Руководство по развитию и воспитанию ребенка

Руководство по развитию и воспитанию ребенка thumbnail

proroditelstvo_uchebnik.pngРУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЕЙ К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА — это действительно уникальная книга. Ничего похожего вы не встретите ни в одном пособии по подготовке к родам и уходу за малышом. Потому что на самом деле, это — учебник, специально разработанный для того, чтобы обучить человека новой профессии – родитель.

Да-да, не удивляйтесь! Чтобы добиться значительных успехов в родительстве, нужно этому профессионально учиться. Никого ведь не удивляет, что люди много лет учатся, чтобы стать воспитателем в детском саду, учителем в школе, врачом, психологом. А хорошие мама и папа для ребенка и первые, и самые важные педагоги, психологи и лекари. Только родители-профессионалы сегодня могут воспитать телесно, душевно и духовно здорового ребенка.

Зачем становиться родителем-профессионалом?

Обширные знания, которые родители почерпнут из этой книги, станут для них неоценимой опорой. Они смогут действовать уверенно и добиваться прекрасных результатов: отменного здоровья детей, физического и психологического благополучия, гармонии в семьи и успехов в современной и такой непростой жизни. Правильное формирование эмоционального ядра личности и физического здоровья ребенка происходит в самом раннем возрасте. И именно оно является лучшим иммунитетом против наркомании, алкоголизма, асоциального поведения детей. Такой ребенок будет любить своих родителей, сумеет создать крепкую семью и добиться успехов в жизни.

Что внутри?

«Руководство…» содержит учебно-методические материалы 10 занятий для подготовки родителей, беременных женщин к рождению и воспитанию здорового ребенка. С его помощью женские консультации Санкт-Петербурга ведут курсы по подготовке к родам. Оно также прекрасно подходит для самостоятельного изучения родителями. Оно позволяет досконально изучить основы оздоровления и воспитания детей от 0 до 18 лет в современных не благоприятных экологических условиях. «Руководство…» подготовлено учеными и врачами 42 кафедр научных институтов России (один только список авторов занимает 2 страницы). В течение 12 лет ведущие специалисты анализировали все существующие методы рождения и воспитания здоровых детей, чтобы отсеять мифы и оставить научно-доказанную информацию. Хотя текст в основном написан научным языком, он понятен, даже если у читателя нет медицинской подготовки.

Все данные в «Руководстве» научно обоснованы, даны в краткой систематизированной форме. Книга многократно дорабатывалась и переиздавалась, дополнялась, вернее, уточнялись, расширялись некоторые темы. Все основные положения, пройдя проверку временем, остались неизменны.

Читаем и применяем!

Как и любой профессиональный учебник, «Руководство» не рассчитано на то, чтобы развлекать читателя. С ним необходимо вдумчиво и методично работать. Никто не обещает, что будет легко, особенно по началу. Чаще всего вы будете пользоваться книгой как справочником, обращаясь к ней по мере возникновения вопросов. Но поверьте, результат стоит затраченных усилий! А когда оздоровительная программа станет частью вашей повседневной жизни, вы удивитесь, как раньше могли обходиться без нее.

Многолетний опыт обучения беременных женщин в Санкт-Петербурге по этой программе дал поразительные результаты: в 2 раза снизилась частота осложнений в родах; в 4 раза меньше детей родилось с низкой оценкой по шкале Апгар; в 2 раза ниже была их заболеваемость повторными острыми респираторными заболеваниями и экссудативным диатезом до 1 года и в 10 раз меньше было детей с перинатальной энцефалопатией, находящихся на диспансерном учете у невропатолога в возрасте 1 года, чем в среднем по городу.

Станьте родителем-профессионалом!

Благодаря этой книге уже появилось новое поколение родителей-профессионалов. Эти родители понимают свое родительство как науку, творчество и искусство, требующее профессиональной подготовки.
Всем, кто хочет вырастить таких детей, не подверженных наркомании, курению, злоупотреблению алкоголем, сквернословию и прочим болезням современного общества, — посвящена эта книга. Возможно, она станет семейной реликвией, которую будут передавать бабушки своим дочкам, а дочки — внучкам, чтобы род не прервался, чтобы сохранились здоровые дети России.

