Роль взрослых в развитии самосознания ребенка
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть приведены следующие положения: 1) удовлетворяют жизненные потребности ребенка; 2) служат для ребенка главным источником информации о нем самом и о других; 3) дают ребенку имя и приучают откликаться на него; 4) помогают ребенку осознать функции своего тела. Качества могут быть названы в иных, близких по смыслу формулировках. | |
Приведены четыре положения | |
Приведены два – три положения. | |
Приведено одно положение. ИЛИ Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
Ответ № 1
Родители помогает формированию самосознанию ребенка:
1) Главным источником информации о себе и других служат для ребенка взрослые.
2) … Взаимодействие ребенка со взрослыми ,которые… но и приручают к игре, вне работы у него определенное отношение к предметам внешнего мира.
Оценка эксперта:
Ответ № 2
Автор считает, что для того, чтобы у ребенка формировалось сознание, необходимы родители. Они помогают детям встать на правильный путь к своему «Я».
1) Главным источником информации о себе служат для ребенка родители, которые в буквальном смысле «определяют» кто он;
2) …. Взаимодействия ребенка со взрослыми, которые не только удовлетворяют его жизненные потребности; но и приручают к игре, вырабатывая у него определенное отношение к предметам внешнего мира и отношение самого к себе.
Оценка эксперта:
Ответ № 3
Роль взрослых:
1)Удовлетворяет жизненные потребности ребенка
2)Вырабатывает у него опред. отношение к предметам внешнего мира и отношение самого к себе
3)Они являются главным источником информации о себе
4)Определяют кто он. Они дают ребенку собственное имя и приучают отвлекаться на нег, осознать функции своего тела…
Оценка эксперта:
Задание28
В рассказе Л. Пантелеева «Буква “Ты”» маленькая девочка упорно называет показываемую ей букву «я» «Ты» и читает слово «яблоко» как «тыблоко». Какой этап самосознания отражен в этом эпизоде?
Приведите фрагмент текста, который помог бы ответить вам на этот вопрос.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе должны содержаться следующие компоненты: 1) назван этап — самоузнавание; 2) приведен фрагмент «Личные местоимения появляются у ребенка к концу второго года жизни. До этого он говорит о себе в третьем лице. Процесс овладения местоимением «Я» сопряжен с определенными трудностями» | |
Назван этап, приведен фрагмент | |
Назван этап, ИЛИ приведен только фрагмент | |
Ответ неправильный ИЛИ отсутствует. | |
Максимальный балл | 2 |
Ответ № 1
— Назван этап – самооузнавание
— Приведем аргумент : . « Личные местоимения появляются у ребенка к концу второго года жизни. До этого он говорит о себе в третьем лице. Процесс овладения местоимения «Я» сопряжен с определенными трудностями.»
Оценка эксперта:
Ответ № 2
В этом эпизоде приведен пример девочки находящейся в этом этапе саморазвития, где дети видят себя со стороны, говорят о себе в третьем числе. В тексте «Личные местоимения появляются у ребенка к концу второго года жизни. До этого он говорит о себе в третьем лице.»
Оценка эксперта:
Ответ № 3
1. Самосознание в зеркале или на снимках
2. Самосознание в зеркале или на снимках предшествовало овладеванию языком
Оценка эксперта:
Задание 29
В тексте упоминается несколько видов деятельности, связанных с развитием самосознания ребенка. Укажите любые два из них. Опираясь на обществоведческие знания, назовите любой, не упомянутый в тексте вид деятельности. Укажите его характерную черту.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Ответ должен содержать следующие компоненты: 1) указаны виды деятельности: общение, игра, предметная деятельность; 2) назван еще один деятельности, например трудовая; 3) указана характерная черта, например нацеленная на создание материальных благ. В качестве дополнительных могут быть названы другие виды деятельности и указаны иные черты. | |
Названы два вида деятельности, указан дополнительный вид деятельности, приведена характерная черта | |
Названы два вида деятельности, указан дополнительный вид деятельности, ИЛИ назван один вид деятельности, указан дополнительный вид деятельности, приведена черта | |
Названы два вида деятельности, ИЛИ указан дополнительный вид деятельности, приведена черта | |
Назван один вид деятельности, ИЛИ приведен дополнительный вид деятельности, ИЛИ ответ неправильный, ИЛИ отсутствует | |
Максимальный балл | 3 |
Ответ № 1
Виды деятельности: общение : игра. Кроме того к таким видом деятельности является, 0обучения, которые помогают ребенку познавать мир.
Оценка эксперта:
Ответ № 2
— Указаны виды деятельности : общение, игра, предметная деятельность
— Назван еще один вид деятельности ,например трудовая
-Указанно характерная черта, например нацеленность на создание материальных благ
Оценка эксперта:
Ответ № 3
Один из видов деятельности связанных с развитием самосознания ребенка – это самооузнавание в зеркале и на снимках. Ребенок также познает себя во время игр, представляя себя другим человеком. В данном тексте сказано, что ребенок активно познает себя, однако ничего не говориться о взаимодействия ребенка с окружающей средой. Ребенок приобретает огромные запасы знаний о своем теле от прикосновений к разным объектам (листьям, камням) и поверхностей.
Оценка эксперта:
Задание 30
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Развитие самосознания — этап в процессе онтогенеза, в ходе которого у ребёнка появляется понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребёнок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.[1]
Проблема развития самосознания[править | править код]
Существует несколько точек зрения на проблему развития самосознания. Одна из точек зрения, высказанная В. М. Бехтеревым, состоит в том, что простейшее самосознание в развитии ребёнка предшествует сознанию, то есть ясным и отчетливым представлениям о предметах. Согласно точке зрения Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, самосознание — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Здесь идет речь об этапе в развитии ребёнка, на котором он овладевает речью и предпринимает попытки самостоятельного действования (2—3 года). П. Р. Чамата, опираясь на идеи И. М. Сеченова, подчеркивает, что самосознание, как и сознание, возникает не сразу, а по мере овладения собственным телом. Органы своего тела постепенно осознаются ребёнком по мере того, как превращаются в своеобразные «орудия» его деятельности.[2]
Таким образом, возникновение самосознания связывается с происходящим с первых недель жизни процессом дифференциации внешних и внутренних ощущений, с субъективным отделением ребёнка от матери, наступающим к концу первого года жизни, с осознанием зарождающейся самостоятельности, обусловленной увеличением произвольности движений и возможностью речевого самовыражения, наступающей к 2—3 годам.
Структура самосознания[править | править код]
В структуре самосознания можно выделить (по Л. Д. Столяренко):
- Осознание близких и отдаленных целей мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»).
- Осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»).
- Познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»).
- Эмоциональное, чувственное представление о себе.[3].
Стадии развития самосознания[править | править код]
Выделяют следующие стадии развития самосознания'[4].
1. Ранний возраст[править | править код]
- Осознание границ своего тела — 1 год.
- Формирование у ребёнка способности к самостоятельным действиям с предметами.
- От года до трёх лет зарождается самосознание. Примерно в 2 года ребёнок начинает себя узнавать в зеркале, что является простейшей формой самосознания.
- Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребёнок называет себя по имени в третьем лице.
- К трём годам появляется местоимение «Я», появляется первичная самооценка — осознание не только своего «Я», но и того, что «Я — хороший», «Я очень хороший». Подобное завышение самооценки связано с потребностью в безопасности и носит эмоциональный характер, а также сильно зависит от близких взрослых.
2. Дошкольный возраст[править | править код]
- Самосознание начинает формироваться к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Ребёнок приобретает сначала умение оценивать действия других людей (чаще всего близких взрослых), а затем — собственные действия, моральные качества и умения.
- Самооценка зависит от оценки взрослого, воспитателя.
- Адекватный образ «Я» формируется у ребёнка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения с взрослыми и сверстниками.
- Развитие самосознания в этот период зависит от особенностей семейного воспитания.
- Происходит осознание своих переживаний, проявляющееся в том, что в конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
- Начинается осознание себя во времени, то есть в 6—7 лет ребёнок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
- Возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Но несмотря на это, ребёнок судит о себе поверхностно и оптимистично. Если его просят описать себя, то он это сделает в основном с внешней точки зрения: цвет волос, рост, любимые занятия.
3. Младший школьный возраст[править | править код]
- Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной. Ребёнок различает свои физические и духовные качества, оценивает свои способности, сравнивая себя с другими.
- К концу этого возрастного периода ребёнок характеризует себя, все чаще описывая типичное для себя поведение, ссылается на свои мысли и чувства.
- Оценки становятся объективными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные.
4. Подростковый возраст[править | править код]
- Последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
- Возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит усложнение и углубление самопознания. Другими словами подросток открывает для себя свой внутренний мир.
- Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой, однако может быть высокой (как компенсаторный механизм).
- В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента:
- Сознание отличия себя от остального мира.
- Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности.
- Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки.
- Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.[3]
Примечания[править | править код]
- ↑ Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Просвещение, 1985. — С. 177—193. — 272 с.
- ↑ Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Издательство Московского университета, 1983. — С. 4—100. — 288 с.
- ↑ 1 2 Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977. — С. 144.
- ↑ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — С. 84—89. — 155 с. — ISBN 978-5-8291-1823-5.
Источник
ТОП 10:
Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в онтогенезе:
1. Опыт общения ребенка со взрослыми.
2. Опыт общения со сверстниками.
3. Индивидуальный опыт ребенка.
4. Уровень умственного развития.
Опыт общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием вне, которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка формируются знания и представления о себе,тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:
— сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;
— оценка его деятельности и поведения;
— формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;
— побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.
На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как авторитет. Чем младше ребенок, тем некритичнее он относится к мнениям взрослых о себе. В раннем и младшем дошкольном возрастах роль индивидуального опыта в формировании самосознания ребенка невелика. Знания, полученные этим путем, нечетки и неустойчивы и легко игнорируются ребенком под воздействием оценочных суждений взрослого.
К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в деятельности, носят более устойчивый и осознанный характер. В этот период оценки окружающих и их мнения преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Если же имеет место противоречие мнений , ребенок ясно или скрыто протестует, обостряется кризис 6-7 лет. Очевидно, что суждения старшего дошкольника о себе часто бывают ошибочными, так как индивидуальный опыт еще недостаточно богат и возможности самоанализа ограничены. Педагогическая тактика взрослого в этот период должна строиться не на категорических суждениях (как это могло быть с детьми 3-5 лет), а на убеждении и доброжелательном обсуждении.
В отличие от конкретных представлений, полученных в индивидуальном опыте, знания о себе, приобретенные в общении со взрослыми, носят обобщенный характер. Обозначая словом то или иное индивидуальное качество ребенка, окружающие тем самым относят его к той или иной категории людей. Если мама говорит дочери: «Ты красивая девочка», тем самым как бы имеет в виду, что дочь относится к определенной группе девочек, обладающих набором привлекательных характеристик. Обозначение индивидуальных особенностей ребенка словом адресовано, прежде всего, к его сознанию. Осознаваясь ребенком, суждения взрослых становятся его собственными знаниями о себе.
Образ себя, внушаемый ребенку взрослыми, может быть как положительным (ребенку говорят о том, что он добрый, умный, способный), так и отрицательным (груб, неумен, неспособен). Негативные оценки взрослых закрепляются в сознании ребенка, оказывают неблагоприятное влияние на формирование его представлений о себе. Это было отмечено в свое время еще А.И.Герценом: «Если дитя солжет, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он лгун. Вы разрушаете его нравственное доверие к себе, определяя его как лгуна» (5. С.182).
Ш.А. Амонашвили обращал внимание педагогов и родителей, на то что оценивание деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребенка в целом. Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослый формирует тем самым у него положительное отношение к себе и стремление к успеху в деятельности.
Стратегия позитивного оценивания ребенка включает следующие этапы:
1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался,» «Ты умный мальчик»).
2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или
нарушения норм поведения ( «Но сегодня зайчик у тебя не получился», «Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу»).
3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри на этот рисунок, у зайчика головка меньше, чем туловище, а у тебя получилось наоборот», «Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала ненарочно»).
4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
5. Высказывание уверенности в том, что у него все получится (он не будет больше толкать девочек).
Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представления о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье.
Анализ различных типов родительских отношений и их влияние на развитие личности и, в частности, самооценки ребенка достаточно подробно представлен в психологической литературе и предполагает специальное рассмотрение. Здесь важно отметить следующее. Во-первых, руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от взрослых оценки становятся собственными оценками ребенка. В определенном смысле можно сказать, что ребенок оценивает себя так, как его оценивают окружающие и, прежде всего, родители. Во-вторых, родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование самооценки ребенка не только внушая ему свой собственный «образ ребенка» и свое отношение к нему, но и формируют у него определенные личностные ценности, идеалы и эталоны, на которые следует равняться, планы, которые необходимо выполнить, стандарты выполнения тех или иных действий, частные и более общие цели. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, соответствие стандартам способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я».
Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со свеpстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком «позиции другого» как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм.
В то время как взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым эталоном, идеалом, к которому можно лишь стремиться, сверстники выступают для ребенка в качестве «сравнительного материала». Поведение и действия других детей (в сознании ребенка -«таких же, как он») как бы вынесены для него вовне и потому легче осознаются и анализируются, чем свои собственные. «Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, — отмечает В.С.Мухина — ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны» (9. С.178). Поэтому не случайно в оценках действий сверстников дети более критичны, чем в оценках самого себя.
Ребенок может познавать себя, не вступая в непосредственный контакт с другими людьми, то есть не общаясь с ними. Наблюдая за действиями других, знакомясь с их качествами, свойствами, способностями, сравнивая себя с ними, дошкольник усваивает нормы и правила поведения, принятые в обществе, эталоны и критерии поведения и деятельности, свои собственные качества и возможности. (В американской психологии этот феномен получил название «социальная когниция»).
Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте — расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте ребенка, имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.
Различие между индивидуальным опытом и опытом общения состоит в том, что первый накапливается в системе «ребенок — физический мир предметов и явлений», когда ребенок действует самостоятельно вне общения с каким-либо человеком, тогда как второй формируется благодаря контактам с социальной средой в системе «ребенок — другие люди». При этом опыт общения тоже индивидуален в том смысле, что он является жизненным опытом индивида.
Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для конечного определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений и возможностей. «Ребенок может слышать каждый день от окружающих, что он владеет теми или иными способностями или что он их не имеет, однако это не является основой формирования адекватного представления о них. Критерием наличия или отсутствия у индивида каких-либо возможностей является в конечном счете его успех или неуспех при выполнении соответствующей деятельности» (8. С.30). Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.
На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни ребенка как побочный продукт его активности. Даже у старших дошкольников он может осознаваться лишь частично и регулирует их поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком в индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. По мнению М.И.Лисиной и А.И.Силвестру, индивидуальный опыт — главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самосознания.
Сказанное не означает, что развитие детского самосознания представляет собой некую «робинзонаду» и независимо от социального окружения. В то же время справедливо отметить, что в процессе воспитания взрослые часто недооценивают значение собственной активности ребенка и ее роль в формировании его личности. Для того, чтобы представления ребенка о себе были более полными и разносторонними, не следует чрезмерно ограничивать его активность: бегая, прыгая, забираясь на высокие горки, дошкольник познает себя. Необходимо предоставить ребенку возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности: рисовании, конструировании, танцах, спортивных занятиях. Роль взрослого в формировании индивидуального опыта ребенка заключается в том,чтобы обратить внимание дошкольника на результаты своих действий; помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; обеспечить ему успех в деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер. Именно старшие выдвигают перед ребенком задачи осознания и вербализации своего опыта.
Таким образом, влияние взрослых на формирование детского самосознания осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка, и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.
Важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка, прежде всего способности осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.
Если в ранние периоды развития восприятие своих действий и деятельности других людей имеет непроизвольный характер, а его результат — неосознанное подражание поведению окружающих, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение становится целенаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо развита память. Это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что ребенок начинает помнить последовательность событий, в психологии называют «единством и тождеством Я». Следовательно, уже в этом возрасте можно говорить о некоторой целостности и единстве самосознания.
В 6-7-летнем возрасте возникает «осмысленная ориентировка в собственных переживаниях» (Л.С.Выгодский), когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчен», Я сердит», «Мне стыдно» и т.п. Более того, ребенок не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний или аффективное обобщение (Л.С.Выготский). Если ребенок несколько раз подряд испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности («Я это не умею», «У меня так не получится», «Со мной никто не хочет играть»). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии — способности анализировать себя и свою деятельность.
Рассмотренные условия (опыт общения со взрослыми и детьми, опыт индивидуальной деятельности и умственное развитие ребенка) оказывают неодинаковое влияние на развитие детского самосознания в различные возрастные периоды. В младшем дошкольном возрасте ведущую роль в формировании самосознания ребенка играет опыт общения со взрослыми. Индивидуальный опыт в этом возрасте еще очень беден, недифференцирован, слабо осознается ребенком, а мнение сверстников полностью игнорируется. В среднем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка абсолютным авторитетом, обогащается индивидуальный опыт, расширяется объем знаний о себе, полученных в различных видах деятельности. Значительно возрастает влияние сверстников, в ряде случаев ориентация на мнение группы детей оказывается ведущей. (Всем родителям, например, известны случаи отказа надеть что-то, потому что над этим смеются дети в детском саду). Это период расцвета детского конформизма.
В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду, кризису семи лет.
Источник