Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка

Оксана Боровикова
Роль зрительного восприятия в психическом развитии детей с нарушением зрения

Способность видеть, то есть воспринимать и ощущать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением. Как писал С. Л. Рубинштейн, «зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов, зрительные ощущения наиболее отдифференцированны от аффективности». И. М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психическом развитии, отмечал, что в цепи существующих психических функций, визуальная ориентация занимает ведущее место.

Среди встречающихся расстройств зрительного восприятия большую группу охватывают косоглазие и амблиопия – два взаимообуславливающих (более чем в 30% случаев) явления патологии функционирования зрительного анализатора.

Косоглазие – расстройство зрительного анализатора, выражающееся в отклонении зрительной оси одного или обоих глаз от совместной точки фиксации.

Амблиопия (от др. -греч. amblys – тупой; др. -греч. ops, opos глаз) характеризуется снижением остроты зрения при отсутствии органических поражений системы глаза, но вследствие функциональных расстройств зрительного анализатора.

Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности. При всех глазных патологиях чаще всего поражается как раз острота зрительных ощущений, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких деталей, нарушается восприятие формы и величины предметов, их расположения в пространстве.

По словам Л. И. Плаксиной, первичный дефект зрения опосредует появление иерархического комплекса вторичных отклонений, начиная от недоразвития отдельных функций и кончая сложными личностными образованиями. Нарушения зрения обуславливают расстройства внимания, т. к. зрительный анализатор длительное время находится в напряжении, для получения необходимой информации из окружающей среды, что приводит к утомлению.

Нарушение деятельности зрительного анализатора сказывается на речевом развитии детей. Доказано, что у детей с нарушением зрения наблюдаются системные нарушения речи. Эта закономерность обусловлена ограниченностью сенсорного и практического опыта детей. Чем выше чувственный опыт детей с нарушениями зрения, тем богаче словарный и смысловой состав их речи. Недостаточность информации об окружающем мире снижает познавательный интерес ребенка, из-за чего происходит нарушение в его эмоционально-поведенческом отношении к различным сферам деятельности.

Наиболее зависимыми от анализаторной системы оказываются восприятие и представления. В исследованиях А. И. Зотова, А. И. Каплан, А. Г. Литвака, В. А. Феоктистовой доказано наличие связи между их развитием и проявлениями.

Нарушение зрения, обуславливая несовершенство этапов восприятия, затрудняет выделение информативных признаков, замедляет процессы формирования образов. Ухудшение различимости одного или нескольких признаков объектов задерживает их синтез, требующийся для опознания. У детей наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов, а именно замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения. Также в ряде исследований доказано, что дошкольники с нарушениями зрения тратят на восприятие сюжетной картины времени больше (в 2-3 раза, воспринимая при этом объектов на картине меньше, чем их нормально видящие сверстники. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке.

Формирование представлений у детей с недостатками зрения, по мнению А. Г. Литвака, Л. И. Солнцевой, И. В. Югановой, проходит те же фазы и развивается по тем же закономерностям, что и у детей с сохранным зрением. Но нарушение зрения оказывает существенное влияние на динамику формирования представлений, затрудняя межфазовые переходы от нерасчлененного, схематичного, недостаточно осмысленного к более полному, обобщенному, адекватному образу.

А. Г. Литвак отмечает такие особенности представлений лиц с дефектами зрения, как фрагментарность, низкий уровень обобщенности, схематизм, вербализм. Фрагментарность представлений отчетливо проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объектов. Схематизм, так же как фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Выпадение большого числа зачастую наиболее значимых свойств объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт препятствуют образованию обобщенных представлений. Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Вербализм представлений хорошо иллюстрируется широким использованием слепыми и слабовидящими описаний объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки.

Нарушения зрительного восприятия и ограниченность наглядно-действенного опыта проявляются в трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднении при классификации предметов. Операции анализа, сравнения, обобщения формируются в разной степени и в большинстве случаев свидетельствуют об отставании в развитии мышления.

Таким образом, наличие зрительной недостаточности оказывается неблагоприятным фактором в психическом развитии ребенка, что находит отражение в обедненном сенсорном опыте, своеобразии формирования психических процессов, среди которых наиболее зависимыми оказываются восприятие и представления.

Источник

Зрительный анализатор занимает важное место в процессе получения человеком информации от внешнего мира: через зрительную систему человек получает более 80 % информации о внешнем мире. В филогенезе и в онтогенезе в норме складывается преимущественно зрительный тип восприятия. Зрительное восприятие характеризуется одновременным наличием двух свойств: оно является одновременно симультанным и дистантным.

