Роль театра в развитии речи ребенка
Елена Ленденева
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
Речевое развитие дошкольников в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ. Во многом определяющее успешность школьного обучения, обуславливающее формирование коммуникативной культуры, развитие других важнейших психических процессов (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, овладение навыками практического общения в жизненных различных ситуациях, подготовку к обучению чтению и письму, развитие креативных способностей.
Театрализованная деятельность является одной из наиболее интересных для детей дошкольного возраста, что позволяет включать их в обыгрывание сказок, небольших литературных произведений и тем самым решать задачи речевого развития. В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения с взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений. В которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию. Во-первых, всех сторон речевого развития, во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей, знаковой).
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за собеседником тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы в которую облекаются мысли; слушать и контролировать свою речь.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения является лишь канвой, в которую вплетаются новые сюжетные линии, вводятся новые герои и т. д. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы Это осуществить, надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Итак, полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки оценивать их. Понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающем, тем богаче его воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все это не складывается стихийно, а формируется в ходе воспитательно-образовательной работы.
Планирование моей работы с детьми по развитию Речи через театрализованную деятельность основано на системе игровых тренингов, которые рекомендуется проводить во вторую половину дня в совместной деятельности с детьми.
Структура тренинга включает в себя:
• приветствие, направленное на объединение детей, создание благоприятного психологического климата, эмоционального настроя;
• основную часть, которая включает в себя дидактические игры, упражнения, беседы, инсценирования;
• разминку, направленную на снятие мышечного напряжения, развитие умений владеть своим телом, развитие мимической и эмоциональной палитры, жестикуляции;
• заключительную часть, предусматривающую закрепление содержания основной части, переход к последующему материалу.
Последовательность решаемых задач, использование методов и приемов представлены в следующем варианте системы занятий.
Занятия театрализованной деятельностью несут в себе необыкновенно высокий эмоционально-положительный заряд, затрагивая сферу восприятия, чувств каждого ребенка; литературный материал представляет собой яркий, наглядно-образный эталон речевой культуры народа. Литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;
познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д.
Работу по театрализованной деятельности я начала с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.
Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка», разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый, перчаточный театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)
Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Обращаю вниманию на то, как нужно эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание.
После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.
Добиваюсь что бы дети выразительно проговаривали слова в чистоговорках, меняя силу голоса. (например «Ри-Ри-РИ – прилетели снегири.») — с разной силой голоса. – тихо, громче, громко. Меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т. п.
Все эти игры и упражнения позволяют расширить словарный запас детей. Так же большое внимание уделяю выразительности речи. Закрепляется умение детей сочетать речь с движением
Для театрализации использую сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит» и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки».
Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок».
«Заюшкина избушка»
Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи А. Барто и т. д.
В группе имеется театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:
пальчиковый театр;
театр би-ба-бо;
настольный театр;
плоскостной театр;
перчаточный театр;
театр ряженых;
театральные шапочки, маски.
Все находятся в доступном для детей месте. В определенных коробочках,с надписями из символов. Чтобы дети могли взять нужный им материал.
В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.
В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю и родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при инсценировании какой либо сказки сцнеария приглашаем родителей принять участие.
Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.
Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.
Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.
Работа по театрализованной деятельности будет проводиться и дальше. Планирую провести с родителями мастер- класс по изготовлению кукол- марионеток, что бы пополнить театральный уголок.
Основная трудность в работе по театрализованной деятельности это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения, скованность. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.
Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.
Воспитатель МКДОУ Кутуликский д/с №3 Ленденева Елена Васильевна, Иркутская область Аларский район
Источник
Анна Глушаченко
Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста
Выступление с докладом на районном методическом объединении
Воспитатель:
Глушаченко Анна Викторовна 22.03.2017г.
Роль театральной деятельности в речевом развитии
детей дошкольного возраста
«Произношение на сцене —
искусство не менее трудное, чем пение,
требующее большой подготовки и техники,
доходящей до виртуозности».
Константин Сергеевич Станиславский
Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читаются детям, то не обсуждается их содержание. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, произношения, выразительности речи. Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.
Театрализованная деятельность включает в себя работу по всем образовательным областям:
— В процессе познавательного развития — углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор.
В процессе художественно — эстетического развития совместного с детьми изготавливаются атрибуты, элементы костюмов к выбранной для разыгрывания сказке, происходит развитие продуктивной деятельности, развития творчества у детей, приобщение к изобразительному и музыкальному искусствам.
Физическое развитие – подразумевает проведение НОД в форме сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр, которые повышают интерес детей к физическим упражнениям, позволяют создавать разностороннюю базу движений и жестов, раскрывать творческий потенциал ребёнка.
Социально – коммуникативное развитие — дети включаются в систему социальных отношений через образы героев, «проживая» жизнь своего персонажа, «примеряя» на себя его характер, оценивая поступки героев художественного произведения.
Речевое развитие – это развитие всех сторон речи, активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. При восприятии художественной литературы происходит приобщение детей к словесному искусству, развитию литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса.
Начиная с младшего дошкольного возраста, чаще всего используются театрализованные игры через знакомство с различными видами театра.
Пальчиковый театр — способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Театр картинок и фланелеграф – развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Конусный, настольный театр — помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр кукол Би-ба-бо — посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
В среднем и старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется правильному произношению слов, построению фраз, педагог старается обогатить речь ребенка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребёнок старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.
С темой театра я знакома с 2006 года. В Доме детства и юношества развивала творческие способности детей 7-16 лет. Мною была составлена программа «Театр-творчество-дети», а так же комплекс методических рекомендаций, которые помогали мне в реализации цели. В 2015 году я решила сменить вид деятельности, и теперь провожу театрализацию с детьми дошкольного возраста.
Подбирая материал для спектакля или инсценировки, мы, педагоги – дошкольники, стараемся учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей. Стараемся обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.
Готовясь к постановке спектакля в своей группе, я разработала свою технологию развития речи детей:
1. Проверка дикционной четкости и голосовых возможностей детей.
2. Артикуляционные и дикционные упражнения.
3. Упражнения для развития речевого дыхания. Интонационные и логические упражнения.
4. Упражнения для развития связной и образной речи, творческой фантазии (сочинение небольших рассказов и сказок; подбор простейших рифм).
5. Работа над произношением скороговорок, стихов, отработка согласных в конце слова.
6. Выбор пьесы. Чтение и обсуждение идеи спектакля. Вместе с детьми беседуем о каждом герое, их поступках. Обсуждаем основную конструкцию спектакля: завязки – кульминации – развязки; выделение главных событий. Пересказ сюжета детьми.
7. Отработка выразительного чтения монологов.
8. Отработка выразительного чтения диалогов.
9. Репетиции реплик по эпизодам.
10. Репетиция всего спектакля.
11. Генеральная репетиция.
12. Выступление со спектаклем.
13. Анализ работы с детьми о проделанной работе (обсуждение удачных и интересных моментов, выявление недостатков, что необходимо предусмотреть, интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше — коллективное планирование следующего дела).
Хочется отметить, что при подготовке спектакля в стихах или прозе, у детей возникает затруднение запоминания текста. Я нашла выход из этого положения. Мне помогают мнемотаблицы, которые позволяют: развивать наглядно-образное и логическое мышление; совершенствовать связную речь в ходе рассказывания по таблице.
Дети моей группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях. Они с удовольствием участвуют в театральном фестивале, который проходит в нашем детском саду ежегодно.
Таким образом, хочу отметить, что целенаправленная работа по театрализованной деятельности, является одной из эффективных форм развития речи дошкольника.
Источник
Наталья Башаева
Роль театральной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
«Роль театральной деятельности
в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи.
Хорошо развитая речь помогает ребёнку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.
Театральная деятельность очень важна в развитии речи
детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи,
касающиеся формирования выразительности речи ребёнка,
интеллектуального художественно-эстетического
воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий, способ
приобщения к духовному богатству
В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;
познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию). Совершенствует артикуляционный аппарат. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление
предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими
видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием,импровизацией, музыкальной игрой.
Театрализованные игры помогают создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Театрализованные игры помогают нам в работе по безболезненной адаптации детей. Мы обыгрывали любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению с нами и с детьми.
При разыгрывании знакомых сказок, народных песенок, потешек используем игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх.
Дети учатся пользоваться разнообразными выразительными средствами – речь, напев, мимика, пантомима, движения. Обращаем внимание детей на интонацию голосов животных, их настроение.
Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Мы учим детей эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание. После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.
Особое внимание уделяем выразительности в проговаривании слов в чистоговорках, меняя силу голоса. («Са-са-са, к нам летит оса» — с разной силой голоса. – тихо, громче, громко. Также меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно
Для театрализации используем сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит», «Федорино горе». Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи «Дождик — дождик».
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Чтобы вызвать у детей интерес и желание участвовать в театрализованных играх и представлениях, необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры.
В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:
пальчиковый театр;
театр би-ба-бо;
настольный театр;
плоскостной театр;
театр ложек
театр ряженых;
Театр шагунчиков,
Театр на палочках,
театральные шапочки.
Все эти театры находятся в доступном для детей месте.
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности мы разместили разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, маски, куклы, декорации.
В нашей группе есть театр на фланелеграфе. Дети любят смотреть сказки, а затем и сами начинают их показывать. В подвижных и музыкальных играх мы используем маски. Дети любят их обыгрывать, раскрепощаются и подражают животным. Очень нравится смотреть настольные театры, в которых дети сами тоже участвуют в разыгрывании знакомых произведений.
Дети с интересом играют в театр на палочках, любят рассказывать знакомые сказки и обыгрывать их. Необычные персонажи могут двигаться, разговаривать.
С большим интересом дети смотрят кукольный театр. Их завораживают ожившие, говорящие куклы.
Уже в младшем возрасте дети способны перевоплощаться в персонажей, надев маску.
В группе создан уголок ряженья, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.
Если в младшем возрасте мы с детьми только готовимся к драматизации произведений. Обыгрываем игрушки, разучиваем и обыгрываем песенки и потешки. Учим детей играть в настольный театр, театр ложек, масок, то в старшем возрасте дети уже могут показывать целые представления, в которых ведутся сложные диалоги, реплики. Расширяется словарный запас, диалогическая и монологическая речь детей.
Наше стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.
Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений, но и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.
Для родителей мы подготовили различные консультации, папки-передвижки, информацию о значении театра в жизни детей. Часто, при инсценировании, какой- либо сказки, предлагаем родителям принять участие в изготовлении костюмов.
В своей работе по театрализованной деятельности мы привлекаем родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты.
В беседах с родителями рекомендуем посещать с ребёнком различные театральные спектакли, которые способствуют расширению кругозора ребёнка, обогащают внутренний мир, а главное, учат членов семьи взаимопониманию.
В дальнейшем мы планируем привлечь родителей к активному участию в совместных театральных вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов, в которых родители и дети являются равноправными участниками» Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки». В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Работа по театрализованной деятельности будет и дальше проводиться. Планируем пополнить театральный уголок. А именно платковый театр новыми куклами персонажами. Также изготовить театр на лопатках, который тоже будет интересен детям. В изготовление нового вида театра будем привлекать родителей.
Основная трудность в театрализации это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендуем родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.
Источник