Рост и развитие ребенка возрастная психология

Рост — это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.

Рост  –  количественные изменения.

                                       Рост

                                  Развитие

 

X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между различными сторонами объекта.

В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Понятие «развитие» включает в себя: прогрессивное развитие, регрессивное развитие и аномальное развитие:

1) Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования. 2) Регрессивное развитие характеризуется процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей.

3) Аномальное развитие характеризуется частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию.

Существуют различные типы развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития ребенка среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития.

Преформированный тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который будет им достигнут. Здесь все дано с самого начала. Примеры — эмбриональное развитие, физическое развитие (от рождения к старению). Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития.

В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, с самого начала не известны все стадии развития и не известен его конечный результат.

Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие — это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс — процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. «В развитии ребенка, — пишет Л.С. Выготский, — то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка». Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Л.С. Выготский предложил называть «эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития… конечной, или идеальной, формой — идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно появиться в конце развития, или конечной — в смысле того, что должно в конце развития у него получиться». Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития ребенка — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Если в среде, замечает Л.С. Выготский, нет соответствующей идеальной формы и развитие ребенка протекает вне этих специфических условий, т.е. вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и недоразовьется.

Задача детского психолога — проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка — это особый процесс. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме освоения материальной и духовной культуры общества.

Источник

Как известно, объект может изменяться, но при этом не развиваться. Рост, например, — это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах «меньше-больше» — это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л.С. Выготский подчеркивал, что явления роста имеются и в психических процессах, например, рост запаса слов без изменения функций речи.

По на фоне этих процессов количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме, например, о созревании желез внутренней секреции. В подобных случаях, когда в структуре и свойствах явления происходят существенные изменения, мы имеем дело с развитием.

Развитие прежде всего характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них:

  • o дифференциация, расчленение явления, ранее бывшего единым;
  • o появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;
  • o перестройка связей между различными сторонами объекта.

В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на «положение под грудью» и «комплекса оживления»; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Понятие «развитие» включает развитие: прогрессивное, регрессивное и аномальное.

Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования; регрессивное процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей; аномальное — частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию (Шмидт Г.-Д., 1978).

Существуют различные типы развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, т.е. определить специфику психического развития ребенка среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформи-рованный типы развития.

Преформированный тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как стадии, которые пройдет явление (организм), так и конечный результат, который будет им достигнут. Здесь все дано от природы. Примерами служат эмбриональное развитие, физическое развитие (от рождения к старению). Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития.

В психологии была предпринята попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Эта концепция принадлежит Ст. Холлу. В ее основе лежит биогенетический закон Э. Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Холлом как краткое повторение стадий психического развития предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. Поэтому типу происходит развитие галактики, Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, с самого начала неизвестны все стадии развития и его конечный результат.

Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка, не заданы ни тс стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие — особый процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. (Как сказал поэт: «Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир».) В этом состоит особенность детского развития. Его конечные формы не даны от природы, а заданы в формах материальной и духовной культуры общества. «В развитии ребенка, — писал Выготский, — то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка» (Выготский Л.С, 2001). Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется но уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Выготский предложил называть «эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития… конечной, или идеальной, формой — идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно появиться в конце развития, или конечной — в смысле того, что должно в конце развития у пего получиться». Согласно Выготскому процесс психического развития ребенка — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Если в среде, замечает он, нет соответствующей идеальной формы и развитие ребенка протекает вне этих специфических условий, т.е. вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и не разовьется.

Задача детского психолога — проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества, но вне процесса освоения идеальных форм развитие невозможно вообще. Процесс онтогенетического развития — процесс ни па что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме освоения материальной и духовной культуры общества.

Источник

Специфическая особенность маленьких детей заключается в том, что они быстро меняются, находятся в постоянном развитии. И чем младше ребенок, тем более интенсивен процесс развития. Ребенок не только растет, но и развивается. Здесь мы должны различать два важнейших понятия детской психологии — понятия роста и развития.

Рост — это количественное изменение или усовершенствование того, что уже существует в маленьком человеке — какой-либо конкретной функции или качества. Увеличивается вес, рост ребенка, он все лучше действует с предметами, говорит, ходит и пр. Это все явления роста, т.е. количественного накопления. Если мы будем рассматривать ребенка как маленького взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям, т.е. к увеличению и усилению того, что в нем изначально присутствует, и ничего принципиально нового при этом не образуется.

В отличие от этого развитие характеризуется прежде всего качественными изменениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками и равнодушно скользил по ним взглядом, а сегодня тянется к ним и постоянно требует новые предметы. Или раньше он не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни и в отношении к окружающему, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, т.е. изменилась структура его психических процессов.

Детство — период самого интенсивного человеческого развития. Ни в каком другом возрасте человек не проходит так много качественно своеобразных этапов своей жизни, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5—6 лет он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера и «взглядами на жизнь». Постоянное движение ребенка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и самодеятельности дает факты, характеризующие детское развитие. Этими фактами и оперирует детская психология.

Несмотря на различия, которые, безусловно, существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3—4 месяца все младенцы радуются взрослому, около года дети предпочитают играть с игрушками, около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом развитии: отставании, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин — важнейшая задача детской психологии.

Все дети проходят в своем развитии определенные стадии, или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка является основным предметом детской психологии. Ее главная задача — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

Детская психология является составной частью возрастной психологии, т.е. науки, изучающей возрастные закономерности психического развития человека. Но если возрастная психология охватывает все этапы жизни, включая зрелость и старость, то детская сосредоточивается только на ранних возрастах (от 0 до 7 лет), когда развитие человека происходит наиболее быстро и интенсивно.

Чем же определяется это развитие? Главный вопрос, который здесь возникает, — это вопрос об относительной роли природных свойств организма и человеческих условий воспитания ребенка.

Источник

Развитие — это
процесс необратимых направленных по
восходящей закономерных изменений,
приводящих к возникновению количественной,
качественной и структурных преобразований
психики и поведения человека. Созревание-это
процесс, течение которого зависит от
унаследованных способностей
индивидуума. Рост
процесс количественных изменений в
ходе совершенствования психической
функции или увеличение размеров
функциональных возможностей отдельных
составляющих или системы в целом. Развитие
 это
сочетание и роста и созревания, для
реализации общей направленности (единая
линия развития). Это многоплановое
движение по восходящей линии, оно
детерминировано (обусловлено) общим
эволюционным процессом, конкретными
историческими условиями, деятельностью,
многообразием отношений, а также
взаимообусловлено развитием соцсреды.
Развитие осуществляется по типу колебаний
и имеет две фазы : катаболизм (процесс
распада соединений) и анаболизм (процесс
образования соединений в новые вещества).
В целом, развитие осуществляется по
цепи переходов через кризисы и преодоления
противоречий к более высоким способам
действий. Основные
свойства развития, отличающие его от
других изменений, является:
— необратимость – способность к
накапливанию, надстраиванию изменений;
— направленность – способность к наличию
единой линии развития; — закономерность
– способность системы к воспроизведению
однотипных изменений у разных людей.
Развитие обусловлено
(детерминировано) общим эволюционным
процессом, конкретными историческими
условиями, деятельностью, многообразием
отношений, а также взаимообусловлено
развитием социальной среды. Развитие
осуществляется по типу колебаний. В
целом развитие осуществляется по цепи
переходов через кризисы и преодоления
противоречий, через временное
предвосхищение более высоких способов
действия и возвращения на более низший
уровень. Источником
развития
 является
общество, именно оно ставит задачи
развития, определяет набор деятельности
человека и определяет возможности
развития человека. При этом природные
свойства человека являются органическими
предпосылками данного процесса.
Психологическими
предпосылками
 развития
являются условия восприятия и конкретной
реакции на взаимодействия с внешним
миром. Движущими
силами
 развития
являются противоречия: — между возрастными
физиологическими и психическими
возможностями человека и сложившимся
взаимодействием с окружающим миром; —
между внешней социальной ситуацией
развития и внутренней позицией человека:
— между достигнутым уровнем психического
развития и образом жизни. Факторы развития:
наследственность; среда; время; активность;
познание; общение; труд.

?14.
Соотношение
эволюционного и революционного путей
развития психики

Первоначально,
исходя из теории Дарвина, психологи
считали, что развертывание психики
происходит постепенно, эволюционно.
При этом существует преемственность
при переходе от стадии к стадии, а темп
развития строго фиксирован, хотя частично
и может ускоряться или замедляться в
зависимости от условий. Работы Штерна,
в частности его идея о том, что темп
развития психики индивидуален и
характеризует особенности данного
человека, несколько поколебал этот
взгляд, зафиксированный Холлом и
Клапаредом. Однако естественнонаучные
постулаты, доказавшие связь психического
с нервной системой, не давали возможности
подвергнуть сомнению поступательный
характер развития психики, связанный
с постепенным созреванием нервной
системы и ее совершенствованием.
Однако
работы генетиков, рефлексологов,
психиатров, психоаналитиков, показали,
что нервная система человека является
продуктом его социального развития.
Это доказывали и эксперименты
бихевиористов, продемонстрировавшие
гибкость и пластичность психики при
формировании и переформировании
поведенческих актов, также как и работы
Павлова, Бехтерева, которые устанавливали
достаточно сложные условные рефлексы
у маленьких детей и животных. Таким
образом было доказано, что при
целенаправленной и четкой организации
среды возможно добиться быстрых изменений
в психике ребенка и существенно ускорить
темп его психического развития, например
при обучении определенным знаниям и
умениям. Это привело некоторых ученых
к мысли о том, что возможны не только
эволюционные, но и революционные,
скачкообразные периоды в развитии
психики, при которых происходит резкий
переход накопленных количественных
изменений в качественные
.

?15.Понятие
возраста в психологии. Хрогологический.
Биологический. Психологический возраст

Психологический
возраст-в отличие от возраста
хронологического это понятие означает
определенную, качественно своеобразную
ступень развития онтогенетического,
обусловливаемую закономерностями
формирования организма, условиями
жизни, обучения и воспитания и имеющую
конкретно-историческое происхождение

Хронологический
возраст-фактический возраст который
ведется с рождения

Биологический
возраст-понятие обращающее на степень
морфологического и физического развития
организма

?16.стабильные
и критические периоды развития.

Л.С.Выготский
различал 2 типа возрастных периодов,
сменяющих друг друга: стабильные и
критические.
В
стабильных возрастах развитие совершается
внутри характерной соц.ситуации развития,
медленно,эволюционно,такими небольшими
шажками, что эффект развития становится
вполне очевиден только в виде скачкообразно
появляющегося новообразования. 
В
критические периоды,напротив,развитие
совершается бурно,стремительно.

?17 структура
психологич.возраста

Психологич.возраст-относительно
замкнутый детского психич.развития,
имеющий свою структуру и свою
динамику,т.е.сущ-ют переходы от одного
возраста к другому,есть границы.
П.в.
Имеет свою динамику. Динамика возраста
определяется необходимостью перестройки
социальной ситуации развития. Это
происходит в кризисе.
Выготский
говорит о том,что психич.развитие не
линейно,а скачкообразно,стабильные
этапы развития сочетаются с
критическими.
1)соц.ситуация
развития
2)задача
возраста
3)вед.тип
дея-ти

4)психологич.новообразования(те
феномены,которые раньше не
наблюдались).
Психологические
новообраз-возникают и развиваются
внутри вед.дея-ти.
Соц.сит.развития-специфический
для каждого возраста своя неповторимая
система отношений между ребенком и
взрослым миром.
Вед.дея-ть
возраста-та дея-ть,благодаря которой
осущ-ся психич.развитие.

?
18.психологический возраст. Понятие
вед.дея-ти.

Психологич.возраст-относительно
замкнутый детского психич.развития,
имеющий свою структуру и свою
динамику,т.е.сущ-ют переходы от одного
возраста к другому,есть границы.
П.в.
Имеет свою динамику. Динамика возраста
определяется необходимостью перестройки
социальной ситуации развития. Это
происходит в кризисе.
Выготский
говорит о том,что психич.развитие не
линейно,а скачкообразно,стабильные
этапы развития сочетаются с
критическими.
Вед.дея-ть-это
не та дея-ть,которая занимает у ребенка
больше времени,а главная де-ть и ее
значение для психич.развития.
Показатели:

форме вед.дея-ти возникают и внутри нее
дифференцируются другие,новые типы
дея-ти(в игре возникают и складываются
элементы учения)

вед.дея-ти формируются или перестраиваются
частные психич.процессы(формируются
процессы активного воображения)
-от
вед.дея-ти зависят наблюдаемые в данный
период развития изменения личности
ребенка(осваивает мотивы и нормы
поведения,формирование личности).

?19.психологический
возраст. понятие соц.ситуации
развития.

Соц.сит.развития-
это «совершенное»,специфическое для
данного возраста,исключительное,единственное
и неповторимое отношение между ребенком
и окр.его действительностью,прежде
всего социальной. Выготский подчеркивал,что
среду надо рассматривать,в ее отношении
к ребенку,в связи с переживаниями самого.
Понятие «соц.сит.развития» фиксирует
неповторимое своеобразие взаимосвязи
внешней среды и внутр.мира ребенка,т.е.
Окружающей действительности и
мотивационно-потребностной сферы.

