Роль закаливания в физическом развитии ребенка
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
1.Значение закаливания для укрепления здоровья ребенка.
Ребенок конца ХХ века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливание отрицательных эмоций без физической зарядки, перееданием и гиподинамией.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей;
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение.
Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к условиям холода, жары, солнечной радиации, особенно при их резком колебании; важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды.
Закаливанию корифеи нашей отечественной педиатрии (Н.Ф. Филатов, А.А. Кисель А.А. Колтыпин, Р.О. Лунц, М.С. Маслов, В.Н. Молчанов, Г.Н. Сперанский и др.) придавали исключительно большое значение.
В организме все жизненные процессы сопровождаются образованием тепла. Выработка тепла и его отдача во внешнюю среду для нормального теплового состояния организма должны быть уравновешены.
На интенсивность теплоотдачи влияют метеорологические условия (температура, влажность воздуха, сила ветра), а также одежда.
Цель закаливания состоит в том, чтобы приучить организм ребенка давать быструю четкую реакцию на изменение метеорологических раздражителей.
Наибольший удельный вес заболеваемости детей дошкольного возраста составляют болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, грипп. В учреждениях, где закаливающие процедуры проводятся комплексно в течение всего года, дети меньше подвержены этим заболеваниям.
Таким образом, в результате систематического воздействия закаливающих процедур увеличивается скорость ответных реакций:
- сужение или расширение кожных капилляров,
- совершенствуется безусловные рефлексы,
- повышается тонус скелетных мышц,
- вырабатывается общая реакция организма подобно тому, как при специфической профилактике появляется иммунитет к тому или иному инфекционному заболеванию.
Виды закаливания.
Закаливание воздухом. Воздух является самым привычным, постоянно окружающим нас фактором внешний среды. Физические свойства и химический состав воздуха, его ионизация, бактериальная загрязненность оказывают глубокое воздействие на организм. Самый благоприятный микроклимат для детей 3 – 7 лет, когда температура воздуха достигает 18-20, для детей раннего возраста – 20 – 22, относительная влажность – 40 – 60%, движение воздуха – не больше 0,2 м/сек.
Закаливание воздухам во время сна. После того как все дети легли, открывают окно или несколько фрамуг с одной стороны комнаты, чтобы не создавать сквозного движения воздуха. За 10 – 15 минут до подъема детей окно или фрамуги закрывают, и воздух в помещении довольно быстро нагревается до 16 – 18 С.
Закаливание водой.
Водные процедуры легко дозировать, в этом их большое преимущество перед другими средствами закаливания. Холодная вода является резким раздражителем, вызывающим быструю реакцию терморегуляционного аппарата. Воздействие воды на организм осуществляется в трех фазах. В первую фазу происходит резкое сужение капилляров с последующим побледнением кожи, во вторую – расширение кожных сосудов, при этом усиливается приток крови к кожи, она розовеет, усиливается выработка тепла в организме. Сжатие кровеносных сосудов и последующее их расширение тренируют терморегуляционные механизмы, всякие перепады температуры воздуха и воды вызывают быструю четкую защитную реакцию организма, охлаждение не наступает. Длительное охлаждение водой может вызывать третью фазу – вторичный спазм сосудов, кожа становится бледной с синюшным оттенком, синеют губы, появляется озноб. На почве охлаждения у детей могут возникать заболевания.
Закаливание солнечными лучами.
В солнечном спектре три вида лучей: видимые или световые, инфракрасные и ультрафиолетовые.
Инфракрасные лучи обладают главным образом тепловым эффектом. Они глубоко проникают в ткани человека, способствуют расширению кровеносных сосудов, учащению ритма сердечных сокращений и дыхания.
Сильное воздействие на организм оказывают ультрафиолетовые лучи солнца, их биологическое действие изучено довольно широко. Под влиянием ультрафиолетового облучения стимулируется обмен веществ, активизируется фосфорно-кальциевый обмен, необходимый для процессов формирования костного скелета у ребенка.
Длительный недостаток ультрафиолетовых лучей влечет за собой рост заболевание рахитом, гриппом, тонзиллитом, катарами верхних дыхательных путей, кариесом зубов и др.
2.Принципы _ закаливания.
В основе закаливания лежит процесс образования условных рефлексов, благодаря которым и достигается наиболее совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Закаленный человек способен легче переносить любые отрицательные воздействия окружающей среды. Известно, что закаливание создает возможность сохранять и укреплять здоровье и работоспособность.
И.П. Павлов считал, что вся деятельность организма – это бесконечное приспособление к окружающим условиям.
Закаливание лучше начинать с самого раннего возраста. Вот почему оно является непременной составной частью работы детского дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей. При проведении закаливания необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности терморегуляции организма ребенка.
При проведении закаливания необходимо соблюдать:
- Осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров.
- Постепенность, которая осуществляется путем изменения условий, продолжительности отдельных закаливающих процедур и их дозировки.
- Систематичность и непрерывность. Длительные перерывы в проведении закаливания ведут к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов.
- Учитывать возраст, состояние здоровья и индивидуальную реактивность ребенка. Для закаливания здоровых детей можно применять воду более низкой температуры, а для детей ослабленных, с повышенной нервной возбудимостью необходим более осторожный подход.
- Разнообразие, комплексность средств закаливания. Длительное применение в целях закаливания какого-либо одного раздражителя повышает сопротивляемость только к данному раздражителю. Поэтому рекомендуется использовать разнообразные средства. Весьма полезно сочетание воздействий воды, воздуха и солнца и гимнастикой.
Закаливание следует начинать с местных закаливающих процедур с постепенным переходом к общим, причем сила закаливающих факторов увеличивается постепенно. Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от эмоционального тонуса ребенка.
Гигиенические требования.
Схема проведения воздушных ванн в помещении
Возраст ребенка (в годах) | Продолжительность ванны, мин. | Температура воздуха в помещении | Предельная температура воздуха, допускающая сон на воздухе |
До 1 года 1-2 2-3 3-4 4-5 5-7 | 1-5 3-5 4-6 5 10 15 | — 22-20 — 19-16 18-15 18-14 | -10 -15 -15 — — — |
Температура воды для влажных обтираний
Возраст детей (в годах) | Начальная | Предельная | ||
Зимой | Летом | Зимой | Летом | |
До 1 года 1-3 3-5 5-7 | 36 34 34 32 | 35 33 32 30 | 30 28 26 24 | 28 25 24 22-20 |
Температура воды для обливания ног
Возраст (в годах) | Начальная | Предельная | ||
Зимой | Летом | Зимой | Летом | |
1-3 3-7 | 36 33 | 35-33 32 | 24 28 | 22 16 |
Схема проведения свето – воздушных ванн
Возраст | Минимальная температура воздуха В тени | Время проведения ванн (мин) | Температура воды для обливания после ванн | ||
Первая | Последняя | Первая | Последняя | ||
3-6 месяцев 6-12 месяцев 1-2 года 2-4 года | 25-23 23-22 22-20 20-28 | 2 3 5 5 | 15 30 45 60 | 36 36 36 36 | 30 28 26 22 |
3.Организация закаливания в детском саду.
Организация закаливающих процедур в детском саду требует от дошкольных работников четкого выполнения правил.
- В режиме дня каждой возрастной группы для проведения закаливающих процедур должно быть отведено определенное время.
- В начале учебного года на первом педагогическом совещании должен быть обсужден вопрос о проведении закаливающих процедур во всех деталях.
- Закаливающие процедуры назначаются врачом при участии заведующей детским учреждением с учетом состояния здоровья и физического развития ребенка, его индивидуальных особенностей, условий жизни дома.
- Закаливание проводится в течение всего года с учетом климата, сезона и погоды.
Средствами закаливания являются воздух, вода и солнце. Закаливающие процедуры делятся на общие и местные. При местных процедурах воздействию воды и воздуха подвергается часть тела.
На основе рефлекторной деятельности организма ответные реакции являются общими, а не местными. Так, после обливания стоп холодной водой изменяется температура кожи не только на стопе, но и на лбу и носу, изменяется также тонус кожных сосудов предплечья, частота пульса, объем легочной вентиляции, кровяное давление.
4. Учет индивидуальных особенностей и состояния ребенка при закаливании.
Вся работа по закаливанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить сводную ведомость, которая поможет воспитателям и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии здоровья всей группы и каждого ребенка в отдельности.
Следует помнить:
- Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства).
- Тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.
- Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
- Комплексное использование всех природных факторов.
- В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.
5.Организация закаливающих процедур в конкретном образовательном дошкольном учреждении.
Методические рекомендации воспитателям старшей группы сада № 131 (ЗПР)
- Обязательно соблюдать постепенности и систематичности.
- Строго индивидуальный подход.
- Необходим постоянный контроль врача за состоянием здоровья детей.
- Сочетать закаливание с другими формами физической культуры; с разнообразными гимнастическими упражнениями, играми, развлечениями.
- При освещении использовать цветовые гаммы в различных сочетаниях.
- Все виды закаливания проводить не ранее чем через 30 – 40 минут после приема пищи.
В данном детском саду в настоящее время вся оздоровительная работа строится на основе анамнеза развития ребенка и индивидуального компьютерного прогнозирования его заболеваемости.
Особое внимание уделяется закаливающим процедурам, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка не только в течение месяца, но и в течение года, а также всего периода пребывания детей в детском саду.
Рекомендации по проведению закаливающих процедур дает врач, отмечая их в «Журнале здоровья», индивидуальном для каждой возрастной группы в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья и физическим развитием детей.
Чтобы правильно проводить работу по закаливанию организма ребенка, необходимо осуществлять контроль за проведением закаливающих процедур.
Основные показатели: общее хорошее состояния ребенка, сон, аппетит, двигательная активность, нарастание основных антропометрических показателей. Одним из объективных показателей является также снижение заболеваемости катарами верхних дыхательных путей, бронхитом, тонзиллитом.
Список литературы:
- Развитие движение ребенка – дошкольника. Из опыта работы. Под ред. М.И.Фонарева. М., «Просвещение», 1975
- Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999. – 88 с.
- Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛОДОС, 1999. – 144 с.
- Аршавский И.А. ваш малыш может не болеть. – М.: Советский спорт, 1990. – 30с., ил. – (Физкультура для здоровья).
Источник
Консультация для педагогов в I младшей группе
на тему:
«Закаливание и его роль в физическом развитии детей»
Закаливание – существенный раздел оздоровительной работы в ДОУ. В процессе закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, к изменениям температуры, погодных условий. Это достигается тренировкой сосудов поверхности тела, нервных окончаний воздействием разнообразных физических средств, природных факторов.
В дошкольном учреждении закаливание детей является неотъемлемым компонентом всей воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. Его осуществляет воспитатель с помощью няни и под контролем медицинского работника. При организации закаливания детей, которое лучше всего начинать в теплое время года, детей разбивают на группы:
I группа — здоровые дети
II группа – здоровые, но с небольшими функциональными отклонениями
III группа – дети, имеющие хронические заболевания.
По мере закаливания, но не менее чем через два месяца, детей можно перевести из одной группы в другую (из более слабой в более сильную). Основанием для перевода будут являться следующие факторы:
1)отсутствие острых заболеваний
2)положительная эмоциональная реакция на процедуру
Для правильного закаливания воспитателю необходимо овладеть методикой проведения различных процедур. В этом ему поможет медицинский работник.
Существуют следующие виды закаливания.
1.Воздушные ванны.
Воздушные ванны лучше всего проводить дважды в день – утром и вечером при температуре 20C, постепенно снижая её до 18С, а для крепких детей до 15С. Продолжительность процедур увеличивается с 5 минут до 40-60 минут. На время процедуры на ребенка надевают легкие трусики и дают возможность самостоятельно играть, бегать. Легковозбудимые дети могут принимать воздушные ванны перед сном, без физической нагрузки и не более 10 минут. Сон малыша после этого будет спокойнее и крепче.
2.Солнечные ванны.
Солнечные ванны следует вводить постепенно и с большой осторожностью. Принимают их один раз в день, не ранее чем через час после завтрака. Самое лучшее время для процедуры с 9 до 11 часов утра. Первая ванна продолжается 2 минуты: 1 минуту – лежа на спине, 1 минуту – лежа на животе. Через день-два время процедуры увеличивают еще на 2 минуты, постепенно доводя процедуру до 20 минут. По окончанию процедуры ребенка уводят в тень для отдыха, ставят под душ или обливают водой t 28-30C.
3.Умывание.
Умывание – самый доступный в быту вид закаливания. Детям в возрасте полутора лет рекомендуется обмывать помимо лица, рук (руки моются до локтей) и шеи, верхнюю часть грудной клетки. Для начала температура должна быть 30-32С, далее требуется постепенно снижать ее до комнатной температуры, а затем использовать воду из-под крана (но не ниже 18С). После этого малыша растирают махровым полотенцем до легкого покраснения.
4.Обтирание.
Обтирание лучше проводить после ночного сна. Для обтирания сначала используют теплую воду (30С), температуру которой снижают на один градус каждые 5-7 дней и доводят до 25С. Обтирать ребенка следует рукавичкой из махровой ткани. Делать это нужно быстро, чтобы ребенок не замерз. Далее протереть сухим полотенцем.
5.Мытье ног.
