Роль возрастного фактора в развитии ребенка

Внутриутробный этап — две основные стадии: эмбриональ­ную, включающую первые 12 нед, и фетальную (плацентарную) — до конца беременности. Первая характеризуется формированием органов и систем, пита­нием из желточного мешка. На этой стадии зародыш превращается в плод с ор­ганами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. В фетальной стадии осуществляются интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подго­тавливается к внеутробной жизни. С 28-недельного возраста плод считается жизнеспособным, но морфологическое и функциональное разви­тие его не закончено. Так, мозг лишь внешне напоминает мозг новорожденного, кора еще не функционирует. Наиболее бурно растут, быстро созревают ствол мозга и спинной мозг, т. е. те части мозга, которые выполняют жизненно важные функции. При нормально протекающей беременности к моменту родов плод достигает такой степени зре­лости, которая при благоприятных внешних условиях обеспечивает правильное развитие новорожденного. В позднем фетальном периоде (III триместр беремен­ности) — отложение в организме железа, каль­ция, витаминов., потребность в которых в послеродовом периоде не полно­стью покрывается материнским молоком.

В эмбриональной стадии заболевания беременной могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, а эндогенные и экзогенные тератогенные факторы — к порокам разви­тия (эмбриопатии), поэтому первые 3 — 7 нед — кри­тический период, хотя сроки формирования систем не одинаковы. На стадии плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различ­ных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков. Поэтому вирусные заболевания матери (грипп, краснуха) являются опасными и могут отразиться на развитии. Отрицательное воздействие различных факторов приводит к дисплазии и гипоплазии органов и тканей (фетопатиям), преждевременным родам, внутри­утробной гипотрофии.

Период новорожденности, или неонатальный период. Начинается от первого вдоха ребенка и условно продолжается до 28 дней. Длительность периода определяется вре­менем адаптации к внеутробным условиям. Начинается легоч­ное дыхание, включается малый круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается боталлов проток, устанавливается самосто­ятельная, но несовершенная терморегуляция. Этот период характеризу­ется незрелостью всех органов и систем, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспо­мощен: свисает голова. При этом конечности находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание подкорко­вой и спинальной регуляции. Ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, гло­тательный, хоботковый) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна.

Дыхание, кровообращение, выделение совершаются с максимальной интенсивностью (число дыханий 40 , пульс до 160).

При рождении всегда производится оценка состояния здоровья новорожден­ного по шкале Апгар: частота и ритм сердцебиений, характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, окраска покровов. Каждый признак оценивается двумя возможными баллами. Через 5 мин оценка повторяется. В этом случае она точнее коррелирует с нев­рологическим статусом ребенка первого дня жизни и может быть использована для прогноза неврологических расстройств.

У новорожденного быстро увеличивается масса тела — за первый месяц жизни примерно на 800 г. Активность пластических процессов и быстрое увеличе­ние массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желу­дочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), а главное, характером питания. У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию. Здо­ровым новорожденным в первые сутки свойствен ацидоз. рН крови у них ниже и составляет 7,29 — 7,34, исчезает на 3-й сутки.

В периоде новорожденности могут наблюдаться особые состояния, погранич­ные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиолог. желтуха, физиолог. мастит, транзиторная лихорадка, физиолог. потеря массы, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кри­зы). При неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс.

Болезни периода новорожденности имеют свои особенности. Чаще всего они проявляются в виде внутриутробно развившихся вирусного гепати­та, цитомегалии, туберкулеза, сифилиса, токсоплазмоза, врожденных пороков развития; родовых травм, а также последствий асфиксии; гемолитической болезни новорожденных; септи­ческих заболеваний. Заражение может произойти как внутри­утробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быст­рой генерализации процесса с развитием тяжелых септических состояний, пневмоний.

Грудной период с 3 — 4 недели до 12 мес. Характеризуется более высокими темпами развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 26 см, окружность головы — на 12 см, а окружность груди — на 13 — 15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого. Осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции: в 2 мес. ребенок держит голову в вертикальном поло­жении; с 5 мес. переворачивается на спину; к 7 мес. садится, к концу года начинает ходить. В 5 — 6 мес. начи­нают прорезываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.

