Роль учения в развитии ребенка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (7-11 лет) не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности (каким например является подростковый), тем не менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, поскольку меняется ведущая деятельность. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (в общешкольный, классный, в малые группы, в них существующие). Включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности, другим людям, к учению и связанным с ним обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к IV классу. Моральные знания и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I-II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь, то учащиеся III-V классов, помимо опыта собственного поведения (который, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Значительно большее влияние приобретают чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов. Также формируется и моральное поведение. Дети совершают моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям взрослых, учителя (7-8 лет). Ученики III-IV классов в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.
Характер в младшем школьном возрасте только складывается. Характерологические проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью. В этой связи иногда за черты характера можно ошибочно принять временные психические состояния. Иногда кажется, что ребенок проявляет настойчивость, умение преодолевать трудности в учебной деятельности, доводить каждое дело до конца. Но опытный психолог может определить, что это – временное психическое состояние и ребенок проявляет указанные качества лишь при определенных условиях: наблюдая пример другого человека или при собственной успешной деятельности. Неудачи выбивают такого ребенка из колеи.
В поведении младших школьников более отчетливо и прозрачно проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности, которые позднее перекрываются (маскируются, как говорят психологи) привычными формами сложившегося в жизни поведения. Застенчивость, замкнутость могут быть непосредственным проявлением слабости нервной системы, импульсивность, невыдержанность – проявлением слабости тормозного процесса, замедленность реакции и переключения с одной деятельности на другую – проявлением малой подвижности нервных процессов. Разумеется, это обстоятельство нисколько не снимает задач воспитания: нервная система, как указывал И. П. Павлов, весьма пластична и способна к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий. К тому же, как мы знаем, за типологическими проявлениями возможен контроль со стороны сознания, что и необходимо воспитывать у школьников.
Характер младшего школьника отличается некоторыми особенностями: склонностью незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав, не взвесив всех обстоятельств. Причина этого явления ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность к активной внешней разрядке. Поэтому далеко не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7-8-ми лет) еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче терять веру в свои силы и возможности.
Распространенные в младшем возрасте недостатки характера – капризность и упрямство – объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворяются. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, его хочется, во имя того, что надо.
К возрастным особенностям школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность – младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный опыт, пример, с другой – таит некоторую опасность: младший школьник перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший школьник играет в волейбол, то копируется все: развинченная походка, грубые выражения, вульгарные манеры старшего.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, младшие школьники (особенно I-II-х классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать внешние проявления удовольствия или неудовольствия. В-третьих, младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, страха, гнева. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать нежелательные проявления.
Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах, – все это необходимо для опоры в воспитании.
К началу обучения в III-м классе постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, сдерживать себя и контролировать свои поступки, не поддаваться импульсам, т.е. – к волевой регуляции своего поведения.
Ученики III-го и особенно IV-го классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования. Но порой побеждает и мотив низшего уровня (стремление получить удовольствие). В этой ситуации воспитатель должен проявить твердость, в противном случае закрепляется нежелательная привычка (например, бросать уроки и спешить к телевизору, если идет интересная передача).
Если главным двигателем развития личности является система мотивов и потребностей, то естественно рассматривать и качества личности как порождение определенных потребностей. Устойчивые потребности в соединении с привычным способом их реализации составляют качества личности. Любое качество личности – это не столько форма поведения, даже ставшая привычной, сколько единство устойчивых мотивов и форм поведения, усвоенных для его реализации.
Когда возраст ребенка приближается к школьному, он начинает страстно мечтать о школе. Психологические исследования показывают, что ребенок не просто хочет учиться, хотя и учиться он тоже хочет: поступление в школу означает изменение позиции, освоение новой социальной роли. Для него учение в школе – это выполнение важной работы, обретение новой социальной позиции.
У каждого человека в процессе его жизни, деятельности, общения с людьми формируется определенная самооценка. Она складывается под влиянием двух основных факторов: оценки окружающих людей и сравнения результатов своей деятельности с результатами деятельности других людей, с образцом.
Самооценка у детей далеко не всегда адекватна их реальным достижениям и возможностям в разных видах деятельности. Одни дети себя переоценивают, другие – недооценивают, причем как переоценка, так и недооценка могут касаться только отдельных видов деятельности, а могут быть общими, когда человек (ребенок) самоуверен или, наоборот, не уверен в себе, во всем.
