Роль воспитания ребенка в ранних теориях развития
Под
педагогической теорией понимается
система знаний, описывающая и объясняющая
строго вычлененный круг педагогических
явлений.
Зарубежные педагогические теории
Вальдорфская
педагогика
Основатель
этой теории – Рудольф Штейнер, австрийский
философ, писатель, педагог. Он читал
курс лекций для рабочих фабрики, которая
называлась «Вальдорф – Астония», в
Штутгарте; там же была создана первая
школа на основе антропософии – учении,
которое основал Штейнер. Это космологическое
учение о человеческой мудрости
религиозно-мистического направления.
Штейнер изложил свои педагогические
взгляды в таких трудах: «Воспитание
ребенка с точки зрения науки», «Методика
преподавания и жизненные условия
воспитания» (1924, 1907). Важным направлением
развития маленького ребенка Штейнер
считал телесное совершенствование.
Взрослые
играют роль образца, ребенок им подражает.
Основные принципы воспитания дошкольников:
развитие души зависит от физического
развития; мысль – чувство – желание (у
взрослого человека), а у ребенка: желание
– чувство – мысль. Предлагается
использовать:
—
воспитание без вмешательства в
естественное развитие ребенка;
—
свободную игру, ознакомление с окружающим,
чтобы впечатления отражались в игре;
—
рисование (не столько что-то конкретное,
сколько экспериментирование с красками
(смешивание); наблюдение, как рисует
настоящий художник – профессионал;
—
лепку;
—
рассказывание историй;
—
пение;
—
эвритмию (драматизация сказок), особую
систему движений, связанную с языком и
музыкой;
—
прогулки.
В
вальдорфском детском саду не используют
радио, телевидение, кассеты, диски в
воспитании детей, зато часто звучит
«живая» музыка.
Здание
детского сада расположено в лесной
зоне, близко в природе.
Обычный
день в подобном детском саду… Утро
посвящено свободной игре детей.
Воспитательница готовит на завтрак
кашу из разных злаков, организует перед
завтраком пальчиковые игры. Перед едой
читается молитва. Затем сообща моют
посуду, отправляются на прогулку на
участок, где имеется небольшой водоем.
Перед обедом дети разыгрывают по ролям
сказки при свечах, поют. На обед подается
овощной суп, для приготовления которого
используют экологически чистые продукты.
Дошкольники после обеда спят. Обязательным
элементом вальдорфской педагогики
является совместное воспитание детей
– инвалидов и обычных детей.
Образовательная
работа строится по тематическому
принципу; темы связаны с небесными
телами (планетами). Например, в понедельник
– день Луны – дети работают на занятиях
с воском и акварелью.
Теория
воспитания ребенка Селестина Френе
(Франция)
Данная
теория является национальной гордостью
французов, используется в настоящее
время, но возникла она в 40-60-е годы ХХ
века.
Теория
Френе – это педагогика взаимодействия
и коммуникации, воспитание жизнью, для
жизни в труде. Детский сад организуется
по типу «материнской школы» для детей
от 4 до 6 лет. Жизнь в учреждении строится
по семейному принципу. До обеда
организуются интеллектуальные занятия,
после обеда – ручной труд, рисование,
рукоделие, физическая культура, работа
в саду, в лаборатории, в мастерской.
Экскурсии, математика и грамота по
содержанию приближены к жизни.
Часто
используются печатные машинки. Когда
дети научатся сочинять и рассказывать
истории, обучаться грамоте, они печатают
эти истории на машинке, создаются общие,
коллективные тексты.
В
настоящее время идея Френе используется
на уровне Интернета.
В
детских садах снимают видеофильмы,
записывают диски, выпускают газеты и
журналы, в которых помещаются детские
рисунки, фото, сведения о родителях.
Германия
Многие
дошкольные учреждения в этой стране до
сих пор работают по модели Фребеля,
разработанной в XIX-XX веке.
В
дошкольных учреждениях дети находятся
лишь в первую половину дня. Единой
образовательной программы для дошкольников
в стране нет. Главным считается, чтобы
дети интенсивно проживали обыденную
жизнь в условиях смешанной по возрасту
группе.
