Россия министерство здравоохранения история развития ребенка
Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) — федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз, фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения. 21 мая 2012 года преобразовано из Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
История[править | править код]
В 1991 году, после распада СССР, большая часть государственных учреждений здравоохранения были переданы на содержание и развитие в муниципалитеты регионов и городов. Союзное министерство было ликвидировано, республиканское — преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) ((действовало до объединения с Министерством труда и социального развития Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года).
Компетенция Минздрава[править | править код]
Минздрав имеет право осуществлять правовое регулирование в следующих областях:
- здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы);
- внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
- обязательное медицинское страхование;
- фармацевтическая деятельность;
- обращение лекарственных средств для медицинского применения;
- качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;
- обращение медицинских изделий;
- курортное дело и предоставление услуг в области курортного дела;
- санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
- медико-санитарное обеспечение работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда;
- медико-биологическая оценка воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;
- проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз;
- организация среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования.
Подведомственные государственные фонды[править | править код]
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Подведомственные организации[править | править код]
Образовательные учреждения[править | править код]
- Алтайский государственный медицинский университет
- Амурская государственная медицинская академия
- Башкирский государственный медицинский университет
- Владивостокский государственный медицинский университет
- Волгоградский государственный медицинский университет
- Дальневосточный государственный медицинский университет
- Ивановская государственная медицинская академия
- Ижевская государственная медицинская академия
- Иркутский государственный медицинский университет
- Казанский государственный медицинский университет
- Кемеровский государственный медицинский университет
- Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого
- Кировский государственный медицинский университет
- Кубанский государственный медицинский университет
- Курский государственный медицинский университет
- Московский государственный медико-стоматологический университет
- Новосибирский государственный медицинский университет
- Первый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова
- Приволжский исследовательский медицинский университет
- Оренбургский государственный медицинский университет
- Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
- Ростовский государственный медицинский университет
- Рязанский государственный медицинский университет
- Самарский государственный медицинский университет
- Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
- Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
- Северный государственный медицинский университет
- Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова
- Саратовский государственный медицинский университет
- Сибирский государственный медицинский университет
- Читинская государственная медицинская академия
- Ярославская государственная медицинская академия
- Уральский государственный медицинский университет
- Пермский государственный медицинский университет им. академика Е. А. Вагнера
- Южно-Уральский государственный медицинский университет
Учреждения науки[3][править | править код]
- Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского
- Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева
- Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулёза
- Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л. А. Тарасевича
- Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии
- Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза»
- Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г. А. Илизарова
- Национальный медицинский исследовательский центр гематологии
- Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии
- Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины
- Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии
- Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии
- Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии
- Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова
- Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена
- Московский научно-исследовательский институт глазных болезней имени Гельмгольца
- Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В. И. Шумакова
- Государственный научный центр колопроктологии
- Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии
- Национальный научный центр наркологии
- Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии
- Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей
- Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В. И. Кулакова
- Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева
- Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко
- Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва
- Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина
- НИИ онкологии имени Н. Н. Петрова
- Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А. В. Вишневского
- Саратовский научно-исследовательский институт кардиологии
- Российский научный центр рентгенорадиологии
- Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова
- Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр
- Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е. Н. Мешалкина
Иные учреждения[править | править код]
- Российский центр судебно-медицинской экспертизы
«Ока» — федеральный санаторий опорнодвигательного лечения Министерства здравоохранения РФ в Озёрском районе Подмосковья, (до 1993 года — дом отдыха Верховного совета РСФСР).[4]
- «Прилесье» — санаторий в городе Тольятти, Самарской области, (до 2010 года санаторий-профилакторий АвтоВАЗ).
