Роль учителя в развитии речи ребенка

Роль педагога как фактор развития речи детей в младшем возрасте.

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат, но более всего тем людям. Которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Таким близким и для многих родным человеком ребенку дошкольного возраста является воспитатель. Поведение воспитателя, его речь, внешний вид – все является образцом для подражания воспитанников.

Многие трудности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт.

Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала оргументированно, доходчиво, и потому сознательно подбираем слова для построения фраз.

Что касается устной речи, в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками или их родителями, то подобная работа над словом почти исключена.

Здесь можно слышать различные ошибки: педагог, давая поручение ребенку говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Конечно, нет. Ведь говорить «велела» невежливо, т. к велеть —  значит приказывать.

Одна из первостепенных задач – это подмечать собственные речевые ошибки исправлять их и вслушиваться в речь детей и вовремя подмечать недостатки.

Как можно чаще задавать себе вопрос, как звучит моя речь?

Может ли служит моя речь образцом для подражания?

Голос профессиональный инструмент педагога, и им надо умело владеть. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А на самом деле секрет для установления тишины прост – разговаривать с ребенком голосом умеренной силы, а еще умело пользоваться интонацией переходя с тихого на повышение голоса.

Основными требованиями для голоса педагога является:

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации;

Логичность – выражение в смысловых связях речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов чуждых литературному языку. Белинский писал: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

Выразительность – особенность речи, захватывать внимание и создавать эмоциональное сопереживание. Так же не мало важными являются и такие компоненты речи как, богатство, уместность, правильность. Л.Н Толстой писал: «Язык должен быть живой» Без слов паразитов.

Жил был этот, как его

Ну, значит и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак –

Этот вообщем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя,

Так сказать.

А жену звали Ну….

А соседа звали Это…

А его родители

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то ЭЭЭЭ

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну, и значит и вообще.

Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие мелкой моторики, так как рецепторы и нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев взаимосвязаны между собой. Сейчас уже каждый знает, чем сильнее развита мелкая моторика ребенка, тем быстрее и правильнее он будет говорить.

Так же не маловажную роль в развитии речи может сыграть чтение педагогом художественной литературы. Но любой педагог, читая ребенку литературу или заучивая с ним стихи должен четко понимать цели и задачи данного занятия. В настоящее время как никогда нужно тщательно подбирать литературу для чтения детям дошкольного и младшего школьного возраста.

В современном мире, к сожалению, часто встречаются случаи долгого молчания ребенка. На первый взгляд причин для этого нет, за исключением врожденных дефектов развития и генетических нарушений. Но, быстрое развитие прогресса и информационных технологий приводит к регрессу в развитие речи у детей. Родители чаще общаются не с новорожденным малышом, а с компьютером и виртуальными людьми. Дети разучились общаться. Слышать и слушать. И именно мы воспитатели, являясь основными соратниками в помощи развития речи ребенка должны приложить все усилия, чтобы повернуть развитие речи в нужное русло.

Итак, чтобы добиться от детей красивой и правильной речи, воспитателю следует не только подавать речевой образец, но и проверять, как овладели им дети.

Так же необходимо прививать детям речевой этикет: учить говорить спокойно и без крика, отвечать по одному и не перебивать, уметь терпеливо выслушать других. Ведь дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь не может уже успешно быть пройден. Поэтому, повышение общей культуры речи педагога является высоким залогом культуры народа в целом!   

Источник

Елена Александровна Трафимова
Роль учителя-логопеда в формировании речевого развития ребёнка

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным. Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, в том числе недостаточное речевое общение ребенка с родителями. В процессе взаимодействия педагогов с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом — важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Не целенаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома.Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Читайте также:  Развитие 1 годовалого ребенка мальчика

Цель работы: поиск эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

Задачи:

1. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.

2. Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.

3. Определить эффективность выбранных нами форм работы с родителями.

Предварительный опрос родителей показал, что большинство (86%) родителей считают, что их ребёнок нуждается в логопедической помощи. Почти все из них считают необходимым участие родителей в коррекционной работе с ребёнком. Но все родители затрудняются в том, какую именно помощь они могут оказать своим детям.

Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу среди родителей по формированию у них компетентности в вопросах преодоления речевых нарушений у детей. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование на основе наиболее оптимальных для нашего ДОУ форм работы.Их можно условно разделить на 2 вида: просветительские и практические.