Симультанность восприятия – это способность воспринимать несколько объектов одновременно с большей или меньшей четкостью, то есть видеть определенную часть пространства перед собой. Дистантность (дистальность) – это способность воспринимать окружающий мир и предметы в нем без непосредственного контакта с этими предметами. Человек с помощью зрения может воспринимать не только те предметы, к которым он может прикоснуться, но также и то, к чему он прикоснуться не может в данный момент или не может вообще. Так, мы можем видеть высоко летящие самолет и птицу, птицу на вершине дерева, стог сена вдалеке и т.д. Никакой другой орган чувств не обладает одновременно симультанностью и дистантностью, что обеспечивает человеку относительную свободу в восприятии окружающего мира.

Зрительная стимуляция, которая поступает в головной мозг ребенка с самого рождения, оказывает существенное влияние на созревание различных отделов коры, то есть участвует в стимуляции созревания разных отделов головного мозга. Многочисленные экспериментальные исследования показали, что выключение или ограничение предметного зрения в первые месяцы жизни приводит к стойким, необратимым изменениям на всем зрительном пути, включая зрительные центры коры головного мозга. Особенно велика чувствительность зрительной системы к ограничению зрительной стимуляции в первые недели и месяцы жизни.

Зрительная депривация (или полное отсутствие зрения) уже в первые месяцы жизни ребенка создают ситуацию «информационного вакуума» [1; 2]. Ребенку с серьезными нарушениями зрения не хватает зрительной информации, и это сказывается на развитии у него движений: у детей запаздывает появление основных движений, а вместо них наблюдаются стереотипные движения для стимуляции мозговой деятельности. Зрительный информационный поток играет положительную роль в формировании познавательного интереса к окружающему, без такой поддержки поведение регулируется в основном на эмоциональном уровне. Зрение – это интегрирующий фактор в раннем развитии ребенка: оно играет связующую роль между предметами и движениями человека, а разделенное зрительное внимание создает базу для социального взаимодействия ребенка и взрослого.

Зрительное восприятие – продукт слаженной работы различных звеньев зрительной системы и других систем организма, связанных со зрением; процесс создания целостных зрительных образов предметов и явлений.

Зрительная система – совокупность защитных, оптических, рецепторных и нервных структур, которая воспринимает и анализирует световые раздражители. С физической точки зрения свет – это электромагнитное излучение с различными длинами волн. Способность видеть объекты связана с отражением света от поверхности. Главные характеристики светового стимула – его частота и интенсивность. Частота определяет окраску света, а интенсивность – его яркость. Процесс построения зрительных образов включает несколько звеньев: он начинается с проекции изображения на сетчатую оболочку глаза, затем происходит возбуждение фоторецепторов, передача и преобразование зрительной информации в нейронных слоях зрительной системы. Процесс завершается принятием высшими корковыми отделами зрительной системы «решения» о зрительном образе.

К характеристикам зрения относятся острота зрения и поле зрения.

Острота зрения – максимальная способность различать отдельные детали объектов. Она определяется по наименьшему расстоянию между двумя точками, которые различает глаз, то есть видит их отдельно, а не слитно. Нормальный глаз различает две точки, расстояние между которыми составляет 1 угловую минуту. Максимальную остроту зрения имеет центр сетчатки – желтое пятно, а к периферии от него острота зрения намного меньше. Острота зрения измеряется при помощи специальных таблиц, которые состоят из нескольких рядов букв, рисунков или незамкнутых окружностей разной величины.

Поле зрения – область пространства, видимая глазом при фиксации взгляда в одной точке, без движений глаз и/или головы. Поля зрения обоих глаз у человека частично совпадают. Границы поля зрения составляют 180 градусов по горизонтали и 110 градусов по вертикали. При изменении положения глаз и/или головы поля зрения смещаются, и один и тот же объект попадает в разные участки поля зрения.

Зрительный анализатор состоит из трех основных частей: периферический отдел – сетчатка глаза, проводниковый отдел – система подкорковых мозговых образований и центральный отдел – участок коры головного мозга в затылочной части.

К периферическому отделу относится сетчатка глаза, которая расположена на задней части глазного яблока. Глазное яблоко имеет шарообразную форму, что облегчает его повороты для наведения на рассматриваемый объект и обеспечивает хорошую фокусировку изображения на всей сетчатке (светочувствительной оболочке глаза). Свет попадает на сетчатку глаза через оптические и преломляющие среды, к которым относятся склера, конъюнктива, роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело.

Зрачок – это отверстие в центре радужной оболочки, через которое свет проходит в глаз. Он повышает четкость изображения на сетчатке глаза. Расширение или сужение зрачка регулирует поток света, попадающий в глаз. Хрусталик – двояковыпуклая линза – способен изменять свою кривизну, что позволяет проецировать луч света точно на сетчатку глаза. Изменение кривизны хрусталика называется аккомодацией. Определенная кривизна и показатель преломления роговицы и хрусталика определяют преломление световых лучей внутри глаза. Функция аккомодации хрусталика – проекция изображения точно на сетчатку. Внутри глаза, поза­ди хрусталика, находится стекловидное тело. Если расстояние между хрусталиком и сетчаткой больше, чем фокусное расстояние хрусталика, то возникает близорукость (миопия). Если сетчатка расположена слишком близко к хрусталику и фокусировка хороша только при рассмат­ривании далеко расположенных предметов, возникает дальнозоркость (гиперметропия). Близорукость и дальнозоркость корректируются очками с вогнутыми и выпуклыми линзами соответственно. Изменение лучепрелом­ления в различных диаметрах роговицы называется астигматизмом, который являетсярезуль­татом неравномерной кривизны роговицы. Оптическая система глаз фокусирует изображение на рецепторной поверхности сетчат­ки. Диоптрический аппарат глаза передает на сетчатку резко уменьшенное изображение предметов.

В создании зрительного образа принимают участие два глаза, что обеспечивает бинокулярное зрение, которое необходимо для восприятия глубины и удаленности предмета. При взгляде на предмет у человека с нормальным зрением не возникает ощущения двух предметов, хотя и имеется два изображения на двух сетчатках. Изображение каждой точки пространства попадает на так называемые корреспондирующие участки двух сетчаток, и в восприятии человека два изображения сливаются в одно.

Оптическая система обеспечивает фокусировку изображения на рецепторной поверхности сетчатки. На сетчатке получается изображение, резко уменьшенное и перевернутое вверх ногами и справа налево. Сетчатка – это высокоорганизованная слоистая структура, которая включает различные виды рецепторов и нейроны. Всего в сетчатке представлено 10 слоев рецепторов и нейронов, среди которых есть фоторецепторы (палочки и колбочки), всего около 130 миллионов фоторецепторов. Сетчатка столь сложно организована, что ее образно называют частью мозга, вынесенной на периферию. С фоторецепторами связаны несколько слоев нейронов, которые формируют поток нервных волокон, идущий к подкорковым областям головного мозга.

Длинные аксоны данных нейронов образуют зрительный нерв. Из каждого глаза выходят зрительные нервы, которые перекрещиваются в области основания черепа, где более половины волокон переходят на противоположную сторону. Остальные волокна вместе с перекрещенными аксонами зрительного нерва (2-я пара черепных нервов) образуют зрительный тракт. Нервные волокна зрительного тракта подходят к разным подкорковым образованиям: ядрам верхних бугров четверохолмия в среднем мозге, ядрам наружного коленчатого тела в таламусе, к ядрам глазодвигательных нервов. Из подкорковых структур нервные волокна попадают в первичную зрительную кору, которая является корковым концом зрительного анализатора, где происходит первичный анализ зрительной информации. Нервные клетки первичной зрительной коры связаны с клетками вторичной зрительной коры, которая отвечает за синтез зрительных ощущений и построение целостных зрительных образов. Таким образом, благодаря слаженной работе всех звеньев зрительной системы у человека возникают зрительные образы.

Для успешной работы системы распознавания образов очень важны движения глаз. Глаз человека приводится в движение шестью наружными мышцами, прикрепленных к глазному яблоку, которые иннервируются черепными нервами (глазодвигательный, боковой и отводящий нервы). Движения глаз совершаются одновременно и содружественно. Рассматривая близкие предметы, необходимо сводить (конвергенция), а рассматривая далекие предметы – разводить зрительные оси обоих глаз (дивергенция). Относительно координат головы глаза двигаются горизонтально, вертикально и вокруг своей оси. Движения глаз тесно связаны с регуляцией со стороны вестибулярного аппарата. При взгляде на любой предмет глаза двигаются от одной точки фиксации к другой быстрыми скачками, эти движения называются саккадическими. Медленные движения осуществляются при слежении за движущимися объектами – это так называемые следящие движения.

Нарушения зрительных функций при поражении различных звеньев зрительной системы. Зрительная система может поражаться различными вредоносными факторами: воспалительным пароцессом, опухолями, сосудистыми нарушениями, травмами, кровоизлиянием. Специфическими для зрительной системы являются помутнение роговицы и хрусталика, пигментная дегенерация сетчатки, отслойка сетчатки, спазмы или слабость глазодвигательных мышц. При поражении на разных уровнях зрительной системы возникают различные нарушения зрительных функций, представленные в таблице.

