Роль взрослого в развитии ребенка картинки
Жигарина Марина Сергеевна
Консультация для воспитателей значение картинок в развитии речи
Особую роль картинки в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Тихеева Е. И.
Она писала что картинкам как фактору умственного развития ребёнка должно быть отведено почётное место с первых лет жизни. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения.
Поэтому-то картины так цены и значение их так велико. Рассматривание картиныв раннем детстве преследует тройную цель:
1. Упражнение способности наблюдению.
2. Поощрение сопутствующие к наблюдению интеллектуальных процессов (мышление, воображение, логического суждения).
3. Развития языка ребёнка.
Большую радость, которую доставляют ребёнку, начиная со второго года жизни рассматривание картинок, развивают сенсорно-моторные способности восприятия. Развивается способность при рассматривании картинок разбираться, при участии языка в её подробностях.
Занятия с детьми по картинкам в методике развития речи занимает первенствующее место. Свои перспективы ребёнок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка «По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития. Дети проявляют исключительную любовь к картинкам: они напоминают им видимое, или лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития языка ребёнка».Поэтому в ДОУ проводятся два вида занятий: рассматривание картинок с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картинки. При этом дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью. Способствует развитию монологической речи. Дети младшего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога. Рассматривая картину, маленький ребёнок всё время говорит. И поэтому педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми путём наводящих вопросов.
Таким образом, рассматривание картин побуждает ребёнка к речевой активности, обуславливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.
Особое место в работе по развитию у детей речи занятия и игры с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, малыши узнают персонажей, изображённых на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определённые словесные обозначения – названия. Рассматривая изображения и названия их, дети называют и предметы, которые в данный момент не воспринимают, но названия которых хранятся в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи детей раннего возраста.
Рассматривание картинок, название не только того, что на них нарисовано, но и того, что отсутствует на изображении, становится ступенькой в возникновении и постепенном развитииу детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, рассказы, а позже и самим их пересказывать.
Работа с картинками должна строиться по принципу от простого к сложному. Сначала следует предлагать детям изображения лиц, а также отдельных простых по форме предметов, наиболее часто встречающихся в их повседневной жизни (чашка, кроватка, туфельки, кошка, мышка). Затем эти изображения можно усложнять, вводя дополнительные детали.
В педагогическом процессе можно использовать разнообразные тематические наборы картинок: (посуда, одежда, овощи, животные и т. п.); сюжетные картинки с изображением различных действий (кошка пьёт молоко) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам).
В играх с картинками дети могут не только называть изображённые на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развёрнуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок – заменителей реальных предметов.
Подобные игры способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщённого значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулируют активное её использование. Картинки играют важную роль и в формировании у детей способности оперировать образами, вызванными словом.
У детей младшего возраста при рассматривании картинок формируется представление о величине, цвете, различие состояний. При рассматривании увеличивается словарный запас. Важно направлять внимание ребёнка на детальное рассматривание изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные операции, устанавливать связи.
В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова вслед за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или ведёт рассказ своими словами.
При рассматривании иллюстраций ребёнок сам может рассказать что написано в книге. Он может так же помочь детям вспомнить свой рассказ, по поводу той или иной иллюстрации.
Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладении всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач Д. О. У. – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка.
Источник
Роль предметных и сюжетных картинок в развитии малышей.
Успешное воспитание подрастающего поколения в значительной степени зависит от воспитания в раннем возрасте.
Первые годы жизни — это период интенсивного физического и психологического развития.
Мы должны сформулировать у детей правильное представление об окружающей действительности, развивать речь, способствовать формированию, положительных черт характера, и развитию моральных и эстетических чувств.
В процессе непосредственного общения со взрослым, наблюдений за реальными предметами ,разнообразной деятельностью в быту, играх, занятиях происходит ознакомление малышей с окружающей жизнью.
Большое значение для формирования правильного представления об окружающей действительности имеют картинки. Рассматривая их мы активизируем у детей внимание, память, воображение , ощущение — это является важным способом морального и эстетического воспитания.
Наблюдая за малышами мы видим , что сюжетная картина вызывает у них определённые чувства и эмоции. Определяет их отношение к изображенному , способствует формированию любви к близким, уважения к труду взрослых и т. д.Это говорит о том , что картинки занимают определённое место в учебном воспитательном процессе. Они помогают нам развивать речь и расширять ориентировку в окружающей жизни. у детей.
Предметные картинки — это изображение различных предметов быта, животных, игрушек, растений. Мы используем их для расширения и углубления у детей эмоциональных представлений о предметах. (названия, внешние признаки, качества ,назначения и т. д). Используем картинки с изображением предметов разного размера, цвета, в различном состоянии, разнообразных действиях (спит, сидит, поёт, лает, грызёт и т. д). Эти же картинки будут способствовать обогащению словаря малышей существительными (шкаф, ворона), глаголами (летит, прыгает), прилагательными (пушистый, белый), а также формировать обобщающее значение слов : скачет(лошадь), летит (ворона, бабочка) и т. д.
Чтобы научить малышей произносить доступные слова и звукосочетания мы показываем им картинки с изображением животных (утка крякает, петушок поёт и т. д).Дети с удовольствием и легко подражают этим животным.
Некоторые картинки мы подбираем по определённым темам например: «Кто, что делает?».
Сюжетные картинки используем с простым и более сложным содержанием. Простые картинки — это изображение людей, которые действуют т. е. бабушка — шьёт, мальчик играет с машиной, девочка — умывается. На более сложных изображены несколько предметов в разных взаимодействиях, взаимосвязях . Например: дети в лесу , праздник в детском саду, тру взрослых и детей. С помощью картинок у детей формируется связная речь , умение строить предложения разного типа, различной сложности.
Картинки мы подбираем в зависимости от программных задач, возраста и уровня развития ребёнка. Для младшего возраста используем предметные и сюжетные картинки. Одни используются на занятиях, другие в свободное время. Очень важно использовать картинки и в самостоятельной деятельности. Своим содержанием они должны способствовать освоению программных заданий из раздела.» Расширение ориентировки в окружающей жизни и развитие речи». Картинок не должно быть много , это рассеивает внимание малышей , не приучает их к сосредоточенному рассматриванию. Но прежде , чем давать картинки детям для свободного пользования , нужно научить их правильно пользоваться с ней , не играть как с игрушкой, не рвать, не сгибать, а рассматривать, узнавать и называть нарисованные на ней предметы, отвечать на вопросы, слушать объяснения взрослого. Чтобы дети относились бережно к картинкам надо подклеивать их в присутствии малышей.
Очень хорошо рассматривая картинки использовать художественное слово — стихи, песни. народное творчество и т. д.Важным также является использование ориентировочных рассказов к сюжетным картинкам. Подбираем картинку и соответствующий ей разъяснительный рассказ в зависимости от задания программы или составляем его самостоятельно.
Главное используйте картинки красочные , яркие, чтобы они были эстетически оформлены, соответствовали возрасту, расширяли ориентировку в окружающей жизни , развивали речь и мы поможем нашим воспитанникам сформировать первые элементарные представления о живых существах, разных предметах, труде взрослых, жизни людей, взаимоотношениях между детьми и многое другое.
Стихи которые рекомендуем использовать при рассматривании :
Утка М .Поэнанская. Грибок.
— Здравствуйте, крячка, Мы в лесок пойдем,
Утка — прачка! Мы грибок найдем,
Ты куда идешь с утра? В шапочке нарядной
— Я на речку недалечко: Светло-шоколадной.
Деткам плавать уж пора! Ты не прячь, грибок,
Будем все купаться, Под листок свой бок!
Силы набираться! Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин!
Источник
Елена Хабибулина
Методы и приемы использования картинок детьми раннего возраста
Методы и приемы использования картинок детьми раннего возраста
Картинкам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картинки раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то они так ценны и значение их так велико. (Тихеева Е. И).
Картинки широко применяются в обучении и воспитании детей раннего возраста. Ребенок проявляет большой интерес к картинке. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым.
Картинкой можно отвлечь ребенка от нежелательной деятельности, заставить забыть огорчения и слезы. Когда мы показываем детям красочную картинку с простым, понятным содержанием, то даже молчаливые, застенчивые дети, недавно пришедшие в детский сад, вступают в разговор.
Она вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картинку, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом.
Большая радость, которую доставляют они ребенку, доказывает, что наряду с сенсорно-моторным способом восприятий у него проявляются уже начатки функций высшей формы — чисто созерцательной. Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях — основная цель при занятиях с детьми данного возраста.
На всех занятиях с использованием картинкиперед воспитателем прежде всего стоят следующие задачи:
1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картинки;
2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;
3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.
С помощью картинок воспитатель расширяет представления детей об окружающем, знакомит с тем, чего они в данный момент не могут видеть, уточняет то, что дети недостаточно знают. Так, например, по картинке можно познакомить детей со средствами передвижения, которых нет там, где живут дети; по картинам дети составляют первые представления о диких зверях и т. д. Но она не должна подменять или заслонять живой действительности.
С какой бы целью ни обращался воспитатель к картинке, он должен помнить, что картинка оставляет значительный след в сознании детей, она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картинки педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картинки — это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.
Картинки подбираются воспитателем в соответствии с требованиями программы по ознакомлению детей с окружающим и воспитательными задачами. Прежде всего — это специально созданные дидактические картинки, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.)
Кроме того, педагог подбирает предметные картинки — на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними, классифицирует их по темам (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» — автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).
Сюжетные картинки, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. В качестве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации книг, с помощью которой оживают герои произведений.
Картины могут быть представлены в виде лото и игр парами.Цель этих игр — расширять словарь: активизировать речь малыша, побуждая его отвечать на вопросы; обучать правильному произношению, умению изменять слова по частям речи, родам, падежам; знакомить детей с правилами игры; учить смотреть, что показывает воспитатель, называть и искать аналогичные изображения, обращаться к педагогу со словесной просьбой — дать соответствующую картинку; учить детей закрывать свои картинки.
М. М. Конина считала, что разные типы картинок должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.
При отборе картинок для занятий с детьмик ним предъявляется ряд требований: содержание картинки должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картинка должна быть высокохудожественной; изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми; следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картинок с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка. Также следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. По своему содержанию картинка должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов.
Дети раннего возраста еще не умеют рассматривать картинки, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Стихийно протекающее восприятие не приводит к формированию правильных представлений о картинке. Необходима руководящая роль педагога, который организует процесс детского восприятия. Организация заключается в том, что взрослый в строгой последовательности выделяет различные стороны предмета, увязывая отдельные знания в целостное представление об объекте.
Занятие по картинке, которую дети видят впервые, начинается с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и в то же время научить их отвечать на вопросы.
В беседе по картинке вопросы воспитателя — основной прием обучения. Очень важен порядок вопросов, посредством которых педагог руководит рассматриванием картинки. В начале он использует вопросы, помогающие восприятию общего смысла картинки. Затем перед детьми ставятся вопросы, побуждающие к анализу содержания. После этого предлагаются вопросы, требующие установления связей между изображенными предметами, лицами. Далее следуют вопросы, которые стимулируют воображение ребенка, побуждают к самостоятельным выводам, суждениям.
Вопросы воспитателя должны быть максимально конкретными; с этой целью полезно вопрос сопровождать показом той части или той детали картинки, о которой идет речь.
Занятия по картинке проводятся таким образом. Когда дети займут свои места, воспитатель вывешивает картинку так, чтобы всем детям она была хорошо видна. Первые минута-две проходят в молчаливом созерцании картинки, которое может прерываться негромкими возгласами детей, выражающими свои первые впечатления и чувства. Затем воспитатель предлагает всем детям посмотреть на одну из частей картинки: «Дети, посмотрите вот сюда» — и задает вопросы о действующих лицах, о том, что они делают, какие они.
Когда исчерпано содержание этой части картинки или, когда рассмотрели одну группу действующих лиц, нужно перейти к рассмотрению следующей части картинки[26].
Так последовательно идет восприятие всей картинки, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картинки, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, своеобразные игровой прием,развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование — «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям. Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картинки, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картинки приближается к разговору воспитателя с детьми.
При рассматривании картинок воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так, если картинка динамична («Кошка с котятами», лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок). Если картинка яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» — яркий петух).В цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований — предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, «природной» раскраске.
Заранее (до занятия) картинку малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картинке быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно.
Беседа воспитателя с детьми по картинке носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями. В такой беседе вполне уместны краткие ответы детей наряду с развернутыми.
Говоря с детьми о картинах, следует шире и многообразнее применять доступные детям образные средства языка. Тогда беседа будет повышать интерес к картинке, способствовать эмоциональному сближению ребят с изображенными на ней героями, обогащать детскую речь, воспитывать любовь к родному слову.
Картина помогает педагогу раскрыть перед детьми смысл и эмоциональную выразительность сравнений, метафор, образных описаний, эпитетов. Речь, с которой воспитатель обращается к дошкольникам при рассматривании картины, его вопросы, пояснения, рассказы должны быть одновременно и точными, и эмоционально выразительными.
Большую роль играют не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений. Педагог не только синтезирует детские впечатления, но и эмоционально окрашенным словом усиливает воздействие картины на детей. Он вводит в речь новые слова и словосочетания, показывает детям процесс словообразования (листья желтые — листья желтеют, дает пример точного и выразительного высказывания. Речь воспитателя еще более сосредоточивает внимание детей на картине, и при повторном ее рассматривании новые слова и словосочетания закрепляются в их памяти.
Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственными интересами и выбором, поэтому время от времени, в том числе по просьбе детей, можно предлагать им самостоятельно поиграть с картинками. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Малыши могут раскладывать картинки, называть изображенные на них предметы, классифицировать их, придумывать сюжеты, обмениваться картинками, распределять их между собой и пр. Такие игры способствуют развитию творческого воображения, стимулируют активную речь и речевое общение со сверстниками.
Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети их берут по своему усмотрению. Большое внимание должно быть обращено на то, чтобы и эти картинки сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей никаких затруднений.
Таким образом, занятия и игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулируют активное ее использование.
Источник