Рукоделие и влияние его на развитие ребенка

Рукоделие и влияние его на развитие ребенка thumbnail

Елена Петрова
Значение детского рукоделия в воспитании и творческом развитии ребенка

Девочек куда проще представить увлеченными тихими играми или занятыми творческим процессом, чем мальчиков. Изготовление поделок своими руками требует усидчивости, непоседе вряд ли окажется это под силу. Виды рукоделиядля детей могут быть следующими:

Декоративно-прикладной. В конечном итоге результатами такого творчества можно будет украшать дом. Это всевозможные фигурки, слепленные и расписанные вручную, и многое другое.

Творческий. Эта разновидность требует проявить огромную долю фантазии, чтобы создать что-то своё, не похожее ни на кого другого.

Оба типа имеют место быть в жизни ребенка, их можно комбинировать и дополнять. Освоить тот или иной вариант должны помочь мама или папа, они же обязаны первое время контролировать процесс. Такое взаимодействие положительно повлияет на отношения чада и родителей в дальнейшем. Малыш будет усердно выполнять свою «работу», чтобы получить заслуженную похвалу от мамы с папой.

Техники рукоделия для детей

Чем заняться, какой вариант выбрать, зависит от возраста и детского характера. Неусидчивым малышам точно не подойдут техники, требующие скрупулезности.Сделать выбор можно при помощи этого списка:

Шитье. Увлечь данной техникой проще девочек, это сможет пригодиться им во взрослой жизни. Полезный навык можно начать приобретать с шитья костюмов куклам или предметов домашнего обихода, таких как прихватки.

Вязание. Желание заняться самостоятельным созданием вязаных изделий ребенок может выявить и в совсем юном возрасте. Как и шитье, вязание крючком или спицами является занимательным процессом.

Плетение. Сюда относится, например, изготовление украшений из бисера и бусинок или сборка корзиночек из плотной бумаги.

Аппликация. Для этого варианта подойдут разные материалы, но простейший – цветная бумага. Сделайте вместе причудливые картинки, которые потом можно подарить родственникам.

Вышивание. Как и вязание, эта разновидность требует повышенного внимания. Глазам будет требоваться обязательный отдых.

Лепка. Начать лепить оригинальные фигурки можно из соленого теста, без использования сложных инструментов.

Занятия рукоделием для детей

Учиться чему-либо с малых лет интереснее в коллективе. Происходит не только развитие способностей, но и зарождение духа конкуренции. Ребенок стремится превзойти своих сверстников, получая от борьбы не меньше удовольствия, чем от самого творческого процесса. Занятия для детей оказывают воздействие на характер, формируют личность. Важность их не может быть преувеличена, ведь творческая деятельность призвана помочь развивать нужные качества в малыше.

Рукоделие в детском саду

Когда речь идет о групповом обучении, первыми на ум приходят люди, окружающие малыша большее время. Рукоделие в детском саду является не только способом заполнить время, но и распространенным педагогическим приемом. Дети под беспрестанным присмотром воспитателя выполняют то или иное задание, попутно сравнивая свои изделия с поделками сверстников. Этот момент имеет колоссальное значение в жизни и формировании характера ребенка, поскольку дает ему почувствовать себя непохожим на других.

Детские кружки рукоделия

Если у ребенка наблюдается предрасположенность к созданию чего-либо своими руками, это может стать причиной подыскать ему обучающую программу. Для этого отлично подойдут детские кружки рукоделия, направленные на более углубленные занятия. Здесь педагоги более внимательно относятся к каждому ученику, проявляют индивидуальный подход. Благодаря этому, наравне с фантазией, развивается аккуратность, ведь важно претворить свою оригинальную задумку в жизнь красиво.

Детское рукоделие дома

Привычка некоторых родителей откладывать воспитание детей на школьный период может привести к упущению заветного времени. Детское рукоделие дома – элемент воспитания, шаг навстречу ребенку, ведь он воспринимает это как игру, как возможность лишний раз пообщаться с родителями. Будьте для ребенка примером: выполняйте одно и то же задание, условившись сделать как можно более качественно. Если у малыша что-то не получается, указывайте на это сразу, а затем попытайтесь совместными усилиями исправить.

Интересное рукоделие для детей

Профессионалы, занимающиеся изучением детской психики, считают, что выявить таланты у дошкольника нельзя. Не рекомендуется также отдавать чадо в кружки или секции только, если вы считаете, что из него мог бы получиться отличный художник или спортсмен. Всегда ориентируйтесь на пожелания ребенка. Обязательно спросите, чем бы он хотел заниматься или какой профессией планирует овладеть, когда вырастет. С интересным рукоделием для детей ситуация обстоит практически аналогично. Предложите малышу сделать что-то своими руками или покажите, как это делаете вы. Одни виды рукоделия могут приносить удовольствие, другие же, наоборот, быть в тягость. Если он подключится и с интересом будет выполнять задание, то подобные занятия можно будет практиковать и дальше.

Значение детского рукоделия в воспитании и творческом развитии ребенка

Источник

О пользе рукоделия для развития ребенка

Для развития малышей очень полезны пальчиковые игры и занятия рукоделием. Дело в том, что в процессе таких занятий развивается мелкая моторика ребенка, а вместе с ней речь, воображение, координация движений, внимание, способность концентрироваться.

Конечно, мелкая моторика развивается и естественным образом в процессе взросления. Но, для того, чтобы ускорить темп общего психического и умственного развития просто необходимо дополнительно тренировать пальчики.

Способы развития моторики

Существует множество различных способов тренировки детских пальчиков. Достаточно проявить желание и немного фантазии. Эти занятия очень увлекательны и всегда нравятся детям.

Самым маленьким можно делать нехитрый массаж пальчиков и ладошек, рассказывая при этом интересные истории. Деткам немного постарше очень нравятся игры с перебиранием мелких деталей: пазлов, бусинок, бисера. Когда маленькие пальчики приобретают некоторую ловкость можно увлечь ребенка рукоделием. Научить ребенка вышивать, плести бисером, вязать крючком и спицами или шить не так трудно, как может показаться вначале. Дети (особенно девочки) с большим удовольствием наблюдают, как это делают взрослые и, конечно же, хотят повторить! Остается объяснить азы и «вооружить» необходимыми материалами и инструментами.

Помогите ребенку в создании его первых творений. Например, игольница своими руками принесет не только много радости  от процесса ее изготовления, но и будет очень полезна при создании следующих шедевров.

Пусть сначала может что-то не получаться, нужно набраться терпения и довольно скоро из-под маленьких детских пальчиков начнут появляться готовые изделия. Это невероятно радует малышей, позволяет гордиться собой. А похвала родителей и их восторги детскими творениями приведут к тому, что ребенок будет сам стремиться к занятиям и стараться выполнить все как можно лучше.

С чего же начать занятия рукоделием?

Практика показывает, что самым полезным видом рукоделия для детей является вышивание. В процессе вышивания у ребенка происходит развитие абстрактного мышления и пространственного воображения, а также прилежания и сноровки. Освоив приемы вышивания можно заняться шитьем. Этот вид рукоделия не менее полезен, поскольку прекрасно развивает воображение и логику.

Мама, как главный советчик и наставник поможет девочке освоить простые приемы шитья, которые очень пригодятся во взрослой жизни, сделают из девочки хорошую хозяйку. Мальчикам шитье приносит не меньше пользы, но очень часто они считают это занятие «девичьим» и не сильно им увлекаются. Чтобы увлечь шитьем мальчика нужно показать практическую пользу шитья, например, предложить совместно изготовить необходимую ему вещь.

Девочек же шитье привлекает возможностью почувствовать себя взрослой. Во время изготовления одежды для кукол у девочек развивается фантазия и хороший вкус.
Если в процессе шитья используется швейная машина, то перед тем как разрешить ребенку прострочить что-либо, нужно обязательно рассказать о технике безопасности и правилах работы на ней.

Чтобы приучить ребенка к чистоте и порядку, нужно после окончания занятий всегда прибирать рабочее место. Поручая ребенку убрать инструменты: иголки и ножницы, а также обрезки ткани и ниточки, необходимо следить за неукоснительным выполнением этих действий.

Если во время совместных занятий шитьем ребенок очень быстро учится, проявляет способности и большое желание, можно поискать кружок «умелые руки», в котором ребенок под руководством профессиональных педагогов сможет развить свои способности и с удовольствием заняться интересующим его видом рукоделия.

Рукоделие это процесс полезный и увлекательный, если ребенку очень нравиться этот вид деятельности не стоит отказывать ему в этом. Желательно, чтобы все необходимые для творчества инструменты и материалы всегда были доступны для детских пальчиков.

Источник

значение рукоделия для всестороннего развития

и воспитания детей дошкольного возраста

Воспитатель Новикова Е.П.

Работа с тканью входит в систему обучения дошкольников ручному труду и заключается в ознакомлении детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков ихпрактического использования, также развивается наблюдательность, художественный вкус, вырабатывается усидчивость, стремление трудится лучше и выполнять работу не хуже товарища.

Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных материалов были знакомы людям далекого прошлого.

В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную.

Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. Существуют целые династии, предающие свое мастерство и традиции из поколения в поколение. Кто не знает знаменитую владимирскую и горьковскую вышивку, вологодские кружева, вещи, связанные крючком или спицами прибалтийских мастериц, изделия из меха с вышивкой народов Севера др.

В рукодельных работах находят отражение национальные особенности тех или иных народностей; знаменитые вышитые украинские полотенца (рушники) отличаются от украшенных вышивкой узбекских и таджикских ковров (сюзане). Своеобразны казахские и киргизские изделия из войлока, кожи и сукна с вышивкой и аппликацией, разнообразны по орнаментам и технике исполнения эстонские и латышские вышивки и ковры с большим ворсом.

Декоративно—прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной Культуры.

Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.

Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками — дизайнерами и просто любителями, доступно детям младшего школьного возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Вышитый передник нарядная вязаная шапочка, красивый коврик у кровати, выполненный способом аппликации,это неполный перечень предметов, которые знакомят детей с различными изделиями, созданными замечательными мастерами прикладного искусства.

прикладного искусства. Со многими видами

Со многими видами рукодельного творчества дошкольники знакомятся на занятиях трудового обученияэто обработка текстильных материалов, когда детей обучают шитью, вышиванию и плетению.

При обучении детей на занятиях труда рукодельным работам от воспитателя требуется большая индивидуальная работа с дошкольниками, так как общий инструктаж, демонстрация необходимых действий, использование различных наглядных пособий часто не приносят желаемых результатов.

У дошкольников еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении), данные обстоятельства требуют от воспитателя, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

К сожалению, это не всегда удается сделать. Во время занятий в кружке , выполняя полезные и нужные изделия, дети заметно совершенствуют умения и навыки по обработке текстильных изделий.

Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования обще трудовой подготовки дошкольников. Прежде всего, это относится к разметке материалов, а также к зарисовке эскизов изделий, составлению чертежей для изготовления выкройки. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах бумагой и картоном, с разными материалами, находят свое дальнейшее применение и совершенствуются в работах по рукоделию.

Практические работы, связанные с обработкой текстильных материалов, развивают глазомер, что является важнейшим элементом обще трудовой подготовки. Качество работ из текстильных материалов во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых детьми при составлении выкройки, разметке, резании, сшивании изделия.

Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию дети закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, . различными измерительными инструментами.

Обработка изделий рукоделия требует более кропотливого труда, чем обработка других материалов, что так же значительно совершенствует общую трудовую подготовку.

Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают дошкольники, когда они своими руками сделают салфеточку, игольницу, сумочку или игрушку.

Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, знакомых ко дню 8 Марта, Новому году или другому празднику.

В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях, по рукоделию, нужны каждому человеку.

Умения и навыки по шитью, вышиванию, плетению, вязанию составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания.

В кружковой работе есть большие возможности для расширения политехнического кругозора учащихся. Можно интересно рассказать детям о свойствах текстильных волокон и изделий, отраслях промышленности, связанных с выработкой тканей и волокнистых материалов, их переработке в различные изделия, удовлетворяющие нужды техники, культурной жизни и быта человека. Первоначальные сведения о текстильной, швейной и некоторых других отраслях промышленности, о народных умельцах дети получают в основном на занятиях по трудовому обучению.

Если есть возможность, желательно организовать экскурсию в ателье, швейную мастерскую, познакомить детей с трудом народных умельцев. Знакомство с трудом взрослых дает им представление о производственной деятельности людей. Дети видят, сколько труда затрачивается для того, чтобы создать красивые, нарядные вещи из ткани, ниток и других материалов.

Практика показывает, что организация занятий по рукоделию в наибольшей степени оправдывает себя в кружковой работе. Можно организовать самостоятельный кружок «Шитье, вышивание, плетение» или сделать эти занятия частью работы кружка ‘’Умелые руки”, “Своими руками” и т.п.

На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом, а также получают первоначальные навыки шитья.

Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности детей, фантазию, а так же развивают мелкие мышцы рук. Развивается воображение произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, восприятие пространственных представлений, цвета, воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности. Способствует воспитанию выдержки, настойчивости, формируется терпение, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

При организации кружка по рукоделию важно привлекать родителей и бабушек помощь которых может выразиться непосредственно в заготовке необходимых материалов, инструментов, подборе эскизов для будущие изделий.

Опыт показывает, что в кружке любят заниматься не только девочки, но и мальчики. Если, например, девочка шьёт и вышивает платочек одеяло для куклы, то мальчик с удовольствием сошьет купол парашюта, парус для яхты.

Мальчики охотно вышьют нагрудную эмблему своей любимой футбольной команды, с большим интересом шьют они мягкие игрушки. Очень важно для создания Кружка показать образцы, особо выделив работы, которые смогут сделать мальчики.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут. В кружке обычно занимаются не более 5 детей, что позволяет широко использовать индивидуальный инструктаж, при котором обучение новым, более сложным навыкам ведётся очень успешно.

Руководитель кружка должен обязательно иметь план работы, учитывать возраст детей, умение и навыки, получаемые ими на занятиях по трудовому обучению. В план работы кружка включаются не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Хорошо, чтобы началу работы предшествовала небольшая выставку, которая наглядно покажет детям то, чем они будут заниматься в кружке. Выставку необходимо организовать и после завершения работы кружка. Отобрать, конечно, следует лучшие работы и те, которые показывают самостоятельное мышление и творческую инициативу ребёнка. О предстоящей выставке лучше сообщить детям заранее, что активизирует их деятельность, настраивает на более тщательную

Источник

Дата: 02.03.2018

Влияние рукоделия на умственное развитие ребенка.

Многие родители уже знают, что для развития речи ребёнка необходимо развивать «мелкую моторику», то есть движение мелких мышц кистей рук.

Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: «мелкая моторика» рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

А за координацию, управление движениями отвечает мозг — сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть центральной нервной системы. Кроме того его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом — мышление.

Для всестороннего развития ребёнка важно развитие обоих полушарий головного мозга. Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга можно изобразить схематично:

Еще жители Древнего Китая усматривали связь между движениями рук и развитием головного мозга. Они полагали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на память. Действительно, рефлекторные точки, расположенные на кончиках пальцев, подают импульсы центральной нервной системе. Стимуляция этих точек благотворно воздействует на внутренние органы. Развитие «Мелкой моторики», тоже в своём роде – стимуляция рефлекторных точек.

Неврологи высказывают мнение, что вязание — йога для мозга, так как эффект от работы спицами оказывается таким же, как и от всестороннего массажа.

Исследования показывают, что вязание, так же как и шитье, ткацкое дело и вышивание, развивают внимательность и имеют очень много общего с медитацией. Во время медитации и занятий рукоделием становятся активными одинаковые зоны головного мозга.Позитивное влияние медитации на здоровье и умственные способности доказано не раз, а вот вязанию раньше не уделялось достаточного внимания.

Во время онлайн-опроса, в котором участвовали более 4 000 вязальщиц со всего мира, выяснили, что состояние счастья очень часто возникает во время вязания. Релаксация, снятие стресса, творческая реализация становятся доступными для людей, вовлеченных в рукоделие.

Польза от вязания

1. Улучшится психическое состояние, решение психологических проблем будет отнимать меньше твоих душевных ресурсов.

2. Внимательность и концентрация станут твоими постоянными спутниками.

3. Развитие мелкой моторики даст тебе возможность делать сложные бытовые дела, перед которыми у тебя раньше опускались руки.

4. Творческие способности будут развиваться и радовать тебя неожиданными проявлениями.

5. Самооценка достигнет нового уровня — чувство гордости за красиво выполненную работу и уверенность в своих силах дадут почувствовать тебе свою значимость.

6. Простой путь развить терпение и настойчивость — вязание. Ничто не выведет тебя из равновесия!

7. Память станет намного лучше, а мозг будет работать в разы быстрее.

В заключение хотелось бы порекомендовать родителям ознакомиться более подробно с материалами о влиянии разных видов рукоделия на здоровье и развитие центральной нервной системы, размещёнными на нижеследующих сайтах.

1. https://takprosto.cc/kak-vyazanie-vliyaet-na-mozg/

2. https://slavculture.ru/slav-kult/642-vozdejstvie-rukodeliya.html

3. https://www.myjane.ru/articles/text/?id=14196

Учитель технологии МБОУ «Первомайская СОШ»

Е.А. Фадеева

Источник