Роль труда в развитии ребенка

                                         Виноградова Елена Александровна,

                                                         воспитатель МБДОУ №121 г.Оренбурга

Роль труда в формировании личности дошкольника

А. С. Макаренко писал: «Труд − всегда был основой для человеческой жизни и культуры».  

     Труд, в широком смысле, − это слияние порывов души и энергии, ума и рук, отношения человека к человеку и человека к коллективу. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направлено на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду.

    Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.

       Мысль «я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом. В напряжении физических сил воспитывается благородство души, честь, достоинство. Семья – первый родник, от которого рождаются чувства и убеждения. Ребенок, который вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым к слову, призыву, внушению, поучению, напутствию. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок делает не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу.

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

    Понимая тему труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах затрагивали эту тему Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская,  А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский.  

    «Радость труда − могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В труде распространяется богатство человеческих отношений». (Я.А. Коменский)

К.Д. Ушинский отмечал: «Труд − важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения».

В своих работах Н.К. Крупская  неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, − это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Великий педагог  В.А. Сухомлинский  писал: « Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей».

      В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности.    Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладевать новыми умениями и навыками.

    В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид.

    Трудовая деятельность закаливает детей физически, так как многие ее виды дети выполняют на воздухе. Они становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

    Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

    Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

    Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей.    Содержание хозяйственно-бытового труда детей 4-5 лет значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

        В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подбирать необходимый инвентарь, удобно его размещать, приводить всё в порядок после работы.                                                                              Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. В огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

    Для детей 6-7 лет в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.

    Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы дошкольники  знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и

    Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Педагог дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда.

   Воспитатель рекомендует родителям, учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.    

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной ( общей, совместной) трудовой деятельности.

    Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также

    Дежурства – форма  организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

    Совместная деятельность —  еще один метод ознакомления детей с трудом взрослых. Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в организуемый трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая сотрудничество. Дети выполняют отдельные трудовые поручения, для детей постепенно вводятся дежурства.

Работы, которые могут быть выполнены детьми совместно с воспитателями:

1. Уход за растениями.

2. Починка игрушек.

3. Подготовка к продуктивной деятельности.

        Необходимо соблюдать требования к организации детского труда:

1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и  к организации труда дошкольников. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые поручения (обязанности) его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

    Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.

   Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Список литературы.

  1. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. — 2005.
  2. Макаренко А.С. лекции о воспитании детей. Педсочинения, т 4, т 8.  
  3. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

Источник

Светлана Колесникова
Роль трудового воспитания в развитии детей дошкольного возраста

«Труд становится великим воспитателем,

когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире,

пробуждает первое гражданское чувство – созидания материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

В. А. Сухомлинский.

Главная цель трудового воспитания в детском саду – формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Воспитывать у детей уважения к труду, в каком бы виде он ни осуществлялся, в повседневном, бытовом, хозяйственном, в природе и в началах технического творчества. Надо, чтобы каждое дело дети научились выполнять хорошо, с желанием, стремились достигнуть высокого качества в любой работе.

Воспитания трудолюбия, уважения к труду, трудовых навыков необходимо начинать с ранних лет. Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на возрастных этапах:

— в младших группах – большое воспитательное значение имеет самообслуживание, оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;

— в средней и старшей группах особое значение приобретает хозяйственно бытовой, направленный на формирование осознания труда для общей пользы. Создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление;

— в старшей и подготовительной группах основную роль играет труд в природе и ручной труд с элементами творчества, технической выдумки. В этих видах труда воспитываются такие качества: привычка к усилию, умение

преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательного ее выполнения. А так же содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умения работать вместе, дружно, помогать друг другу, выручать в трудные моменты, объективно оценивать свою работу, видеть достижения товарищей.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В нем сочетаются умственные и волевые усилия. Способствуют развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней, бережно относиться к живому, к результатам труда.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих и технических способностей. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, памяти, внимания, воображения.

Нравственное развитие ребенка старшего дошкольного возраста, процесс приобщения его к труду, возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку. При этом важнейшими являются мотивы (побуждения) той или иной работы и эмоционально- ценные ее протекания. Важнейшим, в процессе формирования личности ребенка является воспитание трудолюбия. В этом плане трудно переоценить роль семьи, которые честно трудятся, а так же сообща выполняют многочисленные домашние обязанности.Сила семейного воздействия на ребенка объясняется рядом факторов: эмоциональный, интимный характер отношений, основанный на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Особенно благодатная атмосфера для развития у ребенка доброты, сострадания, заботливости, коллективизма создается в семьях, для которых характерны четкие нравственные установки и преемственность поколений. Пагубное влияние оказывает на ребенка изо дня в день повторяющиеся ситуации, свидетельствующие о негативном отношении к труду взрослых членов семьи. Еще страшнее, когда дети становятся свидетелями нечестности взрослых, их заботы лишь о своем, личном. Дети должны быть причастны к жизни семьи (с учетом возрастных особенностей) к труду, отдыху, к повседневному общению. Вовлечение ребенка в домашние заботы способствуют воспитанию его как члена семейного коллектива. Ребенок, привыкший к содержательному и уважительному общению в семье, будет тянуться к ней. Дети, которые в семье являются лишь объектами заботы со стороны взрослых, беспомощны, эгоистичны, не заинтересованные в общих для всех детей делах.

Из этого можно сделать вывод, что воспитывать трудолюбивого ребенка можно только тогда, когда отношения между членами семьи основаны на любви и уважении. Взрослые являются образцом для подражания, а дети вовлекаются в понятные для них и воспитательно-ценные семейные проблемы и приучаются к самостоятельной трудовой деятельности. Самостоятельная деятельность ребенка, его повседневные наблюдения за трудом людей – обязательные условия трудового воспитания.

Детям необходимо дать достаточно систематизированные знания о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Для формирования у детей нравственно-волевых качеств, таких, как эмоционально-осознанное поведение при выполнении порученного дела, желание и способность преодолевать трудности для реализации цели и др., нужно использовать все средства трудового воспитания в комплексе, предусмотренного на основе специальной программы. С детьми проводятся беседы, организуются экскурсии на предприятия, учат наблюдать за трудом взрослых.Главная идея: работа всякая нужна, работа всякая важна. Все должны добросовестно, честно и творчески трудиться, чем лучше работают люди, тем богаче становится Родина, край, в котором мы живем, тем лучше жизнь каждой семьи. Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка. Трудовое, нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семьи и общественности. Потому, что как сказал В. А. Сухомлинский «Трудовое воспитание – это образно говоря,гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать».

Источник