По элементарным правилам гигиены, перед тем как лечь спать, ребенок должен помыть ноги. Но простое мытье ног может стать и закаливающей процедурой. Для начала используется вода t28C. Каждые 10 дней температуру снижают на 1-2 градуса, доводя до 18С.
6.Обливание.
Обливание можно проводить из емкости и из душа. Обливать ребенка можно с годовалого возраста, а применять душ следует не ранее, чем с полутора лет. Если эти процедуры проводятся в холодное время, ребенка приучают к ним постепенно. Летом их лучше проводить на воздухе, при температуре в тени не ниже 18С. Зимой обливание проводят утром, после ночного сна, температура воды должна составлять 36С. Каждые два дня температуру понижают на 1С и доводят до 26-28С. Вода при этом должна литься с высоты 20 см. Сначала малышу обливают спину, грудь, потом живот, руки, после чего малыша растирают махровым полотенцем.
7.Хождение босиком.
Хождение босиком – это один из древнейших приемов закаливания. Он ценен тем, что во время хождения тренируются мышцы стопы, а это предохраняет ребенка от плоскостопия. Начинать хождение босиком нужно в комнате. В первый раз достаточно одной минуты. Затем каждые 5-7 дней время увеличивают на 1 минуту, доводя его до 8-10 минут.
Следует сказать, что деление закаливающих процедур в какой-то мере условно, т.к. проведение одной процедуры происходит в большей или в меньшей степени воздействия другого фактора. Наилучший эффект дает комплексное закаливание. Например: обливание и обтирание всегда связаны с воздействием воздуха, т.к. дети некоторое время находятся в комнате раздетыми (частично или полностью). Поэтому важно учитывать при проведении процедуры температурный режим не только воды, но и воздуха. Только в этом случае процедуры пойдут на пользу. Закаливание воздухом не требует дополнительных затрат по времени и использование дополнительных приспособлений. Оно осуществляется во время пребывания детей в группе или на прогулке. Важно лишь, чтобы их одежда соответствовала гигиеническим требованиям и условиям погоды. Не приемлема для повседневной носки в помещении одежда из синтетических тканей, она плохо проводит тепло, воздух, не впитывает влагу, что создает дискомфортные условия, нарушает отдачу тепла и может привести к заболеванию.
Воздушные процедуры происходят во время сна в спальной комнате, если в ней поддерживается необходимая температура. Когда дети спят в помещении, то в комнате с одной стороны должны быть открыты фрамуги, но только так, чтобы близко лежащие дети не подвергались охлаждению.
Одним из эффективных средств закаливания являются ежедневные прогулки в любую погоду. Принятие солнечных ванн тоже не требует проведения специальных требований, оно происходит во время прогулок в теплое время года. Вначале дети играют на участке в полосе светотени, а затем, привыкая, они могут находиться и под прямыми лучами солнца. Время пребывания 5-6 минут доводится до 10 минут одномоментного пребывания и до 40-50 минут в течение дня. Также постепенно открывают участки тела детей – сначала они остаются в трусах и майке, а затем только в одних трусах. Не стоит забывать о панаме, но когда ребенок находится в тени панаму лучше снять, чтобы кожа головы не потела.
Что касается водных процедур – в детском саду чаще всего используется обливание ног. Обливание ног ребенка можно производить только тогда, когда у него теплые ноги. Если ноги холодные их нужно растереть, согревая их или согреть теплым обливанием. Температура воздуха в помещении, где проводят процедуру, должна быть не ниже 20С. Длительность обливания 15-20 сек, производится оно ковшиком, количеством ½ — 1/3 литра. В холодное время года обливание проводят после дневного сна, а в теплое после прогулки, когда его можно сочетать с проведением гигиенического мытья ног.
Влажные обтирания до пояса проводят чаще всего для закаливания ослабленных детей или используют в качестве подготовительного этапа.
Общее обливание лучше всего проводить в теплое время года после предварительной подготовки. В осенне-зимний период обливания проводят только при наличии хороших бытовых и гигиенических условий. Температура воздуха должна быть не ниже 23С.
Организм ребенка особенно чувствителен к тепловому дискомфорту. Дети одинаково легко переохлаждаются и перегреваются. И то, и другое ведет к нарушению теплового баланса и, следовательно, к заболеванию.
В итоге можно сказать, что закаливание ребенка, особенно если его начинать с раннего возраста, способствует оздоровлению и поддержанию организма ребенка в целом здоровым.
Разнообразные закаливающие средства способствуют тренировке нервно-рефлекторных сосудистых реакций, в большей мере определяющих общее физиологическое состояние организма.
Источник