Рост развитие ребенка грудного возраста
Период грудного возраста
Сколько длится период грудного возраста?
С 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни – длится этот период, характеризующийся интенсивным нарастанием массы тела и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этот период, когда закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка – врожденная потребность в активном познании окружающего мира.
Особенности роста и развития грудного ребенка
Интенсивное нарастание массы тела. К 4,5 мес. происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10 – 11 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75 – 77 см. Окружность головы к году составляет 46 – 47 см, окружность груди – 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка.
Наблюдается три «пика» двигательной активности:
I
пик – в возрасте 3 – 4 мес. – связан с существенными морфофункциональными изменениями зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми.
II
пик – в возрасте 7 – 8 мес. – активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством.
III
пик – 11 – 12 мес. – начало ходьбы.
Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют – процессы роста и развития скелетной мускулатуры ребенка и его двигательной активности.
Развитие ребенка в первый год жизни
Первый год жизни ребенка характеризуется быстрым ростом и развитием и очень важен для становления его физического и психического здоровья. Данный возрастной период имеет характерные анатомо-физиологические особенности, учитывая которые следует проводить лечебно-профилактические мероприятия. Неблагополучная экология, заболевания матери во время беременности, патология в родах, не всегда рациональное питание. Вот неполный перечень тех причин, которые могут спровоцировать различные заболевания у малыша.
Заболевания детей первого года жизни
Максимально щадящий подход к лечению заболеваний в раннем возрасте является одним из основных критериев лечения и профилактики. Поэтому к фармпрепаратам, которые используются для лечения новорожденных и грудных детей, предъявляются самые высокие требования по безопасности (отсутствие токсического воздействия, аллергических реакций и других побочных эффектов на детский организм). Также важны удобная форма выпуска, приятные органолептические свойства.
Среди наиболее распространенных состояний и заболеваний, с которыми сталкиваются педиатры у детей в период грудного возраста, особенно в амбулаторных условиях, выделяют: ОРВИ, острые желудочно-кишечные заболевания, состояния возбуждения и беспокойства различной этиологии, нарушения сна, функциональную диспепсию, тяжелое прорезывание зубов, кишечные колики, метеоризм, опрелости, диатез, дисбиоз, гипербилирубинемию новорожденных, поствакцинальные реакции. Все чаще встречается низкая реактивность организма, формирование аллергических болезней, в том числе и бронхиальной астмы.
Прорезывание зубов у грудных детей
Даже если ребенок растет здоровым, родителям приходится переживать трудности, связанные с прорезыванием зубов, периодическим срыгиванием, функциональной диспепсией, диатезом и т.д. При прорезывании зубов, сопровождающемся местным воспалением и болезненностью десен, используют местные анестетики. Однако при тяжелом прорезывании (с температурой, беспокойством, расстройством стула) требуются дополнительные препараты. Что касается диспепсии и срыгивания, то здесь наблюдается дефицит безопасных и эффективных средств.
Прививки у грудных детей
Добавьте к этому в период грудного возраста проблему прививок. Шутка ли, с первых дней жизни и до года получить 10 вакцинаций, особенно если учесть, что АКДС является самой аллергенной вакциной с высоким риском развития тяжелых осложнений и реакций. А ведь эта искусственная антигенная нагрузка наслаивается на «знакомство» с обыденными вездесущими микробами окружающего мира. Подготовить организм к этой нагрузке химиотерапией практически невозможно, так как сами химиотерапевтические препараты нагружают организм.
Запоры и поносы у детей
У младенцев часто наблюдается склонность к запорам или поносу. Если при запоре есть возможность использовать мягкие растительные препараты, то при поносах или расстройстве стула используется более жесткая терапия химическими препаратами.
Диатез у детей
От 3 до 5 месяцев чаще всего дебютирует аллергический диатез, реализуясь в худшем случае в экзему. Применение антигистаминных и гормональных средств (наружно и внутрь) при диатезе только загоняет проблему вглубь, а потом трансформируется или проявляется экземой.
ОРВИ у детей
Естественная эпидемиологическая ситуация, то есть несколько неосложненных ОРВИ в сочетании с неумением дышать ртом и нежелательным применением сосудосуживающих препаратов, тоже доставляет немало хлопот. Нерациональное применение жаропонижающих средств при ОРВИ чревато ослаблением иммунного ответа и развитием осложнений. Если же ОРВИ осложняется отитом, пневмонией, менингитом и т.д., то неизбежна антибиотикотерапия, которая быстро приводит к диарее за счет лактазной недостаточности и кишечного дисбиоза.
Как ухаживать за новорожденным в первый год жизни?
В период грудного возраста сон и бодрствование у младенца не зависят от времени суток, режимы, соответствующие дню и ночи, начинают проявляться у ребенка к 2 – 3 мес. жизни.
Новорожденному необходимо создать спокойную обстановку, обеспечить доступ свежего воздуха, выполнять гигиенические процедуры, свободное пеленание, поскольку поза с согнутыми ногами является защитной, уменьшает поверхность теплоотдачи и обеспечивает должный уровень теплопродукции.
Для нормального нервно-психического развития важна эмоциональная связь матери и ребенка во время кормления грудью. Надо побуждать интерес новорожденного к визуальным сценам; не позволяйте ему долго плакать, чтобы малыш не накричал пупочную грыжу. Кроме того, быстрая реакция на плач ребенка, ласковые интонации способствуют установлению крепкой привязанности между матерью и малышом.
Следует обращать внимание на глубину сна новорожденного, его реакцию на звук, активность сосания, особенности крика. Длительный «хныкающий» плач, особенно по ночам, без видимой причины, свидетельствует о высокой нервной возбудимости ребенка, монотонный плач без эмоциональной окраски – о нарушении ЦНС.
Уход за грудным ребенком
Ежедневный уход за здоровым младенцем, в особенности за новорожденным, предполагает: промывание, закапывание глаз при их «закисании», необходимость очищения носовых ходов 1 – 2 раза в сутки. Учитывая особенно тонкую, ранимую и густо васкуляризированную слизистую данных органов, наиболее безопасными в плане травматизации, сенсибилизации и пересушивания являются препараты:
- «Окулохеель» – для глаз,
- «Эуфорбиум композитум С» – для носа.
Эти препараты по составу максимально приближены к физиологическим жидкостям организма и способствуют нежному очищению слизистых. Оказывают умеренный противоотечный, противовоспалительный и противоаллергический эффекты.
При опрелостях используется мазь «Траумель С», которая наносится тонким слоем на пораженную область 2 – 3 раза в день. Длительность применения зависит от динамики улучшения состояния кожи.
Источник
Период
грудного возраста — с 29-го дня жизни
ребенка после рождения до конца первого
года жизни. Этот период характеризуется
интенсивным нарастанием массы тела
ребенка и роста, интенсивным физическим,
нервно-психическим, интеллектуальным
развитием. Само название говорит о
близком контакте ребенка с матерью в
этом периоде. В период грудного возраста
закладывается фундамент здоровья
человека. У грудного ребенка имеется
врожденная потребность в активном
познании окружающего его мира.
Особенности
роста и развития. Интенсивное
нарастание массы тела. К 4.5 мес происходит
удвоение массы тела при рождении, к
концу года масса тела составляет 10–10.5
кг. Отмечаются значительные темпы роста:
длина тела увеличивается на 50% длины
при рождении и к году достигает 75–77см.
Окружность головы к году составляет
46–47 см, окружность груди — 48 см. Происходит
быстрое развитие моторики и двигательных
умений ребенка. Наблюдается три «пика»
двигательной активности. Первый — в
возрасте 3–4 мес — связан с существенными
морфофункциональными изменениями
проекционной зрительной зоны; для него
характерны комплекс оживления, радости
при первом общении со взрослыми. Второй
— в возрасте 7–8 мес — активация ползания,
формирование бинокулярного зрения и
овладение пространством. Третий пик —
11–12 мес — начало ходьбы. Определяют
указанные типы двигательной активности
сенсорно-моторные связи, а детерминируют
процессы роста и развития скелетная
мускулатура ребенка и его двигательная
активность.
Особенности
ЦНС. К
году происходит увеличение массы мозга
в 2–2.5 раза. Отмечается интенсивная
дифференцировка нервных клеток мозга
в первые 5–6 мес жизни ребенка. Большое
значение в развитии имеет ориентировочный
рефлекс, отражающий врожденную потребность
ребенка в движении и деятельности
органов чувств. Нервные связи между
ребенком и окружающими людьми
устанавливаются посредством мимики,
жеста, голосовых интонаций. Развитие
тонких движений пальцев рук способствует
развитию мозга и речи. Имеет большое
значение возникновение связи между
словами и ответными двигательными
реакциями ребенка, затем связывание
малышом зрительного и слухового
восприятия объектов со словами, названиями
предметов при их показе, связи с отдельными
действиями («дай», «покажи») — это
оптимальный ход развития, необходимый
как основа для последующих периодов
детства. Потребность контакта со
взрослыми определяет психическое
развитие ребенка.
