Роль загадок в развития мышления ребенка
Назарова Мария Олеговна
Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок
Статья «Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок»
Автор: Назарова Мария Олеговна. ГБДОУ №36 Санкт-Петербург
Описание: Данная статья будет полезна педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям младших классов.
Загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса. Загадки разнообразны по своему содержанию. Часто они носят описательный характер, включающий главные качества предметов или действий.
В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т. п. Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение одной вещи с помощью ее похожести с другой (Сто один брат — все в один ряд связанные стоят. — Забор). Почти все загадки рифмованные. Это дает возможность их легче запоминать. Некоторые из них юмористические. Ими можно развеселить друзей и родителей. В таких головоломках серьезные вещи подменяются веселыми, шутливыми (Были два брата и оба Кандрата, через дорожку живут и друг друга не видят. — Глаза). Загадки помогают нам задуматься над определенным предметом или явлением, так как чтобы найти отгадку, иногда надо хорошо подумать. Они также развивают любознательность, наблюдательность, внимание и сообразительность. Тем не менее не каждый сможет правильно загадать загадку. Для этого нужна специальная интонация. Некоторые головоломки лучше загадывать потихоньку, чтобы сохранить таинственность. Другие — громко и звонко. Тот, кто умеет это делать, всегда будет в центре внимания.
Загадки помогают научить наших детей простым жизненным истинам, познакомить их с окружающими предметами, вещами, и миром в целом. По крайней мере, разгадывание загадок в несколько раз интереснее для каждого ребенка, нежели просто чтение учебника, или слушанье занудных и мудреных советов взрослых людей. Детский интерес не знает границ, поэтому коротенькие вопросы, которые могу звучать на самую любимую тематику, обязательно вызывают неподдельный интерес со стороны ребенка. Касаемо момента разгадывания, то малышу интересно не только проявить свои способности, и доказать свой ум, но и понять, на что он способен без посторонней помощи.
Загадка может быть изложена в стихах или прозе. Содержать явный или скрытый вопрос. Знакомить ребенка с загадками нужно в младшем дошкольном возрасте. Тогда, когда у ребенка уже достаточно развита речь, он живо интересуется окружающим миром, открыт к общению с людьми. Загадки можно загадывать во время творческих занятий с ребенком. Например, к занятию по поделкам из природного материала, или экспериментирование подберите интересные загадки на тему природы.
С помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышление детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, чтобы отгадать загадку ребенку нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Помимо этого с помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству.
Кроме развития мышления детей загадка играет важную роль в развитии речи детей. Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Необходимо использовать загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, применять их во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.
Можно выделить следующие группы загадок:
1. загадки-описания, в которых производятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действий;
2. загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту:
3. загадки, в которых описание дается через отрицание;
4. загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;
5. загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет (загадки построенные с использование сравнений, метафор);
6. загадки-рифмовки;
7. загадки-обманки;
8. загадки на смекалку
9. Математические загадки и др.
Рассмотрим первую группу загадок. Использование таких загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания.
Загадывая детям загадки, повторяю их несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и выделяли признаки. После этого даю детям образец и план доказательства в соответствии со структурой загадки.
«Без рук, без ног
По окном стучится,
В избу просится». (Ветер.)
Вторая группа загадок — загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета. Загадки этой группы считаются наиболее простыми. Опыт работы показывает, что детям далеко не всегда дается выделить в тексте загадки фрагмент, емко и однозначно указывающий на знакомый объект.
Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину —
Хоть пиши картину. (Бобры.)
Первая строка указывает лишь на то, что речь идет об обитателях реки. И только в сочетании с третьей строкой формируется ключевой признак (отгадка) — существа, обитающие в реке и строящие плотины.
Рекордсмен среди зверей —
Всех о бегает быстрей.
Длинным рулит он хвостом,
Шубка в точечку на нем. (Гепард.)
Сложность загадок третьей группы, содержащих описание через отрицание, заключается, прежде всего, в их построении — перечисление признаков перемещается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект, это мешает детям сосредоточиться на описании самого предмета.
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц.
С копытами, да не лошадь.
Серый, длинноухий, с копытами (Осел.)
В данном примере указание на то, кем не является загаданный объект, не дает нам дополнительной информации. Но ряде загадок отрицающая часть более информативна, это дает возможность более полно использовать развивающий потенциал загадки.
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда наступят холода. (Шарф.)
Слова «галстук» и «воротник» в загадке указывают на то, что речь идет о предмете или детали одежды, которая носится на шее. Именно это и объединяет данные слова. Вторая строка подтверждает нашу отгадку, а из двух последних строк мы узнаем, что носят этот предмет только в холода.
Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит. (Петух)
Четвертая группа — загадки, в которых помимо описания предмета, существа или явления даются и другие подсказки.
Например, указываются буквы, которые есть в слове-отгадке.
Начинается на «о»
И кончается на «о».
Я хвораю, не гуляю,
Целый день гляжу в него. (Окно.)
Дополнительной подсказкой служит рифма — отгадка является последним словом текста загадки и рифмуется чаще всего с последним словом предпоследней строфы.
Я сегодня утром рано
Умывался из под … (Крана.)
Практика показывает, что такая подсказка чаще отвлекает детей от поиска элементов описания, от рассуждения. Они стараются услышать правильный ответ в тексте, что довольно сложно.
Пятая группа — загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет. Такие загадки строятся на основе метафор, гипербол, сравнений. Их достаточно трудно разгадать, выстраивая рассуждение. Дети часто не могут определить по какому именно признаку загаданный объект сравнивается с предметом или существом, «заменяющим» его в тексте загадки. Им также бывает непросто выбрать нужное значение многозначных слов.
«Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня» (Крапива).
Вкусны — оближешь пальчики! —
Оранжевые мячики. (Апельсины.)
Под крышей четыре ложки,
А на крыше суп да ложки. (Стол.)
Особенно непросто докопаться до истины при столкновении с загадкой, построенной на базе метафоры-парадокса, т. е. сочетания противоположных, несовместимых по смыслу признаков, понятий. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнивать предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное.
Всегда идут, не устают,
Идут не останавливаясь (Часы)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Хоть нем я и глух,
А станешь бить меня —
Закричу. (Колокол.)
Иногда рассказ о загаданном объекте в загадке умышленно направляет слушателя по ложному пути:
Что за зверь?
Зимой ест, а летом спит.
Тело теплое, а крови нет.
Сесть на него сядешь,
А с места не свезет.
Загадка требует узнать зверя, который спит летом, что для наших климатических условий нонсенс. Вдобавок у него не крови, и он не двигается с места. Уяснив это, нужно выстраивать новую линию рассуждения. Важнейшие признаки — теплое «тело», летняя «спячка» и необходимость «кормить» только зимой. Это печь.
Шестая группа — загадки-рифмовки. Отгадывать такие загадки несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок, но польза от таких словесных игр также огромная.
Апельсины и бананы очень любят … (Обезьяны);
У меня пропал носок, утащил его … (Щенок);
Летом, в болоте, вы ее найдете, зеленая квакушка. Кто это … (Лягушка);
На жарком солнышке подсох, и рвется из стручков… (Горох).
Следующая группа — загадки-обманки. Такие загадки также как и загадки-рифмовки рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательными, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.
Белым снегом все одето- значит наступает… лето (Зима);
Ночью каждое оконце слабо освещает…солнце (Луна);
Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …петух (Филин);
Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это. мишка (Белка)
У Ивана было 10 овец. Все кроме 9 сдохли. Сколько овец осталось? (Девять, потому что сдохла одна).
В следующую группу входят особые загадки, в решении которых не поможет богатый жизненный опыт и энциклопедические знания. Смекалка — это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Загадки на смекалку тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат детей мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления, развивают чувство юмора. В них всегда есть подвох, недоговоренность, многозначность.
У кого за носом пятка? (Обувь);
От чего плавает утка (От берега);
Шли муж с женой, брат с сестрой да муж с шурином. Сколько всего человек? (3 человека);
Сколько различных цифр надо использовать, чтобы написать число 100? (две: ноль и один);
Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца? (3 минуты);
Как 2 литра молока поместить в литровую банку? (Превратить его в творог)
9. Математические- решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:
Летела стая гусей, навстречу им один гусь. Здравствуйте,- говорит,- сто гусей!- Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, так бы нас было сто гусей? Сколько гусей летело? Ответ: (36 гусей т. к. если к 36 прибавить столько (36, полстолько 18, четверть столько 9, и еще одного 1 будет ровно 100).
Как разгадывать
Загадки начинают отгадывать тогда, когда освоен принцип их создания. Чтобы отгадать ответ, ребенку надо выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где он видел тот или иной предмет Лучшая помощь при этом – не подсказывать отгадку, а указать направление, в котором следует искать ответ. Если ребенок не может отгадать, не спешите сразу сообщать разгадку. Дайте ему время подумать, иначе интерес к загадкам быстро пропадет.
Свои загадки
Придумывайте с ребенком загадки сами. Составление своих загадок поможет вам понять их принцип, а заодно вы научитесь разбивать их на части для того, чтобы решить. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать. Придумывать загадки можно обо всем. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребенка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами.
Разгадывать загадки – очень увлекательное занятие. Поощряйте у детей интерес к загадкам! Ведь они учат думать и анализировать, расширяют знания о мире, пополняют словарный запас, прививают любовь к родному языку, к окружающему миру. Загадки прекрасно развивают мышление, логику, память. И делают это непринужденно, в игровой форме. Ведь искать разгадку так весело и интересно!
Загадка – это игра. Игра в узнавание, в отгадывание, в разоблачение того, что скрыто.
Загадывайте детям загадки!
Источник