Познакомьтесь с содержанием книги:

РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЕЙ К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

СОДЕРЖАНИЕ

Тема № 1
Экологическая оздоровительная программа для беременных женщин.
Часть 1

Условия здорового зачатия
Структура оздоровительной программы
Азбука беременности и родов
Структура экологической оздоровительной программы для беременных женщин и будущих младенцев
Физическое воспитание
Адаптационный гимнастический комплекс
Остеопатия — новый взгляд на беременность и роды
Комплекс остеопатической гимнастики
Отдых и расслабление между схватками
Гимнастика по триместрам
Традиционная пластика для будущей матери
Психофизиологический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения
Обеспечение экологической безопасности
Дренажная терапия
Гомеопатия: аптека внутри нас
Профилактические мероприятия по обеспечению экологической безопасности

Тема № 2 Экологическая оздоровительная программа для беременных женщин.
Часть 2

Питание
Специализированные продукты питания для беременных женщин и кормящих матерей
Биологически активные добавки (БАД) из растительного сырья
О витаминах
О минеральных веществах
Рекомендации по правильному питанию
Рекомендации по обеспечению качества и безопасности пищи
Советы аллерголога будущей матери
Закаливание
Стоматологическая профилактика во время беременности
Повышение сопротивляемости организма
Ароматерапия
Профилактика образования «растяжек» кожи у беременных
Профилактика варикозного расширения вен
Применение биологической обратной связи (БОС) для нормализации психофизиологических процессов организма беременных и подготовки к родам
Коррекционно-оздоровительный курс для беременных методом БОС
Курс индивидуальной подготовки к родам

Тема № 3
Экологическая оздоровительная программа для беременных женщин. Часть 3

Нормализация психологического микроклимата
Визуализация
Традиции переживания утраты
Факторы, влияющие на здоровье будущего ребенка во время беременности матери
О жизни и воспитании ребенка до рождения
Воспитание в утробе
Беседы — письма
Музыкотерапия
Пестование младенцев в традиционной народной культуре
Ношение младенцев
Методика взятия ребенка на руки
Комплекс «Пестование младенцев»

Тема № 4
Роды

Подготовка к родам
Рекомендации по успешным родам
Естественные методы обезболивания в родах
Оптимальное поведение в различные периоды родов
Предвестники родов
Первый период родов — период раскрытия
Второй период — период изгнания
Третий период — последовый период
Первые часы после рождения — импритинг
Первичный импритинг
Вторичный импритинг
Что необходимо взять в роддом?
Что приготовить дома для новорожденного
Нравственная психология и педагогика во время беременности и родов

Тема № 5
Послеродовая экологическая оздоровительная программа

Гимнастика после родов
Некоторые особенности новорожденного
Врожденные рефлексы у новорожденных
Уход за новорожденным
Сон малыша
Приемы, помогающие малышу заснуть
Позы ребенка во время сна
Безутешный плач ребенка
Питание ребенка
Грудное вскармливание
Классификация грудного вскармливания
Важность грудного вскармливания для матери
Питание кормящей матери
Режим дня для кормящей матери
Программа Всемирной организации здравоохранения «Больница улыбается ребенку»
Первое прикладывание к груди
Позы при кормлении
Техника кормления
Проблемы, связанные с грудным вскармливанием
Трещины сосков
Нагрубание молочных желез
Недостаток молока (гипогалактия)
Признаки достаточного получения молока
Объем молока
Частота питания
Кризис трех месяцев: отказ ребенка от груди
Прекращение грудного вскармливания
Дополнение к грудному вскармливанию
Тактика введения прикорма
Смешанное и искусственное вскармливание
Адаптированные молочные смеси для детей
Варианты режима дня
Советы аллерголога кормящей матери
Послеродовая депрессия
Метод сближения
Подготовка старших детей
Супружеские отношения
Методы контрацепции

Тема № 6
Экологическая оздоровительная программа для детей первого года жизни

Закаливание
Физическое воспитание
Контуры развития ребенка
Методика использования контрольного листа развития ребенка в семье
Структура контура развития ребенка
Плавание
Трек для ползания
Шейный воротник для младенца
Гимнастические комплексы
Стоматологическая профилактика у детей первого года жизни
Обеспечение экологической безопасности
Повышение сопротивляемости организма ребенка
Ароматерапия
Вакцинация
Нормализация психологического микроклимата
Консультирование родителей (медицинское и педагогическое)
Безопасное окружение ребенка
Экстренная доврачебная помощь ребенку до 1 года
Советы специалистов по воспитанию детей раннего возраста
Система Никитиных
Игры с младенцем от 0 до 3 месяцев
Оформление развивающей среды для младенца. Мобиль
Развитие интеллекта
Советы логопеда
Организация групповых занятий родителей с младенцами

Тема № 7
Экологическая оздоровительная программа для детей старше года и подростков. Оказание доврачебной медицинской помощи

