Роль взаимодействия семьи и школы в развитии ребенка
Эссе.
Сотрудничество семьи и школы в развитии ребёнка.
Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский
Всё в жизни человека начинается с детства, которое берет истоки из семьи и школы. Два великих предназначения на земле: учить и воспитывать. Как же сделать так, чтобы два социальных института в жизни ребенка шли рука об руку, были сотрудниками в заложении фундамента для строительства характера человека, в великом деле формирования личности гражданина своей страны и направляли бы его жизнь в будущем?
К данному вопросу в последнее время обращаются особенно часто. Вот, например, Президент Российской Федерации В. В. Путин на торжественном приеме, посвященном открытию Года семьи в 2008 году, сказал: «Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут». Несомненно, процент качества семейного воспитания улучшится, если родители будут организовывать его с опорой на знания школы в данном аспекте.
Вот и сегодня, спустя десять лет, проблема организации взаимодействия семьи и школы является актуальной. Данный вопрос рассматривается на государственном уровне. Это связано с обострившейся ситуацией, которая проявляется в следующем. Педагоги обвиняют родителей в том, что они не воспитывают ребёнка. В то же время многие родители считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в сложную конфликтную ситуацию между семьёй и школой, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит в конечном итоге к безнравственности. Ребенок привыкает лгать, изворачиваться, используя информацию и преподнося ее только с позиции собственной выгоды.
В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями обучающихся, для которых не принято советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка. Это приводит к тому, что между поколениями возникает пропасть непонимания и отчуждения, которую очень сложно преодолеть.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе, поэтому важно, чтобы в вопросах воспитания действия педагогов и родителей не противоречили, а дополняли бы друг друга, так сказать, шли рука об руку, что положительно и активно воспринималось бы ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы обучения и воспитания.
Ни для кого не секрет, что работа школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
В этих условиях школа должна быть открытой для родителей. Это говорит о том, что родители могут присутствовать на различных занятиях, принимать участие в проведении классных часов, родительских собраний, помогать в организации досуга своих детей. Для этого можно организовывать концерты, выставки работ обучающихся, посылать письма об успехах детей в различных видах деятельности и письма-благодарности за участие в делах класса. Сотрудничество через участие родителей в жизни класса позволяет развивать навыки общения с другими детьми и лучше понимать своего ребенка, забывать на время личные проблемы, познакомиться с новыми людьми.
Главная цель любой школы в работе с родителями заключается в том, чтобы они приняли школу как дом, где хорошо и тепло детям. В свою очередь, школа оказывает помощь родителям в установлении со своими детьми таких отношений, которые бы помогли каждому члену семьи быть самым важным, любимым и необходимым. Учитель должен признавать и поддерживать главенствующую роль семьи в воспитании и обучении ребенка.
Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря следующим компонентам: педагогическому такту и этике взаимоотношений, компетентности родителей в вопросах воспитания и уровню их культуры, умению нивелировать сложные взаимоотношения в семье, единству требований семьи и школы. При условии соблюдения всего вышеперечисленного можно будет увидеть, что польза в отношении ребенка проявится в его хорошем самочувствии, ощущении счастья, чувстве сопричастности, в наполнении энергией, ощущении полезности.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что заинтересованным в конечном результате воспитания и образования своего ребенка родителям необходимо быть компетентными в вопросах педагогики, идти в ногу со временем, а помочь им в этом – священная обязанность школы.
Источник
Взаимодействие школы и семьи по развитию личности ребенка
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи — источник и важный механизм их развития.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
информационная.
воспитательно-развивающая,
формирующая.
охранно-оздоровительная,
контролирующая,
бытовая.
Задачи взаимодействия:
* формирование активной педагогической позиции родителей;
* вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
* активное участие родителей в воспитании детей.
Формы работы с родителями.
1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
3. Участие родителей в управлении школой.
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями.
Отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.
Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.
Сотрудничество педагогов и семьи- это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.
Но реального побуждения детей к проявлению самостоятельности, выявлению внутренних резервов, обеспечивающих более высокий уровень освоения учебной программы, не осуществляется подавляющей частью родителей. Они продолжают общаться даже со старшеклассниками как с маленькими детьми, которым постоянно нужна поддержка более ответственного человека.
Выходит, что главной проблемой семьи в настоящее время является неэффективная система формирования настоящей самостоятельности у детей, начиная с раннего возраста. Не воспитываются чувство долга, ответственности, которые требуется выработать уже к 11–12 годам. Поэтому в 15–16 лет родители продолжают детям помогать в том, с чем те сами могут справиться. В результате исчезает даже та внешняя необходимость, которая, рождая внутреннее желание реализовать индивидуальные задатки, ведет к возникновению ориентаций на саморазвитие в учебной и внеучебной деятельности
Эффективность процесса выработки ориентаций учащихся на саморазвитие во многом определяется тем, насколько удается родителям и учителям поставить перед современным поколением те цели учебной деятельности, которые обеспечивают успешную адаптацию к требованиям динамично меняющегося мира.
Следовательно, цели учебы в школе должны быть связанными с овладением навыками самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания. Все эти качества объединяются единым понятием — саморазвитие во всех видах жизнедеятельности.
Источник
Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка
- Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую, творческую деятельность. Она вводит ребенка в общество, именно в нем он получает социальное воспитание. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
- Проблема отношений родителей и детей сложная и парадоксальная. Сложность ее в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
- Семья в современных условиях не всегда может выйти из жизненных ситуаций самостоятельно. Она живет и развивается благодаря действию глубинных психологических механизмов и законов. Знание этих законов, «тайных пружин жизни семьи» позволяет педагогу ясно понять происходящее в семейном пространстве и помочь любому типу семьи сделать шаг на пути к гармонии и целостности.
Социальная основа сотрудничества семьи и школы в воспитании детей заключается в том, чтобы действительно цели школы совпадали с целями, которые ставятся родителями.
- Общие задачи воспитания должны объединить два образовательных – воспитательных института – сельскую семью и школу, которые создают воспитывающую среду.
- Сельская семья должна рассматриваться школой, как один из наиболее значимых факторов, активно и успешно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.
Такая позиция школы тесно связана с определением и конкретным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ребенка, как субъекта семейно — воспитательных отношений. От этого зависит понимание ученика как индивидуальности, что позволят учесть его особенности, наклонности, а также подобрать пути и средства воспитания.
- Семья — это педагогический фундамент. Воспитательная функция идет вслед за репродуктивной. Семью следует понимать и оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе созидательной идеи, гуманности, на отношении к детству как к особой эпохе в жизни человека, чтобы он потом полностью смог себя реализовать в течение своей жизни.
- Для того чтобы воспитать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности ребенка, уметь пользоваться различными педагогическими приемами, но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания и доверия, а все это можно добиться только при сотрудничестве семьи, школы.
- Таким образом, для успешного сотрудничества семьи и школы в воспитании необходимо, чтобы родители были активными участниками педагогического процесса, понимали его необходимость, умели анализировать деятельность и поведение своих детей. Разумная система изысканий и положительное стимулирование — путь к успеху. Педагоги должны знакомить родителей с программой учебно — воспитательного процесса, обогащать психолого — педагогическими знаниями, одобрять и поддерживать родителей при участии их в жизни школы.
- Идеалом семьи, школы и общества является всесторонне развитый человек — образованный, физически и нравственно здоровый, закаленный, приносящий пользу и умеющий реализовать своё мастерство, умения.
- А. С Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает одна как следует, нельзя. Мы должны организовать семейное воспитание и организационным началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания».
С этих позиций и определяются основные пути сотрудничеству учителей школы с семьей:
— Регулярное разностороннее педагогическое просвещение родителей;
— Привлечение родителей к активному и творческому участию в учебно-воспитательном процессе;
— Сотрудничество учителей—предметников с родителями;
— Отбор и обобщение лучших методов семейного воспитания.
- При поведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы: малочисленность семьи, воспитание одного ребенка, утрачивание семейных традиций, дефицит общения родителей с детьми.
- В практической работе с семьей и родителями мы — педагоги используем коллективные и индивидуальные, традиционные и нетрадиционные формы работы — это беседы, лекции, конференции, консультации, посещение семей родительские чтения и вечера.
- Налаживание с родителями положительных контактов происходит легче, если учитель строит общение целенаправленно, изучив ситуацию или проблему, заранее продумывает ход беседы, варианты ответов. Большая целенаправленная работа заключается в том, что, направляя поток воздействия родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутренних отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры.
Сотрудничество семьи и школы важны на протяжении всего времени обучения ребенка в школе.
- Школа ставит перед собой много задач:
воспитательные, учебные и просветительские. Школа и социальный педагог должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка — чтобы его любили таким какой он есть. Наши дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить и четко усвоить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях.
- Если:
Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
Ребенка высмеивают — он становится замкнутым.
Ребенка хвалят и одобряют — он учится быть благодарным.
Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
Ребенок растет в упреках — он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в атмосфере терпимости — он учится понимать других.
Ребенок растет в честности — он учится быть справедливым.
Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.
Ребенок живет во вражде — он учится быть агрессивным.
Ребенок живет в понимании и дружелюбие — он учится находить людей в этом мире.
- Эти советы возникли у меня на базе жизненных и практических наблюдений, осмысления педагогической практики.
- Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок должен усвоить этот закон.
- Каждый человек всю жизнь проводит в семье.
- Сначала в родительской, потом в собственной, затем возможно в семье своих детей.
- Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности и заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: « мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира и благополучия в семье. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. Воспитание ребенка в семье — это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность.
- В настоящее время роль педагога становится более значимой, так как численность детей «трудного поведения» растет, а эффективности педагогического воздействия на таких детей можно достичь только через четко спланированную работу с родителями.
- А рецептом воздействия на семью в социуме, в целях повышения ее роли в социализации ребёнка является педагогическая работа.
- Сельский педагог должен своевременно и качественно оказывать помощь семьям, выявлять причины отклонений в семейном воспитании и устранять их в тесном контакте с педагогическим коллективом. В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком общественных и учебных навыков — вот поле сотрудничества школы и семьи, а фундамент его интеллектуального и эмоционального развития.
Мы учителя, родители и общественность, должны объединить усилия в воспитании доброго, убежденного человека. При этом всегда нужно помнить слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь не сравнено богаче взрослой». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый, надёжный – учитель, родитель, наставник.
Тюлячинская средняя школа
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка»
Выступление на общешкольном родительском собрании
Выполнила учительница начальных классов Кошкина Э.М.
Источник