Структура[править | править код]
- Департамент организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности
- Отдел организации медицинских экспертиз и технического регулирования
- Отдел организации наркологической помощи населению, медицинского освидетельствования
- Отдел организации ВСМК и скорой медицинской помощи
- Отдел организации службы крови и спортивной медицины
- Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела
- Отдел специализированной медицинской помощи и организации направления на лечение за рубеж
- Отдел нормативно-методического регулирования деятельности подведомственных медицинских организаций
- Отдел методологии и планирования отдельных видов специализированной медицинской помощи
- Отдел мониторинга, анализа и совершенствования отдельных видов специализированной медицинской помощи
- Отдел организации и совершенствования программ медицинской реабилитации
- Отдел координации работы с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации
- Отдел реализации специальных программ
- Отдел координация оказания медицинской помощи населению
- Отдел организации первичной медико-санитарной помощи
- Отдел организации медицинской помощи при социально значимых инфекционных заболеваниях
- Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения
- Отдел мониторинга, стандартизации и организации специализированной медицинской помощи детям
- Отдел нормативно-правового регулирования и совершенствования первичной медико-санитарной помощи детям
- Отдел профилактической помощи детям, медицинской реабилитации, предупреждения и снижения детской инвалидности
- Отдел охраны репродуктивного здоровья и внедрения эффективной акушерско-гинекологической помощи
- Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении
- Отдел среднего и высшего профессионального образования
- Отдел послевузовского и дополнительного профессионального образования
- Отдел кадровой политики в здравоохранении
- Отдел охраны труда
- Отдел трудовых отношений и профессиональных стандартов
- Отдел оплаты труда в сфере здравоохранения
- Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств
- Отдел клинических исследований лекарственных препаратов
- Отдел регистрации лекарственных препаратов
- Отдел регулирования обращения зарегистрированных лекарственных препаратов
- Отдел регистрации цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты
- Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий
- Отдел нормативно-правового регулирования вопросов лекарственного обеспечения и контроля качества лекарственных средств
- Отдел лекарственного обеспечения граждан
- Отдел нормативно-правового регулирования обращения медицинских изделий
- Отдел нормативно-правового регулирования фармацевтической деятельности, оборота наркотических средств и психотропных веществ
- Отдел обеспечения вакцинопрофилактики населения
- Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения
- Отдел регионального развития здравоохранения
- Отдел медицинской статистики
- Отдел мониторинга государственных программ
- Отдел стратегического развития и территориального планирования
- Отдел проектной деятельности
- Департамент науки, инновационного развития и управления медико-биологическими рисками здоровью
- Отдел прогнозирования научных исследований и научного проектирования
- Отдел развития инфраструктуры и нормативно-правового регулирования биомедицинской науки
- Отдел организации научной деятельности подведомственных учреждений, осуществляющих научные исследования и разработки
- Отдел координации деятельности в области обеспечения радиационной, химической и биологической безопасности
- Отдел инновационного развития здравоохранения
- Департамент информационных технологий и связи
- Отдел развития информационных систем в сфере здравоохранения
- Отдел координации региональных программ информатизации в сфере здравоохранения
- Отдел эксплуатации технической инфраструктуры, обеспечения связью и информационной безопасности
- Департамент общественного здоровья и коммуникаций
- Отдел общественного здоровья
- Отдел коммуникационных проектов
- Отдел пресс-службы и информации
- Отдел по связям с институтами гражданского общества
- Департамент инфраструктурного развития и государственно-частного партнерства
- Отдел имущественных отношений
- Отдел мониторинга использования и регистрации вещных прав
- Отдел развития государственно-частного партнерства
- Департамент международного сотрудничества и связей с общественностью
- Отдел развития международного сотрудничества в сфере здравоохранения
- Отдел специальных международных проектов в сфере здравоохранения
- Отдел по взаимодействию с регионами и совещательными органами Минздрава России
- Финансово-экономический департамент
- Отдел организации составления и исполнения федерального бюджета
- Отдел нормативного регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений
- Отдел организации финансового обеспечения учреждений здравоохранения
- Отдел организации финансового обеспечения учреждений науки
- Отдел финансового обеспечения долгосрочных (федеральных) целевых программ и инвестиционных проектов
- Отдел организации финансового обеспечения учреждений образования
- Отдел государственных гарантий бесплатной медицинской помощи
- Отдел организации обязательного медицинского страхования
- Департамент управления делами и кадров
- Общий отдел
- Отдел контроля за исполнением
- Отдел по работе с обращениями граждан и организации приема населения
- Отдел государственной службы и кадров
- Отдел по профилактике, предупреждению коррупционных и иных правонарушений
- Отдел кадровой работы с подведомственными учреждениями
- Отдел обеспечения деятельности Министерства
- Организационный отдел
- Отдел внутреннего финансового аудита
- Департамент учетной политики и контроля
- Отдел бухгалтерского учета
- Отдел кассового исполнения
- Отдел сводной отчетности
- Отдел государственных контрактов
- Отдел обеспечения проведения процедур размещения государственных заказов
- Отдел внутреннего финансового контроля
- Правовой департамент
- Отдел правового регулирования по вопросам страхования в сфере здравоохранения, медицинской науки и образования
- Отдел правового регулирования организации оказания медицинской помощи и санитарно-эпидемиологического благополучия
- Отдел развития законодательства в сфере здравоохранения
- Отдел правового регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий
- Отдел судебной работы и общих вопросов применения гражданского законодательства
- Отдел общих вопросов применения законодательства, связанного с размещением государственных заказов
Руководство[править | править код]
Министр здравоохранения[править | править код]
- Мурашко Михаил Альбертович (с 21 января 2020 г.)
