья» (руководство по созданию метафор для развития у ребенка чувства собственного достоинства). Это пошаговое руководство будет интересно и начинающим, и тем, кто уже поупражнялся и хочет достичь более высокого уровня. Кроме того, действительно здорово подобран «набор инструментов по уходу за чувством собственного достоинства» — думаю, и некоторым взрослым приятно будет освежить свои навыки… И снова — много полезных примеров.
Вилли и его друзья…Истории можно применять и для группы ребятишек. «Я не такой как все, мне нет места среди них» — мало кто не сталкивался с этим в детстве. Грустно чувствовать себя «гадким утенком», «белой вороной». А дети «по-детски» жестоки… Любые нотации взрослых только ухудшают дело. История из книги Д.Миллс и Р.Кроули «Терапевтические метафоры для детей и «Внутреннего ребенка» демонстрирует пример мастерского присоединения, рефрейминга и активизации нового поведения как для вашего «подопечного», так и для его окружения.
Розовый слон

Eще один пример из этой книжки — история, написанная для детей с недостаточной внимательностью и чрезмерной подвижностью
Приключения Голубой Искорки

И еще один сюжет, который тоже может быть полезен воспитателям и психологам в детском саду, возник у меня в связи с желанием помочь малышам, слишком бурно выражающим свою «любовь» к другим деткам
Сказка о Ветре и ЦветкеИстории хороши тем, что они дают возможность воспитывать ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, например, детского гороскопа. В этом разделе приведены типологические особенности развития и воспитания детей, родившихся под разными знаками Зодиака:
Звезды о детях

А здесь — Зодиакальные сказки для всех знаков.

В дальнейшем здесь будут приведены и другие сказки и истории, подходящие детям разных знаков.

Некоторые приемы практической психологии

Каждый хочет видеть своего ребенка счастливым и самостоятельным. Но в конкретных ситуациях бывает трудно оценить, какой путь воспитания ведет к желанному результату. Здесь приводятся советы психотерапевта Брайана Шелби, подсказывающего эффективные способы решения проблем, с которыми к нему часто обращались родители. Посмотрите, может быть, они пригодятся и Вам.
Советы Брайана Шелби…Судя по письмам и конференциям, многие родители сталкиваются с проблемой детской ревности и вообще отношений между братьями и сестрами. Психологи дают на этот счет разные советы (см., например, Советы Брайана Шелби…).

Однако справиться с детской ревностью не так просто, поскольку она завязана на очень глубокие подсознательные структуры, в том числе, чисто инстинктивные — самосохранение, борьба за лидерство, за внимание взрослых, олицетворяющих защиту и источник физического и эмоционального комфорта. Поэтому просто бороться с ревностью бессмысленно, нужно, во-первых, «успокоить» подсознание ребенка, убедить его, что второй ребенок не несет опасности потерять любовь родителей или признание окружающих, а во-вторых, дать подсознанию (а потом уже сознанию) новые модели поведения для реализации чувства собственной значимости и безопасности в новых условиях. Здесь родители могут использовать сказки и истории, показывающие преимущества и ценность совместной деятельности (для знатоков НЛП — это пример рефрейминга).
Сказки для братьев и сестер

Кроме того, безусловно, полезно прочитать детям и терпеливо ввести в вашу и их жизнь стратегию поиска взаимоприемлемого решения, отлично описанную и адаптированную к детскому восприятию в «Историях про Энни».

«У меня не получается!!! Я не буду это делать!!!» — двенадцатилетняя девочка, пропустив очередной мяч на корте, бросает ракетку и плачет. Маленький мальчик, проигрывая более сильному шахматисту, долго сдерживается, но в конце тоже разражается слезами. Такие случаи часто встречаются в письмах родителей, тренеров, и людей, работающих с детьми. Дети очень эмоционально реагируют на малейшие неудачи, и не всегда могут сами выработать правильную стратегию выхода из таких ситуаций. А между тем, это очень важно — научиться не падать духом при столкновении с трудностями. Если вы поможете ему в этом, научите даже неудачу рассматривать как повод для развития своих способностей, в будущем этот навык пригодится ему в различных жизненных ситуациях. Как лучше это сделать?
Как преодолеть трудности в обучении«Прихожу домой, а моя обычно жизнерадостная и непоседливая малышка ходит вялая, заторможенная. Рано попросилась спать, даже сказку не стала слушать. С виду вроде бы здорова. Я спросила у мамы, она говорит, что ничего особенного с ребенком не происходило, разве что днем на площадке она сильно испугалась велосипедиста, неожиданно возникшего рядом:» Существует расхожее мнение, что со временем все пройдет само, мол, «время лечит».
Однако психологи знают, какие долговременные следы оставляют детские случаи испуга, неожиданных падений и травм. А между тем родители могут предотвратить многие будущие сложности при помощи достаточно простых действий сразу после происшествия.
Помощь при ушибах и сильном испугеСтыдно признаться, но в жизни практически каждого есть моменты, когда несмотря на все теплые чувства ваш ребенок вдруг начинает Вас безумно раздражать. Почему-то все, что бы он ни делал, действует Вам на нервы, мешает сосредоточиться на своих делах или расслабиться. Вы чувствуете, что «закипаете» и готовы «взорваться». Наверное, не ошибусь, если скажу, что частенько мы даем выход накопившемуся раздражению и гневу, вылив все эмоции на ребенка. В чем же дело? И как с этим бороться? Предлагаю Вам один из моих любимых «рецептов».
Как «выпустить пар» и не обжечься?Если уж Вы дочитали страничку до этого места, то без сомнения, Вас можно назвать вдумчивым и заботливым Родителем. Но если все же хотите себя проверить, предлагаю Вам несколько тестов. Надеюсь, они дадут Вам некоторую обратную связь и помогут отследить положительные изменения по мере дальнейшего изучения практической психологии. В ближайшее время я планирую помещать здесь новые тесты для родителей и для детей.

