Роль театрализации в развитии речи ребенка
Елена Ленденева
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
Речевое развитие дошкольников в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ. Во многом определяющее успешность школьного обучения, обуславливающее формирование коммуникативной культуры, развитие других важнейших психических процессов (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, овладение навыками практического общения в жизненных различных ситуациях, подготовку к обучению чтению и письму, развитие креативных способностей.
Театрализованная деятельность является одной из наиболее интересных для детей дошкольного возраста, что позволяет включать их в обыгрывание сказок, небольших литературных произведений и тем самым решать задачи речевого развития. В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения с взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений. В которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию. Во-первых, всех сторон речевого развития, во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей, знаковой).
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за собеседником тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы в которую облекаются мысли; слушать и контролировать свою речь.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения является лишь канвой, в которую вплетаются новые сюжетные линии, вводятся новые герои и т. д. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы Это осуществить, надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Итак, полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки оценивать их. Понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события,во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающем, тем богаче его воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все это не складывается стихийно, а формируется в ходе воспитательно-образовательной работы.
Планирование моей работы с детьми по развитию Речи через театрализованную деятельность основано на системе игровых тренингов, которые рекомендуется проводить во вторую половину дня в совместной деятельности с детьми.
Структура тренинга включает в себя:
• приветствие, направленное на объединение детей, создание благоприятного психологического климата, эмоционального настроя;
• основную часть, которая включает в себя дидактические игры, упражнения, беседы, инсценирования;
• разминку, направленную на снятие мышечного напряжения, развитие умений владеть своим телом, развитие мимической и эмоциональной палитры, жестикуляции;
• заключительную часть, предусматривающую закрепление содержания основной части, переход к последующему материалу.
Последовательность решаемых задач, использование методов и приемов представлены в следующем варианте системы занятий.
Занятия театрализованной деятельностью несут в себе необыкновенно высокий эмоционально-положительный заряд, затрагивая сферу восприятия, чувств каждого ребенка; литературный материал представляет собой яркий, наглядно-образный эталон речевой культуры народа. Литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;
познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д.
Работу по театрализованной деятельности я начала с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.
Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами,потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка», разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый, перчаточный театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)
Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Обращаю вниманию на то, как нужно эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание.
После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.
Добиваюсь что бы дети выразительно проговаривали слова в чистоговорках, меняя силу голоса. (например «Ри-Ри-РИ – прилетели снегири.») — с разной силой голоса. – тихо, громче, громко. Меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т. п.
Все эти игры и упражнения позволяют расширить словарный запас детей. Так же большое внимание уделяю выразительности речи. Закрепляется умение детей сочетать речь с движением
Для театрализации использую сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит» и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки».
Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок».
«Заюшкина избушка»
Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи А. Барто и т. д.
В группе имеется театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:
пальчиковый театр;
театр би-ба-бо;
настольный театр;
плоскостной театр;
перчаточный театр;
театр ряженых;
театральные шапочки, маски.
Все находятся в доступном для детей месте. В определенных коробочках,с надписями из символов. Чтобы дети могли взять нужный им материал.
В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.
В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю и родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при инсценировании какой либо сказки сцнеария приглашаем родителей принять участие.
Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.
Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.
Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.
Работа по театрализованной деятельности будет проводиться и дальше. Планирую провести с родителями мастер- класс по изготовлению кукол- марионеток, что бы пополнить театральный уголок.
Основная трудность в работе по театрализованной деятельности это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения, скованность. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.
Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.
Воспитатель МКДОУ Кутуликский д/с №3 Ленденева Елена Васильевна, Иркутская область Аларский район
Источник
МДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Консультация
на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Подготовила: Синдянкина Н.А.
Дошкольный возраст – это активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра.
Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная, со сверстниками и взрослыми, театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
— игры в кукольный театр;
— игры- драматизации;
— игры- представления ( спектакли );
— плоскостные и теневые театры.
Театрализованная деятельность способствует развитию речи ( монолог, диалог).
Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.
Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
В нашем детском саду в каждой группе есть специальные уголки для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, пальчикового, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного театра.
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Источник
Ирина Курапова
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа город Нефтекамск Республика Башкортостан
детский сад № 8
Выступление по теме:
«Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Курапова И. В.
г. Нефтекамск, 2019г.
