Роль воспитателя в развитии творческих способностей ребенка

Роль воспитателя в развитии творческих способностей ребенка thumbnail

Автор: Леготина Валентина Викторовна

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей  

/Из опыта работы   Леготиной  Валентины Викторовны/                                                                 

                                                                            Я выбрала профессию такую,

                                                                                    Что лучше мне на свете не найти.

                                                                              
                                                                                   И с каждым годом убеждаюсь,

                                                                                                      Что я иду по верному пути!

Дошкольное
образование является фундаментом образовательной системы, поскольку именно
здесь закладываются основы будущей личности. Современное дошкольное образование
направлено на реформирование и модернизацию традиционных методов обучения
ребенка, что напрямую связано с профессиональным уровнем педагогов. Введение
новых технологий в систему методической работы педагогов несет за собой смену
парадигм: с научно – технологической на личностно – ориентированную.
Модернизация образования предполагает ориентацию образования не только на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на
развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Среди
задач дошкольного воспитания – формирование у воспитанников инициативности и
самостоятельности, являющихся составными компонентами созидательности личности.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает на дошкольной
ступени решение следующих задач:

·       
приобщение
детей к ценностям здорового образа жизни;

·       
обеспечение
эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного
самоощущения;

·       
развитие
инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому
самовыражению;

·       
формирование
различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной,
познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах
деятельности;

·       
включение
детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного
возраста).

Период
детства очень важен в формировании личности и небезразлично, должно быть нам,
что мир детских чувств ещё очень хрупок. Бестактность, насмешка, унижение – в
итоге у ребёнка теряется вера в себя, а богатство скрытое внутри, тускнеет,
чернеет, умирает. Дети прячут свои способности в себя, перестают интересоваться
удивительным разнообразием мира, становятся как все.

Я не просто
воспитатель,  Я – первый «учитель»,
который входит в жизнь ребёнка и его семью. Родители доверяют мне самое
дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного
родителя, которого бы не волновало, какие взаимоотношения сложатся  у ребенка со взрослыми, со сверстниками,
насколько его развитие будет для него радостным и полезным.

И от
меня,  зависит, как сложится жизнь
ребёнка в коллективе, в обществе, от меня зависит, как родители будут
относиться к учреждению, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.

Цель моей педагогической работы – воспитание творческой, гуманной,
социально-активной личности через развитие художественно-эстетического
восприятия окружающего мира и творческих способностей у детей дошкольного
возраста посредством  работы с природным
и бросовым материалом. Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей
очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно
четкие задачи и незаметно передать инициативу в игре детям, умело организовать
совместную деятельность и направить ее в нужное русло, не оставлять без
внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов
касающихся лично каждого ребенка: его эмоций, переживаний, реакции на
происходящее, на трудности с которыми дети сталкиваются.

Дошкольный
возраст — уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка, когда
закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение,
активно развивается воображение, творчество, общая инициативность и все эти
важнейшие качества формируются в процессе специальной образовательной и игровой
деятельности. Огромное значение для 
всестороннего развития ребенка является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения
ребенка в собственное творче­ство с различными материалами, в процессе которого
создается что-то красивое. В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество
открытий, добивается личных достижений. Занятия художественным трудом призваны
воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому
самовыражению,

Задачи, которые я перед собой ставлю:

Ø    Работать над созданием предметно –
развивающей образовательной среды, ориентированной на развитие творческой
активности детей, участвующих в художественно-творческой   деятельности, а также формирование у
воспитанников познавательных интересов.

Ø    Развивать художественно-эстетическое
восприятие, творческие способности, воображение, фантазию, мелкую моторику
пальцев рук, речь в продуктивной детской деятельности через интеграцию
образовательных областей.

Ø    Способствовать воспитанию у детей
добрых чувств к окружающему, целеустремленность, трудолюбие, умение доводить
начатое дело до конца.

Для успешного достижения этих задач я применяю различные
подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от
индивидуальных особенностей группы  и
отдельного ребенка.

Сегодня, когда широко и
фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания,
когда появился новый Федеральный государственный образовательный стандарт, проблема
развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее
актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования
индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Художественный  труд, так же как игра и рисование, особая
форма  детской деятельности. Интерес к
ней у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда
позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а
именно:

Ø желание практически действовать с
предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как
это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного
результата;

Ø желание чувствовать себя способным
сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение
окружающих.

Тема по самообразованию «Развитие
художественно-эстетического восприятия  у
детей дошкольного возраста в работе с природным 
и бросовым  материалом»
мною была выбрана не зря, ведь художественный 
труд способствует развитию творческих способностей, восприятия,
фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости,
интеллектуальной и творческой активности; 
в процессе изготовления поделок  
у детей  развивается умение видеть
и понимать прекрасное, формируются 
навыки  действия с разными
материалами.

