Роль внимания в развитии ребенка

Роль внимания в развитии ребенка thumbnail

Дети. Раннее развитие внимания

Дети. Раннее развитие внимания

Основы внимания в детском возрасте закладываются вместе с интересом детей к окружающим предметам. Сначала он сосредотачивается на чем-то одном, но стоит в поле его зрения попасть новому предмету, его внимание автоматически переключается. Именно поэтому дошкольное развитие ребенка отмечено непостоянством внимания, и, как следствие, игры детей носят непродолжительный характер.

Раннее развитие ребенка предполагает свою возрастную градацию — младшие дошкольники способны сосредоточить свое внимание на игре около 30-50 минут, в то время как дети пяти лет и шестилетние играют на протяжении 2 часов. Причем внимание и увлечение не обязательно связаны с ролевыми играми или играми с предметами. С таким же интересом дети могут рассматривать рисунки, слушать занятные истории. Наступает момент, когда средства развития ребенка становятся разнообразнее и его внимание сосредотачивается уже не на отдельных предметах, а на деталях и их свойствах.

Развитие ребенка. Управление вниманием

Развитие ребенка. Управление вниманием

Дети не в состоянии сами по себе научиться управлять вниманием, подобная способность развивается при помощи взрослых и получила название произвольного внимания. Оно развивается постепенно — от младшего дошкольного возраста к старшему дошкольному. От непроизвольного внимания к произвольному, когда к процессу обучения подключаются еще и определенные средства развития ребенка.

Взрослые начинают включать ребенка в новые виды деятельности, иными словами, дают ему в руки те средства, которые помогают ребенку управлять своим вниманием. Самым действенным средством воздействия на внимание ребенка, конечно же, является игра. Всем известна с детства, например, игра под названием «да и нет не говорите, черное, белое не берите». Дети невольно концентрируются на том, о чем их спрашивают, и делают собственный отбор правильных ответов. Эта игра включает в себя такое важное средство развития ребенка как речь, которая считается универсальным средством организации внимания у детей. Правда, ввиду своей абстрактности эта игра не столь легка с точки зрения выполнения правил.

Гораздо легче для той же системы разрешений и запретов использовать игру с цветным карточками. Она более наглядна и более проста. То же можно проделывать с карточками, на которых изображены предметы и животные. Важен еще один момент — направляющая деятельность взрослых. Можно это делать при помощи слов, а можно подключаться к процессу и показывать последовательность действий на собственном примере. Постепенно дети сами начинают комментировать свои действия, и именно речь помогает им сосредоточиться на том, что они делают. В старшем дошкольном возрасте дети уже практически не делают ошибок.

Средства развития ребенка. Виды внимания и его отсутствие

Средства развития ребенка. Виды внимания и его отсутствие

Не стоить думать, что произвольное внимание приходит на смену непроизвольному, и последнее попросту утрачивается. Это не так. Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного развития ребенка. Оно вносит момент разнообразия и разбавляет монотонные элементы его деятельности.

Именно поэтому дошкольное обучение строится по принципу «не перегружать внимание ребенка трудно выполнимыми заданиями», они должны перемежаться увлекательными и эмоционально окрашенными. Одним из стимулирующих моментов для старших дошкольников становятся так называемые интеллектуальные задания и игры. Развитие мышления также способствует развитию у ребенка устойчивого внимания. Что касается произвольного внимания, то оно является основополагающим в процессе обучения и приобретения новых знаний.

Надо сказать, что преподаватели нередко жалуются на невнимальность, рассеянность у детей. Как выяснилось, этот недостаток преодолим, но только при помощи родителей. Конечно, редко кто в этих целях примется штудировать книги по психологии. Существуют определенные правила, которых стоит придерживаться, чтобы помочь ребенку собраться, сконцентрироваться и, в итоге, достичь желаемого результата.

Среди основных средств развития у ребенка внимания, конечно же, значится создание благоприятной обстановки. Взрослым следует контролировать свои эмоции, ни в кое случае не допускать никакого негатива. Расстроенный ребенок менее восприимчив к впитыванию информации, более рассеян и хуже справляется с заданием. Наоборот, следует проявить заинтересованность, которой вы сможете заразить ребенка. Со стороны взрослого также необходимы комментарии действий малыша, которые будут организовывать и направлять его внимание.