Таблица 8.1 – Нарушения зрительных функций

Уровни поражения зрительной системы Симптомы (функциональные отклонения)
Прозрачные и преломляющие среды: роговица, хрусталик, стекловидное тело Близорукость, дальнозоркость, астигматизм, искажение изображения на сетчатке, нарушение аккомодации и конвергенции
Сетчатка Снижение зрительной чувствительности, остроты зрения, увеличение световых порогов, нарушение полей зрения, зрительные скотомы в местах поражения, нарушения цветового зрения
Зрительный нерв, хиазма, зрительный тракт Повышение порогов чувствительности, удлинение времени адаптации, нарушения полей зрения (сужение или выпадение полей зрения: зрительные скотомы, гемианопсии)
Зрительная кора Снижение остроты зрения, центральная слепота, нарушение глубины расположения объекта, уменьшение его размеров, искажение контуров объекта
Мышцы, осуществляющие движения глазного яблока Нистагм, косоглазие



Источник

По
скорости и полноте восприятия, глаз превосходит все органы чувств
человека. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих
предметов, процессов и явлений действительности. Зрительная информация
составляет около 90% информации, поступающей в кору больших полушарий
мозга через все остальные органы чувств человека.

С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие
предметный мир — форма, величинные отношения, цвет, разнообразие
цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные
отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление,
воспринимается перспектива.
Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно
всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами
чувствительности. В отличие от других сенсорных систем, зрительный
анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом.

С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием,
слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате
образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной
основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в
пространстве.

Согласно литературным данным, уже в первые дни жизни у ребенка
отмечаются содружественные реакции на свет. На втором месяце образуются
зрительно-двигательные связи, возникают установочные движения глаз, хотя
ребенок еще не умеет управлять своим взором и фиксировать внимание на
окружающих предметах.

В 2-3,5 месяца в ответ на звуковой раздражитель возникают зрачковые
реакции, свидетельствующие об образовании зрительно-слуховых связей.
В дальнейшем постепенно формируется зрительно-пространственный анализ,
связанный с движением рук и развитием зрительного внимания. Ребенок
хватает окружающие предметы, игрушки, расположенные в разных
направлениях пространства в пределах зрительного поля.

Развитие зрительно-двигательных связей способствует формированию
предметных представлений. При этом отмечается, что ранее других
развиваются прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в
горизонтальном направлении. Это сочетается с движением рук и всего
тела. Несколько позднее (в 7,5-8 месяцев) у детей формируются
прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в
вертикальном направлении (М.Б. Эйдинова). Образование
зрительно-двигательных систем связей позволяет ребенку ориентироваться в
пространственном поле.

Одновременно со зрительным обозрением объектов ребенок манипулирует руками, схватывая предметы и перемещая их в пространстве.
С участием и под контролем зрения ребенок ориентируется в пространстве,
особенно когда он научился ходить. При передвижении в пространстве
новизна зрительных, слуховых и других впечатлений расширяет сферу
зрительного обозрения окружающего мира. Это способствует развитию
зрительных представлений, зрительного внимания, зрительно-двигательной
памяти. Формирование с участием зрения чувственного познавательного
опыта ребенка базируется на образовании сложных системных
зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей,
являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм
познавательной деятельности.

Образовавшиеся многообразные системы нервных связей изменяются под
влиянием любых внешних воздействий: звуков, запахов, механических
раздражений, словесных сигналов и пр. Динамические системы связей
обеспечивают чувственную основу формирования многообразных синтетических
образов, отражающих в мозгу ребенка предметы и явления
действительности.

Зрительные образы по мере накопления чувственного, а позднее
словесно-логического опыта становятся как бы сплавом разнообразных
психических функций, которые постоянно изменяются и перестраиваются под
влиянием внешних условий.

Зрение играет огромную роль в формировании предметного значения слов и
употребляемых в речи грамматических категорий, а также в развитии
образного мышления. Обогащение зрительными образами конкретного
содержания речи способствует образованию правильного соотношения между
непосредственно чувственным и словесно-логическим познанием в ходе
психического развития ребенка в норме и патологии.

Зрение играет огромную роль и в трудовой деятельности человека,
обеспечивая при этом саморегулирование и самоконтроль движений. Особенно
велико значение зрения в процессе учебы: при чтении, письме,
изобразительной деятельности, восприятии произведений искусства, при
выполнении лабораторных и практических работ, связанных с визуальным
наблюдением и измерительными действиями. Деятельность зрительных функций
лежит в основе формирования эстетических чувств, восприятия явлений
природы, живописи, архитектуры.

Поскольку зрение имеет столь сложные и многообразные связи с другими
функциями и играет такую важную роль в развитии и жизнедеятельности
ребенка, его нарушение ведет к появлению вторичных отклонений в
психическом и физическом развитии. Прежде всего страдают функции, тесно
связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений
действительности, ориентация в пространстве, формирование представлений и
измерительных действий. При нарушении зрения отмечаются недостатки в
формировании двигательных функций: скорости, точности, координации
движений и др.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов или явлений
действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в
совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании
возникает образ объекта. Поскольку воздействующие на человека объекты
обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения
различных модальностей.

Нарушение функций зрения приводит к сокращению и ослаблению зрительных
ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному их выпадению у
тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т.е. на первой ступени
чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его
этапе — восприятии.

Т. Б. Епифанцева

Источник