Роль воспитания в развитии ребенка в педагогике
Воспитание
предполагает целенаправленную
деятельность общества по управлению
процессом развития человека через
включение его в различные виды социальных
отношений в учебе, общении, игре,
практической деятельности.
Для
осуществления такой деятельности
общество использует все имеющиеся в
его распоряжении средства – искусство,
литературу, массовые средства
распространения информации, учреждения
культуры, учебные заведения, общественные
организации. [5, с. 520]
Воспитание
рассматривает свой объект одновременно
в качестве своего субъекта. Это означает,
что целенаправленное влияние на детей
предполагает их активную позицию.
Воспитание
выступает как этическое регулирование
основных отношений в обществе; оно
должно способствовать реализации
человеком себя, достижению идеала,
который культивируется обществом.
Воспитание исходит из качеств общественной
морали, и эти качества получает индивид
в процессе воспитания. В своем единстве
развитие и воспитание составляют
сущность формирования человека. [2, с.
100]
Воспитание
предполагает вооружение человека
определенной суммой общественно-необходимых
знаний, умений и навыков, подготовку
его к жизни и труду в обществе, к соблюдению
норм и правил поведения в этом обществе,
общению с людьми, взаимодействию с его
социальными институтами. Иными словами,
воспитание должно обеспечивать такое
поведение человека, которое будет
соответствовать нормам и правилам
поведения, принятым в данном обществе.
Это не исключает формирования
индивидуальных черт и качеств личности,
развитие которых обусловлено как
индивидуальными задатками человека,
так и теми условиями, которые может
предоставить ему общество для развития
этих задатков. [5, с. 520]
Воспитание
— это очень важный фактор, оказывающий
большое влияние на развитие и формирование
личности человека.
Важнейшие
закономерности и факторы развития и
формирования личности можно рассматривать
как внешние и внутренние.
К
внешним относятся совокупное влияние
вышеназванных сред и воспитания. [1, с.
78]
К
внутренним факторам – природные
потребности и влечения, потребности в
общении, альтруизме, доминировании,
агрессивности и специфические социальные
потребности – духовные, творческие
потребности, нравственно–ценностные,
потребности в самосовершенствовании,
интересы, убеждения, чувства и переживания
и так далее, возникающие под воздействием
среды и воспитания. В результате
комплексного взаимодействия этих
факторов происходит развитие и
формирование личности. [2, с. 101]
В
процессе развития сложно найти период
равномерного влияния всех факторов.
Как правило, наблюдается поочередное
или групповое их преобладание
Внешние
факторы формирования личности, проявляясь
через сильное биологическое начало
(имеем в виду и изначальную духовную
субстанцию), обеспечивают развитие,
совершенствование. Не всегда в достаточной
степени биологическое в человеке
подчиняется внешним факторам развития.
Видимо, некоторый генетический атавизм
имеет место в биологическом развитии.
[5, с. 521]
Педагогическая
практика знает немало примеров, когда
великолепные условия жизни и воспитания
не давали положительных результатов,
или, с другой стороны, в тяжелейших
семейных, социальных, бытовых условиях,
в условиях голода и лишений (годы войн),
но при правильной организации
воспитательной работы, создании
воспитательной среды достигались
высокие позитивные результаты развития
и формирования личности. [6, с. 215]
Педагогический
опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает,
что в первую очередь формирует личность
система отношений, складывающаяся у
личности со средой и окружающими ее
людьми, создаваемая родителями и
педагогами, взрослыми. [6, с. 215]
Воспитание
может рассматриваться и как составная
часть влияния социальной среды на
человека, но оно является вместе с тем
одним из факторов внешнего воздействия
на развитие человека и формирование
его личности. Отличительной особенностью
воспитания является, кроме его
целенаправленности, и то, что оно
осуществляется лицами, специально
уполномоченными обществом для выполнения
этой его социальной функции. [2, с. 102]
Развитие
ребенка происходит в условиях многообразных
отношений положительного и отрицательного
характера. Система педагогически
обоснованных воспитательных отношений
формирует характер личности, ценностные
ориентации, идеалы, представления,
мировоззрение, чувственно-эмоциональную
сферу. Однако не всегда ребенок
удовлетворен правильно организованной
системой отношений.
Системой
отношений для него не актуализируется
в жизненно необходимую. Формируя
многообразие отношений к реальности,
она иногда не учитывает внутреннее “Я”
индивидуальности, психическое развитие
и условия физического развития, скрытую
внутреннюю позицию воспитуемого. [5, с.