Экологическая оздоровительная программа для детей старше одного года и подростков
Режим дня детей от 2 до 7 лет
Питание
Закаливание
Физическое воспитание
Методика проведения гимнастических комплексов
Адаптационная гимнастика для детей старше трех лет и взрослых
Гимнастика Воробьева
Гимнастический мини-комплекс для нормализации работы пищеварительной системы
Психофизический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения (Руденко А. С.)
Глазная гимнастика
Остеопатическая дыхательная гимнастика для детей и взрослых
Тренажерный путь
Стоматологическая профилактика у детей дошкольного возраста и школьников
Обеспечение экологической безопасности
Прием гомеопатических средств
Повышение сопротивляемости организма ребенка
Консультирование родителей: доврачебная медицинская помощь
Рекомендации для родителей по лечению острых респираторных заболеваний у детей
Рекомендации для родителей по лечению острых желудочно-кишечных расстройств
Детские инфекционные болезни
Гомеопатическая аптечка скорой помощи
Оказание экстренной доврачебной помощи

Тема № 8
Нормализация психологического микроклимата в семье. Воспитание детей старше года и подростков в семье

Нравственная психология в педагогике
Советы психолога родителям по обеспечению психической устойчивости детей
Консультирование родителей: воспитание детей старше 1 года и подростков (опыт педагогов и психологов)
Познавательная активность младенца
Развитие ребенка по системе Монтессори
Опыт современных родителей по воспитанию детей
Принципы позитивного воспитания
Инструменты (методы) для работы
Контуры развития ребенка
Обучение чтению детей от 0 до 7 лет

Тема № 9
Экологическая оздоровительная программа для подростков и молодежи от 14 до 19 лет

Питание
Закаливание
Физическое воспитание
Стоматологическая профилактика у подростков и молодежи
Обеспечение экологической безопасности
Повышение общей сопротивляемости организма
Вакцинопрофилактика
Нормализация психологического микроклимата
Факторы, негативно влияющие на здоровье молодежи и их будущего потомства
Алкоголь и курение
Контркультура XXI века
«Свободная» любовь
Советы психолога по общению с ребенком
О свободе и дисциплине при воспитании детей

Тема № 10
Особенности традиционной культуры подготовки к рождению и воспитанию детей в семьях различного вероисповедания

Православная религия
Из опыта воспитания в православных семьях
Из истории педагогики
Инославные религии
Иудейское вероисповедание
Мусульманское вероисповедание
Буддийское вероисповедание
Методические материалы для обеспечения учебного процесса в «Школе родителей»

Вы можете бесплатно скачать электронную версию книги с нашего сайта.       Загрузка

Источник

Польен Бом, Махтельд Хубер

Ребенок от рождения до года. Практическое руководство по уходу и воспитанию

Эта книга впервые опубликована на голландском языке в издательстве Christofoor под названием «Groeiwijzer van nul tot één jaar».

Все права защищены. Любое копирование, воспроизведение, хранение в базах данных, памяти ЭВМ или информационных системах, или передача в любой форме и любыми средствами – электронными, механическими, посредством фотокопирования, записи или иными, включая запись на магнитный носитель, – любой части этой книги запрещено без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Uitgeverij Christofoor (Zeist, Netherlands), 1994, 2006.

© ООО «Издательство «Добрая книга», 2016 – издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление.

Введение

Эта книга была написана группой врачей и медсестер, работавших, в основном, в детских антропософских клиниках[1] в Нидерландах. Изначально она задумывалась как ответ на многочисленные вопросы родителей о правильном питании детей, но впоследствии в нее были включены самые разные советы по уходу за ребенком, которые обычно дают в детских клиниках.

Первое издание книги вышло в 1994 году; с тех пор книга шесть раз переиздавалась в Нидерландах и стала популярной в других европейских странах. В 1999 году в Нидерландах было проведено научное исследование (исследование KOALA[2]) с участием 2800 детей с целью выявления взаимосвязи между образом жизни ребенка (иными словами, особенностями ухода за ребенком) и развитием у него аллергических реакций. Родители пятисот детей из числа участвовавших в исследовании вели так называемый «альтернативный» образ жизни, применяя методы ухода за ребенком, схожие с теми, которые описаны в этой книге. Результаты этого исследования подтверждают, что приведенные здесь рекомендации позволяют защитить детский организм от аллергических реакций.

Махтельд Хубер,

доктор медицины

Дриберген, 2008

Детские клиники

Когда женщина узнает о беременности, начинается волнующий период, пора ожидания, за которой следуют роды и первый год жизни малыша. Это чудесное время, но с первым ребенком – особенно. Вместе с младенцем родители как бы «рождаются» заново, и их жизнь наполняется самыми разными новыми задачами и новым опытом.

