Рост и развитие ребенка критерии
Рост — это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.
Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.
Рост – количественные изменения.
Рост
Развитие
X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между различными сторонами объекта.
В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.
Понятие «развитие» включает в себя: прогрессивное развитие, регрессивное развитие и аномальное развитие:
1) Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования. 2) Регрессивное развитие характеризуется процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей.
3) Аномальное развитие характеризуется частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию.
Существуют различные типы развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития ребенка среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития.
Преформированный тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который будет им достигнут. Здесь все дано с самого начала. Примеры — эмбриональное развитие, физическое развитие (от рождения к старению). Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития.
В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития предков современного человека.
Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, с самого начала не известны все стадии развития и не известен его конечный результат.
Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие — это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс — процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. «В развитии ребенка, — пишет Л.С. Выготский, — то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка». Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Л.С. Выготский предложил называть «эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития… конечной, или идеальной, формой — идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно появиться в конце развития, или конечной — в смысле того, что должно в конце развития у него получиться». Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития ребенка — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Если в среде, замечает Л.С. Выготский, нет соответствующей идеальной формы и развитие ребенка протекает вне этих специфических условий, т.е. вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и недоразовьется.
Задача детского психолога — проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка — это особый процесс. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме освоения материальной и духовной культуры общества.
Источник
Рост — это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.
Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.
Рост – количественные изменения.
X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между различными сторонами объекта.
В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.
Понятие «развитие» включает в себя: прогрессивное развитие, регрессивное развитие и аномальное развитие:
1) Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования. 2) Регрессивное развитие характеризуется процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей.
3) Аномальное развитие характеризуется частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию.
Существуют различные типы развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития ребенка среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития.
Преформированный тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который будет им достигнут. Здесь все дано с самого начала. Примеры — эмбриональное развитие, физическое развитие (от рождения к старению). Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития.
В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепцияСт. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития предков современного человека.
Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, с самого начала не известны все стадии развития и не известен его конечный результат.
Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть. Детское развитие — это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс — процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. «В развитии ребенка, — пишет Л.С. Выготский, — то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка». Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Л.С. Выготский предложил называть «эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития… конечной, или идеальной, формой — идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно появиться в конце развития, или конечной — в смысле того, что должно в конце развития у него получиться». Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития ребенка — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Если в среде, замечает Л.С. Выготский, нет соответствующей идеальной формы и развитие ребенка протекает вне этих специфических условий, т.е. вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и недоразовьется.
Задача детского психолога — проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка — это особый процесс. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме освоения материальной и духовной культуры общества.
Источник
С появлением ребенка в семье родители начинают тщательно следить за процессом его развития, чуть ли не ежедневно измеряя рост, вес, проверяя основные рефлексы и навыки. Контроль в этом случае действительно необходим, но нужно понимать, что на рост и развитие малыша будут оказывать влияние многие факторы, часто не зависящие от заботы и внимания родителей. Речь идет о:
- наследственности;
- здоровье матери во время вынашивания ребенка;
- эндокринных функциях;
- интоксикации во время беременности;
- внутриматочных инфекциях;
- акушерских травмах разного характера;
- несвоевременном появлении на свет;
- природных факторах;
- условиях проживания;
- климате;
- психической среде;
- поле ребенка;
- воспитании и уходе и пр.
Нужно помнить о том, что рост и развитие малыша в определенном смысле действительно должны соответствовать нормам, но лишь с учетом его индивидуальных особенностей и перечисленных выше факторов.
Человеческий организм — это единая система со слаженным механизмом действия, где каждый орган по-своему важен. Главное отличие организма ребенка от организма взрослого — это непрерывный рост и развитие.
Закономерности процесса становления организма
Развитие организма ребенка протекает по закономерностям, связанным с функциональными особенностями, свойственными разному возрасту. Каждый малыш появляется на свет с набором биологических свойств. На их основе и происходит дальнейший рост и совершенствование его организма.
С первых дней жизни важнейшим фактором, оказывающим влияние на рост и развитие, становится окружающая среда. Со временем начинает иметь значение половая принадлежность. Считается, что мальчики до определенного возраста развиваются немного позже девочек.
Кроме того, нужно отметить критические периоды развития, во время которых детский организм становится особенно уязвимым к факторам внешней среды. Как правило, такие периоды проявляются в возрасте 3 лет, 6-7 лет, затем в 12-13 лет у девочек и в 14-15 лет у мальчиков.
