Роль взаимодействия семьи и педагогов в развитии ребенка

Ольга Николаева
Роль взаимодействия педагога с семьей в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст- это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех вариантах программ самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность дошкольника: Совместная работа детского сада с семьей- важное условие правильного математического развития детей.

Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний (в том числе математических) можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.

С семьями проводится как общая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы.

Основными формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей являются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; организация выставок наглядных пособий с описанием их использования; групповые и индивидуальные консультации, беседы, передвижные папки, подбор наглядного материала по математике, оформление уголка математики совместно с родителями, выставки детских работ по сказкам в которых можно найти математику и т. п.

Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей-беседы. Их можно проводить, когда родители приводят и забирают детей из детского сада, а также во время посещения воспитателем семьи ребенка. Эта форма работы требует от педагога большого такта, умения, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к предложениям педагога, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными, а еще лучше -наглядными. Можно показать тетрадь по математике, карточку, заполненную самим ребенком. В беседе с родителями педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию элементарных математических представлений. Ненавязчиво педагог должен дать свои конкретные рекомендации, как эффективнее знакомить детей с такими понятиями, как количество, форма, размер, пространство, время.

На первом родительском собрании, я познакомила родителей с содержанием программы «Математические ступеньки», особо отметив, что они являются участниками педагогического процесса. Ориентировала родителей на развитие познавательных интересов. Предлагала родителям познакомить детей с произведениями, в которых присутствуют числа «Три медведя», «Два жадных медвежонка», загадки. Предложила провести конкурс рисунков по сказкам «Рисуем вместе». Все родители приняли активное участие.

Регулярно информирую родителей о ходе усвоения ребенком содержания программного материала через индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов.

В родительский уголок выставляю математические игры и инструкции по их использованию. Родители рассказывают о том, какие игры есть у них дома, делятся опытом между собой. Все это способствует повышению компетенции родителей в вопросах математического развития.

Родители стали с удовольствием заниматься с детьми дома, выполняют задания совместно с детьми, играют в дидактические игры, решают логические задачи, соответствующие возрасту, что безусловно положительно влияет на результаты освоения детьми программы и на общий объем знаний, приобретенных детьми в саду и дома.

Анализ результативности моего опыта показал следующее:

— у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми;

— родители стали стремиться к индивидуальным контактам с воспитателями;

— возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;

— родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.

Результаты совместной работы с родителями положительно отражаются на интересе детей к математическим играм на выполнении заданий с математическим содержанием.

Работа в тесном контакте с родителями будет продолжаться и дальше.

Источник

МДОУ црр – детский сад №27 «Матрешка»

Консультация для педагогов

«Роль педагога в организации взаимодействия ДОУ и семьи»

Подготовила:  воспитатель

 Бубенцова Ю.А.

г.Серпухов

2013 г.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

На протяжении многих лет стоит проблема повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель данной работы – всестороннее  и гармоничное развитие каждого ребенка. Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива ДОУ служат:

повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;

приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2.   Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3.   Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5.  Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. 
Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы), индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому) и наглядно-информационные (выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки).

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Информационно-аналитические — выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

(Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»).

Досуговые — установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми (Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках).

Познавательные — ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей (Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей).

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские — ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей (Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек).

В своей работе с родителями мы активно используем разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные:
Родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование по разным вопросам, посещение семьи ребенка, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.

Источник

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

                                     Детский сад  № 16  Московского района г. СПб

                                     Мякишева Ольга Викторовна — воспитатель

            Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии                       личности и социализации ребёнка.

    Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому тема взаимодействия семьи и доу сегодня очень актуальна. Дошкольные учреждения должны быть открытым социально-педагогическим комплексом с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей. Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:

1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими.

2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

3. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других детей.

4. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания (в подходе к отдельным детям и др.).

5. Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, вечера вопросов и ответов, устные журналы, наглядные формы педагогической пропаганды.

Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с отцом или матерью ребенка создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом.

6. Систематическое по определенному плану осуществление связи детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.

7. Привлечение актива родителей (родительский комитет, общественности к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьями.)

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка, обеспечить всестороннее развитие личности.

Таким образом, ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.

В этой связи в центре внимания педагога ставится личность родителей, их представления о ребенке, каким они хотят его видеть и соответственно воспитать. Идеал личности у родителей формируется под влиянием обыденного сознания, опыта старших поколений, народных традиций, на основе научных знаний, а также под воздействием общественного мнения как многослойного фактора, в котором влияние микро- и макросреды слилось. Традиционно выделяют следующее формы работы с семьей: Массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым (коллективным) относят:

1. Лекции (педагогические лектории); 2. Конференции; 3. Круглые столы;

4. Родительские собрания (самая распространенная форма).

В практике работы дошкольных учреждений проводятся следующие виды родительских собраний:

1. Собрания-беседы на воспитательные темы; 2. Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье; 3. Собрания-консультации;

4. Собрания в форме «круглого стола».

Наиболее эффективным является комбинированный ряд собраний, на которых проводится педагогическое просвещение родителей, подводится итог учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечаются задачи на последующий период.

Распространенной групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом (или попечительским советом).

К индивидуальным формам работы с родителями относятся: Беседы, консультации (в форме ответов на вопросы родителей), педагогические поручения.

    Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений и родители не всегда проникаются.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать «доверительно-деловым контактом». Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап — трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».

Второй этап — трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные со взрослым занятия, игры и т. п.).

В работе используются как традиционные методы и формы, так и творческие, придуманные воспитателями или подсказанные жизнью.

Третий этап — ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Необходимо пояснить, почему данный этап является третьим, а не первым (что казалось бы более логичным). Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка его вкусах, поведении, привычках, причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не «судейская», а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества.

В детском саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главная задача воспитателя в работе с семьей — разрушить существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимодействия на ребенка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребенка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и обеспечивает подготовку к школе. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, и прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.

В процессе установления партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьей педагогам необходимо руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:

• Привлекать родителей к участию в жизни дошкольного учреждения, принимать решения совместно с родителями и детьми. Использование знаний родителей о своих детях и их способностях является одним из способов признания за ним права участвовать в обучении своих детей.

• Поощрять сотрудничество и партнерские отношения внутри сообщества дошкольной группы. Обучение в сотрудничестве дает детям возможность приобретать новые знания и навыки межличностного взаимодействия.

• Обеспечивать удобный доступ семей к игровой деятельности детей и участию в жизни группы.

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Согласованное скоординированное взаимодействие воспитателей, специалистов, администрации — залог эффективного взаимодействия с семьей, обеспечения системы работы, сбалансированности деятельности по педагогическому просвещению родителей, защите прав и законных интересов ребенка.

Семья оказывает на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться в этом с родителями. Ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.

В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений с воспитателями.

Таким образом, исходя из выше изложенного,  мы можем сказать, что тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения способствует воспитанию разносторонне развитых, физически, психически и эмоционально здоровых детей.

Источник