Пошаговая инструкция — это еще и диалог, средство общения и развития ребенка. Через речь и ее эмоциональную окраску можно легче донести смысл и наглядность того, что делает ребенок. Обстановка в комнате, где занимается малыш, не должна отвлекать яркими деталями и неубранными игрушками, иначе внимание ребенка будет рассеянным, а он станет отвлекаться на посторонние вещи. Конечно же, дети должны хорошо себя чувствовать физически. Состояние здоровья напрямую связано с восприятием.

Наконец, для детей важно подобрать то задание, которое им по душе, и в нем они смогут приобрести не только новые навыки, но и достигнуть видимых результатов. Наличие увлечений и хобби, как средство развития ребенка как нельзя лучше способствуют концентрации его внимания. И последнее правило — если ребенок по-настоящему увлечен своим занятием, то ни в коем случае не отвлекайте его, не переключайте без надобности его внимание на что-то другое.

Источник

Роль внимания в развитии ребенка

ТОП 10:

Внимание – это одно из психологических понятий, которое наиболее часто используется в обыденной жизни и на первый взгляд кажется самым знакомым и понятным каждому человеку. В действительности, трудно указать те границы, где оно начинается и где кончается, так как оно заключает в себе все ступени от мимолетного внимания к случайному шуму до полного поглощения какой-либо деятельностью или предметами. Внимание служит приспособлению организма и психики к изменяющимся условия, это реакция психики на изменения в окружающей среде, рефлекс «что такое?», по выражению Н.П.павлова, или ориентировочный рефлекс. По мнению выдающегося психолога Л.С.Выготского: «Степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе».

Таким образом, внимание является важным психическим явлением, которое организует работу организма и психики на получение и переработку информации в повседневной жизни и во всех видах деятельности, а также может служить показателем интеллектуального развития человека и особенностей его внутреннего мира.

Сущность внимания.

Природу внимания можно понять только через анализ деятельности, то есть через предмет, на который направлена деятельность , и через действия, которые человек совершает в деятельности, «оно следствие и проявление организации деятельности», — говорит Ю.Б.Гиппенрейтер в своей статье «Деятельность и внимание». Источником активности внимания человека являются его потребности, которые заставляют избирательно реагировать на те явления внешней среды, мысли и чувства, которые могут служить удовлетворению потребностей (биологические потребности, социальные, потребности, которые удовлетворяют культурные и духовные запросы личности, необходимые для развития и проявления своего внутреннего мира). Внешние раздражители также могут управлять вниманием, если они связаны с деятельностью человека, его потребностями. Особенности внешних предметов или ситуации внешнего явления могут привлечь и удержать внимание человека, если они выделяются из общего фона, тогда они сигналят о возможной опасности или активизируют познавательные потребности. Такое внимание называют первичным (непроизвольным), его механизмом является ориентировочный рефлекс. На основе непроизвольного внимания развивается произвольное внимание. Механизмом произвольного внимания является волевое действие. Произвольное внимание формируется в процессе освоения разных видов деятельности под руководством взрослого.

Свойства внимания:

Свойства внимания

Определения
Концентрация (сосредоточенность, от лат. сoncentrum — центр

Способность внимания ограничивать сферу своего распространения на отдельном объекте при отвлечении от всего остального и сохранении высокой интенсивности.
Объем Способность внимания отчетливо выделять из общего фона определенное количество однородных объектов (норма – 5-7 неорганизованных в систему объектов)

Распределение Способность внимания выделять с одинаковой отчетливостью разнородные объекты, которые позволяют выполнять одновременно два или большее число действий (не допускает при этом быстрого переключения, а выполняется одновременно).

Устойчивость Способность внимания длительное время удерживать объект в фокусе внимания.

Колебание Способность внимания с определенной частотой изменять отчетливость восприятия объекта, который находится в фокусе внимания.

Переключение Способность переключать фокус внимания с одного объекта на другой.

Итак, высокий уровень развития этих свойств обеспечивает условие успешного освоения разнообразных видов деятельности. Низкий уровень развития даже одного свойства может быть препятствием к освоению какой-либо деятельности или влиять на качество ее выполнения.

В дошкольном возрасте у ребенка функционирует непроизвольное внимание, которым ребенок не может управлять сам и которое зависит от внешних и внутренних неосознаваемых факторов. Под руководством взрослого весь дошкольный период ребенок учится пользоваться выработанными человеческими культурными средствами, управляющими вниманием: знаковыми и организующими. Этими средствами ребенок сначала пользуется во внешнем плане, а затем они усваиваются и превращаются в психический механизм, управляющий вниманием ребенка изнутри. Организующие средства формируются в процессе освоения различных видов деятельности, они способствуют развитию к концу дошкольного возраста элементов произвольного внимания, которое становится ведущим в младшем школьном возрасте под влиянием учебной деятельности.