Ведущее место в
осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и
роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно
полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей
станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно
воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус,
музыкальный слух, элементарные навыки художественного творчества.

Вся моя работа строилась
в тесном контакте с родителями и педагогами ДОУ, с использованием разнообразных
форм: от индивидуальных консультаций, до участия в праздничных концертах, постановок
театральных представлений самих родителей.

В работе с родителями я выделила несколько форм работы:

1. Родительские собрания.

2. «Круглый стол» 

 3. Наглядные формы работы – информационные
стенды.

4. «Дни открытых дверей»

5. Консультации, индивидуальные
беседы.

6. Организация праздников и
развлечений, постановка театральных представлений совместно с родителями.

7. Совместная работа по реализации
социально-значимых проектов

 
       В рамках реализации
социально-значимых проектов предполагается организация и проведение ряда
совместных мероприятий. Считаю, что реализация этих проектов позволила создать
эмоционально-комфортные условия для развития позитивных личностных качеств,
расширила представления детей о социальном мире людей.   

Я считаю, что такие формы
работы с родителями дают положительные результаты.

Новое время требует 
и новых подходов, и новых технологий для воспитания и образования наших
детей. Крайне важно, чтобы основной составной частью работы педагогов
дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Сотрудничество с
родителями строю на принципах диалога, доверия, партнерства; с учётом  структуры, традиций и педагогической
компетентности семьи.

Таким образом, с помощью
традиционных и нетрадиционных форм работы мною достигнуто взаимопонимание,
тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания, развития, обучения
детей. Я ответственно подхожу к организации и участию в конкурсных мероприятий
разного уровня, повышаю уровень своей профессиональной квалификации.

         Уделяю огромное внимание проекту
собственного развития: систематически пополняю и совершенствую свои знания,
связанные с особенностями детей дошкольного возраста, в обеспечении для них
индивидуального, дифференцированного и деятельностного подхода, а также в
использовании современных методик, компьютерных и мультимедийных технологий,
методических приемов, идей и педагогических средств в построении
образовательного процесса с воспитанниками ДОУ, систематически принимаю участие
с воспитанниками в конкурсных мероприятий разного уровня.

В заключении можно сказать, что на протяжении дошкольного
детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности
ребенка имеет художественно-творческая 
деятельность, которая  развивает у
детей наблюдательность,  познавательную
активность, внимание, логическое мышление, 
речь, мелкую моторику пальцев рук; 
расширяет представление об окружающем
мире, углубляет знания, приучает
к усидчивости, аккуратности, стремление
доводить начатое дело до конца, желание оказывать друг другу помощь.

Дальнейшие перспективы на будущее своей педагогической профессиональной
работы:

— Совершенствоваться в освоении и использовании современных
образовательных технологий;                                                                                                                                                  
— Продолжать
принимать активное участие в методических мероприятиях города и детского сада,
участвовать в конкурсах, как с воспитанниками, так и  в конкурсах 
педмастерства  различного уровня.

— Продолжать освоение работы с ИКТ – наполнять созданные сайты.

— Внедрять в работу интересные, инновационные формы взаимодействия с
детьми и родителями

— Внедрение ФГОС ДО.

comments powered by HyperComments

Источник

ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ДОКЛАД

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Воспитатель: Лещева М.А.

-2015-

 Младший школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка.

Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память. Именно в этот период очень важно развить и закрепить еще и творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее.

Вовлечение младших школьников в творчество помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.

В чем выражаются творческие способности

  1. Гибкость мышления, позволяющая быстро переключаться с одной идеи на другую.

  2. Оригинальность, выражающаяся в умении находить свежие решения.

  3. Любознательность – способность с любопытством воспринимать все новое.

  4. Смелость в достижении конечного результата, преодоление боязни ошибиться.

  5. Тяга к экспериментированию, созиданию нового.

Уроки рисования помогают раскрыть художественные способности, занятия музыкой и пением дают возможность проявить себя музыкально одаренным детям, на уроках труда школьники знакомятся с декоративно-прикладным искусством.

Дополнительный толчок к развитию творческих способностей младших школьников дает посещение ими различных кружков и секций.Учащиеся нашего класса с удовольствием посещают кружки «До-ми-соль-ка»; «Творчество своими руками».

Стараюсь привить ребенку любовь к творчеству и познанию, укрепить его веру в собственные силы.

Для достижения этих результатов использую различные методики, но главной движущей силой для развития творческих способностей младших школьников остается игра. Игровая форма применяется во всех видах работы,уч-ся судовольствием участвуют в различных мероприятиях, таких как викторина «А ты знаешь животных?», турнир смекалистых. Каждый ребенок любит играть, и педагогу остается лишь направить этот процесс в нужное русло, в дальнейшем усложняя творческие формы игровой активности.

Искусство и другие виды деятельности детского творчества помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка – это шанс реализоваться в этом мире.

Цвет в рисунке — наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства. Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта, характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве. «Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому» Так, при рисовании узора для веселых матрешек используем чистые цвета красок, обращая внимание детей на сочетание фона и цвета яркого пятна: именно благодаря этому происходило формирование восприятия образа веселых нарядных матрешек, одетых  в  красивые сарафаны.  На каждом   занятии  по  рисованию или аппликации этот способ был главным.

Далее формируется у детей более дифференцированное отношение к цвету как к средству передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет веселый, радостный, праздничный).

Важную роль в развитии творческих способностей играют занятия с детьми по изготовлению поделок, лепке из пластилина.С удовольствием уч-ся готовят подарки своими руками мамам и бабушкам, папам. А скаким интересомизготавливают игрушки на новогоднюю елку.

Эта работа имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.

Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационной работы. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого.

Дети под руководством воспитателя добиваются больших успехов в изготовлении мягких игрушек,, композиций из природных материалов. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни. «Проигрывая» состояния через поделку, ребенок моторно закрепляет механизм саморегуляции. На образном уровне он держит «себя в руках» учится адекватно выражать свои чувства.

Художественно-ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. В ходе работы дети выполняют поделки из различных материалов: бумаги, ткани, проволоки, бросового материала.

Например, в ходе работы с бумагой дети учатся ее склеивать, сгибать, скручивать.

Выполнять различные поделки для новогодних праздников: конфетти, серпантин, снежинки, гирлянды, карнавальные маски. Обработки бумаги, изготовление различных поделок имеет большое значение для всестороннего развития детей. В процессе обработки бумаги дети знакомятся с элементами графической грамоты, учатся аккуратно и тщательно производить разметку и измерение, так как от этого зависит качество работы, пользуются технологической документацией – чертежом, эскизом, техническим рисунком, технологической картой, выполняют изделие по готовому образцу.

Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Очень любят учащиеся рисовать, раскрашивать.Это способствует

развитию эстетического восприятия, образных представленияй и воображения, эстетического чувства (форма, цвет, композиция).

Учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка.

Оказываю  открытую и скрытую помощь. Например, открытая помощь выражается в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образа, в поддержке, ободрении: «Давай попробуем сделать это вместе» или «Не получится – ничего страшного, можно попробовать еще раз»

Скрытая помощь может быть в виде незаметных подсказок в контексте слова, обращенного к ребенку. Например:

—   Именно ты можешь передать образ лисы в своей поделке; или

— Всем понравиться, если именно ты сделаешь эту поделку.

Проектная деятельность – движущая сила развития у младших школьников творческих способностей и воспитания нравственной, трудовой, интеллектуальной, художественной и эстетической культуры. Поэтому особое внимание я уделяю воспитанию и обучению на основе этого метода. В проектной деятельности участвует весь класс.

Совместно с учащимися был подготовлен проект «Новогодний калейдоскоп»

  В формировании творческой личности ребёнка особую роль я отвожу семье. Я считаю, что, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей.

Своей целью я считаю донести до родителей их роль в формировании творческой личности ребёнка, ведь для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым он занимается. Развитию творческих способностей учащихся способствует и организация учебно-воспитательного процесса в школе. В плане работы школы предусмотрены смотры, конкурсы, творческие проекты, коллективные творческие дела, выставки художественного творчества, позволяющие каждому ребёнку проявить себя в той или иной области, интересующей его. Кроме того дети принимают участи и в областных конкурса где нередко занимают призовые места.

Одной из важнейших задач в настоящее время, является духовное, нравственное возрождение, ведь дети сплошь и рядом увлечены боевиками, бессодержательными мультфильмами, что порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно прививать любовь к искусству и развивать творческие способности ребят.

В своей работе стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого дела. Одно из обязательных условий работы – это сотрудничество и сотворчество педагога с ребёнком, создание тёплой атмосферы психологической безопасности, в которой, безусловно, принимается ценность каждого человека. Всё это способствует развитию творческих способностей ребят, формирует у них такие личностные качества, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно.

Каждый ребёнок уникален и неповторим. Моя задача – помочь ему раскрыть таланты. Ученик должен уходить домой с победой. Успех — самый лучший воспитатель, так как он даёт малышу уверенность в собственных силах и самом себе. Ребёнок рождается для успеха.

Я не ставила перед собой цель перечислить все виды работы с учащимися, которые я использую для развития творческих способностей младших школьников.  За три года целенаправленной работы у нас были и трудности, и победы. Сделать хотя бы шаг вперёд, но самостоятельно и уверенно — это уже значимый результат нашего совместного творчества. Главное, чтобы тебя поддержали и поняли. Ведь существует много путей, по которым можно пойти, развивая творческие способности детей, только важно, чтобы это было от души и приносило радость.

Я уверена, что со своими воспитанниками нахожусь на правильном пути, хотя этот путь нельзя назвать лёгким. Но мы постараемся, чтобы каждый из ребят стал хорошим человеком и нашёл своё место в жизни.

Источник