Роль творчества в развитии ребенка
фото с сайта www.ya-roditel.ru
Творчество – уникальная деятельность. Результатом творчества может быть рисунок, стихотворение, необычное блюдо, поделка – вдохновение выражается в разных вещах, оно единственное в своем роде не только для автора, но порой и для всего человечества.
Детское творчество отличается от аналогичного процесса взрослых и имеет свои особенности. Оно не нацелено на создание исключительного продукта – ребенок творит ради самого процесса, выражая себя в этой деятельности или избавляясь от стресса и страха, или отвлекаясь от негативных эмоций.
Творчество и детское развитие
Положительное влияние творчества на личность ребенка трудно переоценить. Подчиняясь вдохновению, дети познают мир, учатся самовыражению, нестандартно мыслят, замечая детали и выделяя главное. И учатся слушать и слышать себя: свои чувства, мысли, желания.
Творчество оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка:
- декоративно-прикладное творчество развивает мелкую моторику, способствует интеллектуальному развитию;
- ребенок эстетически развивается. У него формируется художественно-эмоциональное восприятие мира;
- формируется самосознание и самооценка, восприятие самого себя, своих потребностей и желаний;
- развиваются все психические процессы: мышление, воображение, память, восприятие. Увеличивается концентрация произвольного внимания.
- Самореализация ребенка в процессе творчества благоприятно влияет на его психологический комфорт.
Первые проявления творческой деятельности можно заметить достаточно рано, уже с полугода, если, конечно, создать для этого соответствующие условия. Если предоставить ребенку свободу деятельности с красками, то можно заметить, с каким интересом он будет манипулировать цветами и линиями, развивая фантазию и самостоятельность.
Заставить заниматься творчеством нельзя, это не процесс «из-под палки». Можно создать условия, и вместе с ребенком выбрать направление для творческой деятельности.
Создаем условия для творчества ребенка
Маленькому ребенку будет интересно все. Но лучше всего начинать с рисования.
До года малыша интересуют краски. Они яркие и везде оставляют след. Правда, роль красок может играть каша, варенье, сок, а вместо кисти вполне подходят пальчики. Этот период нужно пережить, не перебить желания рисовать.
В этот период также большое значение имеет музыка. То, что мы называем «танцует», является свободным движением под музыку. Ребенок не копирует чьих-то движений, не боится выглядеть некрасиво. Он просто в музыке выражает себя. И здесь важно с младенчества формировать правильный музыкальный вкус. Мы не призываем слушать только Моцарта и Чайковского, но качество музыки должно быть высоким.
От года до трех лет ребенок уже может рисовать в пределах листа. Он еще не воспроизводит окружающий мир, но в его каракулях и кляксах можно узнать маму, папу, друзей, дом и многое другое. Выбор красок – по настроению. В этот период малыш уже начинает что-то строить и мастерить, а также активно напевает и двигается под музыку.
От трех до пяти лет ребенок с удовольствием берется за любой вид творчества. Ему нравится все, но не получив быстрый результат, он легко «остывает». Поэтому выбирать нужно доступные детям виды творчества под руководством опытных педагогов. Сложные виды искусства надо оставить на потом. В этом возрасте начинают проявляться способности к театральному искусству. Все дети учат стихи к празднику, но только некоторые удивительно передают интонационную выразительность.
В этом возрасте нужно предложить детям возможности технического творчества. Современная индустрия предлагает большое число разнообразных конструкторов, роботов, наборов для моделирования.
После пяти лет обычно становится ясно, что более интересно ребенку. Важно обратить внимание на развитие детского воображения, проявления себя. Обучение творческим техникам должно быть ненавязчивым. Каждый успех ребенка должен поощряться, но и недостатки нужно замечать и обсуждать. У ребенка должно формироваться адекватное отношение к творчеству и объективная самооценка.
Творческое развитие происходит как дома, так и в специальных студиях развития. Но, где бы ни занимался ребенок, ему чрезвычайно важна поддержка близких людей. Хвалить, указывать на недостатки, помогать и снова хвалить – это задача родителей. Мы – первые зрители, поклонники и критики.
Маленьких детей рекомендуется отдавать заниматься не в узкоспециализированные студии, а центры развитии, где опытные педагоги предложат малышу для освоения разнообразные техники и методы. В процессе проб и ошибок ребенок обязательно найдет для себя что-то очень близкое и родное – дело для души.
Склонность к творчеству можно определить только путем проб и ошибок. Помните об этом и не упрекайте ребенка за потерю интереса и потраченные средства. Будьте искренне заинтересованы в его успехах, поддерживайте и помогайте.