В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психи­ческое развитие. К концу 2-го месяца следит за движением предмета, улыбается. С 3 — 4 мес. он гулит, узнает близких, с 6 мес лепечет слоги «ба», «па», «ма». К концу года произносит осмысленные слова (2-я сигнальная система). Замедляется физическое развитие, его опережает психическое.

Несбалансирован­ное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим нарушением в обмене или дефицитом тех или иных веществ — анемия, рахит, гипотрофия. В то же время незрелость ЖКТ затрудняет перева­ривание и располагает к быстрому развитию нарушений пищеварения, т. е. диспепсиям.

В первые 3 — 4 мес жизни ребенок проявляет повышенную устойчивость ко многим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутробно через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализации воспали­тельного процесса, общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.

Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет — ясельный возраст). Быстрое совершенствование двигательных навыков, речи и пси­хики, продолжающийся рост. Ребенок любознателен, основ­ная форма развития — игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает трудовые навыки. Ребенок начинает говорить, составляя примитивные фразы. К 3 годам предложения становятся многословными. Ребенок подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Важно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий. В связи с увеличивающимися контактами детей между собой, а также утратой к этому времени врожденного иммунитета увеличи­вается возможность распространения детских инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина).

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). Замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности. В 5 — 6 лет начинается смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослого. Дневной сон однократный — 2 ч, ночной — 10 — 11 ч. Развиваются тонкие навыки: умение кататься на велосипеде, танцевать, выши­вать. Благодаря хорошей памяти дети легко запоминают стихи, усваивают чужой язык. Навыки, умения и поведение формируются благодаря подражанию как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна правильная организация воспитательной работы с детьми дома и в детских садах. К концу периода ребенок готовится в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и ток­сическим реакциям. В этом периоде самыми частыми являются не только острые инфекции, но и такие, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм).

Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет).Продолжается совер­шенствование функций организма. Развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются. Школьный ритм способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. Нужно следить за осанкой ребенка, так как неправиль­ное положение за столом, ношение тяжелого портфеля и т.д. могут привести к искривлению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболеваний, начинают появляться и хронические (тубер­кулез, нефрит, ревматизм и др.).

Период старшего школьного возраста.От 12 до 16 — 17 лет — период полового созревания — выраженная пере­стройка эндокринной системы, усиленный рост. У девочек вторичные признаки развиваются раньше на 1 год. Часто функцион. расстройства ССС, НС («юношеское сердце», «юношеская гипертония», у деву­шек — акроцианоз и обмороки), обусловленные непропорциональным ростом тела и отдельных органов, и неустойчивостью вегето-эндо­кринной системы.

Дата добавления: 2015-10-14; просмотров: 3540; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9996 — | 7761 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Периоды детского возраста. Роль возрастного фактора в патологии ребенка

Актуальность темы. Онтогенез ребенка включает в себя определенные этапы развития, которые характеризуются разной степенью физической и психической зрелости, особенностями течения патологических состояний, спецификой взаимодействия организма с окружающей средой. Благодаря этому происходит постепенное изменение морфофизиологических особенностей отдельных органов и всего организма, совершенствование адаптивных реакций, изменение психологических качеств ребенка. Таким образом, в практической деятельности врача необходим индивидуальный подход к ребенку с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей.

Цель занятия. Научиться определять возрастной период ребенка, учитывая возрастные морфологические, физиологические и психологические особенности.

В результате самостоятельной подготовки студент должен знать:

1. Общие сведения о онто-, фило-, эмбриогенез.

2. Современные данные о периодах детского возраста и значение периодизации для индивидуального подхода к здоровых и больных детей.

3. Современные взгляды на биологический возраст ребенка и его социализации.

В результате изучения темы студент должен уметь:

1. Определять возрастной период ребенка с учетом анатомо-физиологических особенностей.

2. Оценить возрастную соответствие режима дня, питания и ухода для конкретного ребенка.