Если ребенок, в особенности младший школьник, сталкивается с неуспехом, если в сравнении с другими детьми он всегда чувствует, что он хуже, особенно если это подчеркивается взрослыми и детьми, у него легко возникает чувство неуверенности в себе, формируется неадекватная, заниженная самооценка. Ребенок с такой самооценкой боится дерзать, взять на себя даже посильные задачи: он боится неуспеха, тех переживаний, которые с ним связаны.
Самооценка, как известно, формируется под влиянием оценок окружающих и результатов его собственной деятельности. Однако по мере того, как самооценка складывается, она начинает в свою очередь активно влиять на поведение ребенка, определяя его реакции на воздействия воспитателей.
Если определенная самооценка поддерживается окружающими достаточно длительное время и если она к тому же высокая и обеспечивает ребенку почетное положение в коллективе и самоуважение, то сохранение такой самооценки становится в конце концов потребностью ребенка. Эта потребность в определенной, удовлетворяющей человека самооценке составляет основу его уровня притязаний.
После того как уровень притязаний ребенка сложился, каждую оценку взрослыми его знаний, умений, возможностей он сопоставляет со своей собственной самооценкой, и отношение к взрослому начинает в значительной мере зависеть от того, насколько, по мнению ребенка, тот правильно его оценил. Таким образом, сложившаяся самооценка и уровень притязаний начинают опосредовать отношение ребенка к другим людям. Если ребенок например себя переоценивает, то вполне справедливая и объективная оценка начинает казаться ему несправедливой. Это порождает у него отрицательное эмоциональное состояние и часто нарушает контакт между ним и взрослым, ведет к непослушанию, нежеланию учиться, конфликтам.
Формирование личности ребенка в значительной степени зависит от того, как сложатся отношения между его самооценкой и притязаниями, с одной стороны, и его реальными достижениями – с другой. А эти отношения могут сложиться по-разному. Требования к себе, притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных достижений человека (ребенка), и тогда в процессе развития он не реализует своих возможностей. Может случиться и так, что притязания потребуют напряжения всех сил, и это приведет к интенсивному развитию всех способностей ребенка. Наконец может оказаться, что притязания в какой-то области или общие притязания окажутся намного выше реальных и даже потенциальных возможностей ребенка. В таких случаях, как правило, собственный опыт, оценка других людей рано или поздно перестроят самооценку и притязания ребенка и приведут их в соответствие с реальными возможностями.
Ученики, с одной стороны, остро переживают неуспех, а с другой – игнорируют его, выбирая более трудные задачи. Причем они обязательно ищут или объективные причины, или виновников своих неудач: задача плохая, учитель виноват, ребята помешали. Реакция этих младших школьников на неуспех имеет агрессивный характер. Они ни в коем случае не признаются в своей слабости, в непосильности для них того, на что они претендуют. И главное – свою слабость они скрывают не только от других, но и от себя.
Потребность сохранить высокую самооценку заставляет такого ученика остро реагировать на все и всех, кто каким-то образом обнаруживает его несостоятельность. Если учитель, товарищи или родители пытаются указать такому ученику на его слабость, он отчаянно сопротивляется, вступая с ними в конфликт: учитель придирается, товарищи плохие, родители его не понимают. Такое состояние называют аффектом неадекватности. Это неприятное, тяжелое эмоциональное состояние является результатом повышенных притязаний, которые не совпадают с возможностями, т.е. результатом того, что устойчивая самооценка оказывается выше, чем реальные достижения, выше, чем оценка, которую ребенок получает от других.
Аффект неадекватности выполняет определенную защитную функцию. Он ограждает ребенка от травмирующих его воздействий. Таким образом, аффект неадекватности помогает сохранить самооценку, то отношение к себе, которое обеспечивает самоуважение.
Аффективные состояния часто встречаются у младших школьников. Однако в этом возрасте такие состояния еще неустойчивы и быстро проходят. Особенно остро рассматриваемая проблема стоит в отношении подростков.
Дата добавления: 2015-02-04; просмотров: 9815; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10500 — | 7742 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Итак,
в младшем школьном, возрасте учебная
деятельность становится ведущей.
Учебная деятельность — особая форма
активности ученика, направленная на
изменение самого себя как субъекта
учения. Она направлена на усвоение
системы научных понятий, коренным
образом трасформирующих сознание
ребенка и все его псих ф-ции.
Это
необычайно сложная деятельность, которой
будет отдано много сил и времени — 10 или
11 лет жизни ребенка.
Структура учебной
деятельности по Д.Б. Эльконину:
—
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ — система побуждений,
которая заставляет ребенка учиться,
придает учебной деятельности смысл.