523]
Высокий
результат развития и формирования
достигается, если воспитательная система
в лице педагога обеспечивает тонкое
психолого-педагогическое влияние в
контексте единомыслия с ребенком,
обеспечивает гармонию складывающихся
многообразных отношений, уводит его в
мир духовной деятельности и ценностей,
инициирует его духовную энергию,
обеспечивает развитие мотивов и
потребностей. [5, с. 524]
Но,
в то же время, анализируя закономерности
воспитания как общепланетарного явления,
хотелось бы отметить и то, что осознанное
отношение к своему совершенствованию
и предназначению на Земле — это, пожалуй,
основное объективное условие продолжения
и сохранения жизни. И в этом смысле
воспитание — явление, взращенное и
сохраненное в генетическом коде
человечества.
Важным
фактором в развитии выступает личность
самого ученика (или человека вообще)
как саморегулирующей, самодвижущей,
саморазвивающейся, самовоспитывающейся
персоны. [3, с. 273]
Активность
личности человека видится в двух
аспектах: чисто физическая и психическая.
[1, с. 76]
Эти
два вида активности могут в отдельном
человеке проявляться во множестве
комбинаций: высокая физическая активность
и низкая психическая; высокая психическая
и низкая физическая; средняя активность
и физическая и психологическая; низкая
активность и физическая и психологическая
и ому подобное.
Функция
воспитания в данном случае будет
сводиться к развитию («запуску») в
ребенке механизмов саморегуляции,
самодвижения, саморазвития.
Во
многом – человек творец самого себя.
При том, что определенная программа
индивидуального развития заложена уже
на генетическом уровне (в том числе
физическая и психическая предрасположенность),
за человеком остается право развивать
себя.
Однако
сила его воздействия зависит от целого
ряда обстоятельств, и значение его по
отношению к влиянию среды и наследственности
бывает неодинаковым. [2, с. 104]
Результатом
процесса воспитания должно стать
эффективная социальная адаптации
человека, а также его способность в
определенной мере противостоять
обществу, жизненным ситуациям, которые
мешают его саморазвитию, самореализации,
самоутверждению.
Иными
словами, в ходе воспитания необходимо
помочь человеку определить равновесие
между идентификацией с обществом и
обособлением в нем.
Адаптированный
в обществе человек, не способный
противостоять ему (конформист), является
жертвой социализации. [5, с. 525]
Человек,
не адаптированный в обществе, также
является ее жертвой (правонарушитель,
девиант).
Гармонизация
отношений человека и его окружения,
смягчение неизбежных противоречий
между ними является одной из важных
задач процесса воспитания.
Поэтому
воспитание начинает принимать иной
смысл: не навязывание, не передача
социального опыта, а управление
социализацией, гармонизация отношений,
организация свободного времени. [1, с.
78]
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
16.05.20157.71 Mб114Конструкционные стали. Учебное пособие.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Не все родители до конца понимают роль воспитания в развитии ребенка. Многим удобно считать, что способности и черты характера ребенка заложены генетически и родители мало что могут сделать. Однако роль родителей в воспитании ребенка очень велика, они могут не только обучить его различным навыкам и умениям, но также привить правильные привычки, манеры поведения и сформировать характер. Конечно, воплощение системы воспитания в жизнь требует ежедневных усилий и терпения со стороны родителей, однако развитие детей стоит таких усилий.
Роль родителей в развитии ребенка
Чтобы понять, насколько важна и многогранна роль родителей в развитии ребенка, давайте перечислим лишь некоторые области, которые могут развиваться в процессе воспитания:
- развитие моторики;
- движения и двигательные навыки;
- развитие речи;
- духовное развитие;
- социальное поведение;
- обучение (развитие концентрации, мотивации, упорства);
- самосознание.
У родителей, которые понимают важную роль воспитания в развитии ребенка и ежедневно прикладывают усилия для формирования личности своего малыша, обычно вырастают дети, легко находящие контакт с коллективом, редко конфликтующие в детсаду, школе и во взрослой жизни.
Что могут сделать родители для развития своего ребенка? Существуют некоторые общие методики, которые способствуют развитию:
- Развивающий игровой процесс. Так как основным способом обучения малыша является игра, родители должны обучать малыша различным играм, предоставлять ему возможность достаточно играть со сверстниками и пр. Хорошо, если в жизни малыша присутствует множество подвижных игр на свежем воздухе (бег, скалолазание, прыжки, катание на коньках и пр.).
- Обучающие занятия. Организуйте учебный процесс ребенка, помогайте усваивать школьную программу. Запишите ребенка в секции, развивающие умственные и спортивные способности малыша: лепка, танцы, легкая атлетика, гимнастика, плавание и пр.
- Ежедневная разработка мелкой моторики. Чем больше ребенок работает руками, тем больше развивается мелкая моторика. И в этом случае очень важна роль взрослого в развитии ребенка. Малыш не может самостоятельно обучиться мастерству, поэтому родители должны учить кроху работать с ножницами, делать аппликации, шить, рисовать, лепить, чертить и т.д.