Детские клиники есть при больницах практически в каждом городе, и они выполняют очень важную задачу, отслеживая развитие ребенка и помогая родителям заботиться о малышах. Помимо традиционных детских клиник есть и те, что основаны на подходе, который используется в антропософской медицине. Как правило, они связаны с антропософской медицинской практикой.

Основная задача таких клиник – профилактическая забота о детях с рождения и до четырех – пяти лет, то есть оказание помощи и поддержки родителям в обеспечении здоровья ребенка.

Врачи и медсестры клиники уделяют внимание физическому и психологическому развитию ребенка. Они задают вопросы родителям и обследуют малыша на наличие признаков определенных заболеваний: например, нарушений психомоторного развития; заболеваний или нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, легких, почек и половых органов; заболеваний уха, горла и носа; заболеваний брюшной полости, рук и ног; стоматологических заболеваний; заболеваний зрения и слуха.

В антропософских детских клиниках также изучают конституциональные особенности[3] ребенка. Кроме того, при выборе медицинских и (или) воспитательных мер учитываются его личные особенности. В конце концов, ни один ребенок не развивается в строгом соответствии со статистическими нормами. Лишь выявив индивидуальные возможности и проблемы развития ребенка, возможно давать соответствующие советы. Важно не столько предотвратить нарушения развития и заболевания, сколько обеспечить правильное и последовательное прохождение ребенка через различные стадии развития в нужном порядке.

Кроме того, детская клиника – важное место, где родители могут свободно задавать любые интересующие их вопросы, ведь здесь им готовы дать советы на самые разные темы, включая кормление, воспитание и уход за ребенком, физическое и психологическое развитие, а также вакцинацию.

Советы по уходу за ребенком с рождения до года, которые вы найдете в этой книге, соответствуют подходу, принятому в антропософских детских клиниках, и могут отличаться от советов, которые, как правило, дают в обычных клиниках. Во второй главе этой книги вы найдете сведения, составляющие основу практических советов. Эта информация может стать полезной, если вы в той или иной ситуации захотите принять собственное решение. Однако эта книга предназначена для того, чтобы дополнять, а не заменять осмотры в детской клинике. Какую бы клинику вы ни выбрали, очень важно обсуждать в ней все вопросы, которые вас волнуют.

Надеемся, что различные затронутые здесь темы подтолкнут вас к сознательному подходу к воспитанию, а также помогут лучше понять малыша и значительно упростят вам жизнь.

1. Беременность, роды и новая роль родителей

Беременность

Во время беременности будущая мать находится в совершенно особенном положении, как физически, так и психологически. Могут проявляться самые разные признаки снижения активности, включая вялость, пониженную концентрацию внимания, головокружение, дурноту и ощущение «парения в воздухе». На физическом уровне снижается мышечная сила и наблюдается утрата напряжения во всех непроизвольно сокращающихся мышцах. Например, уменьшается эффективность работы кишечника, что может приводить к запорам. Кроме того, могут наблюдаться изменения в работе почек, артериальном давлении и пульсе.

В какой-то мере это состояние напоминает сон. Можно сказать, что беременная женщина находится где-то между сном и бодрствованием и гораздо чаще «витает в облаках», чем раньше. Тем не менее, многие женщины при этом прекрасно себя чувствуют и ведут активный образ жизни.

Беременность можно условно разделить на триместры, каждый из которых длится примерно три месяца. В первые три месяца женский организм «переходит» в состояние беременности и должен достичь того особого состояния между сном и бодрствованием, о котором говорилось выше. Это значительные перемены, о чем свидетельствует тот факт, что первые три месяца обычно сопровождаются тошнотой, рвотой и истощением. Именно в этот период яйцеклетка оплодотворяется и закрепляется в матке, после чего начинается развитие плода. Это относительно уязвимый триместр, во время которого вероятность выкидыша достаточно высока (10 %). Смотрите раздел о фолиевой кислоте на стр. 166.

Второй триместр, как правило, проходит для женщины легче всего. Беременная привыкает к своему состоянию, и теперь способна заниматься самыми разными делами, не испытывая при этом физического дискомфорта из-за плода. Плод занимает «устоявшееся положение», о чем свидетельствует сравнительно малое количество проблем в течение этих месяцев.

Во время третьего триместра признаки существования ребенка становятся все более очевидными (в первую очередь растет живот). Дискомфорт беременной при наклонах или мочеиспускании, чувство тяжести в желудке после принятия пищи, неспособность двигаться, бегать, смеяться и сидеть – все это свидетельствует об очевидном физическом присутствии ребенка. Теперь плод вновь становится уязвимым. Возникает вероятность кровотечения или даже преждевременных родов. В конце этого периода роды ощущаются как настоящее облегчение.

Источник