Роль воспитания и деятельности в развитии личности ребенка

Роль воспитания и деятельности в развитии личности ребенка thumbnail

Воспитание — третий существенный фактор развития и формирования личности. Оно корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности. В отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (школьное, семейное, религиозное воспитание) как своеобразный механизм управления процессом социализации, идеальной целью которой является человек, отвечающий социальным требованиям и одновременно противостоит негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, которые тормозят развитие его индивидуальности. Воспитание выполняет две основные функции: упорядочивает весь спектр воздействий на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Сила воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и в квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно базируется на сознании человека и требует ее участия, зато наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Именно этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк — от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохих действиях среды) к признанию единственным средством изменения человеческой природы.

Без сомнения, воспитание не может повлиять на особенности таких физических качеств, как цвет глаз, волос, кожи, общую конституцию ребенка. Однако может повлиять на ее общее физическое развитие, ведь путем специальной тренировки и упражнений можно укрепить и закалить здоровья человека, что, в свою очередь, отразится на ее активности и работоспособности.

Природные задатки могут развиться в способности только под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности. Для развития задатков и преобразования их в Способности, а также для развития таланта, нужны работоспособность и трудолюбие. Последние являются теми качествами, которые достигаются в результате воспитания.

Большое значение для понимания возможностей воспитания в формировании личности человека имеет опыт обучения, воспитания и приобщения к жизни слепоглухих от рождения детей, все контакты которых с жизнью и овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками проходят под руководством воспитателя. Основой методики их воспитания является так называемая спильнороздилена деятельность, в процессе которой воспитатель ослабляет свое начало с целью поддержки пробужденного у ребенка стремление выполнить действие самостоятельно. 1

Воспитание вносит в судьбе людей разный вклад от незначительного до максимально возможного. Воспитанием можно много достичь, но полностью изменить человека нельзя. Лозунг «воспитание может все», с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдало.

Специальные исследования показали, что воспитание способно обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание малышей обезьяны в одинаковых с ребенком условиях показало, что малыши обезьяны, имея такие же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, между тем не приобретают ни психической качества, присущего человеку (исследования Н. И. Ладыгина-Котс).

Восприятие человеком воспитательного воздействия зависит от уровня его подготовки к этому восприятия, обусловленный влиянием наследственности и среды. Диапазон восприятия влияния очень широк — от полного игнорирования воспитательных требований к абсолютному подчинения воле воспитателя. Существующий «сопротивление воспитанию», как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателя, решает судьбу конечного результата.

Результативность воспитательного воздействия зависит от соответствия цели, содержания и методов воспитания не только достигнутому уровню развития ребенка — «уровню актуального развития», но и «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Ориентируясь на процессы, которые еще не созрели, находятся в стадии становления, воспитатель может создать новую «зону актуального развития», повести за собой развитие.

В этом смысле воспитания является главной силой, которая способна сформировать полноценную личность.

Физическое, духовное, социальной, психическое развитие личности осуществляется в деятельности.

Под понятием деятельность понимают все разнообразие занятий человека, все то, что она выполняет. Основными видами деятельности детей и подростков является игра, учение, труд. По направленности выделяют познавательную, общественную, художественную, спортивную, техническую, ремесленные и гедоническую (направленную на получение удовольствия) деятельность. Особым видом деятельности является общение. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения:

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, то человеком считаться не масс права.

Я.А. Коменский

Что человек делает, такой она и есть.

Г. Гггель

Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев.

Д.И. Менделеев

Деятельность — путь к знаниям.

Б. Шоу

Ничто так человека ли не моментально, как опыт.

AC Макаренко

Если вы удачно выберете труд и вложите в нее всю свою душу, то счастье само вас найдет.

К.Д. Ушинский

Высказывания выдающихся людей свидетельствуют о прямой связи между интенсивностью деятельности и результатами развития. Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень ее развития в ней. Конечно, рамки действия этой закономерности не безграничны. Они регламентируются способностями, возрасту, организацией самой деятельности и др.

Деятельность может быть активной и пассивной. Работа, выполняемая без желания, настроения не обеспечивает высоких результатов развития. Эффективное развитие происходит только в процессе активной, эмоционально окрашенной деятельности, в которую человек вкладывает всю душу, полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовольствие, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важно не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, проявляющаяся в этой деятельности.

Воспитание играет главную роль в развитии личности только при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности в отношении работы над собой, то есть когда развитие приобретает характер саморазвития. Вот почему Л. Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодоносящее дерево. Ведь в буквальном смысле человек его выращивает — оно же растет. Она только копает землю, вносит удобрения, обрезает лишнее ветви, то есть создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвития. Сам же развитие происходит по своим внутренним законам. Нечто подобное наблюдается и в саморазвития личности. Хотя он и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но они развивают и формируют личность лишь в определенной степени, благодаря которой вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере и стимулируют собственную активность в работе над собой.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Каждый, кто желает к ним присоединиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег

Понимание роли активности самого человека в собственном развитии позволяет педагогу целенаправленно организовывать деятельность школьника, ставить его в позицию активного деятеля, вооружать такими способами деятельности, которые дают возможность активно проявлять свои силы; изучать его личностную своеобразие, раскрывать потенциальные возможности, то есть разумно направлять процесс развития личности.

Источник

Честное Слово политика и женщины ни к чему не обязывает. / Николай Михальченко

Книга: Конспект лекций Педагогика

Воспитание — третий существенный фактор развития и формирования личности. Оно корректирует влияние наследственности и среды с целью реализации социальной программы развития личности. В отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (школьное, семейное, религиозное воспитание); как своеобразный механизм управления процессом социализации, идеальной целью которой является человек, что соответствует социальным требованиям и одновременно противостоит негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Воспитание выполняет две основные функции: упорядочивает весь спектр воздействий на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Сила воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, зато наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Именно этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк — от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохих воздействиях среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы.

Без сомнения, воспитание не может повлиять на особенности таких физических качеств, как цвет глаз, волос, кожи, общую конституцию ребенка. Однако может повлиять на ее общее физическое развитие, ведь путем специальной тренировки и упражнений можно укрепить и закалить здоровье человека, что, в свою очередь, отразится на ее активности и работоспособности.

Природные задатки могут развиться в способности лишь под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности. Для развития задатков и превращение их в способности, и даже для развития таланта, нужны работоспособность и трудолюбие. Последние являются теми качествами, которые достигаются в результате воспитания.

Большое значение для понимания возможностей воспитания в формировании личности человека имеет опыт обучения, воспитания и приобщения к жизни слепоглухих от рождения детей, все контакты которых с жизнью и овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками проходят под руководством воспитателя. Основой методики их воспитания является так называемая спільнорозділена деятельность, в процессе которой воспитатель ослабляет свое руководство с целью поддержки пробужденного у ребенка стремление выполнить действие самостоятельно.

Воспитание вносит в судьбы людей разный взнос: от незначительного до максимально возможного. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Лозунг «воспитание может все», с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдало.

Специальные исследования показали, что воспитание способно обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание малышей обезьяны в одинаковых с ребенком условиях показало, что малыши обезьяны, имея такие же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем временем не приобретают ни одного психического качества, присущей человеку (исследования Н.И. Ладигіної-Котес).

Восприятия человеком воспитательного влияния зависит от уровня ее подготовки к этому восприятию, который обусловлен влиянием наследственности и среды. Диапазон восприятия воздействия очень широк — от полного игнорирования воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателя. Существующий «сопротивление воспитанию», как противодействие внешней силе, что исходит от воспитателя, решает судьбу конечного результата.

Результативность воспитательного влияния зависит от соответствия цели, содержания и методов воспитания не только достигнутому уровню развития ребенка — «уровню актуального развития», но и «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Ориентируясь на процессы, которые еще не созрели, находятся в стадии становления, воспитатель может создать новую «зону актуального развития», повести за собой развитие.

В этом смысле воспитания является главной силой, которая способна сформировать полноценную личность.

Физический, духовный, социальной, психическое развитие личности осуществляется в деятельности.

Под понятием деятельность понимают все разнообразие занятий человека, все то, что она выполняет. Основными видами деятельности детей и подростков является игра, обучение, труд. По направленности выделяют познавательную, общественную, художественную, спортивную, техническую, ремесленую и гедонічну (направленная на получение удовольствия) деятельность. Особым видом деятельности является общение. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения:

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком считаться не имеет права.

Я.А. Коменский

Что человек делает, такой она и является.

Г. Гегель

Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев.

Д.И. Менделеев

Деятельность — путь к знаниям.

Б. Шоу

Ничто так человека не учит, как опыт.

А.С. Макаренко

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас найдет.

К.Д. Ушинский

Высказывания выдающихся людей свидетельствуют о прямой связи между интенсивностью деятельности и результатами развития. Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень ее развития в ней. Конечно, рамки действия этой закономерности не безграничны. Они регламентируются способностями, возрастом, организацией самой деятельности и др.

Деятельность может быть активной и пассивной. Работа, которая выполняется без желания, настроения не обеспечивает высоких результатов развития. Эффективное развитие происходит только в процессе активной, эмоционально окрашенной деятельности, в которую человек вкладывает всю душу, полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, проявляющуюся в данной деятельности.

Воспитание играет главную роль в развитии личности только при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой, то есть когда развитие приобретает характер саморазвития. Вот почему Л.М. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодоносное дерево. Ведь в буквальном смысле человек его не выращивает — оно само растет. Она только копает землю, вносит удобрения, обрезает лишнее ветки, то есть создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию. Сам же развитие происходит по своим внутренним законам. Нечто подобное наблюдается и в саморазвитии личности. Хотя он и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но они развивают и формируют личность лишь в определенной мере, благодаря которой вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере и стимулируют собственную активность в работе над собой.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Каждый, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А. Дистервег

Понимание роли активности самого человека в собственном развитии позволяет педагогу целенаправленно организовывать деятельность школьника, ставить его в позицию активного деятеля, вооружать такими способами деятельности, которые дают возможность активно проявлять свои силы; изучать его личностное своеобразие, раскрывать потенциальные возможности, то есть разумно направлять процесс развития личности.