Речь –величайшее богатство данное человеку. Ее как любое богатство можно приумножить,либо незаметно растерять.
Актуальность темы.
В настоящее время в связи с вступлением в ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В решении задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольника особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.
Особенности речевого развития дошкольников младшего возраста.
* Высказывания короткие;
* Состоят из фрагментов логически не связанных между собой;
* Отличаются непоследовательностью;
* Содержат низкий уровень информативности;
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.Помогает решать следующие задачи:
1. Пополнение и активизирование словаря детей.
2. Совершенствование отчетливого произношения слов и словосочетаний.
3. Развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и помтомических действий.
Для того чтобы добиться определенных успехов нужно четко представлять этапы работы по этой проблеме:
1 этап: ознакомление детей сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темы произношения (Маша идет по дорожке: «Топ-топ-топ».Волк: «топ-топ-топ».Лиса: «топ-топ-топ»).
На этом этапе важно предоставить детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками в процессе активируется речь, и закрепляются игровые действия.
2 этап: Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешки легко инсценировать даже когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети изображают движения действующих лиц или выполняют действия с игрушками.
3 этап: Игры драматизации. Художественное произведение должно соответствовать возрастным возможностям детей и программным требованиям. Текст должен быть хорошо знаком детям они должны узнавать персонажей на картинках и в игрушках. Проведению игр драматизации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр, подвижных, музыкально-ритмических. Постановка знакомой сказки в театрализованной деятельности способствует развитию речи т. к. у детей в игровой обстановке возникает потребность говорить.
Виды театрализованной деятельности:
* Игры – драматизации
* Театр на фланелеграфе
* Теневой театр
* Театр би-ба-бо
* Пальчиковые и варежковые театры
* Настольные театры (с плоскостными и объемными фигурками)
*Театр марионеток
Различные виды театрализованной деятельности обогащают детей новыми впечатлениями, развивают интерес и литературе, активизируют словарь, способствуют нравственно эстетическому воспитанию.
О том, как мы проводим эту работу в группе, расскажет Ирина Васильевна.
Работу по театрализованной деятельности мы начали с I младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли нам в работе по безболезненной адаптации детей. Мы обыгрывали любую игрушку в группе или ту, которую принес малыш. И видя, как игрушка, пляшет, поет, разговаривает, у ребенка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.
Учили разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами,потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка».
Учим разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Все это помогает подготовить детей к активному участию в театральных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании речь, напев, мимика, пантомима, движения.
Обращаем внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Учим эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные с различной интонацией, развивают речевое дыхание. После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.
Учим детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса. «Са-са-са, к нам летит оса»-с разной силой голоса-тихо,громче,громко. Также меняя интонацию- удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т. п.
Расширяется словарный запас детей. Большое внимание уделяем выразительности речи.
Закрепляется умение детей сочетать речь с движением.
Для театрализации используют сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит», Федорино горе и др. Маршака «Сказки о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи «Дождик – дождик».
В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:
пальчиковый театр;
театр би – ба – бо;
настольный театр;
плоскостной театр;
платковый театр.
театр ряженых;
театральные шапочки.
Все эти театры находятся в доступном для детей месте. Мы используем их в разных режимных моментах (умывание, непосредственно образовательная деятельность, гимнастика после сна, подвижные игры, приём пищи и т. д.).
В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.
В этом году мы познакомили детей с новым видом театра. Детям очень понравилось, мы решили продолжить работу в этом направлении.
В своей работе с детьми по театрализованной деятельности мы привлекаем родителей,которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при инсценировки, какой либо сказки предлагаем родителям принять участие.
В беседах с родителями рекомендуем посещать с ребёнком различные театральные спектакли, которые способствуют расширению кругозора ребёнка, обогащают внутренний мир, а главное, учат членов семьи взаимопониманию.
Работа по театрализованной деятельности будет и дальше проводится.
Планируем пополнить театральный уголок. В изготовление нового вида театра будем привлекать родителей, с которыми уже беседовали на эту тему и они обещали помочь.
Основная трудность в работе с детьми по театрализованной деятельности — это слабое развитее речи детей, нарушение звукопроизношение. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендуем родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.
Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только
пополнению знаний, умений а является средством формирования речи,личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.
Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.
Наше стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.
Источник