Автор: Светлана Садовникова
Я — родитель
Источник
Екатерина Афанасьева
Роль художественного творчества для развития ребенка
Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос неординарной, яркой личностью, творцом своей жизни. Но для того, чтобы этим мечтам было суждено осуществиться не достаточно лишь «не мешать» — родители должны принимать активное участие в творческом развитии своего ребенка. И пройдет немало времени, прежде чем бутон раскроется и задатки превратятся в способности и таланты.
Можно с уверенностью сказать, что художественно — творческая деятельность имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка, ее истоки лежат в раннем детстве.
Для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности; отставание в развитии словесно-логического мышления; недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения; общая психофизиологическая расторможенность; недоразвитие общей и мелкой моторики.
Перед логопедом, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении и устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и создание оптимальных условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная и др.) имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Развитие творчества у детей с нарушениями речи в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Ребенок — дошкольник не все передает изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка, лепки. Следует тактично относиться к его замыслу попытаться помочь ему выразить содержимое. Необходимо рассматривать рисунок, лепку совместно с ребенком, при этом не анализировать, то есть не делать критических замечаний («Что за мазню ты нарисовал», дать ребенку возможность получить удовольствие и от процесса рисования, лепки, и от того, что получилось, при этом спрашивать («Куда едет машина?», «А кому ты подаришь красивые цветы?»).
Всем уже хорошо известно, что художественная деятельность и изобразительное творчество является мощным инструментом гармоничного развития личности ребенка, начиная с момента появления на свет.
В сегодняшнем обществе отношение к общему развитию детей дошкольного возраста, и главное, к их возможностям, резко изменилось. Уже не нужно никому доказывать, что с ребенком нужно активно разговаривать и заниматься еще задолго до того, как он сможет выговорить свои первые слова и начнет самостоятельно передвигаться. Художественная деятельность неотделима в дошкольном возрасте от познавательной. Исследуя различные материалы, ребенок знакомится с их свойствами и качествами, расширяя свой сенсорный и эмоциональный опыт, что в свою очередь оказывает влияние на общее развитие в целом. К тому же, развитие мелкой моторики работа с различными материалами и инструментами в свою очередь стимулируют развитие речи.
Кроме того, совместное художественное игротворчество – это еще один способ общения взрослого с ребенком и другими детьми. Процесс сочувствования, совместного эстетического переживания в играх заполнит эмоциональный резервуар малыша и сделает ваши взаимоотношения с ребенком более значимыми в дальнейшей жизни.
Поэтому творческое развитие — это не столько приобретение каких — либо определенных технических навыков, а в первую очередь создание условий, в которых ребенок может совершать эти качественные переходы в своем сознании, развивать речь, окунаться в неизведанное, творить.
Чувства, возникающие при восприятии работ по рисованию, лепке, пока еще весьма просты по форме выражения: дети радуются своему произведению. Но этот процесс важен: ребенка все больше интересует содержание изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность цветовых сочетаний, расположение линий, персонажа. Кроме того, ребенку интересны не только игрушки и предметы быта, но и материалы из которых можно что – то сделать, пластилин, краски, тесто, кубики и коробки и т. д. Он с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддержать интерес ребёнка и научить его рисовать, лепить, конструировать. А значит, общаясь с ним, и развивает речь ребенка.
Чрезвычайно высока роль рисования, лепки, конструирования и другой деятельности в интеллектуальном развитии ребенка — способствует развитию воображения, памяти, внимания, формирует эмоциональный и речевой контакт со взрослым, активизирует мелкую моторику рук, приучает ребенка к аккуратной работе за столом.
Художественная деятельность и изобразительное творчество является мощным инструментом гармоничного развития личности ребенка.
Источник
Краткий план работы:
- Введение
- Значение детского творчества для развития личности ребенка
- Заключение
- Список литературы
Введение
«Истоки творческих способностей и дарования детей
– на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источник творческой
мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в
движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с
орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для
этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие
руки с природой в духовную жизнь ребёнка. Другими словами,
чем больше мастерства и творчества в детской руке, тем умнее
ребёнок».
В.А. Сухомлинский.
Дети, это самое прекрасное, что есть в жизни каждого человека.
Большинство родителей недооценивают роль творчества в развитии ребёнка. Без занятий творчеством становится невозможным полноценное развитие малыша.