- Повседневные обязанности. Правильное воспитание просто невозможно представить без приучения к труду. Роль взрослого в развитии ребенка заключается и в том, чтобы он не только научился трудиться, но и полюбил трудовой процесс. В семье, где с удовольствием и радостью трудятся, дети с желанием выполняют свои обязанности по дому, охотно помогают взрослым. На самом деле даже маленькие дети способны выполнять множество заданий: вытирать пыль, мыть пол, накрывать на стол, намазывать масло на хлеб, складывать свои вещи и убирать игрушки и т.д.
Но на этом роль родителей в развитии ребенка не заканчивается. Основной задачей семьи является обучение ребенка правильным, гармоничным отношениям. Роль воспитания в развитии ребенка заключается в том, чтобы обучить правильным основам поведения в семье и в социуме. Ребенок безошибочно считывает модель семейных отношений. Поэтому родители должны постараться, чтобы их модель поведения была как можно ближе к идеалу:
- Мама – терпеливая, мягкая, добрая, эмоционально привязанная к детям, заботливая и внимательная ко всем членам семьи, всегда готова поддержать.
- Папа — самостоятельный, умный, сильный, работоспособный, уверенный, энергичный, заботящийся о семье.
Родители должны проявлять доброту, любовь и терпение не только по отношению к ребенку, но и друг к другу. Самое большое воспитательное действие имеет личный пример родителей, а не количество прочитанных нотаций и обучающий речей.
Следует учитывать, что для воспитания ребенка большое значение имеет пример обоих родителей. Как мать, так и отец необходимы малышу. И если важность роли матери общепринята и понятна многим, то роль отца в развитии ребенка многими преуменьшается. На самом деле от матери ребенок никогда не воспримет стереотип мужского поведения. Поэтому давайте обсудим, что может сделать мужчина в воспитании своих детей.
Роль отца в развитии ребенка
Несмотря на то, что чувство отцовства приходит к мужчинам не так быстро как к женщинам, отец сильно влияет на развитие ребенка с самого рождения. Даже если мужчина не сразу включается в процесс воспитания, он может многое сделать для поддержания гармоничной атмосферы в семье, которая благотворно влияет на кроху. Не зря существует такая поговорка, что лучшее, что отец может подарить своему ребенку – это счастливую и любящую маму. Если мужчина поддерживает, любит и заботится о матери своего ребенка, он уже немало делает для развития своего малыша. Однако этим конечно не ограничивается роль отца в развитии ребенка. Отец в семье может сделать многое для развития своих детей:
- Отец оказывает большое воздействие на гендерное развитие малыша. Именно благодаря общению с папой и мамой малыш идентифицирует себя, осознает свой пол.
- Папа является не только родным человеком для малыша, но и служит образцом мужчины, представителем мужского начала и символом мужественности. Также отец помогает ребенку полнее формировать представление о самом себе и окружающих людях.
- Папа гарант спокойствия и защищенности семьи, папа олицетворяет порядок и дисциплину.
- Многие отцы имеют врожденное чувство защиты жены и детей. Также мужчина может передать мужскую модель поведения сыну и заложить представления о мужском поле у дочери.
- Отец является первым источником, из которого ребенок узнает о мире, технике и труде. Папа ориентирует ребенка в выборе процессии и формирует социальные цели и идеалы. Если благодаря матери ребенок усваивает принципы человеческой любви и эмоциональной привязанности, то благодаря отцу вливается в человеческое общество. Отец помогает ребенку противостоять агрессии окружающих и групповому давлению.
- Авторитарность отца позитивно влияет на умственные способности детей.
Конечно, чтобы роль воспитания в развитии ребенка была положительной, и отец и мать должны обладать хорошими личностными качествами.
Источник
РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
(выступление на заседании методического объединения педагогов дошкольного образования Сунженского района).
Прежде чем говорить о воспитании как о методике, мы должны четко и ясно представить, а какова же главная цель воспитания, какого человека мы хотим воспитать и что есть воспитание по существу?
В последнее время создается впечатление, что воспитание относят в нашем обществе на второй план. Мы все больше и больше забываем о воспитании, все больше начинаем думать об обучении. Конечно, никто не против приобретения знаний ребенком, но если это происходит без отрыва от главного-воспитания человека, что во все времена было основой истинной педагогики.