Просветительские формы работы с родителями:

Родительские собрания

Стенды «Поговори со мною, мама», «Говорим грамотно»

Папки-передвижки (на каждой группе)

Индивидуальные беседы

Практические формы работы:

Домашние задания (логопедическая тетрадь)

Открытые занятия для родителей

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы.

Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени.

Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов.

И в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Индивидуальная работа с родителями имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Поэтому в своей практике я использую такой вид работы с родителями, как индивидуальные беседы. В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в коррекции речевых нарушений. В ходе беседы родители получают советы, рекомендации.

Консультации: В совместной работе учителя-логопеда и семьи необходимы для решения тех или иных проблем речевого развития детей.Наиболее актуальные темы для консультаций: «Артикуляционная гимнастика», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др. К консультациям организуем выставки пособий, дидактических игр. Родители могут воспользоваться подбором практического материала.

Одной из форм работы с родителями является Тетрадь. В ней записываются индивидуальные задания по коррекции звукопроизношения, что помогает привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Выполнение заданий позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений, добиться быстрого и устойчивого результата. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению предложенных заданий.

Нарушение звуко-наполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.Отсюда появилась проблема: как информировать всех родителей по формированию у дошкольников лексико-грамматического строя речи.

Примеры упражнений

Тема «Весна»

Образовать признак по аналогии: март —мартовский, апрель—апрельский. .

упражнение «До — между — после» (повторить последовательность времен года и месяцев).

Тема «Зимние забавы»

Упражнение

«Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов):

конькобежец (бегает на коньках, саночник (катается на санках, лыжник (катается на лыжах, хоккеист (играет в хоккей) и т. д

Тема «Фрукты» упражнение «Скажи ласково» лимон-лимончик, яблоко-яблочко, абрикос-абрикосик.

Тема «Овощи» Помоги Маше посчитать 2тыквы-5 тыкв, 2 огурца-5 огурцов, 2 помидора-5 помидоров.

Что можно приготовить? (образование относительных прилагательных): салат из капусты-капустный, а запеканка., салат из моркови., а запеканка-…

У нас составлен перспективный план проведения этой игры с родителями и детьми подготовительных к школе групп.

Задачи поставленные учителем-логопедом

· развивать у детей внимание к слову, его различным значениям,

· развивать графомоторные навыки.

· развивать связную речь,

· выработать умение выбирать из своего словарного запаса нужное слово,

· совершенствовать словесно-логическое мышление,

· развивать понимание чужой и активизация собственной речи.

В играх участвуют дети подготовительных к школе групп. Дети группы делятся на пять команд, так как в год всего проводится 5 игр. Каждая команда играет в игру,сценарий который составляется по одному из художественных произведений: К. Чуковский «Федорино горе», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», П. Бажов «Серебряное копытце», А. Толстой «Буратино», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Для укрепления связей между детьми и родителями, для поднятия детской самооценки,для создания ситуации успеха в игре разработаны и строго соблюдаются следующие правила: отсутствует элемент соревновательный, дети и родители играют в одной команде, помогают друг другу, зрители помогают «зарабатывать» буквы, поддерживают участников аплодисментами и танцами.

Перед игрой осуществляется большая предварительная работа:

1.воспитателями: работа с детьми (чтение произведения, просмотр видеофильма, обсуждение сюжета); организация родителей (собеседование, анкетирование, обговаривание их роли в игре).

2. учителем-логопедом: работа с детьми (обучение детей звукобуквенному анализу и синтезу, развитие фонематического слуха и другое).

Читайте также:  Уровень развития ребенка 10 класса

Организация интеллектуально-деловой игры «Большие буквы для маленьких детей» строится на основе следующих правил взаимодействия с родителями.

Правило первое – информированность. Родители знакомятся с содержательным аспектом интеллектуально-деловой игры. Им предлагается информация о возможных способах участия в игре, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет проходить игра. Для этого в групповой комнате выделено место, где размещается все, что касается совместной деятельности детей и родителей в предстоящей игре. Информация носит для родителей понятный и привлекательный характер.

Правило второе – добровольность и возможность выбора. Родителям заранее предлагаем выбрать месяц, когда они смогут поучаствовать в игре, а также варианты участия с учётом их интересов и возможностей.

Правило третье – чувство успешности. В письменной форме заранее предлагаются родителям и детям варианты упражнений, подобных тем которые используются в игре. Знакомые игры способствуют успешности выполнения игровых заданий. Мы поддерживаем и поощряем участие членов семьи, благодарим каждого участника за его персональный вклад по окончании игры. В группе также определено специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.

