Роль воспитателя в эстетическом развитии ребенка

Нелли Середина
Условия, средства, роль педагога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Середина Нелли Александровна, учитель-логопед МБДОУ д/с «Солнышко »

Фридрих Шиллер говорил: «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически».

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс, в результате которого у ребёнка развивает-ся способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.

Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы человеческих чувств и личности культуры в целом.

М. Н. Забарева выделяет следующие уровни художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста:

На первом уровне ребёнок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но ещё не по образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер, например, выбирает открытку, на которой изображена лодка — потому что можно покататься, или открытку с изображением яблока – потому что вкусное.

На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картинку для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картинке – цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композиционные приёмы.

На третьем – высшем уровне, дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребёнок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.

Для реализации целенаправленного процесса художественно — эстетического развития дошкольников необходимы определенные условия.

Прежде всего – это среда, в которой ребенок живёт и развивается, то есть – игрушки, одежда, помещение. Среда – это часть образовательной сис-темы, представленная специально организованным пространством: помещением, материалами, оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей.

Развивающая среда должна обеспечивать гармоничное отношение ме-жду ребенком и окружающим миром, вызывать у детей чувство радости, обогащать новыми впечатлениями и знаниями, побуждать к активной учебной деятельности, удовлетворять потребности творческого развития каждого ребенка.

Основными условиями художественно-эстетического развития ре-бенка дошкольного возраста являются:

насыщенность быта произведениями искусства;

самостоятельная активная деятельность детей;

осуществление индивидуального подхода к детям.

А также, включение ребенка в различные виды художественной дея-тельности, которая является одним из главных условий полноценного художественно — эстетического развития.

Средствами художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста являются:

эстетика быта;

искусство;

природа;

художественная деятельность ребёнка.

Эстетика быта включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно-богатой и доброжелательной.

Эстетика быта это и одежда детей и взрослых, расположение расте-ний, размещение в пространстве картин, штор, мебели. Она должна отвечать задачам охраны и здоровья в жизни детей. Предметы должны соответствовать требованиям эстетики.

Основой эстетики быта является порядок и чистота. Уже с раннего возраста детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятности одежды. Утверждая в их понимании то, что красота — это дело рук человека.

Многогранным и неисчерпаемым средством художественно-эстетического развития является искусство. Оно знакомит детей с жизнью людей, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям.

Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Непосредственно под руководством педагога.

Каждый вид искусства отражает жизнь и оказывает свое особое влия-ние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Особую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки. из них есть – по-эма».

П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии сво-ем является музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Дет-ство невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки. Не каж-дый из детей станет музыкантом, но у каждого ребёнка можно и нужно вос-питывать интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух.

Одним из важных средств художественно-эстетического развития является природа. Детей необходимо учить наблюдать и замечать красоту отдельных явлений и объектов природы, сопоставлять форму цветов и листьев, величину и их окраску, воспринимать красоту звуков в природе, шум ветра, сезонные изменения в природе, замечать как преображается природа в результате труда человека. Именно в ней можно увидеть гармонию — основу красок. Средством она становится тогда, когда педагог целенаправленно использует ее воспитательные возможности делает ее наглядной.

Вырастая среди природы, ребёнок учится видеть гармоничность, кра-соту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в рассказах, рисунках.

Это говорит о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение композиторы, живописцы, писатели. Детям дошкольного возраста принесут немало восторга организо-ванные экскурсии на природу. Впечатления останутся в памяти детей на всю жизнь, и это воспитывает в них способность видеть прекрасное.

Условием и средством эстетического воспитания является и художе-ственная деятельность дошкольника, как организованная педагогом, так и самостоятельная.

Она дает ребенку богатые зрительные образы. Именно в художествен-ной деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои воз-можности, ощутить продукт своей деятельности — рисунки, поделки, реализо-вать себя как творческую личность, то есть проявить творческие замыслы, задатки. Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

Важную роль в эстетическом воспитании дошкольника играет — роль педагога. Педагог должен являться примером нравственного поведения быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции.

Таким образом, для полноценного воспитания художественно-эстетической развитой личности необходимо соблюдать основные условия, средства, учитывать роль педагога в данном образовательном процессе и грамотно отбирать содержание предлагаемого материала в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и интересами ребенка дошкольного возраста.

Источник

Ирина Соколова
Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне от музыкального развития детей.

Наличие в детском саду двух педагогов — музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности.

Первая, когда всё музыкальное развитие детей сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, и в этом случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребёнка.

Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызывать интереса у детей.

Существует и другое противоположное явление,когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни,пляску,и. т. д. Такое распределение ролей возможно лишь в том случае, когда воспитатель музыкален, методически подготовлен, но слабо владеет музыкальным инструментом. Малоопытный и недостаточно подготовленный воспитатель, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в его исполнении.

Проведение музыкального занятия не является монополией музыкального руководителя, а составляет лишь часть педагогической работы,которую ведёт воспитатель. Часто растерянность, сухой и скучный тон воспитателя, нечёткость в движениях происходит от того, что он ещё не имел достаточной практики и не уверен в своих силах. В первое время воспитатели являются на музыкальных занятиях как бы на положении » практикантов «,которые работаю под наблюдением музыкального руководителя. Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним.

Педагог-музыкант ведёт работу в двух направлениях — с детьми и воспитателями. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми. По мере овладения воспитателем содержанием и методикой музыкального воспитания, педагог-музыкант всё больше вовлекает воспитателя в непосредственную работу с детьми, а также осуществляет контроль за его работой вне занятий.

