Роль ведущей деятельности в развитии ребенка по гальперину
Преодоление
недостатков и исторически обусловленных
ограничений, высказанной Л.С. Выготским
гипотезы, отражает этапы становления
отечественной возрастной психологии.
Первый шаг в
развитии отечественной психологии был
сделан уже в конце 30-х годов психологами
Харьковской школы (А.Н. Леонтьев, А.В.
Запорожец, П.И. Зинченко. П.Я. Гальперин,
Л.И. Божович и др.). Они показали, что в
основе развития обобщений лежит не
общение языкового типа, а непосредственная
практическая деятельность субъекта.
Исследования
А.В. Запорожца (у глухих детей обобщения
образуются в результате практической
деятельности), В.И. Асина (то же самое у
нормальных детей), А.Н. Леонтьева
(исследование световой чувствительности
руки и роль поисковой активности в этом
процессе), П.Я. Гальперина (изучения
различия вспомогательных средств у
животных и орудий человека) позволили
с разных сторон уточнить представление
о том, что является движущей силой
психического развития, позволили
сформулировать
тезис о значении деятельности в развитии
человека.
Есть существенное
различие между понятием «обучение» и
понятием «деятельность». Понятие
«обучение» подразумевает наличие
внешнего принуждения человека. Понятие
«деятельность» подчеркивает связь
самого субъекта с предметами окружающей
его действительности. Невозможна прямая
«пересадка» знания прямо в голову
субъекта, минуя его собственную
деятельность. Введение понятия
«деятельность» переворачивает всю
проблему развития, обращая ее на субъекта
(Д.Б. Эльконин). По словам Д.Б. Эльконина,
процесс формирования функциональных
систем есть процесс, который производит
сам субъект. Эти исследования открыли
путь для нового объяснения детерминации
психического развития.
Исследования
отечественных психологов открыли роль
деятельности ребенка в его психическом
развитии. Это был выход из тупика проблемы
двух факторов. Процесс
развития ‑ это самодвижение субъекта
благодаря
его деятельности с предметами. Факторы
наследственности и среды ‑
это лишь условия,
которые
определяют не суть процесса развития,
а лишь различные вариации в пределах
нормы.
Следующий шаг в
развитии возрастной психологии в
советской стране связан с ответом на
вопрос о том, остается ли деятельность
одной и той же на протяжении человеческого
развития или нет. Он был сделан А.Н.
Леонтьевым, углубившим разработку идеи
Л.С. Выготского о ведущем
типе деятельности.
Благодаря работам
А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность
рассматривается как критерий периодизации
психического развития, как показатель
психологического возраста ребенка.
Ведущая
деятельность характеризуется
тем, что в ней возникают и дифференцируются
другие виды деятельности, перестраиваются
основные психические процессы и
происходят изменения психологических
особенностей личности на данной стадии
ее развития.
Содержание и форма
ведущей деятельности зависит от
конкретных исторических условий, в
которых протекает развитие человека.
В современных общественно-исторических
условиях, когда во многих странах дети
охвачены единой системой общественного
воспитания, ведущими в развитии ребенка
становятся следующие виды деятельности:
—
эмоционально-непосредственное общение
младенца со взрослыми;
— орудийно-предметная
деятельность ребенка раннего возраста;
— сюжетно-ролевая
игра дошкольника;
— учебная деятельность
в младшем школьном возрасте;
— интимно-личностное
общение подростков;
— профессионально-учебная
деятельность в ранней юности.
Смена ведущих
типов деятельности подготавливается
длительно и связана с возникновением
новых мотивов, которые формируются
внутри ведущей деятельности, предшествующей
данной стадии развития, и побуждают
ребенка к изменению положения в системе
отношений с другими людьми. Разработка
проблемы ведущей деятельности в развитии
человека ‑ фундаментальный вклад
отечественных ученых в возрастную
психологию.
В многочисленных
исследованиях А.В. Запорожца, А.Н.
Леонтьева. Д.Б. Эльконина была показана
зависимость психических процессов от
характера и строения внешней предметной
деятельности.