  • Тест «Хорошие ли Вы родители?»
  • Тест «Воспитание детей»
  • Неталантливых детей не бывает!

Не только НЛП …

Опыт применения приемов и методов из различных областей психологии и эзотерики

 Выше на этой страничке опубликованы тексты классиков НЛП и мои заметки, основанные на собственном опыте применения приемов НЛП в воспитании и ежедневном общении с детьми. Судя по письмам, пришедшим мне после открытия этой страницы, многим родителям оказались интересны и практические приемы, и теория, на которую они опираются. Поскольку, помимо НЛП, есть еще ряд приемов и теоретических положений, которые мне очень помогли и помогают в воспитании ребенка, ниже я помещаю описание некоторых из них со своими комментариями. Еще раз отмечаю — я не хочу сказать, что это самые лучшие методы — просто это те, которые остаются в моем родительском «репертуаре» после проверки временем. Если что-то окажется созвучно вашим мыслям и чувствам — пусть это послужит вам поддержкой. Если нет — смело пропускайте и ищите близкое вам.

Успехов!
Светлана

Когда, в каком возрасте следует приучать ребенка к дисциплине, до скольки лет можно баловать его и уступать его требованиям, с какого возраста желание заполучить игрушку из любопытства становится жадностью, какие качества требуют особенной поддержки в данный момент, а что можно спокойно отложить на потом, не предъявляя к ребенку завышенных требований? Часто родители чувствуют, что делают что-то не так, но так сложно бывает различить, какие действия нам подсказывает интуиция, а какие — наша слабость и привычка поступать так, как с нами поступали в детстве. Поэтому, при всем том, что с моей точки зрения, приоритет должен быть отдан интуиции («обращаться с ребенком, как сердце велит и душа просит»), иногда бывают полезными и некоторые логические и научные доводы, например, такие как теория возрастного развития Эрика Эриксона

А здесь — Дипак Чопра «С чего начать» — возрастные особенности развития духовных качеств. Как пройти их вместе с ребенком, помочь ему ощутить свою подлинную сущность — так важно сделать это вовремя!

«Любить своих детей так, чтобы научить их любить мир, — это очень трудная задача, но именно в этом заключается человеческая карма служения. Это служение миру, служение эволюции, служение Богу. Каждый из живущих на Земле имеет обязанность такого служения как житель Вселенной. Хочешь бессмертия души, хочешь бесконечного света и радости — научись светить.» Подробнее о задачах родителей, о том, что важно в воспитании и развитии ребенка, можно прочитать в книге известного петербургского психолога, известной под именем Эль Тат, в главе «Карма служения» Наказывать ли ребенка и как? Где грань между вседозволенностью и излишней строгостью? Как воспитать в детях нужные качества, не подавляя их Личность? Рано или поздно с этими вопросами сталкивается каждый Родитель. С моей точки зрения, этот вопрос не решается на «бытовом» уровне — «шлепать нельзя, а в угол ставить можно». Зато он становится гораздо понятнее, если рассматривать его с более высокого уровня (в НЛП — уровень ценностей и духовности), задав себе вопрос —
«А что важно? Что мы хотим получить в результате, каким мы хотим видеть своего ребенка в будущем?»
Известно, что если родители не принимают (наказывают) поступки ребенка, то он перестает воспринимать себя как успешную Личность, затем оказывается не в состоянии принимать других такими, как есть, а со временем начинает отвергать и «наказывать» весь мир. То есть неприятие порождает неприятие. А уважение к людям начинается с искреннего родительского уважения к Личности ребенка. Однако сказать это проще, чем сделать… Как же реализовать это в жизни? Предлагаю воспользоваться опытом семьи Дипака Чопры, описанным в его книге «Семь Духовных Законов для Родителей»
«Как научить отличать правильное от неправильного».

Источник