Особенности
ЭЭГ: в 2–3 мес отмечается устойчивый
ритм, в 4–6 мес изменения однонаправленны,
а в 8–10 мес наблюдается прогрессивная
индивидуализация.
Особенности
эндокринной системы. В
грудном периоде у детей отмечается
усиление функции гипофиза и щитовидной
железы. Уровень тироксина и трийодтиронина
выше, чем у взрослых людей. Они стимулируют
метаболизм, рост и развитие ребенка,
обеспечивают нормальную дифференцировку
головного мозга и интеллектуальное
развитие, но вместе с тем гипофизарно-тиреоидная
система наиболее ранима и чувствительна
к неблагоприятным воздействиям, особенно
к факторам внешней среды, экологическим.
Клинически это характеризуется снижением
темпов нарастания массы тела, развитием
анемии и учащением ОРВИ. В грудном
периоде наблюдается усиление функции
надпочечников и биологической активности
кортикостероидов. Происходит частичная
инволюция фетальной зоны коры
надпочечников.
Особенности
иммунитета. По
сравнению с периодом новорожденности
происходит некоторое снижение количества
Т- и В-лимфоцитов, снижение материнского
IgG, начиная с 2–3 мес. В 4–6 мес наблюдается
первый критический период иммунитета,
который характеризуется ослаблением
пассивного гуморального иммунитета,
полученного от матери, и отмечается
самый низкий уровень специфических
антител — физиологическая
гипоиммуноглобулинемия. Синтез
собственного IgG начинается ребенком с
2–3 мес жизни, постоянный уровень его
устанавливается после 8 мес–1 года.
Уровень
IgM к концу года жизни достигает 50% уровня
взрослого. Нарастание секреторного IgA
происходит медленно. Содержание IgE у
здорового ребенка на протяжении года
незначительное, при проявлениях
атопического дерматита значительно
возрастает. Для грудного периода
характерен синтез IgM, не оставляющих
иммунологической памяти. В связи с
указанным наблюдается высокая
чувствительность к респираторно-синцитиальным
вирусам, вирусам парагриппа и аденовирусам;
атипично протекает корь, коклюш, не
оставляя иммунитета.
Неспецифические
факторы резистентности. У
детей грудного возраста наблюдается
высокое содержание лизоцима и пропердина,
быстро нарастает уровень комплемента
сыворотки крови и с первого месяца жизни
содержание его не отличается от уровня
взрослого. С 2–6 мес формируется
завершающая фаза фагоцитоза к патогенным
микроорганизмам, за исключением
пневмококка, стафилококка, клебсиеллы,
гемофильной палочки.
Физическое
развитие грудного ребенка и развитие
речи происходит настолько быстро, что
оценивается по четвертям года.
Развитие
ребенка 1–3 мес. Прибавка
массы тела к концу 1-го месяца 500–600 г,
на втором месяце жизни — 800 г; на третьем
месяце — 700–800 г. Рост увеличивается
каждый месяц на 3 см и окружность головы
— на 3 см, окружность груди на 2,5–3 см в
1 мес.
Моторные
функции: в
1,5–2 мес держит головку, прогрессируют
движения руки, случайно ударяет по
подвешенной игрушке. Протягивает руку
к предмету, но еще не хватает. Первые
дифференцированные движения ручками
возникают на 2-м — начале 3-го месяца
жизни.
Развитие
речи: появляется
гуление с 1.5–2 мес.
Нервно-психическое
развитие. В
первой четверти года у ребенка
устанавливается психический биоритм:
сон–бодрствование; переходные между
ними отрезки — засыпание–пробуждение,
составляющие 10 мин. Если переходные
промежутки превышают 30 мин, то это
препятствует психическому развитию
ребенка в указанный возрастной период
(1–3 мес). В 1–1.5 мес у ребенка отмечается
зрительно-слуховой поиск и зрительное
сосредоточение на лице взрослого —
прислушивание, рассматривание широко
раскрытыми глазами. Характерна реакция
общего мимического оживления в ответ
на обращенную речь взрослых, особенно
матери. С 2 мес появляется осознанная
улыбка, а с 3 мес — смех, узнавание матери;
появляется выраженная потребность в
общении со взрослым. С 3 мес у малыша
появляется умение взглядом находить
источник звука. К концу 3-го месяца
наблюдается длительность зрительного
сосредоточения — 7–10 мин. Очень важно
формирование в 3 мес положительного
мимико-соматического комплекса — в
ответ на обращенную речь появляются
вздохи, вскидывание ручек, перебирание
ногами.
Задержка
психического развития — отсутствие
активного бодрствования.
Ведущие
линии развития —
это то, что получает наибольшее развитие
на данном возрастном этапе и является
прогрессивным для дальнейшего развития
ребенка. В 1–3 мес — это развитие
зрительных, слуховых, ориентировочных
и положительных эмоциональных реакций.
Развитие
ребенка в 3–6 мес. Прибавка
массы тела по месяцам: 750–700–650 г. Длина
тела увеличивается на 2.5–2 см, окружность
головы на 1 см каждый месяц, окружность
груди на 1–1.5 см/мес.
Моторные
функции. Поднимает
голову в положении лежа на животе — 3
мес, лежа на спине— 4 мес. Делает мост —
4,5 мес. Высоко поднимает голову и туловище,
опираясь на руки — 6 мес. Переворачивается
на живот из положения лежа на спине —
5–6 мес, на спину из положения на животе
— 6 мес. В 6 мес ребенок самостоятельно
сидит.
В
возрасте 3–6 мес у ребенка отмечается
быстрое развитие движений руки: в 3–4
мес он предпочитает рассматривать свои
руки; на 4-м месяце ощупывает одеяло; в
4 мес схватывает предмет и удерживает
в руке 20–30 сек; на 5-м месяце схватывает
предмет наложением пальцев («обезьянье»
хватание); в 6 мес держит по предмету в
каждой руке и рассматривает их, либо
тащит в рот.
Развитие
речевых функций. В
5 мес — певучее гуление, самоподражание
в гулении; в 5–6 мес начинает произносить
первые слоги «ма», «ба». Появляется
способность локализовать звук в
пространстве, дифференцированная
реакция на звук.
Нервно-психическое
развитие. Ребенок
3–3.5 мес быстро отыскивает источник
звука. В 5 мес появляется самоподражание
в гулении: притормаживает движение,
прислушивается. Появляется новое
качественное приобретение в психомоторном
развитии: зрительно-тактильно-моторная
координация, познавательный треугольник
глаз–рука–предмет, различает основные
формы предметов. У ребенка 3–6 мес
доминирующей формой деятельности
является занятие игрушкой. После 5 мес
появляются познавательные элементы в
реакции на новизну (чем бы ни занимался
— новое становится главным). Меняются
реакции общения со взрослыми, проявляется
радость или страх (последнее является
признаком повышенной нервной возбудимости).
Ведущая
линия развития —
движение руки, подготовительные этапы
активной речи — подражание слогам.
Задержка
психического развития. Если
к 5–6 мес ребенок продолжает рассматривать
свои руки — это ранний симптом задержки
психического развития. Отсутствие
элементов самоподражания в гулении.
Развитие
ребенка 6–9 мес. Прибавка
массы тела по месяцам: 600 г–500 г–500 г.
Длина тела увеличивается на 2 см + 2 см +
1.5 см, окружность головы за второе
полугодие на 2.5 см, окружность груди —
.5 см–1 см в месяц.
Моторные
функции. В
7 мес ребенок встает на ноги, держась за
опору, на 7-м месяце ползает вкруговую,
в 7.5 мес ползает вспять, а на 8-м месяце
ходит на четвереньках. С 8 мес садится
самостоятельно, придерживаясь опоры.
Ребенок 8–9 мес постоянно сосредоточен
на каком-либо виде деятельности, его
необходимо обучать новым действиям,
например, катить мяч, открывать коробки,
закрывать крышки у кастрюли и т. п.
Развитие
движений руки. В
8 мес. ребенок использует способ хватания
«клешней», а в 9 мес. начинает хватать
предметы пальцами.
Развитие
речи. В
этот период развивается понимание речи,
ребенок внимательно прислушивается,
когда слышит свое имя. С 6–7 мес появляется
лепет, с 7–8 мес возникает сенсорная
речь — понимание значения отдельных
слов, произносимых взрослыми. Это
выражается поворотом головы, протягиванием
ручек в направлении называемого предмета
или лица.