Изучение процессов
становления и смены мотивов, приобретения
и утраты деятельностью личностного
смысла было начато под руководством
А.Н. Леонтьева и продолжено Л.И. Божович
и ее сотрудниками. Вопрос о предметном,
операциональном содержании деятельности
разрабатывался в исследованиях П.Я.
Гальперина и его сотрудников. В них
особо рассматривалась роль организации
ориентировочной деятельности для
формирования физических, перцептивных
и умственных действий. Наиболее
продуктивным направлением в отечественной
психологии было изучение специфических
особенностей перехода внешней деятельности
во внутреннюю, закономерностей процесса
интериоризации в онтогенезе.
Следующий шаг в
развитии идей Л.С. Выготского был
подготовлен работами П.Я. Гальперина и
А.В. Запорожца, посвященными анализу
строения и формирования предметного
действия, выделению в нем ориентировочной
и исполнительной частей. Актуальным
стал вопрос соотношения функционального
и возрастного генеза психических
процессов.
Д.Б. Эльконин
выдвинул концепцию, в которой преодолевается
один из серьезных недостатков зарубежной
психологии ‑ расщепление двух миров:
мира предметов и мира людей. Он показал,
что это расщепление ложно. Человеческое
действие двулико: оно содержит собственно
человеческий смысл и операциональную
сторону. Строго говоря в человеческом
мире не существует мира физических
предметов, там безраздельно господствует
мир общественных предметов, удовлетворяющих
определенным способом общественно
сформированные потребности. Даже
предметы природы выступают для человека
включенными в общественную жизнь, как
предметы труда, как очеловеченная
общественная природа. Человек ‑
носитель этих общественных способов
употребления предметов. В человеческом
действии всегда нужно видеть две стороны:
с одной стороны, оно ориентировано на
общество, с другой стороны, на способ
исполнения. Эта микроструктура
человеческого действия, согласно
гипотезе Д.Б. Эльконина, отражается и в
макроструктуре периодов психического
развития.
Д.Б. Элькониным
был открыт закон чередования, периодичности
разных типов деятельности: за деятельностью
одного типа ориентации в системе
отношений следует деятельность другого
типа, в котором происходит ориентация
в способах употребления предметов. Они
и становятся причиной развития. Каждая
эпоха детского развития построена по
одному принципу. Она открывается
ориентацией в сфере человеческих
отношений. Действие не может дальше
развиваться, если оно не введено в новую
систему отношений ребенка с обществом.
Пока интеллект не поднялся до определенного
уровня, не может быть новых мотивов.
Любая деятельность
имеетсложную
структуру.
Прежде всего,
нужно иметь ввиду, что не бывает
немотивированной деятельности. Первый
компонент структуры деятельности ‑
мотив. Онобразуется
на основе той или иной потребности.
Потребность может быть удовлетворена
разными способами, т.е. с помощью разных
предметов. Потребность «встречается»
с соответствующим предметом и приобретает
возможность побуждать и направлять
деятельность. Таким образом, возникает
мотив.
Деятельность
состоит из
отдельных действий,
направленных
на достижение сознательно поставленных
целей. Цель
и мотив деятельности не совпадают.
Допустим, школьник выполняет домашнее
задание по математике и решает задачу.
Его цель ‑ решить задачу. Но мотивом,
реально побуждающим его деятельность,
может быть стремление не огорчать маму,
или получить хорошую оценку, или
освободиться и пойти погулять с друзьями.
Во всех этих случаях будет различным
тот смысл,
которыйимеет для
ребенка решение математической задачи.
Смысл действия
меняется в зависимости от того, в связи
с каким мотивом ставится цель.
Действие обычно
может выполняться разными способами,
т.е. с помощью разных операций.
Возможность
использования той или иной операции
определяется условиями, в которых
разворачивается деятельность.
Вопросы, связанные
со структурой деятельности и влиянием
деятельности на развитие ребенка,
касались внешнего плана действий. Но
существует и план внутренний. В
отечественной психологии принято
понимать психическое развитие как
формирование внутренних действий.
Психологический механизм перехода из
внешнего во внутренний план действий
называется интериоризацией.
Интериоризация
предполагает трансформацию внешних
действий ‑ их обобщение, вербализацию
(перевод в словесный план) и сокращение.
Как подчеркивал А.Н. Леонтьев, процесс
интериоризации состоит не в том, что
внешняя деятельность перемещается во
внутренний план сознания, ‑ это
процесс, в котором внутренний план и
формируется.
Соседние файлы в папке 1
- #
- #
19.02.20167.28 Mб29Маклаков А.Г. — Общая психология.doc
- #
- #
- #
- #
Источник
Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности[1].
Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребёнка[править | править код]
Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944—1945 гг. А. Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.[2] Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и преобразуются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы, происходит развитие личности. Она не обязательно занимает всё свободное время в жизни ребёнка, однако определяет его развитие на данном возрастном этапе. Внутри ведущего типа деятельности ребёнка происходит формирование отдельных психических процессов. Так, например, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности.
Смена ведущих типов деятельности связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития. Новые мотивы побуждают ребёнка к изменению своего положения в системе отношений с другими людьми[1][3].
Ведущая деятельность в структуре психологического возраста[править | править код]
Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев: социальная ситуация развития (та система отношений, в которую ребёнок вступает в обществе и его ориентировка в системе общественных отношений), основные новообразования развития и основной, или ведущий тип деятельности ребёнка в этот период.
При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий[1].
Особенности ведущей деятельности[править | править код]
- В ведущей деятельности наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребёнка и взрослых, а через это — его отношение к действительности.
- Ведущая деятельность связывает ребёнка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития.
- От ведущей деятельности в первую очередь зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребёнка.
- Внутри ведущей деятельности происходит формирование или перестройка основных психических процессов ребёнка[4].
Периодизация ведущей деятельности в развитии ребёнка[править | править код]
- Младенчество (от 2 мес. до 12 мес.): ведущая деятельность — непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым
- Ранний возраст (1-3 лет): ведущая деятельность — предметно-орудийная, направлена на овладение социальной функцией и социальным способом использования предмета как человеческого орудия
- Дошкольный возраст (3-7 лет): ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра, деятельность направленная на ориентацию ребёнка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путём принятия роли, использования игровых предметов и др.
- Младший школьный возраст (7 — 11 лет): ведущая деятельность — учебная деятельность, то есть та деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью в этот период[1][3].
Споры о ведущей деятельности в подростковом возрасте[править | править код]
Существует несколько версий того, какая деятельность является ведущей в подростковом возрасте.
Согласно Д. Б. Эльконину, младший подростковый возраст (12 — 15 лет) характеризует ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнёром, познание партнёра и самопознание, а старший подростковый возраст (15 — 17 лет) — учебно-профессиональная, как овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.
По Д. И. Фельдштейну, ведущая в подростковом возрасте — «общественно-полезная деятельность»; по В. В. Давыдову — «общественно-значимая деятельность»; С. А. Беличева выделяет в качестве ведущей деятельности отрочества «референтно-значимую»; К. Н. Поливанова называет ведущей «проектную деятельность», в которой реализуется «авторское действие» подростка[5].
Литература[править | править код]
- Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций М.: Айрис-пресс, 2005. — 238 с.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с.
- Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития — Московский городской психолого-педагогический университет, 2010
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) М.:Тривола, 1994 — 168 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с.
- ↑ Ведущая деятельность — Психологос
- ↑ 1 2 Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций М.: Айрис-пресс, 2005. — 238 с.
- ↑ Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
- ↑ Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития — Московский городской психолого-педагогический университет, 2010
Ссылки[править | править код]
- Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития
- ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО Д. Б. ЭЛЬКОНИНА
- Е.Е. Кравцова Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития Автор: Е. Е. Кравцова
Источник
- Главная
- Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
- Возрастная психология
->
->
Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.
Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего человека к социальной действительности.
Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:
Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных. В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.
Виды ведущей деятельности:
Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.
Предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.
Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.
Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.
Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.
Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.
В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке.
Во-вторых, психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребенка.
Источник