Музыкальный руководитель знакомит воспитателя с практическим материалом, который даёт детям. Воспитатель проводит с детьми на занятиях отдельные его элементы: разучивает новую пляску, поёт новую песню,организует музыкально-дидактическую игру, и. т. д.

Давая воспитателям задания, музыкальны руководитель должен дифференцированно подходить к каждому воспитателю, учитывая его силы и возможности.

Какие же формы работы с воспитателями наиболее эффективны? Среди них можно назвать индивидуальную консультацию и групповые занятия (кружок).

На индивидуальных консультациях музыкальный руководитель договаривается с воспитателем о заданиях, интересных и доступных детям данной группы, и о том,кому из детей следует уделить особое внимание. Музыкальный руководитель проверяет, как воспитатель исполняет детские песни и пляски.

На занятиях кружка воспитателя знакомятся с основными теоретическими и практическими вопросами музыкального воспитания, а также разучивают детские песни,игры,пляски. При разучивании с воспитателями песен обращается внимание на чистоту интонирования, на чёткость дикции. Наряду с приобретением вокальных навыков воспитатели повышают культуру своего движения. Кроме детских игр, плясок и упражнений они делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию.

Интерес педагогического коллектива к музыкальному воспитанию отражается на всей воспитательной работе,создаёт подъём и бодрость, особенно при проведении праздников и досугов.

Для того, чтобы наладить должным образом работу музыкального руководителя с воспитателем, необходимы контроль и помощь методиста и заведующего учреждением.

Источник

МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

Сообщение из опыта работы

«Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей»

Выполнила воспитатель:

Одинцова Ю.А.

г. Семенов

2017 год

Получить в детстве начало

эстетического воспитания – значит

на всю жизнь приобрести чувство

прекрасного, умение понимать и

ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному

творчеству.

Н.А. Ветлугина

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

  1. Эстетика быта, внешнего вида, общение.  Жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя — делают эстетику средством эстетического воспитания ребенка. Эстетика быта (окружения) повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольника  и её результативность. Не только красивые предметы эстетически воспитывают детей, но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать.
  2. Произведения искусства  (музыка, литература, театр, произведения декоративно-прикладного искусства и др.) способствуют формированию эстетического вкуса.
  3. Природа заключает в себе многообразие, способствует пониманию детьми богатства мира, в котором живут.

Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю жизнь. Для педагога важно подобрать такие слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам эстетического воспитания. Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др.

  1. Разнообразные виды игр : дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др. Все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности и что играя дети легко обучаются.
  2. Разные виды труда детей в детском саду, о значении которых говорил В.А.Сухомлинский, связывая их с формированием представлений о красоте бытия и радости её создания: «Радость труда — красота бытия». Ценностное отношение к миру формируется у дошкольников в процессе художественного ручного труда в организованной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
  3. Физические упражнения, когда в процессе разных видов художественной деятельности детей развиваются моторика, ручная умелость, микро-  и макродвижения, зрительно-двигательная координация. Это сближает задачи художественно-эстетического и физического развития детей.
  4. Самостоятельная художественная деятельность детей. Является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.
  5. Важным средством эстетического развития детей Е.А.Флёрина считала праздники. Основное в празднике — идея, оформленная в музыке, изобразительном искусстве, художественном слове. Всё это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников, и самое главное — единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.

Педагогические условия развития творческих способностей детей.

       Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариантность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.

Возможно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применять усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание сознательно трудиться. Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявлять творческие способности.

      Следующим условием является учет индивидуальных особенностей развития.

Индивидуальные различия между детьми проявляются  в том, как они овладевают изобразительными умениями и навыками. Кто-то осваивает их легко, схватывая правильные приемы работы с первого показа, но таких детей не много; большинству же требуется определенное время и упражнения. Выявив различное отношение детей к изобразительной деятельности и разный уровень требований к своим рисункам, педагог определяет индивидуальный подход и направления развития детей.

      Следующее педагогическое условие – бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Об индивидуальном подходе к детям важно помнить и при рассматривании и анализе детских работ в конце занятия. Высокая оценка их работ, частая похвала могут привести к тому, что у ребенка развивается самоуверенность. В других случаях, когда дети овладевают навыками и умениями с большим трудом, они не всегда могут создавать воображение в соответствии с поставленными требованиями. Не нужно упрекать их в присутствии товарищей. Это может вызвать негативное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, заронить неуверенность в себе. (индивид обсудить, после занятия позаниматься, показать, заинтересовать, мотивация)

Для обработки способов изображения и выразительного применения различных изобразительных материалов можно использовать образные игровые упражнения и разнообразие игр. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность. Можно придумать множество игровых ситуаций. «Построим сказочный дом для новых кукол», «Оформим наш уголок природы».

        Особую роль в развитии творческих способностей дошкольников играет развивающая предметно-пространственная среда – «пространство творчества» как на занятиях, так и в повседневной жизни. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. (п. 3.3.4. ФГОС ДО). Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделают работы более интересными, творческими, разнообразными.

Немаловажным условием для развития творческих способностей у дошкольников является общение с искусством. 

      Таким образом, мы, педагоги ДОУ должны помочь ребёнку в художественно — эстетическом развитии, для того чтобы он мог развиваться всесторонне. Для этого мы должны так организовывать свою деятельность, чтобы во всех режимных моментах дня раскрывать детям красоту окружающего мира , помогать им увидеть ее прелесть и подбирать такие слова для описания этой красоты, которые будут доступны сердцу ребенка.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

1.специально организованное обучение;

2.совместная деятельность педагогов и детей;

3.самостоятельная деятельность детей.

Таким образом, дошкольный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель.

Источник