Нервно-психическое
развитие. В
6–7 мес проявляется знание назва- ний
отдельных предметов. Это является одним
из необходимых условий становления
активной речи у ребенка. В 8 мес называемый
предмет отыскивает взглядом в ответ на
вопрос «где?». В 7–8 мес делает «ладушки»
в ответ на просьбу.
Характерно
настойчивое стремление добиваться
выполнения своего желания, при этом
кричит, но не плачет. В голосе слышны
гневные нотки, но и понимает твердые
интонации матери при этом. Так можно
воспитать реакцию на слово «нельзя». В
8–9 мес ребенок внимательно присматривается
к предметам, усваивает название основных
игрушек. В это же время интересуется
своим отражением в зеркале. С 9 мес
отмечается появление первых слов (при
правильном воспитании ребенка). В 9 мес
он следит за падающим предметом, отвечает
на просьбу «дай ручку».
Ведущие
линии развития. Это
развитие общих движений, действий с
предметами. Развитие подготовительных
этапов понимания активной речи. Стремление
достичь результата.
Задержка
психического развития. О
задержке психического развития в этом
периоде может свидетельствовать бросание
игрушек без интереса к ним и задержка
развития речевых функций.
Развитие
ребенка 9–12 мес. Прибавка
массы тела по месяцам 450 г–400 г–350 г.
Длина тела увеличивается в каждый месяц
на 1.5 см.
Моторные
функции. В
10 мес ребенок стоит сам в течение
нескольких секунд (без поддержки), ходит,
придерживаясь руками за взрослого или
барьер манежа. В 11 мес приседает с помощью
взрослого; ходит, держась за опору или
за одну руку взрослого. В 12 мес ребенок
встает на ноги самостоятельно без
помощи. В возрасте 1 года или начала 2-го
года — ходит самостоятельно.
Развитие
руки. В
9–10 мес захватывает предметы двумя
пальцами, в 10 мес вкладывает пальцы в
отверстия. С 11 мес малыш манипулирует
с игрушками, а в 12 мес уже долго играет
с ними.
Развитие
речи. Наблюдается
тесная связь между развитием тонких
движений пальцев руки и формированием
речи («водит» пальцем). В 9 мес наблюдается
истинное ситуационное понимание
обращенной к нему речи и ответ действием
на словесную инструкцию; отыскивание
игрушек. В 9–10 мес появляются первые
осознанные слова, а к концу года — 8–10
слов. Появляется новый интерес —
рассматривание книг с картинками.
К
концу года возникает связь между
названием предмета и самим предметом.
Это и есть начальная форма понимания
речи ребенком.
Нервно-психическое
развитие. С
9 мес у ребенка проявляется повышенный
интерес к новым предметам, выражается
это мимикой удивления и настороженности,
однако при этом одновременно он совершает
целенаправленное действие, причем как
бы предвидит его результат. В 9–10 мес
отличается развитие тонких движений
пальцев рук, что способствует развитию
мозга и речи (показывает пальцем руки
называемые предметы, узнаваемых животных,
птиц на картинках и т. п.). С 10–11 мес
появляется реакция на звук нового
качества — связь с содержанием и
значением этого звука (лай собак, тиканье
часов и др.). К 10–11 мес появляется
привязанность к близким людям. В 11–12
мес формируется понимание обобщающей
функции слова (большая–маленькая
собачка, черная–белая). Выражен интерес
к ритмам простых песен. Появляется
дифференцированная реакция на незнакомое
лицо. Контакт устанавливается не сразу
(сначала ребенок «изучает» незнакомое
лицо). К концу года знает название многих
предметов и выполняет 5–10 инструкций
— сочетание слова с предметом и действием.
Таким образом, по просьбе взрослого
выполняет небольшие поручения.
Ведущая
линия развития. Развитие
общих движений, действий с предметами;
понимание и развитие активной речи.
Задержка
психического развития. Отсутствие
дифференцированной избирательной
реакции на незнакомое лицо. Реакции
страха и протеста свидетельствуют о
повышенной нервной возбудимости ребенка.
Важным
периодом, в котором решается вопрос,
будет ли ребенок самостоятельным,
является вторая половина первого года
его жизни. У ребенка в это время проявляется
интерес ко всем людям и вещам,
«разведывательная деятельность», и не
надо ему мешать в ее осуществлении.
По
данным психологов, в возрасте одного
года ребенок имеет 37% логической
способности взрослого и 16% оперативной
памяти. Это уже человек со своими
понятиями.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник