Рост и развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста

Рост и развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие 🙂 — нам важно ваше мнение…

План лекции

Период преддошкольного возраста

Лекция №7

1. Физическое развитие

2. АФО преддошкольного возраста

3. Нервно-психическое развитие

4. Гигиена, питание, закаливание ребенка преддошкольного возраста

5. Диспансерное наблюдение

Преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет. Характеризуется дальнейшим развитием органов и систем, более совершенной адаптацией ребенка к условиям окружающей среды.

Физическое развитие мальчиков и девочек в протекает одинаково. За второй год жизни масса тела увеличивается в среднем на 2—3 кг (на 200—250 г ежемесячно), рост — на 11—12 см; за третий год масса тела — на 2—2,5 кг, рост — на 7—8 см.

Анатомо-физиологические особенности.Кожа нежная, тонкая (толщина эпидермиса не превышает (0,25 мм), легкоранимая. В дерме слабо развиты эластические волокна Резорбтивная (всасывательная) способность кожи высокая. Волосы растут относительно медленно (до 0,2 мм в сутки), их толщина не превышает 0,2 мм. Выводные протоки потовых желез окончательно не сформированы: потоотделение функционально несовершенно, иногда оно может проявляться и в ответ на понижение температуры воздуха.

Подкожная клетчатка хорошо выражена. Дальнейшее увеличение массы жировой ткани происходит в основном за счет увеличения размеров жировых клеток.

Мышечная система. В 1—3 года быстро нарастает масса мышечной ткани, увеличивается диаметр мышечных волокон, развивается соединительнотканный каркас мышц. Одновременно с совершенствованием двигательных навыков происходит развитие и увеличение количества нервных окончаний и проприоцепторов мышц. Тонкие движения (например, пальцами рук) еще затруднены. Половых различий в развитии мышечной системы нет.

Костная система. В старшем Я. в. продолжаются оссификация и перестройка структуры костной ткани. скелет содержит много хрящей, кости неплотные гибкие. Надкостница толще, чем у взрослых в ней активно протекают процессы костобразования. К 2 годам интенсивность кровоснабжения костной ткани достигает максимума, в последующем количество сосудов в ней заметно уменьшается.

К 2—21/2 годам полностью прорезываются молочные зубы, промежутки между ними отсутствуют.

Увеличивается длина и ширина трубчатых костей. В результате увеличения объема грудной клетки ребра располагаются более косо, их передние концы постепенно опускаются, что обеспечивает к 3 годам достаточно эффективное участие грудной клетки в дыхании. По мере развития двигательных навыков у детей Я. в. происходит формирование физиологических изгибов позвоночника — грудного кифоза и поясничного лордоза, но завершается этот процесс в более старшем возрасте. Продолжается рост костей таза, форма его еще не имеет половых различий и остается воронкообразной.

Органы дыхания. Увеличивается длина и ширина носовых ходов, продолжается формирование нижнего носового хода. Придаточные (околоносовые) пазухи носа сформированы не полностью. Голосовая щель узкая, голосовые складки короткие. Постепенно увеличивается длина (с 4,5 см до 5,3 см) и диаметр (с 6,5 мм до 8,3 мм) трахеи. По сравнению со взрослыми трахея, а также бронхи и бронхиолы относительно узкие, покрыты нежной, интенсивно кровоснабжаемой слизистой оболочкой. Нарастает масса легких, на 2-м году жизни она равна в среднем 170—175 г, на 3-м — около 245 г. Увеличивается количество альвеол и их размеры (особенно интенсивно к 2 годам). К 2 годам соотношение размеров отдельных долей легкого становится таким же, как у взрослых. С 1 года до 3 лет увеличиваются функциональные возможности легких, например дыхательный объем (с 60 мл до 95 мл), минутный объем дыхания (с 2200 мл до 2900 мл). Число дыханий к 3 годам составляет 25—30 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система. Масса сердца заметно увеличивается: в возрасте 1 года она составляет 42 г, в 2 года — 56 г, в 3 года —70 г (к 3 годам масса сердца по сравнению с массой при рождении примерно утраивается). Миокард утолщается, усиливается поперечная исчерченность его мышечных волокон.

Происходит постепенный рост сосудов, но просвет артерий относительно размеров сердца и диаметра вен уменьшается. В сосудах увеличивается количество мышечных волокон и соединительной ткани, развивается клапанный аппарат. Капиллярная сеть становится более выраженной. С переходом к прямостоянию и в связи с совершенствованием двигательных навыков особенно интенсивно развивается венозная сеть нижней половины тела.

Изменяются и функциональные показатели: пульс постепенно урежается со 120 ударов в 1 мин в возрасте 1 года до 105 ударов в 1 мин в возрасте 3 лет, но остается лабильным; систолическое АД постепенно увеличивается и достигает к 3 годам 95 мм рт. ст. (диастолическое АД в этом возрасте —около 60 мм рт. ст., т.е. примерно такое, как у годовалого ребенка); ударный и минутный объем крови возрастают, а скорость кровотока уменьшается.

Органы пищеварения. Длина пищевода увеличивается с 12 см в возрасте 1 года до 14 см в 3 года, диаметр — соответственно с 12 мм до 13 мм. Формируется физиологическое сужение пищевода, утолщаются его стенки и эпителий слизистой оболочки. Возрастает площадь поверхности слизистой оболочки желудка, количество желудочных желез, функциональная емкость желудка увеличивается с 250 мл в возрасте 1 года до 400—600 мл к 3 годам. Увеличивается длина кишечника. Слизистая оболочка тонкой кишки обильно кровоснабжается, сосуды ее более широкие, чем у взрослых. Лимфа, оттекающая от кишечника, поступает непосредственно в кровь, минуя печень. Длина восходящей ободочной кишки больше нисходящей, поперечная ободочная кишка к 2 годам занимает горизонтальное положение, Сигмовидная кишка длинная и располагается относительно высоко, вне полости малого таза. Прямая кишка с 2 лет занимает такое же положение, как у взрослых, слизистая оболочка ее недостаточно фиксирована к подслизистому слою. В первые 3 года после рождения интенсивно увеличиваются размеры и масса поджелудочной железы, печени (до 3 лет она на 2—3 см выступает из-под реберного края по среднеключичной линии).

Одновременно с морфологическими изменениями совершенствуется функция органов пищеварения: увеличивается активность амилазы слюны, возрастает желудочная, печеночная и панкреатическая секреция, активность пищеварительных ферментов в желудке и кишечнике. Кал становится оформленным, суточная масса его в 1—3 года составляет 80—100 г. Частота дефекаций обычно 1—2 раза в сутки. Ребенок приучается к произвольной дефекации (просится на горшок).

Органы мочевыведения. Увеличиваются размеры и масса почек. Совершенствуется их строение: после 2 лет нефрон становится более дифференцированным, клубочки увеличиваются в размере (особенно в 2—3 года) и приближаются по структуре к клубочкам взрослого, заметно возрастают клубочковая фильтрация и диурез (с 450 мл в возрасте 1 года до 520 мл в 2—5 лет). Расположение почечных лоханок чаще внутрипочечное. Лимфатические сосуды почек и кишечника тесно взаимосвязаны. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых. Размеры мочевого пузыря увеличиваются к 3 годам до 90—100 мл; эластическая и мышечная ткани стенок развиты недостаточно. Число мочеиспусканий в 2—3 года уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок приучается произвольно регулировать акт мочеиспускания.

Кроветворная система. Продолжает совершенствоваться кроветворение — увеличивается масса костного мозга, изменяется гемограмма. Увеличиваются размеры селезенки и ее масса (до 37 г в 3 года). Показатели свертывающей системы крови приближаются к показателям взрослого.

Иммунная система. Совершенствуется иммунитет. Увеличиваются размеры и масса вилочковой железы (в 1—3 года она весит примерно 23 г). Возрастает количество лимфатических узлов и объем лимфоидной ткани носоглотки и кишечника. Наряду с ростом миндалин в них формируется все больше крипт. Постепенно усиливается образование иммуноглобулинов. Происходит становление гуморального звена иммунитета — после перенесенных кишечных и острых респираторных вирусных инфекций антитела образуются к 2 годам у 60% детей.

Эндокринная система. Продолжается развитие основных эндокринных органов. Масса и размеры гипофиза в 1—3 года остаются относительно стабильными. Увеличиваются масса и размеры щитовидной и половых желез, надпочечников. Надпочечники еще недостаточно дифференцированы, но строение их совершенствуется, возрастает продукция гормонов, устанавливается суточный режим их секреции. В возрасте 1—2 лет отмечается особенно активная функция паращитовидных желез, что связано с интенсивным фосфорно-кальциевым обменом.

Нервная система. Отмечается дальнейшее развитие центральной и периферической нервной системы. К 3 годам увеличивается масса головного мозга в среднем до 1012 г у девочек и до 1076 г у мальчиков (т.е. утраивается по сравнению с массой головного мозга у новорожденного), возрастая масса (до 13 г) и длина (до 21 см) спинного мозга, в основном завершаются дифференцировка нервных клеток и миелинизация проводящих путей. Головной мозг обильно кровоснабжается, проницаемость гематоэнцефалического барьера повышена.

В старшем Я. в. происходит бурное нервно-психическое развитие ребенка: полностью осваивается самостоятельная ходьба, происходит дальнейшее совершенствование условно-рефлекторной деятельности, речи, эмоций и форм общения (табл.).

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 8819; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Преддошкольный возраст имеет огромное значение для каждого родителя. Именно на этой стадии можно выявить скрытые патологии и узнать об особенностях развития малыша в окружающем мире. Стоит подробнее поговорить о физическом и психологическом созревании крохи.

Возрастные стадии

Весь период роста ребенка педиатры подразделяют на несколько основных стадий:

  • новорожденный – с самого рождения и до 1 месяца;
  • ясельный или младенческий – с 1 месяца до 1 года;
  • преддошкольный – с 1 года до 3 лет;
  • дошкольный – с 3 до 7 лет;
  • школьный – с 7 до 12 лет;
  • пубертатный – с 12 до 17 лет.

ребенок мальчик

Именно преддошкольный возраст является самым интересным. В этот период карапуз познает окружающий мир и делает для себя новые открытия.

Физиологическое развитие

Важной особенностью преддошкольного, дошкольного возраста является физиологическое развитие. После 1 года малыш заметно становится крепче. Его мышечная ткань укрепляется, начинает формироваться соединительный каркас мышц. Движения малыша становятся более четкими и быстрыми.

Более совершенной стала и иммунная система. Ребенок меньше болеет. В этом возрасте продолжают расти и развиваться важные системы организма: костная, сердечно-сосудистая, мочевыводящая, кроветворная, нервная и эндокринная.

Психологическое развитие

Для детей преддошкольного возраста этот период является временем исследований. В год он начинает ходить и до полутора лет изучает окружающий мир: пытается открыть дверки шкафчиков, изучить на вкус все предметы в доме. Он становится чрезмерно активным, что приводит к появлению синяков и ссадин.

У детей от полутора до двух лет начинает формироваться характер. Кроха уже уверенно может продемонстрировать свою позицию. Наблюдая за играми на детской площадке, родитель способен определить, скромный его ребенок или боевой, жадный или щедрый, присутствуют ли в нем лидерские качества.

Завершающий этап периода преддошкольного возраста начинается в 2 и заканчивается в 3 года. В этот момент уже легко определить предпочтения малыша: у него появляются любимые мультики, игры и игрушки. С каждым месяцем родителю становится легче определить потребности крохи.

Развитие речи

На протяжении всего преддошкольного и дошкольного возраста у ребенка начинает активно развиваться речь. Этот процесс подразделяется на несколько основных стадий.

  • К первому году жизни маленький человечек начинает воспроизводить не связанные между собой слова. Родитель пока еще не понимает этого милого лепета, но с точностью может определить, когда его ребенок злится, а когда находится в хорошем расположении духа.
  • Приблизительно с года до полутора лет его речь становится указательной. Он начинает произносить фразы, указывая на знакомый для него предмет или обращаясь к близкому человеку.
  • На протяжении всего преддошкольного и дошкольного возраста, а именно с 1 до 7 лет, он продолжает учиться говорить — сначала слова, затем короткие фразы и предложения.

Не стоит огорчаться, если малышу 2-3 года, а он до сих пор не говорит. Развитие каждого ребенка происходит в индивидуальном порядке, стоит только набраться терпения.

Для того чтобы улучшить речевые навыки малыша, требуется как можно больше общаться с ним, читать книжки, рассказывать сказки и стихи. Педиатрам удалось выявить, что большинство молчунов — воспитанники семей трудоголиков. Родители, для которых самыми важными аспектами являются достижение прибыли и карьерный рост, поручают ребенка посторонним людям, оставляют его развлекаться в одиночестве с гаджетами и игрушками.

Пора на горшок

Развитие детей преддошкольного возраста подразумевает приобретение новых навыков. Как только малыш научился ходить, можно начинать постепенно обходиться без подгузников.

малыш на горшке

Опытными педиатрами было разработано несколько советов по приучению ребенка к горшку:

  • Стоит присматриваться к поведению ребенка и распознавать, как он начинает себя вести перед тем, когда хочет сходить на горшок. Затем требуется начинать высаживать при каждом позыве.
  • Следует надевать подгузник только во время сна и на прогулке. Если ребенок написает в штаны дома, ему будет неприятно ходить. Соответственно, он сам будет пытаться сходить на горшок.
  • Маленькие дети не отличаются усидчивостью. Рекомендуется приобрести для них музыкальный горшок, который сможет привлечь их внимание.
  • Обязательно стоит хвалить ребенка после того, как он сходил на горшок правильно. Таким образом, он начнет стремиться радовать родителей чаще.

Все дети развиваются по-разному. Кто-то самостоятельно начинает использовать горшок по назначению в 9 месяцев, а кто-то приобретает эти навыки только к 1,5-2 годам. Не стоит ругать ребенка, если он отличается от своих сверстников.

Сон

Важной частью дневного режима в преддошкольном и дошкольном возрасте является сон.

Годовалые и полугодовалые малыши в норме должны спать три раза в сутки:

  • ночью — 6-8 часов;
  • в первый дневной сон — 2-2,5 часа;
  • во второй дневной сон — 1-1,5 часа.

Двухгодовалые и трехгодовалые дети спят реже. Абсолютной нормой является сон, продолжительность которого составляет 6-8 часов ночью и 2-3 часа днем. Допускается отклонение от нормы в пределах 25-30 минут.

ребенок спит

Если кроха просыпается и укладывается спать в одно время, он всегда будет в хорошем расположении духа. Существует несколько уловок, помогающих заставить малыша заснуть:

  1. Требуется выключить в спальне телевизор и убрать все игрушки. Ничто не должно отвлекать кроху.
  2. Рекомендуется перед дневным сном погулять в течение 1,5-2 часов. Если на улице плохая погода, то можно заменить прогулку активными играми дома.
  3. Следует занавесить в комнате окна и выключить освещение. Яркий свет оказывает раздражающий эффект на нервную систему.
  4. Самый эффективный метод уложить малыша спать — обнять его и рассказать сказку. Если ребенок засыпает один, то можно включить ему классические композиции, которые не только расслабляют, но и формируют у него хороший вкус.

Сначала малышу будет достаточно сложно заснуть тогда, когда этого требует родитель. Затем его организм самопроизвольно будет готовиться ко сну к нужному времени.

Кормление

Преддошкольный и дошкольный возраст – это время, когда маленький человечек приобретает навыки, которыми ему предстоит пользоваться на протяжении всей жизни. Кушать малыш должен 4-5 раз в день с интервалами 3-4 часа.

В основу рациона годовалого малыша входит готовое детское питание. Постепенно его можно переводить на более «взрослую» твердую пищу. Ежедневно ребенок в возрасте от 1 до 3 лет должен употреблять:

  • кашу;
  • блюдо из овощей (суп, пюре, суп-пюре);
  • фруктовое пюре;
  • мясное и рыбное пюре;
  • кисломолочный продукт (творог, йогурт, нежирный кефир).

Дети в преддошкольном возрасте от 1 до 2 лет дополнительно питаются смесью или грудным молоком.

Нельзя кормить ребенка жареными и жирными блюдами, стоит ограничить употребление сладкого и соленого.

Как научить есть ложкой самостоятельно?

учится есть ложкой

Как только кроха достиг возраста 1,5 года, можно начинать постепенно приучать его к самостоятельному приему пищи. Стоит заметить, что это очень долгий процесс. Практически у всех родителей возникают проблемы с обучением. Педиатры дают несколько советов по этому поводу:

  • Дети преддошкольного и школьного возраста перенимают привычки взрослых людей. Рекомендуется брать малыша с собой за обеденный стол. Он будет видеть, каким образом питаются родители, и начнет пытаться им подражать.
  • Следует дать малышу ложку, чтобы он изучил этот предмет.
  • Как только малыш познакомился с ложкой, можно перейти к основному этапу – обучению самостоятельному кормлению. Следует положить в емкость небольшое количество густой пищи, зачерпнуть ее ложкой и дать в ручку малышу. Как только он начнет подносить ее ко рту, следует поддерживать его ручку за локоть. Сначала кроха будет делать неуклюжие движения, но постепенно он научится кушать самостоятельно.

Стоит учесть, что во время обучения ребенок может испачкать одежду, волосы и окружающие предметы. Предварительно стоит надеть на него чепчик, слюнявчик и постелить на стол одноразовую салфетку.

Правильный режим дня для детей

ребенок гуляет

Педиатрами был разработан правильный режим дня для детей преддошкольного возраста, придерживаясь которого, малыш всегда будет чувствовать себя хорошо.

Режим дня для ребенка 1 — 2 летРежим дня для ребенка 2 -3 лет
21:30 — 7: 30сон21:30 — 7:30сон
8:00смесь или грудное молоко8:00завтрак
8:30 — 10:30прогулка8:30 -12:30прогулка
11: 00завтрак12:30обед
11:30 — 13:00дневной сон13:00 — 16:00дневной сон
13:30обед16:30полдник
14:00 — 16:00прогулка17:00 — 19:00прогулка
16:30полдник19:30ужин
17:00 — 18:00дневной сон20:00 — 21:00развивающие игры с ребенком
18:30ужин21:00 — 21:30водные процедуры
19:00 — 20:00активные игры с малышом
20:00 — 21:00гигиенические процедуры
21:30смесь или грудное молоко

Педиатры уверяют, что отклонение от привычного режима дня на 20-30 минут не критично для малыша. Если на улице мороз или дождь, то прогулку можно заменить просмотром мультфильма или игрой с родителем, но не стоит забывать о ежедневном проветривании помещения. Свежий воздух необходим любому живому организму.

Бытовые навыки

Дети преддошкольного и дошкольного возраста уже не являются беспомощными. В этот момент они начинают:

  • чистить зубы;
  • умывать лицо и руки;
  • надевать и снимать одежду;
  • уносить посуду за собой после еды;
  • надевать обувь.

ребенок чистит зубы

Многие мамы запрещают малышам тренироваться в бытовых навыках, так как боятся, что дома будет беспорядок. Да и сделать привычные вещи за малыша самой получится быстрее. Педагоги и психологи считают такое поведение ошибочным. Совсем скоро малыш пойдет в детский сад, где ему очень пригодится умение самообслуживания.

Купание и закаливание

Купание малыша является неотъемлемой частью режима дня. Следует проводить эту процедуру перед сном. Если малыш плохо спит, то в ванночку можно добавить череду или ромашку – эта трава оказывает успокаивающие действие.

папа моет малыша

Купая малыша, стоит придерживаться нескольких основных правил:

  • Температура воды должна быть в пределах от 36 до 37,5 градусов. Для ее измерения требуется приобрести специальный водный термометр.
  • Общая продолжительность процедуры не должна превышать 20 минут.
  • Нельзя мыть ребенка при повышенной температуре тела. Воздержаться от принятия ванны стоит и в дни проведения прививок.
  • После процедуры рекомендуется обработать кожу смягчающим маслом или кремом.

Педиатры рекомендуют в возрасте от 1,5 до 3 лет вводить в дневной режим процедуру закаливания. Она необходима для укрепления иммунитета малыша, нервной и дыхательной системы и для улучшения его самочувствия. Процедура подразделяется на нескольких основных этапов:

  • требуется налить в емкость воду температурой 35 градусов;
  • в ней необходимо тщательно смочить пеленку или полотенце;
  • теперь следует аккуратно обтереть ребенку ручки, ножки, грудь и спинку.

Пять дней требуется придерживаться одного температурного режима. Постепенно можно снижать температуру на 1 градус — до тех пор, пока отметка на термометре не достигнет показателя 24 градуса.

Тревожные признаки

Особенности преддошкольного возраста индивидуальны для каждого малыша. Один ребенок может начать говорить в 1,5 года, а другой эти навыки приобретает только к 2,5 годам. Один малыш активно употребляет пищу сам, а другой ждет, когда к его рту преподнесет ложку родитель. Не стоит торопить малыша, рано или поздно он освоит необходимые навыки. Но существуют некоторые особенности поведения, при выявлении которых родитель должен насторожиться:

  • Ребенок в течение длительного времени совершает однотипные движения ручками или ножками, при этом не отзывается на замечания родителя.
  • Он внезапно начинается набрасываться на людей, драться или кусаться.
  • Малыш внезапно просыпается во сне и кричит, при этом он не голоден и у него чистый подгузник.
  • Он не отзывается на просьбы родителей и не понимает их.

При выявлении любых аномальных признаков требуется незамедлительно обратиться к врачу для проведения диагностического обследования. Решить подобные проблемы помогут педиатр, невролог, психолог.

Заключение

Ребенок и родитель — это два неразлучных звена. Чем крепче между ними связь, тем счастливее и умнее будет малыш. Основной проблемой преддошкольного, дошкольного и школьного возраста может стать нехватка любви – требуется окружить ребенка заботой и вниманием. Только родительская любовь поможет ему вырасти полноценным человеком. Не стоит перекладывать его воспитание на других, ссылаясь на постоянную занятость. Любите свою кроху, общайтесь с ним и занимайтесь.

Источник