Заместители министра здравоохранения[править | править код]
- Наталья Александровна Хорова (с 11 июня 2014 г., № 1031-р[5])
- Каграманян Игорь Николаевич (с 18 июня 2012 г., № 1007-р[6])
- Семёнова Татьяна Владимировна (22 апреля 2019 года назначена заместителем министра здравоохранения).
- Яковлева Татьяна Владимировна (с 18 июня 2012 г., № 1010-р[7])
- Костенников Дмитрий Вячеславович (с 10 июля 2013 г., № 1184-р[8]) — статс-секретарь.
- Краевой Сергей Александрович (с 12 сентября 2013 г., № 1640-р[9])
- Камкин Евгений Геннадьевич
- Павел Сергеевич Пугачев
- Олег Олегович Салагай
- Уйба, Владимир Викторович (с 22 января 2020 г.)
Бывшие заместители министра:
- Вельмяйкин Сергей Фёдорович (18 июня 2012 г., № 1008-р[10] — 1 марта 2013 г., № 286-р[11]) — статс-секретарь.
- Юрин Андрей Владимирович (с 18 июня 2012 г., № 1009-р[12] — 9 июля 2013 г., 1163-р[13])
- Бойко Елена Львовна (с декабря 2018 г. — 27.01.2020 г.)[источник не указан 45 дней]
Помощники и советники министра здравоохранения[править | править код]
Помощники министра
- Андреева Ирина Львовна
- Балдин Виктор Викторович
- Габбасова Ляля Адыгамовна
- Гулин Анатолий Николаевич
- Зверева Ирина Эмильевна
- Клименко Татьяна Валентиновна
- Лоцман Людмила Андреевна
- Новикова Людмила Ивановна
- Одинцов Никита Игоревич
- Пилипенко Вячеслав Григорьевич
- Рыжов Дмитрий Леонидович
- Флек Виталий Олегович
- Шилькрот Илья Юрьевич
Советники министра
- Евсюкова Ольга Александровна
- Ланской Игорь Львович
Главные внештатные специалисты[править | править код]
Министерство в культуре[править | править код]
- В рамках политики предупреждения опасности табакокурения на сигаретных пачках и рекламе сигарет Министерство здравоохранения требует наличия надписи «МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: КУРЕНИЕ ОПАСНО ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ!» чёрными буквами на белом фоне. Фраза нашла отражение в одной из песен мультфильма «Остров сокровищ» в видоизменённом виде — «МинЗдрав предупреждает: Курение — это яд!». Изменение названия Министерства отразилось в соответствующем изменении фразы («МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ …»).
См. также[править | править код]
- Правительство Российской Федерации
- Министерство здравоохранения СССР
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- rosminzdrav.ru — официальный сайт Минздрава России
- Минздрав России в «Твиттере»
- Банк документов Министерства в правовой системе «Гарант» (недоступная ссылка)
- Банк документов Министерства в правовой системе «Консультант Плюс»
- Правительство РФ содействует развитию культуры интоксикации населения
- Проект «Здоровая Россия»
Источник
Этот скучнейший пост я вынужден писать в связи с тем, что статья Рошаля и комментарии к ней в очередной раз выявили плохое знание современниками реалий предреволюционной России. И хотя ограничение по количеству знаков более не действует, чтобы не растекаться мыслью по древу, возьму только самую больную тему — здравоохранение.
Начнем с того, что в Российской Империи НЕ БЫЛО единой государственной системы здравоохранения, и вопрос о ней не ставился вплоть до 1908 года. Однако, критикам самодержавия не стоит злорадствовать на этот счет. Это сейчас все умные, а в те годы министерства здравоохранения существовали только в двух странах: на Кубе и в Новой Зеландии. Все остальные государства не считали подобную практику правильной. Генеральным трендом считалось развитие региональных и местных, а не общегосударственных систем. В России господствовали аналогичные настроения.
Медицинские учреждения России начала 20 века были многообразны и разноведомственны: земские, городские, государственные, благотворительные, профсоюзные, церковные и частные практики. Единые правила и стандарты отсутствовали.
О ведущей роли органов местного самоуправления в структуре здравоохранения РИ можно судить по следующим данным: всего на цели здравоохранения в 1912 году было выделено 181.425.000 рублей, в т. ч. по линии земств 64.704.000 (35%), городов — 28.800.000 (16%), а остальные же 88 миллионов, т. е. (49%), истратили правительство, благотворительные общества, церковь и частные лица.
Согласно законодательству РИ главными органами, ответственными за народное здравие было, не правительство, а земства на селе и городские думы в городах. (51% средств, отпускаемых на эти цели). Этот сектор здравоохранения появился в 1864 году и к концу 19 века охватывал более 70% населения России. Земства проделали гигантскую работу по созданию сети бесплатных лечебных пунктов на территории сельской России. Именно земствам мы обязаны той подробной, хотя и неприятной статистикой заболеваемости и смертности, которая публиковалась в открытой печати и которую привел Рошаль. И здесь в пику большевикам сразу заметим, что после 1917 года эта статистика исчезла. (Исчезла статистика, но не заболевания). Говоря о земской медицине, ещё раз отметим — это была деятельность органов местного самоуправления неподконтрольная царскому правительству.
Роль государства в сфере здравоохранения была вторичной, хотя и быстро растущей. До 1908 года она сводилась к оказанию финансовой помощи земствам в периоды неурожая и эпидемий. Также государство финансировало военные госпитали, железнодорожные больницы, медпункты казённых предприятий, медицинские ВУЗ-ы и лицензирование врачей.
Однако, несмотря на самоотверженную работу земских врачей, ситуация к началу 20 века оставалась неудовлетворительной. Причина банальна — земствам не хватало средств. В этом нет ничего удивительного. Здравоохранение — дорогое удовольствие. В США, одной из самых богатых стран мира, сто лет спустя также не хватает средств для создания общедоступной системы здравоохранения 21 века.
В августе 1908 года министр внутренних дел П. А.Столыпин делал Всеподданнейший доклад на Высочайшее имя о мерах по борьбе с холерой 1907 года и состоянии здравоохранения в РИ в целом. Согласно докладу по основным показателям развития сети медицинских учреждений Россия отставала от стран лидеров в 2−3-4 раза. Особенно удручала низкая санитарно-бытовая культура населения. Как результат — эпидемии, повышенная заболеваемость и смертность. Состояние дел в этой области вызвало неудовольствие Николая Второго и он наложил на отчет категоричную резолюцию: «Обращаю самое серьезное внимание Министра Внутренних Дел на безотрадное состояние в России санитарного дела. Необходимо во что бы то ни стало добиться не только улучшения его, но и правильной постановки. Нужно быть в состоянии предупреждать эпидемии, а не только бороться с ними. Требую, чтобы безотлагательно было разработано и внесено на законодательное рассмотрение дело упорядочения в России санитарно-врачебной организации».
Эта резолюция от 11 Августа 1908 года явилась отправной точкой для радикальной реформы всей системы здравоохранения России.
При обсуждении этого вопроса Столыпин возразил: «Но лечебницы, водопроводы, канализация, туалеты — это компетенция земств и городских Дум, а не правительства». «Да, это так -ответил Николай, — но не все это понимают, а спрашивать будут с меня». И ведь прав Государь, — Рошаль сто лет спустя спрашивает…
Получив Высочайшую взбучку, столыпинцы забегали.
В рамках оперативного реагирования были значительно увеличены расходы на здравоохранение по линии МВД. С 1901 по 1913 гг. бюджетные расходы на медицинские мероприятия выросли в Российской империи с 43,9 млн руб. в год до 145,1 млн руб. в год, то есть в 3,3 раза. Значительная часть ассигнований осваивались в рамках существующей системы здравоохранения через субсидирование земских и городских лечебниц.
Расширилась подготовка дипломированных врачей. Если в 1889 г. в России было около 13 тыс. Врачей, в 1911 г. — 25,5 тыс., то к середине 1915 г. — 33,1 тыс. врачей, что обеспечило России мировое лидерство наряду с Японией (36,6 тыс. врачей) и Германией (34,1 тыс. врачей).
Увеличилось количество лечебных участков. В 1902 г. в стране было 2.892 участка, в 1905 — 3.158, в 1908 — 3.525, в 1911 — 3.925, в 1913 — 4.282. Наибольшую обеспеченность бесплатной медицинской помощью имели жители 34 земских губерний- где находилось около 70% от всего количества врачебных участков по стране.
С 1901 по 1913 гг. число больничных коек, включая психиатрические больницы и родильные приюты, увеличилось почти в 1,7 раза (с 136,5 тыс. до 227,9 тыс.,), а число воспользовавшихся помощью больных в этих больницах за тот же период выросло в 2,1 раза (1 млн. 697 чел. в 1901 и 3 млн. 506 тыс. В 1913 г.).
В результате бесплатное (хотя и примитивное) медицинское обслуживание постепенно становилось всё более доступным. Это наглядно показывает медицинская статистика. В 1901 г. в России медицинскую помощь получили 49 млн. чел., в 1904 — 57 млн., в 1907 — 69 млн., в 1910 — 86 млн. и в 1913 — 98 млн. При этом, примерно 90% больных обращались за помощью в бесплатные общественные лечебницы, и только 7% к частнопрактикующим врачам. Российское здравоохранение изначально создавалось как преимущественно бесплатное.
Существенно возросло число аптек. В 1903 г. в империи насчитывалось 3.765 аптек с годовой выручкой около 20 млн руб., а в 1913 уже почти 6 тыс. аптек (и свыше 12 тыс. фармацевтов) с годовой выручкой 33 млн руб.
Да, проблемы оставались, но разве эту динамику можно назвать «феодальным топтанием на месте»?
Результаты не замедлили сказаться. Если за 1891−1895 гг. от всех заразных болезней умирало (ежегодно) 587,4 тыс. чел. или 9,8 — 11,7 чел. на 1000 населения., то в период с 1911—1914 гг. — 374,4 тыс. чел. или 4,7 — 5,3 чел. на 1000 нас. Т. о. смертность от заразных болезней сократилась в 1,8 — 2,5 раза. Сократилась и общая смертность. Если в 1906—1911 гг. число смертей на тысячу жителей достигало 29,4, то в 1911 году оно составило 26, а в 1912 г. — 25. Т. е тенденция снижения смертности была очевидной. Естественный прирост населения за годы последнего царствования составил 60 миллионов человек.
Однако, самое главное в моём посте не это. Как я уже отмечал, значительная часть государственных ассигнований направлялась в земские и городские лечебницы, составляя 45% и 20% от соответствующих бюджетов. Это было не очень удобно, потому что земства выражали неудовольствие попытками государственных чиновников проверить расходование этих государственных средств.
Резолюция Николая от 11 августа 1908 года требовала не паллиативных мер, а радикальной реформы, — создания единой государственной системы здравоохранения. В рамках реализации Высочайшего Повеления была создана специальная «межведомственная комиссия для пересмотра врачебно-санитарного законодательства», в которую входило около ста человек, и которая включала пять подкомиссий: санитарную, врачебную, образовательную, судебно-медицинскую и организационную.
Лучшие специалисты врачебного дела и юристы, после изучения вопроса, подготовили законодательные предложения, которые были поданы на Высочайшее имя Председателем Медицинского Совета РИ, Председателем Межведомственной Комиссии академиком Г. Е. Рейном.
Смысл этих предложений сводился в основном к следующему:
1. В России должен быть создан государственный орган- министерство здравоохранения, «с включением в состав его, кроме центральных, также сети специальных местных органов, больниц, лабораторий — окружных, губернских и уездных органов и медицинских учреждений, которые являлись бы на местах ближайшими исполнителями и возложенных на центральное ведомство ответственных задач». Сейчас это называется «вертикаль власти».
2. Министерство здравоохранения должно иметь свой защищённый бюджет, который должен расходоваться только на государственные программы.