В
центр педагогического процесса поставлена
свободная игра и общение. Создаются
условия для конструктивных, настольных,
подвижных игр, для ручного труда,
рисования, физкультуры, чтения книг,
экспериментирования.
Педагогический
персонал самостоятельно разрабатывает
концепцию своей работы с детьми.
Педагогическая работа имеет годовой
цикл, связана с праздниками.
США
В
этой стране дошкольное образование
строится на теориях Ф. Фребеля, Дж. Дьюи,
М. Монтессори, С. Холла. С. Холл — американский
педагог и психолог начала ХХ века. Он
был сторонником биогенетического
принципа, считал, что ребенок всегда
должен быть тем, чем он есть в данный
момент.
В
60-е годы ХХ века в США появился проект
концепции дошкольного воспитания, в
которой предусматривается совместное
воспитание детей с недостатками в
развитии и обычных детей, так называемая
«модель интеграции в образовательную
систему детей со специальными
потребностями».
В
дошкольных учреждениях создаются
специальные зоны (центры): центр
социодрамы, сюжетно-ролевых игр,
кукольного театра, искусства, кулинарии,
научно-материальный центр строительства
и конструирования и др.; организуются
специальные и спонтанные занятия. Важным
считается поощрение свободы детей, их
стремление к счастью; детей учат
пользоваться свободой слова, быть
независимым, честолюбивым, уверенным
в себе.
Япония
Японский
скрипач и педагог С. Судзуки разработал
систему массового раннего музыкального
воспитания (с 2-хлетнего возраста). В
настоящее время данная система
используется более чем в 30 странах мира.
Первые
детские сады, работающие по системе
Судзуки, были открыты в 1948 году.
Постепенно
система музыкального воспитания
переросла в систему целостного развития
ребенка; однако музыка остается одним
из воспитательных средств.
Суть
концепции Судзуки заключается в том,
что воспитание понимается как развитие
психических функций ребенка и прежде
всего способностей (таланта). Уровень
развития способностей зависит от среды.
Талант – предельный уровень развития
всех способностей ребенка.
Широко
используются обучение в форме игры, в
основе которой лежит «принцип освоения
родного языка». Судзуки заметил, что от
природы ребенок без труда усваивает
родной язык; успех постижения языка
заложен, как считает Судзуки, в самом
методе постижения. Подобный метод
Судзуки вначале распространил на
музыкальное воспитание, а затем и на
другие направления развития ребенка.
Автор назвал пособие «Воспитание
таланта», где рекомендуется использовать
слушание и повторение, запоминание,
сопровождающееся физическими упражнениями,
т.е. используются все органы чувства.
Роль
воспитателя заключается, по мнению
Судзуки, в создании обстановки для
саморазвития детей. Группы, как правило,
смешанные; дети по очереди назначаются
на роль помощника воспитателя.
Собственно
музыкальное воспитание по системе
Судзуки строится на основе слушания
музыки композиторов – классиков, музыки
барокко. Это служит основой для будущих
занятий музыкой на музыкальных
инструментах.
М.
Ибука – инженер, президент компании, в
1969 г. создал организацию «Японская
ассоциация раннего развития». Ибука
расширил применение метода Судзуки.
Ибука считает, что первые 3 года жизни
– это решающие годы в развитии человека;
после 3-х лет заниматься развитием
ребёнка уже поздно. Каждый ребенок может
хорошо учиться, все зависит от метода
обучения. Ранее развитие ставит цель
не воспитать гениев, а дать ребенку
такое образование, чтобы он имел глубокий
ум, здоровое тело, сделать его смышленым
и добрым; необходимо развить в ребенке
его безграничные потенциальные
возможности, чтобы больше стало в его
жизни и мире радости.
Структура
мозга формируется к трем годам; в это
время образуется база для дальнейшего
развития. В первые годы, как считает
Ибука, надо быть с ребенком и строгим,
и ласковым, а когда он начинает развиваться,
необходимо уважать волю ребенка, его
«Я», иначе взрослые губят талант ребёнка.
Такова
сущностная характеристика теории С.
Судзуки, которая используется в дошкольном
воспитании Японии.
Для
Японии также характерно, что в обучении
дошкольников педагоги не придерживаются
определенной теории: большей частью
заимствуются наилучшие достижения,
эффективные методы, но при этом неуклонно
почитаются традиционные национальные
ценности. Например, считается, что важна
не одаренность, а терпение, усидчивость,
характер. В идеале педагоги и родители
стремятся сбалансировать индивидуальность
и принадлежность к группе. Дети до
предела загружаются дополнительными
занятиями спортом, музыкой, искусством,
иностранными языками с целью воспитания
конкурентоспособных членов общества.
Таким
образом, многие современные зарубежные
педагогические теории строятся на
педагогическом наследии прошлого; кроме
того, учитываются требования современного
общества и национальные традиции той
или иной страны.
Отечественные
педагоги, бесспорно, должны быть знакомы
с содержанием зарубежных педагогических
теорий, чтобы творчески использовать
мировые педагогические находки в своей
практике, в научных исследованиях,
передовом педагогическом опыте.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Основные направления педагогической теории о развитии,
Роли воспитания и обучения
Основные ориентации человекознания
Проблема соотношения обучения и развития является производной от общенаучной и общепсихологической проблемы, т.е. проблемы генотипической и средовой обусловленности развития человека.
В истории психолого-педагогический мысли можно выделить три точки зрения на вопрос о соотношении влиянии генотипических и средовых факторов на развитие человека. В качестве основы рассматривается концепция А.Г. Асмолова [2]. Как подчеркивает ученый, от образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к личности, так и теоретические схемы анализа развития личности [2]. Преобладание в психологии личности образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» во многом обусловило реальный факт несовпадения понятий индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биогенетической, социогенетической и персоногенетической ориентации человекознания.
В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга и т.д.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат, главным образом, приспособительные процессы организма, которые изучаются в таких научных областях, как психофизиология индивидуальных различий, психогенетика, нейропсихология и др.
Представители разных течений социогенетической ориентации изучают преимущественно процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или — в широком смысле — социальной адаптации человека, разрабатываются главным образом в социальной психологии, этнопсихологии, исторической психологии.
В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности. С изучением всех этих проявлений личности связана общая психология личности, разные аспекты которой освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, гуманистической психологии.
В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется схема детерминации развития личности под влиянием двух факторов — среды и наследственности. В рамках системно-деятельностного историко-эволюционного подхода, развиваемого А.Г. Асмоловым [2], разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития.
Основные теории воспитания
Теории воспитания – это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания [10]. В качестве научной базы таких теорий выступают психологические теории развития личности, социальная и возрастная психология.
Среди основных психологических подходов к воспитанию и развитию личности еще с XVIII в. выделяются два противоположных: биологизаторский и социологизаторский.
Согласно биологизаторскому подходу личностные качества человека в основном передаются по механизмам наследственности и мало изменяются под влиянием условий жизни. Наследственность определяет весь ход развития человека: его темп и предел. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием такого изначально предопределенного развития. Сторонники данного подхода перенесли в психологию из эмбриологии основной биогенетический закон, сформулированный в XIX в. немецким биологом Э. Геккелем: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой краткое повторение филогенеза (исторического развития вида). Изначально этот закон касался только периода внутриутробного развития, но теория рекапитуляции распространила его на последующую жизнь ребенка, этапы которой сопоставлялись с эпохами культурно-исторического развития человечества. Согласно этой теории ребенок в первом полугодии своей жизни находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны, в раннем детстве пребывает на уровне развития древнейших и древних людей, в дошкольном – в первобытно-общинном состоянии. Начиная с поступления в школу, он усваивает человеческую культуру. Таким образом, согласно рассматриваемой теории уровень развития ребенка фактически зависит только от скорости развертывания врожденных программ созревания и не сочетается с воспитательным воздействием на его личность.
Данная теория представляет пессимистический взгляд на возможности воспитания личности. На основе этого подхода впоследствии сформировались убеждения об изначальном превосходстве одних наций, классов, рас над другими и, соответственно, о необходимости применения к детям из «высших» слоев более прогрессивных и сложных методов обучения и воспитания, чем к детям из «низших». В наши дни эта теория имеет мало сторонников.
Противоположный подход к воспитанию и развитию психики проявляется в социологизаторском направлении. Его истоки лежат в воззрениях английского философа XVII в. Джона Локка, считавшего, что ребенок появляется на свет с душой, чистой, как белая восковая доска – tabula rasa. На этой доске воспитатель может написать все что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким хотят его видеть близкие взрослые. Согласно этим взглядам путем обучения и воспитания можно сформировать любые психические функции и развить их до любого уровня независимо от биологических особенностей [10].
Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский, и социологизаторский – страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. В целом, сторонники социологизаторского подхода все же ближе к истине, но против него также можно выдвинуть ряд контраргументов. Во-первых, некоторые свойства личности, например темперамент, не могут быть воспитаны, поскольку напрямую зависят от генотипа и определяются им: в частности, темперамент обусловлен врожденными свойствами нервной системы человека. Во-вторых, из психиатрии и патопсихологии известны факты, свидетельствующие о передаче по механизмам наследственности если не самих психических заболеваний, то, по крайней мере, предрасположенности к ним. Не все в личности зависит только от воспитания: многое определяется состоянием организма.
Другие теории представляют собой промежуточные, компромиссные варианты этих двух крайностей. Они характеризуются одновременным признанием зависимости развития и функционирования личности как от биологических, так и от социальных факторов и отводят воспитанию значительную роль. Есть группа теорий, предметом исследований которых выступает характер человека. В теориях другого типа обсуждаются вопросы становления и развития интересов и потребностей ребенка.
Особый класс теорий составляют те, в которых предметом рассмотрения и воспитания выступают черты личности. Они в основном выходят из общепсихологической теории личности, называемой теорией черт и представляющей личность как набор определенных черт, связанных друг с другом более или менее тесно. Среди этих черт выделяются базисные и вторичные. Базисные черты возникают и формируются у ребенка в период раннего детства, и вопрос о возможности их воспитания ставится только применительно к данному периоду жизни. Считается, что, однажды сформировавшись, эти черты личности в дальнейшем практически не изменяются и чем старше становится ребенок, тем меньше возможностей у него остается для воспитания соответствующих личностных черт. Если же речь идет о вторичных чертах, которые возникают и формируются позднее, а тем более – о высших чертах духовного и мировоззренческого характера, выступающих в форме моральных и социальных установок, то с их воспитанием связываются более основательные надежды. Утверждается, что такие черты можно воспитывать у человека в течение всей его жизни, однако для этого необходима специальная практика. Все относящееся к собственно личностным чертам: мировоззрение человека, нравственные и этические ценности, наследственностью прямо не определяется. Эти качества являются итогом развития личности во времени и пространстве ее бытия.
Однако ни один из двух основных подходов в чистом виде, ни теории, выстроенные путем их комбинирования и нахождения компромиссов, не учитывают такой фактор, как активность самой личности по самовоспитанию. Чем старше и опытнее человек, тем более он становится способен сам принимать решения о путях своего развития и следовать этим решениям. Роль активности самого индивида ставится во главу угла вопроса о воспитании при обращении к функциональному подходу. Этот подход провозглашает, что формирование каждой психической функции определяется тем, как часто и насколько интенсивно она используется в жизни индивида, т. е. согласно ему основную роль в развитии психики играет образ жизни развивающегося человека. Особенно ярко это проявляется на примере способностей: способности к определенной деятельности могут развиваться лишь при условии регулярных систематических занятий ею. Если такие занятия проводятся от случая к случаю, способности не разовьются даже до того уровня, до которого могли бы развиться благодаря природным задаткам. То же самое наблюдается и при формировании нравственных качеств: доброты, щедрости, готовности помочь, принципиальности, смелости. Эти черты могут развиваться только в том случае, когда человек регулярно попадает в ситуации, требующие их проявления, лишь тогда названные качества войдут у него в привычку.
Таким образом, существуют три основных фактора развития психики, которым придается разное значение в различных теориях воспитания: 1) генотип (наследственность); 2) внешняя среда; 3) собственная активность личности по саморазвитию и самовоспитанию.
Дата добавления: 2018-02-14; просмотров: 2087; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10104 — | 7844 — или читать все…
Источник