Роль театрализованной игры в эмоциональном развитии ребенка

Людмила Телешенко
Эмоциональное развитие ребёнка посредством театрализованных игр

По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Педагоги должны стремиться развить в ребенке и то и другое. К сожалению, они чаще всего пренебрегают эмоциональным воспитанием и отдают предпочтение развитию интеллектуальных возможностей. «Гармония ума и сердца –вот конечная цель воспитания современного человека» (Д. Б. Кабалевский).

Большое значение для развития личности ребенка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе игровой деятельности.

Несомненно, ребенок,привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов игровой деятельности, начинает по-новому рассматривать своё «Я», свое собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и окружающий его мир. Дошкольник на занятиях не должен просто сидеть и послушно выполнять занятия педагога. Радостно творить, активно взаимодействовать с педагогом – вот что развивает творческое начало в каждом ребенке. Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребенок будет активно переживать содержание занятий и так же активно участвовать в игровом самовыражении.

При всем разнообразии видов игровой деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно – образовательной работе дошкольных учреждений занимают театрализованные игры. Они рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом и общение со взрослыми. Через театрализованную игру ребенок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения,сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния. В конечном счете театрализованные игры способствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребенка. Он учится сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям.

Через игру дошкольник учится не только распознавать эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.

В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи,навыки связной речи,расширяется ее интонационный диапазон.

Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольникам справиться со многими проблемами в соответствии сего эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому –преодолеть неуверенность в себе. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу – все это позволяет решить многие проблемные ситуации.

Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального состояния ребенка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие –наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразных по форме, и содержанию.

Использование театрализованных игр не всегда должно сводиться к подготовке выступления. Основная их цель, безусловно, не в этом, хотя некоторые из них вполне можно включать в праздники и развлечения.

Педагоги в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнеров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры,интерес, желания. Дети же в этом случае станут более естественно и непринужденно включаться в действие, перенимая опыт взрослого.

От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться. Для закрепления приобретённых навыков необходимо проводить беседы с родителями по поводу эмоций ребёнка, а также привлекать родителей в создании костюма для более яркого передачи образа.

Этюд «Маленькая история про медведя»

Педагог: По лесным чащобам рыщет

И у речки пищу ищет

Неуклюжий мишка,

Мишенька-топтыжка…

(Звучит музыка «Медведь». Дети изображают неуклюжие,тяжелые шаги лесного зверя. Движения,мимика, жесты, походка соответствует образу и характеру музыки и носят импровизационный характер.)

Хоть и хвастает он силой,

Любит ягодой малиной,

Как ребята-малыши

Лакомиться от души.

Посмотри, в глуши лесной

Мишка пляшет под сосной!

Звучит музыка «Пляска медведя».Дети свободно пляшут. Движения передают веселое настроение пляшущего медведя.

Этюд «Как заяц стал храбрым»

Педагог: Жил-был в лесу заяц. Всего он боялся, от всех прятался.Все звери в лесу говорили о нем: «Зайчишка-трусишка». Очень обидно было ему это слышать, но ничего он с собой поделать не мог…

Звучит музыка «Зайчик»,которая повторяется дважды. Дети изображают зайчика, свободно выбирая жесты, мимику, движения.

Ну, какой же трусишка

Это бедный зайчишка!

У него каждый звук

Вызывает испуг…

Вот он в сторону – прыг!

Там лягушка в тот миг

Завопила: «Ква-ква!

Это мчится за мной

Зверь опаснее льва…

Я несчастная, ква!»

Тут зайчишка ее

Успокоил,сказав:

«Ты не бойся меня,

Отнесу я тебя

Где камыш и вода!»

И теперь тот зайчишка

Никого не боится.

Вовсе он не трусишка,

Оттого веселится!

Звучит музыка «Зайчик пляшет».Дети изображают пляшущего зайчика: их движения,мимика соответствует характеру музыки.

Читайте также:  6 месяцев ребенку все об развитии и питании

Источник

Галина Макаренко
Консультация «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей»

Что такое театр? Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

Театрализованная деятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.

Значение театрализованных игр.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку, открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Игра — наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. д. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому в детском саду театрализованной деятельности уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра — одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игрыимеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка Образ героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Характеристика основных видов театральных игр.

Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима).

Виды драматизации:

игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

— ролевые диалоги на основе текста;

— инсценировки произведений;

— постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Сюжетно-ролевые — это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры — имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.

В ряде исследований театрализованные игры делятся по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста в примерах

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Особенности руководства театрализованных игр.

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках.

Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе.

Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

— воспитание у ребенка основ общей культуры.

— приобщение детей к искусству театра.

развитие творческой активности и игровых умений детей.

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений.

Заключение.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает театрализованная игра (особенно педагогически направленные) для становления самодеятельных форм поведения; у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Как писал Л. С. Выготский, игра ребенка ни есть простое воспоминание о пережитом, но и творческое переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка, то есть рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая действительность воображения. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому.

Таким образом, театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как сочувствие, сопереживание).

Источник

Лариса Козлова
Проект на тему: «Роль театрализованной игры в работе по формированию эмоциональной сферы у детей раннего возраста»

Проект выполнила:

Козлова Лариса Александровна

Воспитатель, МБДОУ №4

Общеобразовательного вида

С приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-

эстетическому развитию детей

Г. Сосновый Бор

«Радуемся, огорчаемся, переживаем».

Введение.

Эмоция является «центральным звеном» психологической жизни человека и прежде всего — ребенка. (Л. Выготский)

Чувства — это своеобразное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

Мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы младшего дошкольника. И крохотные потешки, и большие сказки становятся для ребенка настоящей школой эмоций, вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся).

Актуальность темы:

Работая с детьми раннего возраста, я обратила внимание на тот факт, что среди них часто встречаются эмоционально неустойчивые. Когда малыши приходят в детский сад они часто проявляют враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

“Эмоции организуют восприятие, мышление и действие. Формирование “умных” эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы являются одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания” писал К. Изард.

Читайте также:  Показатели психического развития ребенка 1 года

На мой взгляд, задача взрослых научить ребенка (с помощью игр и упражнений) адекватно и актуально выражать свои эмоции.

Развитие эмоциональной сферы, по-моему, особенно актуально и важно в дошкольном возрасте, т. к. впоследствии это будет, является одним из показателей готовности ребенка к школе. А так же поможет ему строить взаимоотношения с окружающими людьми.

Цель проекта: развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста через игры и упражнения театрализованного характера.

Задачи:

-Учить, правильно проявлять собственные эмоции и узнавать их на лицах других людей.

-Формирование у детей элементарных представлений об эмоциях людей.

-формировать умение сопереживать героям литературных произведений.

-Включение родителей во взаимодействие со своим ребенком

-Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации:1-2 недели.

Работа по детскому проекту осуществлялась на базе первой младшей группы по трем направлениям:

-совместная игровая деятельность с детьми.

-развивающая среда;

-взаимодействие с родителями.

Первое направление «Совместная деятельность с детьми.

Для развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста, в своей работе я часто использую, как крохотные потешки, так и сказки.

Описание игры: После прочтения уже знакомой сказки «Курочка Ряба», мы с детьми обсудили сказку и рассмотрели иллюстрации.

При чтении сказки я постаралась собственным голосом и мимикой показать детям эмоции героев сказки. При обсуждении я постаралась добавить вопросы делающие акцент на чувства и эмоции персонажей:

-О ком эта сказка?

-О бабушке, дедушке курочке, мышке, кошке, яичке (дети перечисляли всех персонажей нарисованных на картинке)

-Что курочка снесла бабе и деду?

— Яичко.

-Какое было яичко?

-Не простое, а золотое.

-Какое чувство испытали дедушка и бабушка? Что они делают?

-Радуются, улыбаются.

-Что делали дедушка и бабушка?

-Били яичко.

-Что сделала мышка?

-Бежала, яичко упало и разбилось.

-А как вы думаете, почему мышка так бежала, что разбила яичко?

-Боялась кота, торопилась в свой домик к деткам, испугалась дедушку…

-Когда яичко разбилось, что делали дедушка и бабушка?

-Грустили, плакали.

-А что сделала курочка?.

-Пожалела, снесла новое яичко.

После обсуждения сказки я предложила детям попробовать в процессе повторного чтения показать, как радовались и огорчались дедушка и бабушка, как сильно испугалась мышка. Мальчики и девочки почти все включились в игру.

Но, к сожалению, я видела и таких детей, которые не знали, как нужно показать ту или иную эмоцию, или просто стеснялись, или боялись это делать. В связи с этим я посчитала необходимым продолжить работу, направленную на развитие эмоциональной сферы детей.

Второе направление «Развивающая среда».

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией – сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределяется текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Я считаю, что их справедливо относить к разряду творческих игр, способствующих развитию эмоциональной сферы.

К сожалению, в раннем возрасте дети не работают с ножницами и пока не могут сделать игрушки или маски, которые могли бы помочь им перевоплотиться, или открыть-проявить свою эмоциональную сферу. Именно по этому родителям было предложено смастерить или купить маски для проигрывания донной сказки.

Уже на следующий день дети с удовольствием обыгрывали эту сказку.

Надев маски, дети грустили и плакали,

радовались и смеялись. А мышка так испугалась разбитого яичка, что малыши стали ее успокаивать.

Ребята проигрывали сказку несколько раз и примеряли на себя роли каждого персонажа.

Третье направление «Работа с родителями»

В конце недели мы пригласили родителей, чтобы показать инсценировку сказки. Ребята очень волновались, когда готовились к выступлению.

Спектакль в группе порадовал и взрослых и детей:

Родители с удовольствием смотрели спектакль, а потом и обыгрывали купленные маски вместе со своими детками.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал сближению и взаимопониманию между ними, кроме того развитию эмоциональной сферы детей, т. к. дети чувствовали эмоциональную поддержку родителей и каждая игра заканчивалась на положительной ноте. Малышам настолько понравились яркие и красочные маски, что они несколько дней еще самостоятельно одевали их и весело придумывали свои, новые сюжеты для игр.

В ходе реализации проекта родители собрали альбом с фотографиями детей группы: «Настроение моего ребенка».

Итог.

В результате проведенной работы дети научились определять эмоции по внешнему виду людей. Стали чаще проявлять положительные эмоции в отношении друг друга в процессе игр.

Совместное творчество детей и родителей способствовал сближению и взаимопониманию между ними, а так же развитию эмоциональной сферы детей.

Источник