Эстетическое развитие ребёнка, формирование базиса его личностной культуры не может осуществляться без привлечения детей к занятиям изобразительной деятельности. Развитие творчества детей и формирование изобразительных умений и навыков, способствуют формированию у них интереса к природе, красивым предметам быта, декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
В.А. Сухомлинский писал, «что ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Важно развить интерес, желание у ребёнка творить красоту, открывать для себя окружающий мир через художественную деятельность, сформировать положительную мотивацию к творчеству, пробудить радость общения с искусством, жажду к изобразительной и декоративной деятельности. Такой подход позволит ребёнку другими глазами взглянуть на окружающий мир, раскрыть себя, обогатить свой внутренний мир, раскрыв индивидуальные способности.
Значение детского творчества для развития личности ребенка
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, создание нового, ценного, притом не только для творца, но и для других людей. Великий советский психолог Л.С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».
Неразрывно с понятием творчества связано понятие творческая личность. Очевидно, что, имея цель воспитания творческой личности, педагоги и родители должны иметь представление о том, что же это такое «творческая личность», знать о ее особенностях и закономерностях.
Прежде всего, говоря о творческих характеристиках человека, выделяют следующие: творческая инициатива, критичность, открытость опыту, чувство нового, способность видеть и ставить проблемы, оригинальность, энергичность, независимость, работоспособность, внутренняя зрелость, высокая самооценка.
Кроме того, важно присутствие в личности для того, чтобы ее можно было назвать творческой таких качеств, как возвышенность, сдержанность, устойчивость, целеустремленность, свободолюбие, чувство успешности, самостоятельность, креативное самопроявление. Иными словами, творческая личность должна обладать с одной стороны такими качествами, как устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор, с другой стороны — гибкость, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора.
Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без определенного объема знаний, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако, после достижения определенного уровня развития интеллекта, дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Известно, что люди энциклопедических знаний редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.
Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов — раскрыть эти способности, развить их.
В творчестве, перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход.
Воображение — психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта. Важнейшая задача воображения заключается в том, чтобы представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Для воспитания воображения важную роль играют художественное, научное и изобретательское, техническое творчество, а равно спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства, важны также самообразование и общественно-полезная работа. Все виды творчества реализуются в процессе деятельности.
Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Учитель, не умеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую. Мотив — основа формирования необходимых качеств личности.
Доказано, что на развитие творческих способностей ребенка, усиливая мотив деятельности и дисциплинируя, значительное влияние оказывает коллективная творческая деятельность.
Основным фактором воспитания является пример, среда. Поэтому сложно переоценить роль окружения ребенка, роль значимых других. Это, прежде всего «учитель» (воспитатель в детском саду), как организатор и руководитель педагогического процесса. Нет сомнений, что огромную роль в воспитании творческой личности ребенка играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы. Воспитание творческой личности предполагает и наличие педагогического творчества. Творческую личность может вырастить только творческий педагог. То есть необходимо создать специальные условия, которые способствовали бы полноценному развитию творческой личности ребенка. Для этого нужно в педагогической практике применять методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции.
Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача педагога — привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.
Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются:
- ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;
- раннее выявление творческих способностей и их направленности;
- формирование мотивации к творческой деятельности;
- нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;
- создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;
Также очевидно, что эффективное формирование творческой личности невозможно без — включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;
Заключение
Таким образом, воспитание творческой личности — насущное требование современного мира. Решая ее, необходимо отталкиваться, прежде всего, от индивидуальности воспитанника. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность ребенка.
Задачи воспитания должны ставиться не в категориях конечного результата, а как задачи развития мотивов ребенка с учетом его возраста, а средства воспитания должны подбираться с точки зрения эффективного их воздействия как на память, так и на мышление, воображение, эмоции.
На выходе из школы ребенок должен обладать собственно творческими качествами, в первую очередь? Общечеловеческими, которые вне меньшей степени характеризуют творческую личность. А именно.
Нравственными качествами: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе. Иначе говоря, успешная социализация.
Интеллектуальными качествами: рациональность, логичность, остроумие, эрудированность (с учетом вышесказанного), ведущими к осмыслению и систематизации информации, на основе которой формируется мировоззрение, сознание и самосознание, осмысление жизненных целей.
Волевыми качествами: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую саморегуляцию поведения, на изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой.
Эмоциональными качествами: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека, открытость.
Совокупность нравственных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств, их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность.
Список литературы
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 г. — 93 с.
- Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. — 2-е изд., доп. — Л.: Наука, 1991 г. — 141 с.
- Сухомлинский В.А. Избр. Пед. Соч.: В 3 т. – М., 1979. – Т.1. – С. 48
Источник