Согласно основным закономерностям изменяются параметры тела детей, развиваются внутренние системы и органы. Нужно отметить, что рост и развитие протекают скачкообразно и зависят от возраста.
Наиболее активным является развитие головного мозга, масса которого уже в первые полгода увеличивается почти в два раза. Масса тела ребенка также увеличивается, но в разные возрастные периоды с разной интенсивностью. Наиболее активно этот процесс протекает в первые полгода жизни малыша.
Рост ребенка увеличивается, но опять же неравномерно. Так, например, в первый год жизни ребенок вырастает по несколько сантиметров в месяц, тогда как в остальные годы вплоть до переходного возраста и полового созревания процесс этот будет заметно медленнее.
Девочки начинают взрослеть на год или даже два раньше мальчиков, что проявляется в особенностях развития всех систем организма и ярко обозначенных половых признаках, в поведении, интересах.
Детский, подростковый и юношеский возраст можно разделить на семь основных периодов. Каждый период имеет свои критерии роста и развития – подробнее об этом ниже.
Период новорожденности: особенности
Новорожденным ребенок будет считаться только первые 10 дней после появления на свет. В этот период его организм будет активно адаптироваться к новым условиям, функции его будут отличаться неустойчивостью.
Подтверждением незавершенности процесса развития новорожденного являются потеря массы тела в первые дни жизни, желтушка, связанная с особенностями работы печени. Лишь к концу второй недели, при условии качественного ухода и соблюдения режима питания, процесс развития ребенка стабилизируется.
Грудной возраст
В этот период рост и развитие малышей происходят особенно интенсивно. Критерии развития следующие: длина тела должна увеличиться в это время как минимум в 1,5 раза с момента появления на свет, масса тела — не менее чем в 3 раза. Начиная с 6 месяцев у большинства малышей появляются первые зубы.
Отмечается активное нервно-психическое развитие, повышается двигательная активность. К году кроха уже умеет самостоятельно ходить, делает попытки произносить первые слова. Заметно совершенствуется развитие основных психических функций, таких как мышление, внимание и память.
Раннее детство
К этому периоду относят возраст от года до трех лет. В это время рост и развитие ребенка не настолько активны, как в предыдущие периоды. На втором году жизни формируются сложные функции мозга, развивается активная речь, основные органы и системы.
На этом этапе крайне важно обеспечить ребенку полноценный уход, соблюдая режим питания, чтобы уберечь его от инфекций. Дело в том, что в раннем возрасте иммунная система крохи несовершенна, поэтому защита организма не всегда справляется с испытаниями.
Первое и второе детство
Первое детство — это период с 3 до 6 лет. Так же как и в раннем возрасте, рост детей в это время не слишком интенсивный. Оценивать его можно, принимая во внимание следующие критерии: в год прибавка роста должна составлять в среднем 5-8 см, тогда как масса тела увеличится всего на 2 кг.
Мальчики и девочки в этом возрасте в отношении формы тела и пропорций практически не отличаются друг от друга. У большинства из них с 6 лет появляются первые коренные зубы, продолжается процесс развития основных систем и органов, переходят на новый уровень интеллектуальные способности.
Второе детство охватывает период с 7 до 12 лет у мальчиков и до 11 лет у девочек. В это время наиболее ярко выражена интенсивность роста именно у девочек, половое созревание которых наступает на несколько лет раньше. Девочки становятся выше, крупнее мальчиков, у них заканчивается смена зубов.
К окончанию этого периода у девочек начинается развитие половых признаков: формируются молочные железы, появляются волосы в лобковой части и в подмышечных впадинах. У мальчиков этот процесс практически не выражен до 13 лет.
Подростковый и юношеский периоды
Подростковый возраст приходится на период с 12 до 15 лет у девочек и с 13 до 16 лет у мальчиков. При этом у последних половое созревание только начинается, когда у девочек этот процесс будет находиться уже на стадии завершения. Рост у тех и других в этом возрасте снова будет интенсивно увеличиваться, наряду с этим активно будут расти все части тела и внутренние органы.
В подростковом возрасте происходит активная перестройка основных физиологических систем организма, главные характеристики которого к окончанию периода уже будут максимально близки к характеристикам организма взрослого человека. У мальчиков наиболее интенсивным станет развитие мышечной системы, у девочек — молочных желез и тазобедренной части.
В юношеском возрасте рост и формирование основных систем и органов организма заканчивается, и ребенок по пропорциям практически ничем не отличается от взрослого.
Источник