Рппс как фактор развития ребенка
Развивающая предметно- пространственная среда, как фактор развития ребенка в ДОУ
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития.
Для решения этих задач был принят новый закон «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, введен новый Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
ФГОС дошкольного образования– это Стандарт условий, а не Стандарт результатов.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Теперь образование в ДОУ рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. На смену пришла более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы. Новая образовательная программа для ДОУ по ФГОС нацелена на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии должны быть пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1.Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4. Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступностьсреды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Основные закономерности дошкольного образования, требования ФГОС к дошкольному образованию позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии:
1. Информационная функция.
2. Функция стимулирования активности детей.
3. Развивающая функция среды является ведущей.
4. Функция сохранения психологического здоровья.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды.
Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Источник
Елена Канакова
Развивающая предметно пространственная среда как фактор развития ребенка дошкольного возраста
СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые коллеги! В нашем детском саду реализуется образовательная программа «Развитие +» Венгера, гармонично дополненная программами,разработанными педагогическим коллективом ДОУ: «Этикет для маленьких», «Мой город Нефтеюганск».
СЛАЙД2
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, материалами для различных видов деятельности, игровым и спортивным оборудованием в соответствии с принципами и требованиями ФГОС ДО.
При организации предметной среды в групповом помещении мы учитывали всё, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, развитию его способностей и интересов. Организовали развивающее пространство так, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, свободной и доступной для деятельности детей. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе. Центры для различных видов деятельности не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой центр по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.
СЛАЙД 3
Неизменной популярностью пользуется центр «Познания»,который включает в себя материалы по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В работе с детьми по знакомству с различными геометрическими фигурами, развитию восприятия, и формированию умения выделять разнообразные свойства и отношения предметов, используем различные пособия, демонстрационный и раздаточный материал, дидактические и настольно-печатные игры.
Программа для средней группы по ознакомлению с пространственными отношениями предполагает последовательное усложнение заданий. Например, с целью овладения представлениями о направлениях пространства и способах ориентировки в нём в центре используем фланелеграфы, а также вырезанные профильные фигуры шахмат. Для развития пространственных представлений при составлении простейших планов обозримого пространства — макет игрушечной комнаты с мебелью,а также различные планы: план групповой комнаты, приёмной, спальни, первого этажа детского сада.
СЛАЙД 4
В средней группе знакомим с шахматными фигурами, правилами игры в шахматы, тем самым развивая интеллектуальные способности, память, воображение. Увлекаясь этой игрой, наши маленькие непоседы становится усидчивее, озорники – выдержанней, зазнайки – самокритичней. Оформлены дидактические игры, пособия. Имеется напольное полотно, настенная магнитная доска.
СЛАЙД 5
Для организации детской исследовательской деятельности оборудован центр экспериментирования. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. На полочках для детского экспериментирования размещаются природный и бросовый материалы. Воспитанники, используя атрибуты и материалы для опытов, получают знания по развитию представлений о свойствах воздуха, магнита, воды, почвы, осваивают экспериментирование, развивают познавательную активность. Иллюстративный и наглядный дидактический материал способствует развитию элементарных естественно-научных представлений об анатомии и физиологии человека (опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная и пищеварительная, нервная система, кожа и органы чувств).
СЛАЙД 6
Центр экологического развития служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. С целью ознакомления представлений о жизни растений и животных в зависимости от смены времени года используем модель «Времена года», то есть круговую диаграмму и модели-значки явлений природы, обозначения которых соответствуют моделям, предусмотренных программой «Развитие+».
В центре подобраны различные дидактические игры, способствующие развитию представлений о природе ближайшего окружения, воспитанию любви и бережного отношения к природе.
В группе с марта высаживаются «Огороды на окне», где есть лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Детям очень нравится наблюдать и ухаживать за растениями.
СЛАЙД 7
В группе нами также созданы необходимые условия для конструктивной деятельности воспитанников. В центре в разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов, который храним в специально лотках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне. Наши воспитанники самостоятельно используют схемы и модели построек, что способствует развитию действий пространственного моделирования предметов, дальнейшему совершенствованию умений и навыков конструирования. При обучении графическому изображению используем трафареты, изготовленные из прозрачно пластика, с прорезями, соответствующими по форме и размерам изображаемым деталям. С помощью схем-развёрток дети приобретают первоначальный опыт графического изображения отдельных строительных деталей с разных пространственных позиций (сверху, сбоку, спереди). Мобильность центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Постройки, объединенной одной темой, служат благоприятной средой для сюжетно – ролевых и режиссерских игр.
СЛАЙД 8
В шумном пространстве игровой комнаты мы создали островок тишины и спокойствия, который располагает к наблюдению, мечтам, тихим беседам. Это центр речевого развития, который включает в себя любимые детские сказки и рассказы, иллюстративный материал, фотографии детских писателей, познавательную литературу, речевые игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, развития связной речи. Центр дополнен яркими, красочными книжками-малышками с историями, сказками, стихами, загадками, оформленными в совместной деятельности детей и родителей. Для развития воображения, освоения действия замещения, освоения действия моделирования игрового пространства используем в работе фланелеграф и заместители персонажей сказок. При обучении детей ориентировке в звуковой стороне речи включаем в работу дидактические игры, речевые кубы, при использовании которых у детей формируются умения сравнивать слова по звучанию, закрепляются знания о протяжении слов, развиваются умения подбирать слова с заданным звуком и определять первый звук в слове, умения дифференцировать твёрдые и мягкие звуки.
СЛАЙД 9
С целью развития у дошкольников умения видеть необычное в обычных предметах; развития творческих способностей в группе нами оформлена мини-мастерская «Весёлый карандашик». Здесь дети создают атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций. Юные художники учатся работать с цветом, создавать живописные композиции,использовать оппозиционные пары: «Злое -Доброе», «Тёмная ночь и ясное утро»; учатся соотносить предмет, его пропорции с пространством листа; осваивают навыки работы с цветовым пятном, выразительной линией. В центре накоплен разнообразный дидактический и иллюстративный материал, с помощью которого знакомим детей с основами живописи, скульптуры, графики, народно-прикладным искусством, учим использовать элементарные основы изобразительной грамоты, передавать в рисунке настроение, характер образа, выражать к нему свое отношение.
СЛАЙД 10
Театральный центр – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Наши дети — большие артисты, и поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
.СЛАЙД 11
Для игр-драматизаций по сказкам в центре имеются костюмы, театрально-игровые атрибуты,различные виды театра: на фланелеграфе, кукольный, настольный, пальчиковый, театр с игрушками Бибабо, перчаточный, на кружках, на конусах.
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в группе функционирует центр «Веселые нотки», который способствует закреплению полученного на музыкальных занятиях опыта, формированию уверенности в себе, активности, инициативе, а также знакомству и обучению игре на простейших музыкальных инструментах. В центре создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.
СЛАЙД 12
В приёмной нашей группы размещен центр физического развития, целью которого является развитие двигательной активности, формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей. Яркий, веселый, физкультурный центр лаконично и гармонично вписывается в предметно-развивающее пространство.Совместно с родителями центр пополнили нестандартным оборудованием: султанчиками, эспандерами, дорожками здоровья. Предметное наполнение центра используем в подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей, в комплексах взбадривающей и утренней гимнастики.
СЛАЙД 13
С целью формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге, в быту и на улице, создан центр безопасности. С целью обучения детей правилам дорожного движения, мы пополнили центр макетом по правилам дорожного движения, плакатами, дидактическими играми, наглядным материалом, подобрали детскую художественную литературу. Полезным дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог, где воспитанники самостоятельно моделируют ситуации опасности на проезжей части. Для формирования у детей умения правильно выбирать безопасные места для своих игр в центре подобрали иллюстративный материал, а также игрушечные машины разных размеров и предназначений.,
СЛАЙД 14
С целью совершенствования навыков культурного поведения, повышения культуры взаимоотношений и формирования у детей этических представлений реализуем программу «Этикет». Для формирования культуры речи, культуры поведения в общественных местах и транспорте, культурно-гигиенических навыков, культуры обращения с книгой и вещами подобран иллюстративный и дидактический материал, художественная литература. В средней группе формируем умение выполнять обязанности дежурных, воспитываем положительное отношение к труду. Дежурство по столовой введено с начала года, а с середины — дежурство по занятиям. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с фотографиями детей, которые каждый день меняются в специальных кармашках на панно «Мы дежурим».
Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, позитивных переживаний пребывания в детском саду в группе находится папка с играми на групповое взаимодействие, психогимнастиками, потешками, стишками. С целью обучения освоению правил проявления и распознавания своих чувств и чувств другого человека в используем дидактические игры, пособия картинки с изображением людей или животных в разных эмоциональных состояниях, сюжетные картинки, отражающие ситуации взаимодействия людей. Для определения настроения каждого ребёнка в нашей группе создано панно «Моё настроение». Чтобы дети могли самостоятельно фиксировать своё настроение, имеется картотека с фотографиями детей.
СЛАЙД 15
С целью формирования семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств в группе оформлен центр «Мой город — Нефтеюганск». Здесь представленыальбомы с фотографиями: «Моя семья», «Моя группа», «Мой детский сад»; панно «Семейное древо»,. Благодаря работе с альбомами, дети знают свою фамилию, имя; имя, отчество родителей, место работы; свой домашний адрес, название детского сада, города, где живут дети; основные трудовые действия представителей различных профессий; предметы быта; домашних и диких животных.
СЛАЙД 16
При воспитании мальчиков и девочек организуем совместные игры, в процессе которых дети действуют сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Так, например, игра «Ателье». Девочки выступают в роли швеи, закройщицы, модельера. Они с удовольствием строчат на швейных машинках, снимают мерки.
СЛАЙД 17
В сюжетно-ролевой игре «Моряки» главная роль отводится мальчикам, они с удовольствием надевают форму моряка. Девочки в этой игре выполняют роль медсестры, связистки, повара. Также совместно с родителями оформили сюжетно-ролевые игры,такие как: «Спасатели», «Мастерская» — для мальчиков; «Парикмахерская», «Семья», «Поликлиника», «Магазин», — для девочек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Насыщенная предметно-пространственная развивающая и игровая среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого дошкольника. Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. При создании развивающего пространства в группе учитываем ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и образования.
Процесс формирования предметно-пространственной развивающей среды группы находится постоянно в динамичном состоянии, так как, по нашему мнению, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям и дополнениям.
Источник