Структура интеллектуально-деловой игры состоит из трёх этапов:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор литературного произведения, просмотр телепередачи в оригинале, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования, составление сценария, проигрывание однотипных игр, организацию родителей.

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игр–это анализ ее результатов: награждение семей-участников, обсуждение проблем родителей в воспитании детей.

Итак, какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят

Источник

  Легкое дело – тяжело писать и говорить,

но легко писать и говорить – тяжелое дело,

у кого это не делается как–то само собою.

В.Ключевский.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению «жаргона и просторечия» является актуальной. Поэтому формирование и повышение культуры правильной русской речи приобретает важное значение.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова. К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. До сих пор актуальными остаются слова, сказанные более полувека назад: «… мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да еще редкая гостья, парадная, так сказать» [Богоявленский Л.]

В течение 20 лет работы в начальной школе передо мной всегда стояла проблема развития письменной речи  учащихся. Важность  исследования проблемы развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно участвовать в жизни общества.

В речи младших школьников встречаются разнообразные отклонения от норм русского литературного произношения.

Если начальная школа не заложит прочного и основательного фундамента произносительной культуры, дальнейшая работа по развитию звуковой стороны речи детей будет не только малоэффективной, но и бесполезной, попусту отнимающей силы и время как учителей, так и учащихся. Надо, наконец, признаться в этом без всяких оговорок, без перекладывания задачи воспитания произносительной культуры детей на плечи учителей-словесников.

Общепризнанно мнение о том, что подъем произносительной культуры учащихся в первую очередь определяется состоянием речи учителя начальных классов.  

Действительно, учитель начальных классов по сравнению с учителем-словесником среднего звена школы обладает большими преимуществами в деле совершенствования звуковой стороны речи детей. Это объясняется по крайней мере двумя причинами. Первая – это огромный, непререкаемый авторитет учителя в глазах младших школьников, особенно первоклассников. Авторитет педагога подчас превышает авторитет окружающих ребенка членов семьи, а это означает, что образцы произношения, предъявляемые учителем, будут усваиваться детьми особенно тщательно, даже ревностно.

Второе обстоятельство, объясняющее огромные возможности учителя младших классов в повышении произносительной культуры учащихся, – сама специфика процесса начального обучения. Почти все предметы (русский язык, математику, природоведение, труд) ведет один преподаватель, следовательно, в начальных классах легко осуществим орфоэпический режим при условии владения учителем нормами русского литературного языка. В противном случае названное обстоятельство становится не положительным, а отрицательным: учитель начальных классов, произносящий сквореЧник вместо сквореШник, шинэль вместо шинель, леКШе вместо леХче, повтОрим вместо повторИм, в конце концов просто заставит (за 3 – 4 года обучения) своих воспитанников употреблять в речи нелитературное произношение, даже если они дома будут слышать только образцовую речь.

Живое слово учителя по-прежнему остается главным средством обучения в школе, поэтому именно учителю принадлежит право демонстрировать перед детьми образцы верного произношения. Постоянно имея перед собой образец, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного языка. Известно, какую громадную роль в формировании звуковой стороны речи детей играет подражание.

На практике учитель постоянно решает двуединую задачу:

Читайте также:  7 месяцев ребенку развитие ходунки

       1. Как преподнести знания, чтобы они были  наилучшим  образом  поняты          учащимися.

       2. Поднимать уровень развития речи учащихся.

    Развитие речи у учащихся процесс  управляемый,  который  идет  по  пути

расширения их словарного запаса. Поэтому  учитель  на  всех  уроках  сообщая новый  материал,  включает  в  него  и  те  новые  слова,  которые  являются понятиями.  Раскрывая  при  этом  их  значение,  следует  опираться  на  уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные  слова  не  забывались,  а вновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти.

Особое место занимают отрывки из произведений классиков детской литературы К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова и др. Образцовый языковой материал для орфоэпических упражнений развивает эстетический вкус учащихся, формирует их языковое чутье. Интересные тексты вызывают у детей наряду с интеллектуальной активностью и положительное эмоциональное отношение к работе.

Эффективным средством закрепления литературного произношения и грамотного написания являются ребусы. Детей младшего школьного возраста увлекает решение познавательной задачи, заключенной в ребусе. Введение ребусов в уроки не только помогает успешному решению задач образовательного и развивающего характера, но и обеспечивает необходимую смену видов деятельности учащихся

Особое место в работе над словами, литературное произношение и написание которых совпадают, занимают упражнения с «Орфографическим словариком» для учащихся начальной школы. Хотя словарь назван орфографическим, это не означает, что его использование должно ограничиваться лишь рамками орфографии. Словарь многофункционален по своему назначению, ибо в нем содержатся сведения не только о написании непроверяемых гласных и согласных в словах, но и о правильном произношении, изменении и употреблении слов в контексте.

Роль учителя состоит в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ученика, в создании и реализации методической системы культуры речи – от аудирования, от умения слушать – и до потребности пользования словарями и справочниками. Нужен мощный фактор, постоянно поддерживающий в детях желание и стремление развивать свою речь. Такое желание можно вызвать лишь условиями, способными удовлетворить актуальные потребности детей.

Это, прежде всего игра и игровая деятельность, от которой младший школьник не может отказаться. В системе работы по развитию культуры правильной русской речи учитель большое внимание может уделить также сказкам и как средству, приближающему детей к ситуации игры. Для формирования правильного произношения звуков можно составить свои произносительные игры, построенные на сказочных ситуациях.  В игры можно включить знакомые народные песенки, потешки, а также присказки. Особенно хочется остановиться на обилие скороговорок, которые помогают учителю формировать у детей орфоэпически правильную речь. Наличие таких упражнений диктуется анатомо-физиологическими изменениями артикуляционного аппарата первоклассников (сменой зубов), непосещением вовремя логопеда, вследствие чего дети имеют нечеткую устную речь.

Общеизвестно, что основную часть лексики составляют знаменательные слова. Сказки дают нам большую возможность обогащать речь детей за счет этих знаменательных слов.

По данным психологов, степень запоминания языкового материала зависит от количества запоминаемых слов и от степени их фонетической, лексической, грамматической трудности. Поэтому следует распределять новые слова так, чтобы снять эти трудности. Учитывая, что забывание изученного идет особенно интенсивно сразу после введения нового материала, следует повторять и закреплять слова на последующих уроках; последовательно чередовать уроки с большим и малым количеством слов (игра «Ярмарка новых слов», «Кто больше?»).

 Формирование культуры речи, познание родного языка невозможно осуществить только на уроках русского языка и литературного чтения. Необходимо систематически, планомерно осуществлять это на уроках природоведения, рисования, истории, риторики и т.д.  Так, для создания проблемных ситуаций, как на уроках русского языка, так и природоведения, можно проводить этимологическую, словообразовательную работу. Если на уроках русского языка словообразовательная работа с учащимися является общепринятой, то на уроках природоведения учитель обращается к ней неоправданно редко.

Речевая разминка предполагает включение упражнений дыхательных, произносительных  (произнесение звуков и определенных интонаций) артикуляционных, текстовых. Смысл этих упражнений – сделать более подвижными речевые механизмы, управляющие интонацией, приучить детей к быстрой смене темпа, тона и т.д.

Готовясь к сегодняшнему выступлению, я заглянула в учебник «Методика преподавания русского языка в начальных классах» (М; 2000. М.Р.Львов),  в котором имеется глава «Культура речи и методика», а также глава «Речевые ошибки учащихся, их диагностика и исправления», но к сожалению, не предусмотрены подобные главы в учебниках по русскому языку ни по программе «Школа России», ни «Школа -2100», поэтому этот пробел в знаниях учащихся нам учителям начальных классов нужно восполнять самим на различных предметах начальной школы.

Это может быть как минутка грамотности и культуры речи, включенная в структуру каждого урока (5-10 минут). Так и организация секции учителей-словесников школы совместно с учителями начальных классов. Работа секции: создание уголка культуры речи, выпуск газеты, журнала; организация кружка культуры речи и литературного творчества, журналистики; проведение утренников, вечеров и конференций, конкурсов и олимпиад, видеозаписей; театральная группа; переписка, ведение Дневников и пр., т.е. организация «Единого режима культуры речи».

Школьная программа должна предусмотреть исторические справки для понимания законов языка и отступлений от них, объяснения архаизмов, сведения о развитии русского литературного языка, о его специфике. Ведь цель разговора и чтения — радость духовного рассуждения, умение глубоко осознать символ и смысл слова. Язык — это средство связи поколений. Но современное словоупотребление молодых отнюдь не способствует связи и преемственности поколений, — как раз наоборот.
      Воспитывающее значение русского языка неоценимо. Поэтому велика роль учителя, способного одухотворить, оживить написанное и передать это сокровище детям. Не будет соответствующей школы, не будет активных носителей литературного языка — язык станет бездуховным, мёртвым, исчезнет с лица земли и русский народ!

Источник