?20.
Сензитивный период развития. Возрастные
психологические новообразования.

Периоды,
наиболее благоприятные для той или иной
стороны психики, наибольшей чувствительности
к определенного рода воздействиям,
называются сензитивными. Так,
наиболее успешным для овладения родным
языком является возраст от 2 до 5 лет,
когда малыш активно расширяет свой
словарный запас, усваивает законы
грамматики родного языка, овладевая
связной речью. Важно не пропустить
сензитивный период, дать ребенку то,
что нужно для его развития в это. В этот
период, как считал Л.С. Выготский,
определенные влияния сказываются на
всем процессе развития, вызывая в нем
глубокие изменения. В другие периоды
те же самые условия могут оказаться
нейтральными; может проявиться даже
обратное влияние на ход развития.
Сензитивный период совпадает
с оптимальными
сроками обучения.

Новообразования 
— достижения в развитии, характеризующиеся
особым типом строения личности и
деятельности, а также отношением ребенка
к самому себе и другим людям. Младенчество
— потребность в общении; базовое доверие
к миру; дифференциация ощущений и
эмоциональных состояний; различение
близких и посторонних людей; преднамеренные
действия;
«истинное» подражание; предметное
восприятие; автономная речь; ходьба;
мотивирующие представления. Раннее
детство — овладение предметными
действиями; символические, замещающие
действия; предметная игра; начальные
этапы продуктивной деятельности;
активная речь; наглядно-действенное
мышление; личное действие; сознание «Я
сам»; отделение себя от окружающих и
сравнение себя с ними. Дошкольное детство
– воображение; наглядно-образное
мышление; начала понятийного мышления;
картина мира «абрис», новые мотивы
поведения; соподчинение, иерархия
мотивов; произвольность поведения;
первичные эстетические инстанции;
самосознание; самооценка; практическое
развитие речи. Младший школьный возраст
– «умение учиться»; понятийное мышление;
внутренний план действий; рефлексия
интеллектуальная и личностная; новый
уровень произвольности поведения;
самоконтроль и самооценка; ориентация
на группу сверстников; зависимость
уровня достижений от содержания и
организации учебной деятельности.
Подростковый возраст – чувство
взрослости, новый уровень самосознания;
стремление к самоутверждению;
возникновение внутренней жизни;
Я-концепция; формально-логическое
мышление; рефлексия. Юность – потребность
самоопределения; готовность к личному
и профессиональному самоопределению;
жизненные планы; устойчивое самосознание;
идентичность; ценностные ориентации.

?21.
Характеристика критических периодов
развития.

Развитие
не линейно, а скачкообразно. Стабильные
этапы сочетаются с критическими
(кризисами). Кризис имеет две стороны:
разрушительную и созидательную,
позитивную, на которой возникают новые
задачи. Кризис объективно необходим.
Кризис развития вытекает из противоречия
между новыми возможностями ребенка и
старой системой отношений. Кризис
новорожденности ( от 0 до 2 мес.) — переход
от внутреутрбного к внеутробному образу
жизни, полная зависимость от взрослого.
Социальная улыбка как начало индивидуальной
психической жизни. Кризис 1 года –
физическое отделение от матери. Расширение
пространства, доступного для ребенка.
Рост самостоятельности. Гипобулические
реакции. Кризис 3 лет – «Семизвездие
симптомов кризиса» — упрямство, негативизм,
строптивость, протест, бунт, своеволие,
обесценивание взрослых, деспотизм.
Психологическое отделение от взрослого.
«Гордость за достижения». Кризис 7 лет
– потеря детской непосредственности
(манерничанье, кривляние). Обобщение
переживаний и возникновение внутренней
психической жизни. Способность и
потребность в социальном функционировании,
в занятии значимой социальной позиции.
Кризис предподростковый (12) – «мотивационный
вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой
системы взаимоотношений, смена всей
структуры переживаний. Рефлексивный
переход на себя. Кризис перехода к юности
(15-18) – становление человека как субъекта
собственного развития. Кризис перехода
к взрослости (18-20) – отрыв от родительских
корней.

?22..Л.С.Выготский
о проблеме возрасной периодизации.