—
учебная задача,
т.е. система заданий, при выполнении
которых ребенок осваивает наиболее
общие способы действия;
— учебные
действия, те,
с помощью которых усваивается учебная
задача, т.е. все те действия которые
ученик делает на уроке (специфические
для каждого учебного предмета и общие);
—
действия
контроля — те
действия, с помощью которых контролируется
ход усвоения учебной задачи;
— действие
оценки — те
действия, с помощью которых мы оцениваем
успешность усвоения учебной задачи.
53.
Психологические особенности младшего
школьника.
МОТИВАЦИОННАЯ
СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, — ядро
личности.
Среди разнообразных социальных
мотивов учения,
пожалуй, главное место занимает мотив
получения высоких отметок. Высокие
отметки для маленького ученика — источник
других поощрений, залог его эмоционального
благополучия, предмет гордости.
А)
Внутренние
мотивы:
1)
Познавательные мотивы — те мотивы,
которые связаны с содержательными или
структурными характеристиками самой
учебной деятельности: стремление
получать знания; стремление овладеть
способами самостоятельного приобретения
знаний;
2) Социальные мотивы — мотивы,
связанные с факторами, влияющими на
мотивы учения, но не связанные с учебной
деятельностью (меняются социальные
установки в обществе -> меняются
социальные мотивы учения): стремление
быть грамотным человеком, быть полезным
обществу; стремление получить одобрение
старших товарищей, добиться успеха,
престижа; стремление овладеть способами
взаимодействия с окружающими людьми,
одноклассниками. Мотивация достижения
в начальных классах нередко становится
доминирующей. У детей с высокой
успеваемостью ярко выражена мотивация
достижения успеха
— желание хорошо, правильно выполнить
задание, получить нужный результат.
Мотивация избегания неудачи. Дети
стараются избежать «двойки» и тех
последствий, которые влечет за собой
низкая отметка, — недовольства учителя,
санкций родителей (будут ругать, запретят
гулять, смотреть телевизор и т.д.).
Б)
Внешние мотивы
— учиться за хорошие отметки, за
материальное вознаграждение, т.е. главное
не получение знаний, какая-то награда.
САМОСОЗНАНИЕ.
От
оценки зависит развитие учебной
мотивации, именно на этой почве в
отдельных случаях возникают тяжелые
переживания и школьная дезадаптация.
Непосредственно влияет школьная оценка
и на становление самооценки.
Дети, ориентируясь на оценку учителя,
сами считают себя и своих сверстников
отличниками, «двоечниками» и
«троечниками», хорошими и средними
учениками, наделяя представителей
каждой группы набором соответствующих
качеств. Оценка успеваемости в начале
школьного обучения, по существу, является
оценкой личности в целом и определяет
социальный статус ребенка.
У отличников
и некоторых хорошо успевающих детей
складывается завышенная самооценка. У
неуспевающих и крайне слабых учеников
систематические неудачи и низкие оценки
снижают их уверенность в себе, в своих
возможностях.
Полноценное развитие
личности предполагает формирование
чувства
компетентности,
которое Э. Эриксон считает центральным
новообразованием данного возраста.
Учебная деятельность — основная для
младшего школьника, и если в ней ребенок
не чувствует себя компетентным, его
личностное развитие искажается.
Для
развития у детей адекватной самооценки
и чувства компетентности необходимо
создание в классе атмосферы психологического
комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся
высоким профессиональным мастерством,
стремятся не только содержательно
оценивать работу учеников (не просто
поставить отметку, а дать соответствующие
пояснения). Они оценивают только
конкретную работу, но не личность, не
сравнивают детей между собой, не призывают
всех подражать отличникам, ориентируют
учеников на индивидуальные достижения
— чтобы работа завтрашняя была лучше
вчерашней.
Центральной
линией развития выступает интеллектуализация,
и соответственно формирование
опосредованности и произвольности всех
психич процессов. Восприятие преобразуется
в наблюдение, память реализуется как
произвольное запоминание и воспроизведение
с опорой на мнемические средства, речь
становится произвольной.
Центральное
новообразование – словесно – логическое
мышление, вербально – дискурсивное
мышление ,произвольная смысловая память,
произвольное внимание, письменная речь.
В рамках
деятельностного подхода следующие
новообр:
Анализ
– выделение в целом его частей, единиц.
Теоретич и эмпирич.Рефлексия
– рассмотрение и осознание человеком
своих действий. Формальная и содержательная.Планирование
– кол-во шагов и вариантов реализации
действия, кот можно предусмотреть во
внутреннем плане в процессе выполнения
действия. Пошаговое и планирование
целостного д-я.
Развитие
самооценки: устойчивая, адекватная –
у школьников с высоким уровнем
сформированности учеб. д-ти.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник