Роль театрализованных игр в развитии ребенка

Федоренкова Александра
Роль театрализованной игры в развитии детей старшего дошкольного возраста
Роль театрализованной игры в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель:Федоренкова Александра Евгеньевна
Введение
Театр – это волшебный мир,
в котором ребенок радуется,
а играя, познает окружающее…
О. П. Радынова
Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном — о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.
Актуальность: Детское творчество одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и
детской психологии. Исследователи детского творчества утверждают, что способности могут развиваться только в творческой деятельности. А, как нам известно, самый распространенный вид детского творчества – это театральная деятельность. Театральная деятельность будет успешно
развиваться, если побуждать детей к импровизации, развивать внимание, память, наблюдательность, обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работы. Это позволит развить положительные нравственные качества у детей, делает их более активными, коммуникативными, эмоционально богатыми.
Цель использования технологии театральной деятельности: формирование творческой личности ребенка через театральную деятельность, развитие вербальной и невербальной стороны речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных занятий.
Задачи:
Обучающая. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.
Развивающая. Развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения). Вербальной и невербальной стороны речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, брать на себя роль). Специальных умений (актер, зритель).
Воспитывающая. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народов.
Ожидаемые результаты внедрения технологии в практическую профессиональную деятельность: Повышается уровень коммуникативных качеств дошкольника. Формируется потребность ребенка активно участвовать в театральных представлениях. Раскрывается индивидуальность ребенка, и развивается эмоциональный контакт между детьми и взрослыми. После проведения занятий предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и знаниями, развития у детей вербальной и невербальной стороны речи, осознание ребенком своих способностей, уверенности в себе.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.
Основными методами являются следующие:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Методические приемы: Чтение сказки Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера. Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды. Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик. Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.). Проигрывание отрывки из сказок, передающие разл черты характера героев сказки. Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей. Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?») Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).
Классификация театрализованных игр. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов). В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Задачи театрализованной деятельности в детском саду: воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности; расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их; развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности; учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре; стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения; расширять элементарные математические, экологические, нравственные представления посредством театральной деятельности; побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки; развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя; воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.
Из многообразия средств рекомендуется включать: Специальные театральные этюды и упражнения; Игры на превращения; Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий; Ритмопластика; Игры на развитие двигательных способностей; Ритмический этюд; Музыкально-пластические импровизации; Жесты; Артикуляционная гимнастика; — зарядка для губ, зарядка для шеи, зарядка для языка. Упражнения на дыхание; Сочини сказку; Придумай диалог; Расскажи сказку от имени героя или от своего имени; Скороговорки.
Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в себе.
Источник
Марина Емельянова
Роль театрализованных игр в развитии ребенка. Опыт работы
Известно,что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности».
В этом году педагогический коллектив нашего детского сада работает над задачей по развитию коммуникативных навыков средствами театрально-игровой деятельности. Предстоящая работа по реализации поставленной цели включает в себя внедрение новых форм работы с детьми, изучение передового опыта, самообразование педагогов.
Считаю, элементы театрализованнойигры при продуманной организации можно использовать в любой деятельности: непосредственно организованной, самостоятельной, на прогулке, на зарядке и др. Очень нравится детям инсценировать короткие сказки, диалоги, обучающие ситуации. Главное, побуждать к участию в них как активных, так и застенчивых ребят, имеющих речевые нарушения. Ведь можно сыграть длинную роль, а можно сказать одно предложение и по творчески выразительно исполнить немую роль. Использование театрализованных игр помогает нашим педагогам в коррекционной работес детьми с речевыми нарушениями: в каждой группе подобраны картотеки артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических пауз, логоритмических упражнений, которые развивают эмоции, выразительность жеста, мимики, пластики движений.
Одной из форм организации может стать парная работа,например: «ребенок – ребенок». Очевидно, что дети старшего возраста, имея достаточные возможности коммуникативно-речевого общения, соответствующую воспитанность их эмоциональной сферы, уровень интеллекта и фантазии, способны находить общий язык со сверстниками. Считаю, что именно умение импровизировать в игре развивает творческие способности, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе, способствует формированию креативности поведения. Поэтому при планировании педагогической работы, учитывая индивидуальные способности всех детей, их интерес к театрализации, я включаю упражнения на умение работать в паре. Это могут быть различные игровые, обучающие ситуации,например: «спор овощей», «ссора подружек», «встретились два медведя», «мама обиделась на сына» и др.
Другая форма работы в паре – «воспитатель-ребенок» помогает мне глубже изучить чувства ребенка, понять его переживания, выявить пробелы в его умениях, ликвидировать с помощью систематической индивидуальной работы.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, поэтому применение их в самостоятельной деятельности является сильным, но ненавязчивым педагогическим средством, ведь ребенок во время игр чувствует себя свободно, естественно.
Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.
В детском саду много внимания уделяется гармоничному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, по развитию речи, на музыкальных занятиях. Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. В нашем детском саду проведение театрализованных развлечений, концертов, спектаклей с участием профессиональных артистов, а также сотрудников детского сада, воспитанников, родителей, является хорошей традицией.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т. к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем, спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Источник
Значение театрализованных игр в развитии ребенка
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театр здесь выступает как один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность.
Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством и социализации ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят юного актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Какими же должны быть театральные игры дошкольников? Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей. Начать можно с обыгрывания любой детской игрушки, от простейших действий с ней к небольшим сюжетам. Затем можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Возникает потребность в использовании декорации, костюмов, музыкальном или шумовом оформлении. В домашнем театре могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, можно создавать своеобразные инсценировки. Театральными играми должен руководить взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются. Надо, чтобы дети испытывали радость не только от игры вообще, но и от того, что исполняют ту роль, которая им нравится.
Театральные игры – это уже игры не только для себя, но и для других. Не всем детям удается принять участие в таком спектакле: одних сковывает робость, стеснительность, других подводит нечистая речь, плохая память, несобранность или рассеянность. С такими детьми лучше работать индивидуально, что лучше делать в домашних условиях. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт. Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления.
Театрализованные игры делятся на следующие виды:
Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.
Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, то они получат еще большее удовольствие.
Театр на палочке – вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрируя внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
Конусный театр – помогает учить координировать движение рук и глаз, сопровождать движение пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр-топатушки – помогает расширить словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.
У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становится и актером, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтобы его поняли зрители.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества.
Список литературы
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада — М., КНОРУС», 2003 г.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001 г.
Менджерицкая Д.В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. — М.: А.П.О., 1994.
Источник