3. Министерство здравоохранения должно устанавливать обязательные для всех врачебно-санитарные правила и иметь право контроля за их выполнением в учреждениях любой подведомственности.
4. Общий объем государственного финансирования следует установить из расчета сокращения норматива обслуживаемой сельскими медпунктами территории с 30 верст диаметром (как сейчас) до 10 верст. Остальные целевые нормативы также были увеличены в 2−3 раза…
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО одобрили программу реформ и весной 1914 года соизволили на проекте Собственноручно начертать: «Внести в Совет Министров. Продолжать вести дело ускоренным ходом».
В июле 1914, за несколько дней до начала войны, законопроект о создании Министерства Здравоохранения был внесен в Совет Министров. 20 сентября 1914 года состоялось первое обсуждение в Заседании Кабинета. Министры, опытные бюрократы, проявили политический подход: «Кабинет поддерживает предлагаемую межведомственной комиссией реформу. Идея создания министерства здравоохранения — правильная, но структуру Кабинета министров утверждает Дума. Ни Кабинет, ни Царь не в праве создать ещё одно министерство. А если мы сейчас подадим этот законопроект в Думу, то его постигнет та же судьба, как и «закон о всеобщем начальном образовании», — думцы его заволокитят, и не факт, что даже через 5−6 лет поставят на голосование. А Государь требует немедленных действий, -«вести дело ускоренным ходом». Это значит, что формально будет правильнее создавать не Министерство, а Главное Управление здравоохранения внутри МВД. Нормативные акты о новом государственном органе придётся принимать в порядке 87 статьи Основ Законодательства, т. е. в обход Думы. Что касается бюджета, то раз нет Министерства, — то и отдельной строки бюджета тоже быть не может, будем финансировать временно из разных источников. Относительно перечня мероприятий, — Кабинет их всецело поддерживает».
Авторы законопроекта сначала возражали и настаивали на оформлении реформы здравоохранения Законом, через парламентские процедуры. В октябре 1915 года, получив очередной отказ в Кабинете, они снова обратились к Царю. Царь повторно ответил: «Внести в Совет министров». На языке госслужбы это означало, что Он принял сторону Кабинета. При этом, чтобы повысить престиж Управления Здравоохранения, его главе предоставлялась привилегия личного доклада Царю, что придавало Главноуправляющему статус министра.
Признав, что интересы дела дороже формальностей, предвосхищая вызванные войной эпидемии, «медики» согласились. 1 сентября 1916 года Главноуправляющим государственным здравоохранением (на правах министра) был назначен Председатель Медицинского Совета РИ, почетный лейб-хирург, академик Г. Е.Рейн, который исполнял эти обязанности до 27 февраля 1917 года. Таким образом, Георгий Ермолаевич стал первым и последним министром здравоохранения Российской Империи.
Как отнеслась либеральная и революционная общественность к правительственным шагам по созданию единой государственной системы здравоохранения? — Совсем не так, как предполагает Семен Рошаль. 28 февраля 1917 года академик Г. Е. Рейн был арестован и стал подследственным по уголовному делу, которое вела, созданная Временным правительством, «Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц…». Создание единой государственной системы здравоохранения, которым занимался министр Рейн, было квалифицировано как противозаконное вмешательство центрального правительства в прерогативы демократически избранных местных органов власти (земств и городских дум). Министру вменяли не то, что он мало сделал для охраны здоровья населения, а то что чиновник лез не в своё дело. По мнению следствия централизация управления здравоохранением, создание министерства в этой области, — есть очередное проявление деспотизма царского режима. Особенно возмущались социалисты-революционеры, согласно доктрине которых, Россия должна была стать федерацией самоуправляемых общин. Вопросы здравоохранения якобы должны решаться самими трудящимися на местах, а не бюрократами в столичных кабинетах. Все первые пять временных правительств 1917 года не имели должности министра здравоохранения. А мы потом удивляемся: почему тиф в 1918—1921 унес 3 миллиона жизней?
Идея создания единой государственной системы здравоохранения, высказанная Николаем Вторым 11 августа 1908 года, как и концепция ГОЭРЛО, как и некоторые другие проекты, нашла своих приверженцев среди … большевиков. Это произошло не сразу, осуществлялось неумело, но это произошло.
Источник