Развитие внимания.

Развитие детского внимания начинается с образования простейших условных рефлексов на основе нервных связей между доминантами, т.е. очагами возбуждения, которые возникают одновременно в разных участках коры головного мозга. Этот первый органический процесс сохраняется в течении всей жизни, но отступает на задний план по мере развития ребенка. Постепенно центральное место начинает занимать другой процесс, процесс культурного развития внимания. Суть его заключается в том, что взрослые начинают руководить вниманием ребенка с помощью специальных приемов, средств, которые ребенок усваивает и постепенно сам начинает ими пользоваться, управляя сначала вниманием взрослого, а потом и своим. Самым доступным средством для управления внимания, которым пользуются, является жест (указание пальцем). Следующим средством является слово, которое на первых этапах сопровождается жестом. Более сложными средствами, которые осваивает ребенок после трех лет, являются условные знаки (цвет, форма, геометрические фигуры), которые указывают на объект, требующий внимания. В конце дошкольного возраста дети могут усваивать знаки-символы, в которых зашифрована информация о нужном объекте, которые являются общепризнанными эталонами, управляющими вниманием (светофор, знаки-указатели входа и выхода, дорожные знаки и др.). Перечисленные приемы руководят вниманием людей, последовательностью их действий. Эти приемы, искусственно выработанные обществом, ребенок усваивает с помощью взрослых. На первых этапах ребенок начинает использовать эти средства во внешних действиях, с напоминаниями взрослых, постепенно эти средства превращаются во внутренние команды, которые руководят поведением ребенка изнутри. Ребенок начинает пользоваться этими средствами сначала в игре, в общении со взрослыми и сверстниками, затем в сознательно организованной деятельности. Научные эксперименты показали, что процесс освоения знаковых средств ускоряет развитие произвольного внимания.

Для ребенка более младшего возраста следует использовать яркие и выразительные знаки, которые стоит сопровождать жестами-указателями. Для интеллектуально развитого ребенка можно пользоваться словесной инструкцией вместо жеста. В процессе воспитания следует постепенно переходить от образных средств к схематичным, которые могут руководить действиями ребенка ( например, знак является средством управления вниманием при поиске конфет или местонахождения клада). К концу дошкольного возраста у ребенка появляется стремление самому искать знаки-средства, указывающие на правильное действие.

Под влиянием разных видов деятельности у ребенка в дошкольный период развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем, распределяемость и переключение. Свойства внимания отражают его динамическую характеристику, которая тоже начинает поддаваться управлению, если ребенок осваивает практические действия в игровой, трудовой и учебной деятельности. Выполнения действий в любой деятельности требует проявления свойств внимания, их смены и согласованной работы.

СНЯТИЕ УТОМЛЕНИЯ:

При развитии внимания следует применять приемы, удерживающие внимание ребенка на объектах или деятельности, а также требовать от них волевых усилий для удержания внимания. Поскольку у дошкольников произвольное внимание только начинает развиваться и их нервная система быстро утомляется, не следует требовать того, что непосильно ребенку. Неадекватные требования к возможностям внимания ребенка могут привести к психическим нарушениям, вплоть до аффективных реакций или отказа от деятельности, нежелания заниматься и подчиняться взрослым, расстройству сна, анурезам, повышенной возбудимости или торможению, снижению познавательной активности. Утомление проявляется в увеличении количества ошибок, качестве и количестве выполняемой работы, повышенной отвлекаемости, зевоте, потягиваниях, двигательном беспокойстве, капризах и недовольстве, в мимике и жестах, в прямом отказе от деятельности. В таких случаях необходимо прекратить занятие, требующее напряженного внимания и организовать свободный отдых, занятие любимым делом, пассивное наблюдение за каким то внешним раздражителем (смотреть фильм, смотреть в окно, наблюдать за движущимися объектами…). Хорошей формой отдых являются игровые физические упражнения, физкультминутки в сопровождении музыки, ритмических стихов. Например таких:

Птички полетели, Крылышки расправили

На головку сели, И махать заставили,

А потом на плечики Сели на дорожку,

Сели, как кузнечики, Поклевали крошки.

Для более быстрого восстановления сил и снятия напряжения существует ряд приемов, направленных на активизацию зрительной и двигательной сферы, которые особенно утомляются при работе внимания.



Источник