Современные мамы и папы, стараются дать ребенку то, что сделает его обеспеченным, защищенным, даст ему преимущество перед другими. И мало кто при этом заботится о внутреннем мире своего ребенка, о его душе, о качествах Человека. То же самое происходит в современных детских садах. Создается впечатление, что воспитатели все больше заботятся об обучении детей — о так называемой подготовке к школе. На фоне всего этого воспитание все меньше становится нужным и заметным. Родители меньше занимаются ребенком, он становится все более одиноким. Это одиночество невозможно компенсировать кружками и занятиями в детском саду, ребенку нужны любящие и понимающие его взрослые, способные не просто быть мамой, папой, тетей и дедушкой, а быть его настоящим другом.
В чем же истинная роль воспитания?
В чем же смысл этого слова? Воспитание есть некое питание, но только не просто питание желудка, а питание высшее, питание души и сердца. Об этом нам говорит приставка «Вос». Что же это за особенная приставка? Посмотрим на слова с этой приставкой : вос-певание, вос — хищение, вос — торг, вос — хождение, вос-приятие. Если мы возьмем только корни этих слов, то увидим обычное земное, материальное значение. Но приставка «вос» придает этим совам особый, свой смысл, связанный чем — то более духовным, с миром человеческих чувств. Слова говорят сами за себя. Отсюда вывод: воспитание — питание внутреннего мира человека.
«Благодаря воспитанию в отдельном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей. таково могущество воспитания» (Р. Оуэн).
«В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы (Кант). Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя человека, создает ему вторую природу». (Демокрит)
«Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы». (Гельвеции)
«Годы детства — это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка» (В. Сухолимский).
Задумываясь о воспитании как о способе прежде всего повлиять на духовный рост ребенка, понимая высокое значение воспитания, нам нужно знать, что же это за особая пища, чем питать ребенка? На этот вопрос трудно ответить, если не представлять, какого Человека мы растим, какими качествами он должен обладать.
Представление о совершенном Человеке складывалось в сознании человечества веками и тысячелетиями. Связанно оно всегда было с миром Высшим, с мечтами о лучшем, о Прекрасном. Эти представления накапливались постепенно, на протяжении всей человеческой истории, и что примечательно, в разных уголках Земли, в разных странах и народах они имели единую Основу, то что мы называем Добром, Истиной и Красотой.
Если мы внимательно прочитаем народные сказки, легенды, придания, созданные разными народами в разные времена, то увидим удивительную картину: все они говорят об одном и том же, об одних и тех же принципах и основах жизни. Так же и религии мира: как бы они не различались, а
имеют единый Корень.
В человечестве заложены общие нравственные
принципы, устои и понятия, которые передаются из поколения в поколение.
Эти высшие принципы заложены в самом человеке. С ними человек
рождается, и мы видим это на примере собственных детей: Иначе почему
мы говорим: «Устами ребенка гласит истина», или «Будьте как дети,…?»
Все эти лучшие человеческие качества могут быть развиты в ребенке с помощью взрослых или зачахнуть с их же помощью.
Каким же быть человеку?
«Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына». ()
«Только во всеобщем счастье можно найти свое личное счастье». (Гоббс).
«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям». (Л. Бетховен).
«В человеке заложена вечная, возвышенная потребность любить». (А. Франс).
«Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести — ничего, чем человек есть человек». ()
Вот лишь небольшая часть той мудрости, которая накоплена человечеством.
Под этим словом, написанным с большой буквы, будем понимать комплекс лучших и наиболее важных качеств человеческого характера.
Воспитание и обучение.
В наше непростое время необходимо воспитывать детей целеустремленными личностями, а почему? Скорее всего потому что не хватает мечты, устремления в будущее.
О чем сегодня можно мечтать с детьми? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно проанализировать мечты детей разного возраста. Одни хотят иметь много денег. Другие мечтают о подарках ко дню рождения. Некоторые хотят полетать на самолетах и. т. д.
Это мечты из другой сферы — из духовной жизни. Чтобы расширить
представления о мечте, стали перелистывать словари. Но ни в одном из
них не нашли этого слова. Но если в нем заменить всего одну букву, то
получится слово «мачта». Оно есть во всех словарях. Как ни странно,
именно это слово помогло нам понять значение слова «мечта».
Итак, «мачта»- вертикальное металлическое, деревянное сооружение,
устанавливаемое на палубе для крепления парусов, световых, флажных и
прочих сигналов». Благодаря ясной, красивой, благородной мечте человек
способен преодолеть лень, инертность, выработать волю и
целеустремленность. Это те же самые паруса, которые крепятся к матче. Укрепляясь и развиваясь, они становятся чертами характера, устремляя за собой и других людей.
«Мечта — прелюдия человеческого творчества. Хотя всегда жить мечтами нельзя. Есть еще и будни. Мы должны бомбардировать их мечтами. Вместе со всеми гениальными мечтами… «(Э. Межелайтис).
Хотелось, чтобы мы чаще задумывались над смыслом воспитания детей. Какими мы хотим их воспитать? Для чего, ради чего?
Источник