Роль ведущей деятельности в развитии психики и личности ребенка
Ведущая
деятельность –
это не просто деятельность, наиболее
часто встречающаяся на данном этапе
развития, деятельность, которой ребенок
отдает больше всего времени. Под
ведущей деятельностью понимается
та деятельность, развитие которой
обуславливает главнейшие изменения в
психических процессах и психологических
особенностях личности ребенка на данной
стадии. Признаки
ведущей деятельности:
1)
Это такая деятельность, в форме которой
возникают и внутри которой дифференцируются
другие, новые виды деятельности (обучение
возникает в игре). 2)
Это такая деятельность, в которой
формируются или перестраиваются частные
психические процессы (в игре – активное
воображение; в учении – мышление). 3)
Это такая деятельность, от которой
ближайшим образом зависит наблюдаемые
в данный период развития и основные
психологические изменения личности
ребенка.
Контуры
ведущих типов деятельности и
психологические новообразования.
1) младенчество (от
рождения до одного года) – эмоциональное
общение – ведущая деятельность ребенка;
не только контакт (кормление, уход), но
и общение (речь);
2)
раннее детство (с года до трех лет) –
ведущая деятельность предметно-манипулятивная:
потребность в общественном поведении
и при этом отсутствует умение общественно
действовать;
3)
дошкольный возраст (с трех до шести
лет) – ведущая деятельность – игровая.
Игра: 1)ориентация ребенка в функциях
и социальных отношениях людей; 2)на
основе игры возникновение и развитие
воображения и символической функции;
4)
младший школьный возраст (от шести до
десяти лет) – ведущей становится учебная
деятельность: 1)умениями учиться и
способностью оперировать теоретическими
понятиями; 2)отражение деятельности
теоретически; 3)возникает произвольность
психических процессов (внутренний план
действий и рефлексия на собственные
действия);
5)
подростковый возраст (от десяти до
шестнадцати лет) – новая система
отношений: общение со сверстниками и
со взрослыми в школе; разнообразные
виды деятельности: учебно-образовательный
труд; общественная работа; культурно-массовая;
физкультурно-спортивная и т.д.; Игра
продолжает занимать важное место, но
уже привлекает не сам процесс игры, а
борьба за первенство (поднять престиж
в глазах других). Усложняется учебная
деятельность: увеличение объема;
множество учителей; новые формы обучения;
Смысл
учебной деятельности для подростков:
в самообразовании, самосовершенствовании.
Учебная работа сама по себе не может
удовлетворить потребности подростков.
Но поскольку именно учебная деятельность
занимает в жизни подростков основное
место, необходимо постоянно подчеркивать
социальную ценность содержания и смысла
учебной деятельности.
Ведущей
деятельностью является деятельность,
имеющая социально признаваемый характер:
регуляция самостоятельности; построение
новых отношений с взрослыми;
6)
старший школьный возраст. Ведущий вид
деятельности – учебная деятельность,
активно сочетание с разнообразным
трудом, что имеет большее значение для
выбора: элементы исследования;
определенная направленность (поиск
места в жизни);
Основное
психологическое новообразование
данного возраста – умение школьника
составлять собственные жизненные
планы, искать средства их реализаций.
В
этой общей картине развития психики
ребенка в процессе смены ведущих типов
деятельности имеются свои закономерности
и особенности:
1.
названные типы деятельности находятся
в генетически преемственной связи, и
их формирование может происходить
только в определенном порядке (учебную
деятельность нельзя формировать до
игровой деятельности).
2.
психическое развитие ребенка следует
понимать как единый процесс. Единство
этого процесса психического развития
растущего человека обеспечивается
закономерной сменой ведущих типов
деятельности, их преемственностью при
переходе от одних возрастных периодов
к другим. При этом все типы ведущей
деятельности делятся на две группы:
1
группа – те, в которых дети усваивают
по преимуществу задачи, мотивы и нормы
отношений между людьми; развивается
потребностно-мотивационная сфера;
2
группа – типы деятельности по усвоению
общественно выработанных способов
действий с объектами материальной и
духовной культуры; развиваются
познавательные способности;
Выделение
главной, ведущей деятельности, имеющей
определяющее значение для каждого
возрастного периода, не исключает
значения и роли всех других видов
многоплановой деятельности ребенка.