Выготский
называл проблему возрастной периодизации
развития «центральной для всей детской
психологии» и «ключом ко всем вопросам
практики». 
Он
выделил 3 способа их построения:
1)периодизация
детства на основе ступенчато образного
построения других процессов,так или
иначе связанных с развитием психики
ребенка. Н-р, в соответствии с биогенетическим
принципом выделяются стадия животной
психики,стадия первобытности и др. у
Холла или согласно исторически сложившимся
ступеням образования говорят о дошкольном
возрасте, школьном возрасте.
2)за
основу членения детства берется какой-то
один признак или сторона развития как
условный критерий
3)производится
попытка феноменологически описать
особенности процесса развития и выделить
закономерности,как в работах
Гезелла.
Выготский
предложил принципы, по которым должна
строиться подлинно научная
психологич.периодизация,учитывающая
сущность процесса детского развития.
Критерий
выделения периодов должен быть внутренним
по отношению к самому развитию.
Критерий
должен быть объективным,разграничения
возрастов не должны быть расставлены
условно и произвольно.
Критерий
не может быть сведен к какому-либо одному
признаку, поскольку в ходе развития
симптоматичность и важность признака
изменяется при переходе от возраста к
возрасту. Выготский заложил основы
возрастной психологии,разработав
принципиально новый подход к явлениям
психич.развития,разворачивающимся во
времени.
На
первом плане выдвинуто понятие
«психологический возраст» и рассматриваются
возрастные периоды развития как «единицы»
анализа детского развития.

?23.
ведущий вид дея-ти на разных возрастных
этапах.

Вед.дея-ть-главная
дея-ть по ее значению для психического
развития.
Младенчество-непостредственно-эмоциональное
общение(2месдо 1 года).
Раннее
детство-орудийно предметная(1-3
года).
Дошкольное
детство-игра(3-7)
мл.школьный
возраст-учебная дея-ть(6-7 до 10
лет).
Подростковый-интимно-личностное
общение-Эльконин:(10-11)-(14-15);общение в
общественно полезной
дея-ти-фельдштейн.
Юность-учебно-проф.дея-ть,ранняя
15-17,проф.самоопределение поздняя
17-21.
взрослость
и зрелость(30-60): молодость(20-30)-труд,максимальная
реализация сущностных сил
человека.труд,семья,общение-остается
постоянно,но изменяется их
соотношение.
Взрослость
и старость(60-75;75-90;90..): старение-хобби,передача
жизненного опыта,прародительство,постепенный
отказ от активности.

?
24.новообразования различных возрастных
этапов.

Возр.новообраз.-это
результаты,продукты возрастного развития
и одновременно предпосылки дальнейшего
развития.
Младенчество:потребность
в общении,доверие миру,различие близких
и посторонних,автономная речь.
Раннее
детство:овладение предметными
действиями,предметная игра,активная
речь,сознание «я-сам», отделение себя
от окружающих и сравнение себя с
ними.
Дошкольное
детство:самооценка,самосознание,новые
мотивы поведения,начала понятийного
мышления,наглядно-образное
мышление.
мл.школьный
возраст: «умение учиться»,понятийное
мышление,рефлексия-интеллектуальная
и личностаная,самоконтроль,самооценка,ориентация
на группу сверстников.
Подростковый
возраст:чувство взрослости,новый уровень
самосознания,стремление к
самоутверждению,рассуждающее
мышление,рефлексия.
Юность:
потребность самоопределения,жизненные
планы,устойчивое самосознание,мировоззрение,готовность
к личностному и
проф.самоопределению.
Взрослость:молодость,зрелость:материнство/отцовство,смысложизненные
решения.
Взрослоть:старение,старость:
принятие своей жизни,жизненная
мудрость,счастливая старость.

? 25. .соц.ситуация
развития на разных возрастных
этапах.

Соц.сит.развития-совершенно
своеобразное,специфическое для данного
возраста,исключительное,единственное
и неповторимое отношение между ребенком
и окр.его действительностью.
Младенчество:ситуация
эмоционального единства ребенка и
взрослого «мы».
Раннее
детство:ребенок и взрослый(близкий),я
и другой,ребенок-предмет-взрослый,познание
мира и человеческих предметов.
Дошкольное
детство:ребенок и взрослый(общественный
и обобщенный),познание мира человеческих
отношений.
Младший
школьный:внутренняя позиция ученика
как личности,совершенствущегосамого
себя.
Подростковый,отроческий:формирование
сознательного отношения к себе как к
члену об-ва.благоприятные
условия(сензитивность) для проявления
индивидуальности.
Юность:
поиск своего места и более широкий
социальный общности,начало практической
самореализации.
Взрослость:молодость,зрелость:принятие
на себя полноты ответственности.
Взрослость:старение
и старость:готовность к выходу на
пенсию,адаптация к новому соц.статусу,поиск
новых форм занятости.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник