Роль воспитания и окружающей среды в развитии ребенка
В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит
последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно
сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под
влиянием окружающей среды. - Зависит от взрослого, какой социум
будет окружать кроху. - Ребенок социализируется через
общение, деятельность и сознание. - Сознание формируется с помощью
специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Светлана
Роль окружающей среды в развитии ребенка
Что оказывается первым фактором развития эстетических чувств ребенка? Конечно, улыбка матери, ее ласка, ее нежный голос, сильные руки отца. Далее — та среда, в которую ребенок попадает, то, что называется эстетикой быта. Это и первая погремушка, радующая малыша красочностью и необычностью звучания и свой угол в квартире, мебель и прочее. Малыш растет. Сложнее становятся его эстетические реакции. Ребенок играет,а его воображение уносит его куда-то далеко. Воображение- это удивительная сила, которая движет детскими играми. Можем ли мы отказаться от воспитания эстетических чувств через игрушки -конечно нет. Игрушка – это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек. Эмоциональный характер взаимоотношений между взрослым и ребенком особенно важен.
Одним из результативных способов эстетического воспитания ребенка- совместное со взрослыми, родителями переживание художественных ценностей, всего того, что может и должно быть доступным малышу. С чем может сравниться по силе эмоционального воздействия совместное со взрослыми посещение театра? Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Эстетическое развитие осуществляется не автоматически. “Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного. Ведь для всестороннего развития ребенка мы должны включить его в многогранную деятельность, без которой процесс воспитания и обучения не окажет глубинного воздействия на психику ребенка. Это значит, что мы призваны не только регулировать впечатления ребенка и его эстетические переживания. Мы должны вместе с ребенком рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах и танцевать.
Наши педагогические устремления сталкиваются иногда с ограниченностью нашего собственного эстетического развития. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества».(В. А. Сухомлинский). С первого прихода ребенка в детский сад его должна окружить забота воспитателей. Мы должны изучить возможности каждого ребенка, его индивидуальный психический склад, в соответствии с этим необходимо скорректировать воспитательные воздействия. Весь нравственный климат детского сада является эмоционально- эстетическим фактором развития ребенка. Детский сад вводит ребенка в мир нравственной необходимостью, в мир дома, но и в мир человеческих отношений. Включая ребенка в многогранную деятельность, детский сад должен формировать личность ребенка. Если проанализировать всю деятельность ребенка, то сделаем вывод, что она пронизана эстетическими впечатлениями и чувствами.
Смоделированная пространственно-предметная развивающая среда в ДОУ позволяет воспитанникам проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Источник
Ирина Гранцова
Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста
«Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться к матери без должного уважения. Как и любая мать, природа многое прощала и прощает ему, но ведь не беспредельно. И чем раньше человек поймёт это, чем раньше осознает свою кровную связь с землёй, тем крепче, здоровее, счастливее он будет. «
В. Владиславский
Взаимодействие человека с природой — чрезвычайно актуальная проблема современности. Актуальность её очевидна. Это и ухудшение состояния воздуха, воды, вследствие интенсивного и порой, неграмотного их использования, и нарушение природного равновесия, что приводит к деградации целых экосистем, и прямая угроза здоровью и жизни людей, особенно детей. Поток информации об экологической катастрофе, нависшей над человечеством, её анализ показывает и главную причину — низкий уровень экологической культуры, экологического сознания у большинства людей.
Что же такое экологическое сознание, экологическая культура и как их можно понимать применительно к области дошкольного воспитания? Экологическое сознание — это общественное сознание,которое может складываться двумя путями: стихийным или сознательным — посредством целенаправленного воспитания и образования, в этом немалую роль играют воспитатели детского сада.
Дошкольноедетство — ответственный период жизни человека: в нем закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём.
Работа по экологическому воспитанию дошкольников обладает большими возможностями и перспективой. Природа — сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть. Все, кому неравнодушна судьба природы и наших детей: отворите детям окна в природу, научите ощущать её красоту и неповторимость! Помните, чем раньше познакомится с удивительным миром природы маленький человек, тем раньше у него пробудится желание ценить и беречь всё, что его окружает, тем больше будет посеяно в его душе зерен доброты, тем скорее он почувствует неразрывную связь, своё родство с этим удивительным миром.
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
За время пребывания в детском саду,дети должны:
* получить определенные знания о живой и неживой природе, а также о самых простых природных явлениях (дождь, снег, роса);
* развивать эстетические чувства и умение любоваться природой;
* научиться гуманно относиться к природе;
* осознавать себя как часть природы;
* овладеть навыками безопасного поведения в повседневной жизни;
* уметь применять знания на практике (вырастить цветок и уметь ухаживать за ним).
Самой главной задачей экологического воспитания в детском саду является развитие у малышей чувства гуманности, но это невозможно достичь, без достижения и других целей, поставленных перед воспитателями д/с.
Для решения задач экологического воспитаниямы опираемся на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой в которых освящены все стороны ознакомления с миром природы пошагово, от простого к сложному.
Одним из видов деятельности и форм работы является исследовательская, экспериментальная деятельность. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте дети раскрывают причины наблюдаемого явления, подходят к самостоятельным умозаключениям. Уточняют знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
В представленном ролике мы показали работу детей подготовительной к школе группе. Занятие «Вода-волшебница» воспитатели Савченко Г. Н. и Семкина Е. В.
Обучающий блок «Вода»состоит из серии занятий включающий в себя следующие темы:
-Вода вокруг нас ;
— Куда бежит река;
-Эта волшебница вода;
— Ходит капелька по кругу;
— Какой бывает вода;
— Что растет в воде;
— Кто живет в реке;
— Вода нужна всем;
— Почему воду нужно беречь;
— Я и река;
— Праздник волшебной воды.
Все эти темы хорошо описаны в программе Н. А. Рыжовой.
Обучающим компонентом является ВОДА в природе: водоемы, осадки. Как образуются реки. Основные свойства воды, различные её состояния. Роль воды в жизни живых организмов. Использование воды человеком и т. д.
Воспитывающимкомпонентом является: осознанное, бережное отношение в воде как важному природному ресурсу. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоема. Эстетическая оценка воды в природе и т. д.
Занятие имеет частично закрепительный характер и вторая часть занятия — экспериментирования с водой. Такие практические занятия очень интересны, т. к. продуктивная деятельность одна из самых ярких форм работы для детей.
В недавнем прошлом наш детский сад и школа № 222 были объединены темой экологического воспитания. Была разработана единая Программа «Детский сад — школа — ВУЗ» руководителем которой являлась речкалова Н. И.
В ДОУ работал педагог дополнительного образования по экологии. В д/с регулярно приходили ученики старших классов и проводили с детьми практические занятия, опыты, организовывали экскурсии, наблюдения и т. д.
Но несмотря на все изменения в сфере образования, мы продолжаем работу в этом направлении, потому что считаем, что ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — одна из главных задач ДОО.
Источник
Ирина Лашманова
Роль среды в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста
Роль среды в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание. Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности. Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность. На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей.
Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений связаны с практическим освоением предметной действительности. В данном случае понятие «окружающая среда» выступает в узком смысле своего значения, т. е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий его мир.
Не удивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны воспитания ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы и усваивает их названия, – ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослого, через которую малыш учится отношению к окружающей его действительности.
Можно сказать, окружающая среда эмоционально воздействует на малыша, а, следовательно, воспитывает эстетически и этически.
Особо следует остановиться на познавательном развитии маленьких детей, что имеет отношение ко всем сторонам их психической жизни. Окружающая среда в широком и узком смыслах оказывает влияние на формирование именно познавательной активности малыша.
В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности.
Поэтому окружающую ребенка предметную среду не следует слишком примитизировать, а познавательное развитие ребенка раннего возраста – понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления и расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.
Следует отметить, что в ознакомлении детей первых трех лет жизни с окружающим миром был разработан системный подход, который позволил в нем выделить центральное, стержневое звено – знания о человеке, которые ребенку следует преподносить в доступной его возрасту форме. У младенца рано возникает особое отношение к человеку.
Разработка предметно-пространственной развивающей средыдолжна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:
· возрастного состава малышей;
· психологической характеристики группы;
· количественного соотношения мальчиков и девочек;
· социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
· окружающей социальной практики.
Так, например, возросшая двигательная активность малышей 2–3-го года жизни требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-ситуативных игр, из которых зарождается ролевая игра.
Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т. д. Мальчикам всегда нужно больше места. И если с этой точки зрения анализировать дизайн группового помещения, он всегда обустраивается в ущерб мужской части воспитанников. Хотя бы потому, что воспитатели оформляют группу, исходя из своих, женских, представлений о красоте и уюте. И им гораздо легче представить, как и во что будут играть девочки, чем поставить себя на место мальчиков. Так что гендерное неравенство, ограничивающее мальчиковые игры, в детсадовской среде присутствует изначально.
Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин.
Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам.
Итак, интерьер группы должен быть составлен соответственно возрастному и половому составу детей. Если в группе присутствуют дети, которые по возрасту или состоянию здоровья относятся к разным микро периодам развития, то оборудование группы должно быть рассчитано на детей каждой возрастной подгруппы.
Но все новации в использовании мебели и оборудования в группах раннего возраста должны подчиняться «общему»принципу: быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для детей раннего возраста, и быть гигиенически, экологически выдержанными.
Привнесение указанных выше принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для самых маленьких. Ее особенность – в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищено, но комфортно. Следует учитывать,что дети второго года жизни еще не умеют общаться со сверстниками: у них игры «рядом», но «не вместе». И только к концу второго и на третьем году жизни дети начинают взаимодействовать как партнеры в совместных играх, именно поэтому окружающая малышей среда должна быть рассчитана для одновременной деятельности не более 2–3 детей, а также учитывать возможности организации совместной деятельности воспитателя и ребенка. В течение дня педагог должен найти время для индивидуального общения с каждым малышом, являясь основным партнером в их играх и занятиях.
Окружающая среда должна включать возможность создания локальных игровых пространств, уголков, мест отдыха, «кулуарного» общения, позволяющих не только объединить, но и рассредоточить маленьких.
Таким образом, окружающая среда, играющая особую роль в развитии маленького ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно-развивающей, пространственной средыследует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав – количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности – подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т. е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У малыша появится чувство уверенности, к нему придет возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность.
Сказанное позволяет понять, почему профессионально грамотно должен решаться вопрос организации предметно-пространственной среды для самых маленьких. И можно согласиться с мнением педагогов-практиков, что в основе его решения лежит творческая интерпретация, т. е. идея, цель, которой руководствуется коллектив сотрудников данной группы и детского сада в целом.
Источник