Современные
данные позволяют выделить следующие
виды ведущей деятельности: 1.
Непосредственное эмоциональное общение
ребенка с взрослыми, присущее младенцу
с первых недель жизни и до года. Благодаря
нему у младенца формируются такие
психические новообразования , как
потребность в общении с другими людьми
и хватание в качестве основы мануальных
и предметных действий .2.
Предметно — манипулятивная деятельность
ребенка, характерная для раннего
детского возраста (от 1 года до 3 лет).3.
Игровая деятельность или сюжетно —
ролевая игра, присущая детям дошкольного
возраста( от 3 до 6 лет). 4.
Учебная деятельность младших школьников
от 6 до 10-11 лет . 5.
Общение подростков в возрасте от 10-11
до 15 лет в разных видах деятельности
(трудовой, учебной, спортивной,
художественной и т. д.).
Каждый
вид ведущей деятельности порождает
свои эффекты в виде новых психических
структур, качеств и свойств.
Возрастная
периодизация по Эльконину.
Д.Б.
Эльконин отмечает, что ребенок не
пассивно приспосабливается к окружающему
его миру человеческих предметов, а
активно «присваивает себе все достижения
человечества, овладевает ими».
Конкретными же носителями всего того,
чем должен овладеть ребенок в жизни,
являются «воспитывающие и обучающие
его взрослые». Деятельность ребенка
по отношению к предметной действительности
всегда опосредована отношениями
ребенка и взрослых. Так в психологию
вошла категория «деятельность».
Эффективность
образования, а следовательно, и
психического развития зависит от того,
насколько средства, содержание, методы
обучения и воспитания разрабатываются
с учетом психологических закономерностей
возрастного и индивидуального развития
и не только опираются на уже имеющиеся
возможности, способности, умения детей,
но и задают перспективу их дальнейшего
развития, насколько взрослые в работе
с детьми разного возраста акцентируют
внимание на формировании у них интереса
к окружающей жизни, интереса и умения
учиться, способности к самостоятельному
добыванию знаний, потребности в активном
отношении к той деятельности, в процесс
которой они включаются.
Эти
типы деятельностей сменяют друг друга.
Рассмотрим
периодизацию психического развития
Д.Б. Эльконина.
Эпоха | Возрастной | Тип |
Раннее | 0 | Непосредственно-эмоциональное |
1 | Предметно-манипулятивная деятельность | |
Детство | 3-7 | Общение |
7-10 | Учебная |
В
таблице представлены три эпохи: раннее
детство, детство. Каждая эпоха состоит
из двух периодов, в основе которых лежит
тот или иной тип ведущей деятельности.
Эти периоды закономерно связаны между
собой и взаимно подготавливают друг
друга. [2] Сначала – это эмоциональное
общение с взрослыми, потом предметная
деятельность, наконец, сюжетно-ролевая
игра. Каждый новый вид деятельности
зарождается внутри предыдущего в виде
отдельных действий.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.
Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего человека к социальной действительности.
Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:
Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных. В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.
Виды ведущей деятельности:
Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.
Предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.
Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.
Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.
Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.
Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.
В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке.
Во-вторых, психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребенка.
Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 4023; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9757 — | 7579 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Идея ведущей деятельности принадлежит А. Н. Леонтьеву, который считал, что на различных стадиях психического развития ребенка отдельные деятельности, им выполняемые, играют в этом развитии неодинаковую роль: одни – большую, другие – меньшую. Ведущей является не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся в данном периоде психического развития ребенка. Под ведущей деятельностью в психологии понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии»[1], деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Ведущую деятельность характеризуют следующие признаки:
- 1) в форме этой деятельности возникают и внутри нее дифференцируются новые виды деятельности (например, учение возникает в игре);
- 2) в ней формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – воображение, в учении – отвлеченное мышление). Однако из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но в других видах деятельности, генетически с ней связанных;
- 3) от этой деятельности зависят основные психологические изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).
Вследствие этого специальная организация ведущего типа деятельности выступает тем основным условием, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, формирование у него в процессе этой деятельности определенной иерархии потребностей, мотивов и целей, так как именно здесь аккумулируются возможности становления личности растущего человека. Изучение закономерностей смены на разных возрастных этапах ведущих типов деятельности, имеющих различные функции и различное воспитательное значение, позволило отечественным психологам разработать периодизацию психического развития современного ребенка как психологическую основу целостного воспитательного процесса на уровне требований современного общества с учетом особенностей детей. Реальной стала задача расширить и углубить понимание всей сложности процесса развития деятельности и личности в онтогенезе. На смену выдвинутой в свое время триады «игра, учеба, труд» пришли эмоциональное общение, предметная манипуляция, игра, учение, труд[2].
В дальнейшем была разработана стройная схема периодизации психического развития ребенка, в основе которой лежал принцип ведущей деятельности. В соответствии с данным принципом ведущие деятельности можно разделить на две группы. В первую входят деятельности, в которых происходит развитие преимущественно мотивационно-потребностной сферы личности в системе «ребенок – взрослый», ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение им норм отношений между людьми. Во вторую группу включаются деятельности, в которых усваиваются общественно выработанные способы действия с предметами в системе «ребенок – общественный предмет».
Согласно Д. Б. Эльконину, с рождения и примерно до года ведущей деятельностью является «непосредственно-эмоциональное общение» ребенка со взрослым[3]. Известно, что дети, лишенные по каким-либо причинам такого общения, даже при наличии тщательного ухода за ними (например, в домах ребенка во время войны, когда не хватало времени на «простое» агуканье с ребенком, игры с ним) обнаруживали резкое отставание в психическом и даже физическом развитии.
На рубеже первого и второго года жизни картина меняется: ведущей деятельностью становится «предметно-манипулятивная». В этом возрасте взрослый сам по себе как бы «теряет смысл» для ребенка: он становится только источником новых, интересных для ребенка общений с предметами. Именно в этом возрасте ребенок должен «освоить» ряд черт предметного мира, «сопротивляемость» вещей, их соотношение друг с другом, да мало ли что еще! Именно в этом возрасте ребенок может часами экспериментировать, бросая игрушку на пол, прислушиваясь к звукам, которые она при этом издаст.
На рубеже третьего и четвертого годов жизни – при переходе от раннего к дошкольному возрасту – ведущей деятельностью вплоть до начала школьного обучения является игра, причем не просто игра с предметами, а ролевая игра. В этом возрасте дети приобретают ориентацию в сложной системе отношений с другими детьми, с взрослыми, знакомятся с общественными функциями людей (они играют «в семью», «во врача» и т.п.). Многочисленные исследования доказывают, что при неразвитости ролевой игры психическое развитие детей также искажается.
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ведущей становится развитая игровая деятельность. Именно в ролевой, сюжетно-развитой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Во-первых, игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, фундаментальных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка возникают и развиваются воображение и символическая функция.
В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе ее дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением научных понятий в тех или иных сферах знания, создавая у детей основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей 7–10 лет возникают необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания. В то же время игровая деятельность теперь отступает на второй план. Так, предложение учительницы «поиграть» на уроке ребенок принимает в штыки: как же, ведь он уже не маленький! К сожалению, при столкновении со школьной действительностью желание учиться часто пропадает.
Дети подросткового возраста (от 10–11 до 15–16 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и взрослыми в школе. Авторитет родителей падает чуть ли не до нуля, тогда как авторитет ближайшего друга-ровесника сильно повышается. Игра тоже продолжает занимать в этом возрасте важное место, но подростка захватывает уже не столько сам процесс игры, сколько возможность поднять с ее помощью свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка занимает учебная деятельность, ибо подросток в современных условиях – всегда школьник, но эта деятельность, сохраняя актуальность и значение, уже не является ведущей в подростковом возрасте: по психологической роли она лишь одна из форм.
Важнейшая особенность старшего школьного возраста (16–17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой – получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни. Основное психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания. Активно сочетаемая с социально признаваемым трудом, общественноориентированная учебно-профессиональная деятельность не только развивает познавательно-профессиональную направленность старших школьников, но и обеспечивает новый уровень их самоопределения, связанный с превращением внутренней позиции старшеклассника (осознание своего «Я» в системе реально существующих отношений) в устойчивую жизненную позицию, в соответствии с которой жизненные планы ориентируются на потребности общества.
Наконец, у взрослого человека ведущей деятельностью может становиться деятельность из довольно широкого набора: у одних это будет трудовая деятельность, у других – возможно, семейная, у третьих – «нетрудовая».
Источник