Рост и развитие ребенка в школьный период
Общая характеристика
Школьные годы — важнейший период жизни ребенка. Изменяется режим дня, увеличиваются умственные и статические нагрузки. В то же время данный период характеризуется’ завершением формирования всех органов и систем ребенка, совершенством всех его функций.
С 11-12 лет начинается период полового созревания, во время которого происходит фундаментальная перестройка эндокринной системы И формирование полового ‘диморфизма.
Период младшего школьного возраста (препyбepтантый, отрочества) — это дети с 7 до 11 лет; период старшего школьного возраста (пyбертантный)-с 12до17лет, и юношества-с 17 до 24 лет.
Необходимо помнить, что социальная категория «старший школьный возраст» не полностью совпадает с физиологической категорией «пубертатный период», поскольку половое созревание заканчивается после окончания школы:
у девочек — к 18 годам;
у мальчиков — к 20-22 годам.
Анатомо-физиологические особенности детей старшего возраста
Нервная система завершает свое развитие; сформированы нервные центры и периферическая нервная система, хорошо регулируются двигательные функции, в том числе мелкая моторика
Однако с 12 лет отмечается нарастающая неустойчивость нервных процессов С преобладанием процессов возбуждения, что связано с начавшимся половым созреванием. В этот период из-за быстрого роста мозга несколько ухудшается его кровоснабжение, что может проявляться функциональными неврологическими расстройствами (негативизм, раздражительность, грубость, плаксивость, депрессии, обмороки).
Осознание своего социального «Я» у большинства детей появляется к 7-8 годам. Следствием этого является стремление выйти за рамки детского игрового образа и участвовать во взрослой жизни, т. е. в реальной, серьезной деятельности. Поступление в школу ребенок воспринимает как работу, уравнивающую его со взрослыми, как шаг к самостоятельности.
В дальнейшем адаптация ребенка к школьной жизни протекает легче, если вместе с ним в преодолении трудностей участвуют родители, педагоги, психологи. Необходимо помнить, что в начальных классах у детей еще отмечается неустойчивость внимания, ‘рассеянность, неспособность долго заниматься одним видом деятельности.
В старших классах основной опасностью является перегруженность информацией, ведущая к умственному переутомлению.
Кожа и ее придатки достигают полной анатомической и функциональной зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 8 лет начинает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.
С 12- 13 лет значительно увеличивается секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские угри. С 13-14 лет начинается функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Это проявляет особые требования к гигиене кожи у подростков.
В связи с половым созреванием появляется оволосенение подмышечных впадин, лобка, а у мальчиков — лица.
Повышение секреции сальных желез часто приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20-22 годам.
Костно-мышечная система характеризуется интенсивным ростом и развитием, отмечается формирование координации движений, развивается мелкая моторика,
Длина верхней половины туловища до 9 лет преобладает над нижней, с 9-10 лет наблюдается интенсивный рост нижних конечностей.
К 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника, а к 12-14 — поясничной и копчиковой.
С 7 лет начинается срастание костей таза, поэтому опасны тонкие высокие каблуки (для девочек), прыжки в высоту на твердую поверхность. Это может привести к деформации костей таза, а в будущем — к проблемам во время беременности и родов.
Нарушение осанки при неправильном подборе мебели, неудобной позе во время занятий дома и в школе часто приводит к патологическому искривлению позвоночника — сколиозу.
В периоды 6-8 лет и 11-13 лет отмечается интенсивный .рост черепных костей.
К 10-13 годам происходит окостенение запястий, а к 9- 11 годам — фаланг пальцев (поэтому к этому возрасту ребенок уже должен уметь писать).
Происходит дальнейшая замена молочных зубов на постоянные и образование постоянного прикуса (28 зубов + 4 зуба «мудрости»).
К 12 годам костная ткань по составу становится идентична взрослой.
Интенсивно развиваются и укрепляются мышцы, связки, нарастает масса и сила мышц. для нормального развития мышечной системы необходимы адекватные физические нагрузки.
При оценке моторного развития выделяют 3 группы детей: l-я группа — зрелые дети (моторика развита соответственно возрасту);
- 2-я группа — дети с незначительным (начальным) отставанием в моторном развитии;
- 3-я группа — дети с существенным отставанием в моторном развитии.
Дыхательная система продолжает развиваться и увеличиваться в размерах и к 8- 10 годам становится практически такой же, как у взрослых.
Форма грудной клетки также приближается к форме взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц.
Продолжается рост хрящей гортани, особенно у мальчиков 12-13 лет.
Тип дыхания: у девочек — грудной; у мальчиков — брюшной. Частота дыхания с 7 до 11 лет-20-25 в мин.; с 12лет и старше -16-20 в мин.
Дыхание ритмичное, ровное.
Сердечно-сосудистая система продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела.
К 12 годам завершается развитие эластической ткани сердца и формирование клапанного аппарата.
К 7 годам сердце приобретает форму взрослого.
Легочный ствол до 10 лет несколько шире аорты, с 10 до 12 лет их диаметр уравнивается, а после 12 лет аорта становится шире легочного ствола.
Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым:
- — у детей с 7 до 11 лет -т.е- 80-90 ударов в минуту;
- — у детей с 12 лет и старше — 70-80 ударов в минуту.
Артериальное давление у детей до 11 лет стабильное, составляет 100 + n, где n — число лет ребенка.
С началом полового созревания рост сосудов несколько отстает от роста тела, и, как следствие, отмечаются дисфункции в виде болей в области сердца, приступов сердцебиения, жара и приливов к голове с покраснением кожи лица, периодических подъемов давления.
В среднем же у подростков: АДmax = 120 мм рт. ст. АДmin = 80 мм рт. ст.
Пищеварительная система продолжает увеличиваться и совершенствоваться в функциональном отношении.
К 7-11 годам желудок приобретает форму взрослого; объем желудка увеличивается, к 7-10 годам составляет 1300 мл, к 12- 13 годам — 1500 мл.
Становятся высокоактивными и зрелыми ферментные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта.
Мочевыделительная система завершает свое развитие, становится анатомически и функционально зрелой.
Число мочеиспусканий составляет — 8 раз в сутки, относительная плотность мочи 1008-1022, У детей старше 12 лет — 1015-1025.
Форма и расположение мочевого пузыря становятся такими же, как у взрослых. Объем одной порции мочи — 150-200 мл. Объем суточной мочи определяется по формуле: 100х(n + 5), где n — число лет ребенка, начиная с 5 лет.
Размеры мочеиспускательного канала остаются несколько меньше, чем у взрослых, до пубертатного периода, а затем постепенно увеличиваются в соответствии с ростом половых органов до взрослых размеров.
Эндокринная система требует особого внимания, так. как с 12 лет наступает ее перестройка и развитие у ребенка вторичных половых признаков. До этого возраста железы внутренней секреции функционируют стабильно и изменяются не так значительно.
Эндокринная система (ЭДС) является главным регулятором роста и развития организма. Железы внутренней секреции, образующие ЭДС, обладают рядом общих особенностей:
- 1. Имеют очень незначительную массу.
- 2. Вырабатывают очень малые количества секретов-гормонов, которые оказывают множественный эффект.
- 3. Гормоны попадают из железистых клеток непосредственно в кровь благодаря густой сети капилляров и оказывают почти мгновенное действие на органы-мишени.
- 4. Регулируют свои функции по принципу «обратной связи». Некоторые железы внутренней секреции (ЖВС) начинают функционировать уже в эмбриональном периоде. Существенное влияние на рост и развитие ребенка оказывают гормоны матери, которые он получает во внутриутробном периоде и с грудным молоком.
В различные периоды детства выявляется относительное преобладание функций одной определенной железы: — с 6 мес. до 2,5 лет — щитовидной;
- — с рождения до 10 лет — тимуса;
- — с 6 до 7 лет — передней доли гипофиза;
- — с 12 до 18 лет — половых желез.
Гипофиз — основная железа. Состоит из 3 долей: передней, средней и задней. Расположен в «турецком седле» в основании черепа.
В передней доле вырабатываются гормоны, регулирующие функции других ЖВС; адренокортикотропный, тиреотропный, гонадотропный и т. д.; а также соматотропный гормон, влияющий на рост скелета, и ряд гормонов, регулирующих репродуктивные функции у девочек.
В промежуточной доле образуется меланоформный гормон, регулирующий пигментный обмен.
В задней доле образуются окситоцин, стимулирующий сократительные функции мышц матки и процесс лактации, а также антидиуретический гормон, влияющий на артериальное давление.
Эпифиз — шишковидная железа, расположенная в среднем мозгу, вырабатывает гормоны:
- -мелатонин, участвующий в пигментном обмене;
- — гломерулокортикотропин, влияющий на углеводный и водный обмен;
- — контргипоталамогипофизарный гормон, предупреждающий преждевременное половое созревание.
Щитовидная железа расположена. на передней поверхности щитовидного хряща гортани. Ответственна за развитие центральной нервной системы, т.е. за умственное развитие. Участвует в обмене веществ посредством гормонов: тироксина, трийодтиронина и тиреокальцитонина:
Парашитовидные железы расположены на задних поверхностях боковых долей щитовидной железы и представляют собой 4 овальных тельца. Вырабатывают паратгормон, который вместе с тиреокальцитонином регулирует уровень кальция в крови.
Вилочковая железа (тимус) расположена в переднем средостении, имеет большие размеры. Максимальное развитие происходит до 2-5 лет, затем начинается медленная инволюция железы и к 18 годам она практически исчезает,
Вырабатывает гормоны, влияющие на рост скелета, тормозящие преждевременное половое созревание, регулирующие углеводный и водно-солевой обмен.
Является центральным органом иммунитета, продуцируя Т-лимфоциты (основные участники клеточного иммунитета).
Поджелудочная железа является железой двойной секреции:
внешняя
— выработка пищеварительных ферментов;
внутренняя
— выработка гормонов.
Внутренней секрецией обладает не вся железа, а только небольшие ее участки — островки Лангерганса. В них в-клетки продуцируют инсулин, б-клетки вырабатывают глюкагон, а также еще ряд гормонов.
Гормоны поджелудочной железы регулируют. углеводный, белковый, жировой обмен.
Рис. 1. Схема эндокринной системы
Надпочечники — парные железы, расположенные над верхними полюсами почек. Состоят из коркового и мозгового веществ. В корковом веществе вырабатываются гормоны, регулирующие все виды обмена веществ, а также небольшие количества половых гормонов. их называют кортикостероидами.
В мозговом веществе вырабатываются адреналин и иорадреналин, влияющие на уровень артериального давления.
Половые железы являются парными железами двойной секреции.
Яичники — женские половые железы. Вырабатывают яйцеклетки и гормоны — прогестерон и эстроген. Эти гормоны участвуют во всех видах обмена веществ и определяют женский фенотип.
Яички — мужские половые железы. Вырабатывают сперматозоиды и гормон тестостерон. Этот гормон участвует во всех видах обмена веществ и определяет мужской фенотип.
Источник
Признаки нормального развития и отклонений от нормы в каждый возрастной период жизни ребенка. Критические периоды жизни ребенка (привезти примеры).Возрастные периоды развития ребенка сопровождаются изменениями физиологии, приобретением навыков и знаний, формированием характера. Взросление ребенка зависит от внешних и внутренних обстоятельств, поэтому переход на последующий этап происходит у каждого индивидуально. •Внутриутробный. С первого дня зачатия и до рождения крохи;
•Грудной возраст. Длится с рождения и до года;
•Ясельный этап взросления. С первого года до 3 лет;
•Дошкольный период. Считается от 3 до 7 лет;
•Этап младшего школьного возраста. От 7 лет до 12;
•Период старшего школьного возраста. От 12-ти до 17–ти лет.
Внутриутробный период. Возрастные периоды развития ребенка. В течение этого времени у карапуза формируются все органы и системы. Еще в животике он может реагировать на изменения в настроении мамы. Также слышать ее тембр голоса и внешние звуки. Грудной возраст. Период после рождения и до годовалого возраста отличается интенсивностью роста и развитием всего организма. Это обуславливает его физиологическое и умственное развитие в будущем. Младенец слабо приспособлен к окружающей среде, его органы еще не совершенны. Новорожденный очень уязвим ко всякого рода инфекциям, поэтому так необходимо создавать уют и поддерживать чистоту в доме.
Ясельный период. Развитие ребенка во время этого периода происходит по трем направлениям: речь, предметную деятельность и моторика .Ясельный период. Умение говорить и развитие интеллекта взаимосвязаны. Общаясь со сверстниками и родными людьми малыш познает мир, учится высказывать свои мысли и задавать интересующие его вопросы. Во время ходьбы руки малыша свободны и он может брать предметы и изучать их. К трем годам малыш может рассказывать небольшие стихи, ходить в туалет самостоятельно, пользоваться ножницами, следить за гигиеной рук, рисовать прямые линии, начинает проявлять самостоятельность. С этого этапа формируется личность будущего взрослого.
Дошкольный этап.
В течение этого периода в ребенке развивается: внимание, память, мышление, манера поведения и личностные качества. Малыш продолжает развиваться физически и благодаря этому может выполнять упражнения, Дети в этом возрасте могут проявлять усидчивость, заниматься каким-то одним делом продолжительное время. Они копируют поведение своих родителей .Речь ребенка становиться более четкой и связанной. Произношение фраз малыш копирует у взрослых, поэтому так важно близким родственникам правильно говорить и помогать ребенку вести диалог. У малыша важный шаг в жизни – школа. Дошкольная подготовка начинается с 5-ти летнего возраста. Дети такого возраста становятся наблюдательными, способными к логическому мышлению и выводам.
Младший школьный возраст.
Приходя в школу, ребенок начинает активно развивать свой интеллект. Он попадает в новый социум со своими правилами, которые обязан выполнять. У школьника формируется ответственность, чувство долга, усидчивость. В школе тренируют систематичность и необходимость все доводить до конца.
Этап старшего школьного возраста.
Осуществляется переход из детства во взрослый мир. При этом дети растеряны и неуверенны в себе, им необходима поддержка и понимание родных, хотя они и мало к ним прислушиваются.
Развитие личности идет быстрыми темпами. Это обусловлено половым созреванием. Организм развивается быстрым темпом. У вчерашних детей появляются физические признаки взросления: рост волос на теле в разных местах, накопление жира в районе груди и ягодиц у девчонок, изменение тембра голоса у мальчишек, начинают расти зубы мудрости. Пропорции тела становятся похожими на взрослые. Подросток изучает себя, в это время он преодолевает свои недостатки и развивает нужные черты характера, формирует взгляды на жизнь.
Процесс формирования личности. следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденное, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. Кризис трех лет первый симптом, отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом — это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Третий симптом является строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом — своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам и т.д. Это протест-бунт, когда поведение ребенка начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания, когда дети начинают употреблять неприличные слова. Дошкольный возраст — важный период становления личности. именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Дошкольник усваивает этические нормы. У него формируются моральные оценки и представления, активное отношение к событиям жизни, сочувствие, заботливость. Кризис семи лет называют кризисом непосредственности. При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, он начинает «манерничать» и «паясничать». Происходит утрата непосредственности ребенка, и он может прибегать к манерничанью как средству защиты. Ребенок начинает понимать сам себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые отношения к самому себе. Позитивная сторона кризиса семи лет, состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка.
Источник
Всего выделяется 7 периодов роста и развития ребенка. Названия могут быть разными, но суть всегда одна. Период длится ровно столько, сколько необходимо малышу для переходя на новую ступень развития.
Каждый этап уникален. Он больше никогда не повторится в жизни крохи, но принесет ему много нового. Идет активное развитие психики, мышления, памяти. За 2-3 года кроха, например, овладевает родным языком. Общая характеристика этих периодов – активное развитие психики.
С каждым месяцем жизни растет тело, удлиняются конечности, мышцы становятся крепче и сильнее. Важна параллельность физического и психического развития. Если что-то одно отстает от нормы, то нужно срочно обратиться к врачу. На всех этапах жизни ребенку нужна помощь родителей. Родители должны понимать, что часто перемены характера и настроения не зависят от самого ребенка. На него влияет взросление, изменение психики, развитие эндокринной системы.
Взросление
Взросление — непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление о мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций. Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.
Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.
Зачатие
Активное развитие малыша начинается еще до его появления на свет. Главная задача организма ребенка — максимально подготовить его органы, все системы к самостоятельному функционированию. Первый период начинается от момента зачатия и длится до самых родов. Этот этап один из самых важных в жизни человека. От того, как будет проходить беременность, зависит ход развития малыша.
Тут матери нужно быть особенно внимательной:
- Правильное питание
Побольше свежих овощей и фруктов, легкая пища. Желательно исключить все острое, жирное, маринованное. Пейте соки, воду.
- Нельзя употреблять алкоголь, наркотики
Такие вещества опасны на протяжении всей беременности. Они могут вызвать выкидыш на раннем сроке или серьезные изменения плода. Допускается немного хорошего сухого вина, но всего по 50-100 грамм. Его разводят в воде, пьют за 15-20 минут до еды. В таких малых количествах оно не навредит малышу, а поможет, ведь в нем много витаминов.
- Курение
Если женщина курит до беременности, то бросать курение резко нельзя. Старайтесь минимизировать количество сигарет постепенно и со временем полностью отказаться от них. Конечно, никотин негативно влияет на развитие плода.
- Лекарства
Любые лекарства согласовывайте с вашим врачом. Некоторые привычные для вас (ношпа, аспирин, фенкарол, анальгин) могут очень сильно навредить плоду. Особенно опасны антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие.
Все 9 месяцев малыш должен находиться в покое. Это возможно, только если мама будет заботиться о себе. Характеристика этого периода: быстрое развитие и активный рост малыша.
Новорожденность
Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана. Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, создавать новые кровяные тельца. От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет. Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.
Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:
- регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
- спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
- температура не ниже +22С;
- гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
- ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.
Сейчас очень уязвима иммунная система. Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:
- перед тем как брать на руки, трогать его, тщательно мойте руки;
- в первые 40 дней ограничьте контакты малыша с посторонними людьми – допускается только семья, педиатр;
- чистая одежда, одноразовые подгузники;
- обязательно купайте его под проточной водой;
- смазывайте кожу ребенка детским кремом или маслом, чтобы она не потрескалась.
Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность — один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.
Грудничковый период
С конца первого месяца и до 1 года — столько длится грудничковый период. Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения. Время летит быстро, но этот год — один из самых значимых периодов с точки зрения развития.
Психическое развитие
С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.
- Уже к концу первого месяца он узнает свою маму по запаху. Знает, как пахнут те, кто часто берет его на руки, проводит с ним время.
- Использует более 20 видов плача, пытаясь таким способом элементарно общаться.
- Он научился различать цвета, концентрирует внимание на всем ярком.
- Со второго месяца начинает запоминать лица, голоса людей.
- С 3-го месяца показывает вам, что рад вас видеть: улыбается и двигает ручками и ножками.
- С 5-6 месяцев начинает бурно проявлять эмоции.
- К 1 годику уже может сказать несколько простых слов («ма-ма», «дай» и т.д.).
- Учится пользоваться ручками, пальчиками – развивается мелкая моторика.
Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.
Физическое развитие
Всего за 1 год меняется очень многое:
- прибавка в росте составляет до 25 сантиметров;
- прибавка веса составляет 7-7,2 кг;
- многие дети в 12 месяцев уже делают первые шаги;
- умеют садиться и вставать, ползать, переворачиваться;
- пропали все рефлексы новорожденных;
- прорезались зубки;
- ребенок переходит на полужидкую пищу (пюре из овощей, мяса, фруктов).
В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.
Ранний возраст
С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для активного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут:
- здороваться и прощаться;
- представляться по имени;
- просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
- подражают голосам животных;
- знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).
Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери. Все яснее становится для него, что он — отдельная личность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…
Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка не площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу. Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ.
Дошкольный период
Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:
- увеличивается объем памяти
- развивается личность, характер
- повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
- улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
- малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
- развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
- деятельность становится полностью осмысленной.
Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.
Под конец дошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.
Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.
Школьный возраст
От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания. Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.
Важную роль тут играет общение. Ребенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.
С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.
Пубертатный период
У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть раньше – с 11-12 лет. Период полового созревания — еще один значимый этап развития любого человека. Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка. Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:
- больше свежих овощей и фруктов;
- ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
- меньше жирного, жареного;
- меньше сахара, сладостей.
С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.
Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, хочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.
К сожалению, период полового созревания — это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.
Как помочь своему ребенку?
У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями. Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого. Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.
С вашей стороны важно понимание. Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно. Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать. Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите. Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.
Источник