3. Выявить патологические факторы и их вредное воздействие на ребенка в разные возрастные периоды.

Основная литература

Чеботарева В.Д., Майданников В.Г. Пропедевтическая педиатрия. — К. Б. в., 1999. — С. 40-49.

Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. — СПб .: «ИздательствоФолиант», 2001. — С. 32-59.

Дополнительная литература:

Медицина детства / Под ред. П.С. Мощич: В 4 т. — М .: Здоровье 1994. Т. 1. — С. 187-201.

Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. — М. — Винница, 2002. — С. 71-78.

Вспомогательные материалы

1. Классификация периодов детского возраста.

2. анатомофизиологическое особенности детского организма и характерны патологические состояния в различные возрастные периоды.

3. Понятие о биологическом возрасте ребенка.

4. Социализация и ее значение в становлении личности.

Классификация периодов детского возраста:

A. Подготовительный этап.

1. Период формирования наследственности.

2. Формирование соматического и репродуктивного здоровья родителей.

3. Передконцептуальний период.

Б. Внутриутробный или антенатальный этап (продолжительность 270-280 дней).

1. Фаза эмбрионального развития (первые 11-12 нед).

2. Фаза плацентарного, или фетального, развития (от 3-го месяца внутриутробного развития до рождения).

B. внеутробным, или постнатальный этап (с момента рождения до 17-18-летнего возраста).

1. Период новорожденности (от 0 до 3-4 нед жизни).

2. Период грудного возраста (от 1 мес до 1 года жизни).

3. Преддошкольный период (от 1 до 3 лет).

4. Дошкольный период (от 3 до б-7 лет).

5. Младший школьный период (от 6-7 до 12 лет).

6. Старший школьный период, или полового созревания, пубертатный (от 13 до 17-18 лет).

Анатомо-физиологические особенности детского организма и характерны патологические состояния в различные возрастные периоды

Внутриутробное этап индивидуального развития продолжается от момента зачатия до рождения ребенка, продолжается в среднем 270-280 дней, начиная с первого дня последнего менструального цикла женщины. Первая фаза — эмбрионального развития — длится от образования зиготы до 2 мес, характеризуется закладкой и органогенеза большинства органов и систем. Действие тератогенных факторов в этот момент вызывает формирование грубых анатомических и диспластических пороков развития (эмбриопатий). Поэтому период беременности с 3-го по 7-й недели принято считать критическим периодом развития плода.

Вторая фаза — плацентарного, или фетального, развития — длится от 3-го месяца до рождения ребенка и делится на два подпериода: ранний и поздний. Ранний фетальный подпериод (до конца 28-готижня) характеризуется интенсивными процессами дифференцировки и созревания всех тканей. Различные вредные воздействия на организм матери могут приводить к развитию пороков внутриутробного развития, которые будут проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазией) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазией). При инфекционных заболеваниях матери, таких как грипп, краснуха, цитомегалия, вирусный гепатит и т.д., в этой фазе возникают не пороки развития, а пролиферативные реакции соединительной ткани, то есть циррозы и фиброза. Совокупность изменений плода, возникающие в этот период под влиянием неблагоприятных факторов, называют ранними фетопатиями.

Поздний фетальный подпериод продолжается с 28-й недели беременности до родов. Неблагоприятные факторы, которые действуют на плод в этот период, могут приводить к рождению ребенка с функциональной незрелостью и внутриутробной гипотрофией. При воздействии на плод инфекционных агентов возникает типичный инфекционный процесс с проявлениями, характерными для того или иного возбудителя. В поздний фетальный период обеспечиваются процессы депонирования многих микронутриентов (солей кальция, железа, меди, витаминов и т.д.), потребность в которых в послеродовой период не довольствуется материнским молоком.

Отдельно выделяют интранатальный этап, который начинается с появления регулярных схваток и заканчивается перевязкой пуповины (2-18 ч.) И перинатальный этап, в состав которого входят поздний фетальный, интранатальный и ранний период новорожденности (с 28-й недели беременности до 7 го дня жизни ребенка). При прохождении ребенка через родовые пути возможны такие травмы: родовая опухоль, Кефалгематома, внутричерепная родовая травма, переломы костей, повреждения периферических нервов и др. Кроме того, возможны тяжелые нарушения пупочного кровообращения и дыхания.