Книга: Конспект лекций Педагогика

СОДЕРЖАНИЕ

1.Конспект лекций Педагогика
2.2. Объект, предмет и функции педагогики.
3.3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
4.4. Философские основы педагогики.
5.5. Суть новой методологии педагогики.
6.6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений.
7.7. Педагогические ценности.
8.8. Обще — и конкретно-научная методология педагогики.
9.9. Методы педагогических исследований.
10.Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития
11.2. Наследственность в человеческом развитии.
12.3. Социализация и становление личности.
13. 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности.
14.Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания.
15.2. Условия и факторы определения целей воспитания.
16.3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности.
17.4. Цель воспитания в современной педагогике.
18.5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания.
19.6. Основные тенденции развития образования.
20.Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса.
21.2. Движущие силы педагогического процесса.
22.3. Педагогический процесс как система.
23.4. Целостность педагогического процесса.
24.5. Закономерности педагогического процесса.
25.6. Организация педагогического процесса.
26.Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика.
27.2. Структура педагогической деятельности учителя.
28.3. Педагог демократической школы.
29.3.1. Гуманистическая направленность личности учителя.
30.3.2. Педагогическая и гуманитарная культура.
31.3.3. Профессионально значимые качества.
32.3.4. Профессиональная компетентность.
33.ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы.
34.1. Понятие о дидактику.
35.2. Основные дидактические концепции.
36.3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике.
37.Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения.
38.2. Процесс обучения как система.
39.3. Цели процесса обучения (целевой компонент).
40.4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент).
41.5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент).
42.6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент).
43.7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент).
44.8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент).
45.9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.
46.Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы.
47.2. Классификация закономерностей обучения.
48.3. Понятие о принцип, правило.
49.4. Система дидактических принципов.
50.Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования.
51.2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования.
52.3. Теории организации содержания образования.
53.4. Научные требования к формированию содержания образования.
54.5. Реализация содержания образования в современной школе.
55.Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения
56.2. Из истории форм организации обучения.
57.3. Индивидуализация и дифференциация обучения.
58.4. Урок — основная форма организации обучения.
59.5. Типы и структура уроков.
60.6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
61.7. Нестандартные уроки.
62.8. Вспомогательные формы обучения.
63.10. Самоанализ урока.
64.Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения.
65.2. Классификация методов обучения.
66.3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
67.4. Методы стимулирования и мотивации умения.
68.5. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
69.6. Бинарные методы обучения.
70.7. Ситуационный метод.
71.8. Выбор методов обучения.
72.Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения.
73.2. Простые средства.
74.3. Сложные средства.
75.Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения
76.2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
77.3. Тестирование уровня усвоения содержания образования.
78.4. Оценивания результатов обучения.
79.Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания
80.2. Процесс воспитания как система.
81.3. Особенности воспитательного процесса.
82.4. Цель и задачи гуманистического воспитания.
83.5. Механизмы становления личности.
84.6. Школы гуманистического воспитания.
85.7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
86.8. Самовоспитания учащихся.
87.Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания.
88.2. Особенности содержания воспитания в современной школе.
89.3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры.
90.3.2. Воспитание умственной культуры.
91.3.3. Философско-мировоззренческая подготовка.
92.3.4. Воспитание основ нравственной культуры.
93.3.5. Воспитание экологической культуры.
94.3.6. Трудовое воспитание и профориентация.
95.3.7. Воспитание эстетической культуры.
96.3.8. Формирование физической культуры.
97.Тема 16. Воспитание личности в коллективе. Тема 16. Воспитание личности в коллективе. 1. Формы воспитания.
98.2. Коллектив как форма воспитания.
99.3. Педагогическое управление коллективом.
100.4. Развитие детского коллектива.
101.5. Коллектив и личность.
102.6. Ученический коллектив.
103.7. Внешкольные формы воспитания.
104.Тема 17. Общие методы воспитания. Тема 17. Общие методы воспитания. 1. Понятие о методах воспитания.
105.2. Классификация методов воспитания.
106.3. Методы формирования сознания личности.
107.4. Методы организации деятельности.
108.5. Методы стимулирования.
109.Тема 18. Технология воспитания. Тема 18. Технология воспитания. 1. Понятие о технологии воспитания.
110.2. Комплексный подход.
111.3. Воспитательные дела.
112.4. Тематика воспитательных дел.
113.5. Воспитательная дело как система.
114.Тема 19. Диагностика воспитанности. Тема 19. Диагностика воспитанности. 1. Диагностика и измерения воспитанности.
115.2. Критерии воспитанности.
116.3. Степени воспитанности
117.4. Методы диагностики воспитанности.
118.Тема 20. Семейное и общественное воспитание. Тема 20. Семейное и общественное воспитание. 1. Семья как специфическая педагогическая система.
119.2. Семейное воспитание в различные периоды развития общества.
120.3. Правовые основы современного семейного воспитания.
121.4. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей и молодежи.
122.5. Общественное воспитание.
123.Тема 21. Управление: суть, история развития, современное состояние управления образованием.
124.1. Понятие об управление, менеджмент, внутрішкільне управления, педагогический менеджмент.
125.2. Государственное управление системой общего среднего образования.
126.3. Внутрішкільне управления.
127.4. Школа как педагогическая система и объект управления.
128.Тема 22. Процесс управления. Тема 22. Процесс управления. 1. Понятие о процессе управления.
129.2. Функции внутришкольного управления.
130.3. Принятия решений.
131.Тема 23. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей. Тема 23. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей. 1. Инновации в образовании.
132.2. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки.
133.3. Повышение квалификации учителей и их аттестация.

На предыдущую

Источник