С момента рождения ребенка начинается период новорожденности (неонатальный период), который длится 28 суток и делится на ранний и поздний подпериода.

Ранний подпериод новорожденности продолжается в течение первых 7 дней. Это самый ответственный период по приспособлению ребенка к новым условиям жизни, который имеет ряд особенностей. В частности, из-за перекрытия путей внутриутробной гемодинамики начинается функционирования малого круга кровообращения и легочного дыхания. Меняется энергетический обмен и терморегуляция. С этого момента организм ребенка переходит на энтеральный характер питания. Все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и даже небольшие изменения окружающих условий могут привести к серьезным нарушениям в состоянии здоровья. Для этого периода характерны состояния, отражающие адаптацию ребенка к новым условиям: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, мочекислый инфаркт, половая кризис и др.

Для этого периода характерна морфологическая незаконченность строения и функциональная несовершенство многих органов и систем. В коре головного мозга процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, поэтому ребенок находится в состоянии разлитого торможения (спит в течение 20-22 ч). Среди желез внутренней секреции преобладает функциональная активность надпочечников и щитовидной желез. Иммунная система новорожденного ребенка характеризуется пониженной фагоцитарной и бактерицидной активностью лейкоцитов, низким уровнем факторов комплемента, низким содержанием ИgМ и ИgА (особенно секреторного). В этот период обнаруживают врожденные аномалии развития, родовые травмы, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь новорожденного и др. Также на этот период приходятся проявления родовой травмы, интранатальной асфиксии, внутриутробного инфицирования, синдрома дыхательных расстройств и тому подобное. Первые дни жизни ребенка является своеобразным критическим периодом в налаживании энтерального вскармливания.

Поздний подпериод новорожденности длится 21 сутки и характеризуется тем, что резистентность организма ребенка еще очень низкая, а полная адаптация к внеутробной жизни еще не закончилась, поэтому различные неблагоприятные факторы могут легко вызвать отклонения в развитии ребенка. В связи с этим очень важным является налаживание режима и вскармливания новорожденного, соблюдение матерью правил ухода за ребенком. В этот период могут проявляться многие заболевания и состояния, связанные с патологией внутриутробного периода. Очень важным на этом этапе является интенсивное развитие анализаторов ребенка, прежде всего зрительного. Начинается развитие координации движений, образования условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью.

Период грудного возраста продолжается до 1 года жизни и характеризуется очень интенсивным физическим, нервно-психическим, моторным, интеллектуальным развитием ребенка. К 4-б мес жизни наблюдаются максимальные темпы роста длины и массы тела ребенка. При этом длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса тела — втрое. Ребенок начинает самостоятельно говорить, ходить, выражать свои желания.

Для гармоничного развития ребенка, предотвращение ее заболеваемости на данном этапе и в будущем очень важным является налаживание рационального вскармливания, которое должно надлежащим образом обеспечить высокую потребность в основных пищевых ингредиентах и энергии. Несбалансированное питание в условиях интенсивного развития ребенка и функциональной незрелости пищеварительного тракта приводит к развитию заболеваний, связанных с дефицитом или нарушением обмена тех или иных веществ (дефицитные анемии, рахит, гипотрофия, пищевая аллергия).

Дети грудного возраста более склонны к генерализации воспалительного процесса, общей реакции в ответ на раздражение, что объясняется усиленным ростом и дифференцировкой мозговой ткани, морфологическим и функциональной ее несовершенством, повышенной проницаемостью гематоэнцефалического барьера. Этим объясняется возникновение судорог, явлений менингизма, токсикоза на фоне респираторных вирусным заболеваниям, кишечных инфекций, пневмоний.

С 4-го месяца жизни у ребенка наблюдается склонность к различным инфекциям (отиты, пневмонии, септические состояния), что связано с ослаблением пассивного иммунитета и запоздалым созреванием клеточных и гуморальных факторов иммунной системы.

Преддошкольный период длится от 1 до 3 лет жизни. Характеризуется быстрым усовершенствованием всех функциональных систем с некоторым снижением темпов физического развития, но интенсивным нарастанием мышечной массы. Стремительно развивается двигательная активность, в связи с чем повышается опасность травматизации ребенка. Узнавание окружающего мира осуществляется с помощью всех возможных анализаторов, чаще ротовой полости (опасность аспирации инородных тел и отравлений). К концу 2-го года жизни заканчивается прорезывание зубов, формируется лимфоидная ткань носоглотки, наблюдается окончательное дифференцировки нервной системы, формируются устойчивые анализаторные-синтетические функции коры головного мозга. Происходит интенсивное развитие интеллекта, значительное усложнение трудовой деятельности, появляется способность к абстрактному восприятия. Для этого возраста характерно становление и быстрое совершенствование языка.

Среди заболеваний преобладают острые респираторные инфекции и патология органов дыхания, чаще встречаются детские инфекционные заболевания (корь, ветряная оспа, скарлатина, коклюш и т.д.).

Эмоциональная жизнь ребенка достигает наивысшей степени проявления, четко очерчиваются черты характера и поведения, поэтому воспитание в этот период становится главным элементом ухода за ребенком. В педагогике этот период называют «периодом упущенных возможностей», имея невнимании неправильные приемы воспитания.

Дошкольный период (от 3 до 7 лет жизни) является периодом, когда ребенок посещает детский сад. В это время происходит первое физиологическое вытяжение, когда нарастание массы тела несколько замедляется, четко увеличивается длина костей. В 5-6-летнем возрасте начинается замена молочных зубов на постоянные. Достаточной зрелости достигает иммунная система. Интенсивно развивается интеллект, значительно усложняется игровая деятельность. В поведении проявляется половая разница мальчиков и девочек, формируются индивидуальные интересы и увлечения. Развиваются тонкие навыки: умение ездить на велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, рисовать. Имея хорошую память, дети склонны в этот период в чрезвычайно легкого запоминания и перевод стихов, сказок, усвоения иностранных языков.

Среди патологии преобладают инфекционные и аллергические заболевания, болезни органов дыхания.

Младший школьный период охватывает возраст от 7 до 12 лет жизни. У детей заканчивается морфологическое дифференцировки клеток коры головного мозга, особенно двигательной участка и формирование периферического иннервацийного аппарата. Характерной является неустойчивое равновесие процессов возбуждения и торможения. Кора головного мозга доминирует над подкорковой участком и его вегетативными функциями. У детей этой возрастной группы начинает проявляться четкий половой диморфизм физического развития. Быстро развиваются сложные координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо. Молочные зубы полностью меняются на постоянные. Значительно возрастает мышечная масса, развиваются такие двигательные качества, как скорость, ловкость, сила, выносливость.

Среди патологии в этот период преобладают заболевания сердца, почек, нервной системы, нарушения осанки и изменения со стороны органа зрения. Существенно увеличивается количество детей с избыточной массой тела и ожирением.

Период старшего школьного возраста, или полового созревания, начинается с 12-летнего возраста. Для девочек это период бурного полового развития, а для мальчиков — его начало. Для этого возраста характерны резкие изменения в эндокринной системе с преобладанием функциональной активности половых желез. Наблюдается возникновение и развитие черт, характерных для пола: вторичных половых признаков, пропорций тела и функциональных особенностей различных органов и систем. Происходит интенсивное психологическое развитие, формируется воля, сознание, мораль, характер и личность подростка, выраженное стремление к самоутверждению.

Среди патологических состояний наибольшее значение имеют психоневрозы, функциональные расстройства сердечной деятельности (функциональные кардиопатии, вегетативные дисфункции и т.п.), дисфункции эндокринных желез (явления гипертиреоза, ожирение и т.д.), дефекты развития полового аппарата (дисменорея, аменорея и т.д.), а также заболевания пищеварительного тракта (гастрит , дуоденит, язвенная болезнь).

Источник