Роль сверстников в социальном развитии личности ребенка

Роль сверстников в социальном развитии личности ребенка thumbnail

Симпатия к детям, появляется в раннем возрасте, со временем становится потребностью в общении с ними. Развивается эта потребность на основе совместной игры, выполнения трудовых поручений и т.п.. Для 4-5-летних детей. Отчего слышным наказанием является лишение их возможности общаться с ровесникамми.

Ребенок, который постоянно находится среди сверстников, имеет с ними разнообразные отношения, приобретает первых навыков поведения в коллективе, устанавливает равноправные и равноценные отношения, приобретает опыт сожительства я и спивдияльности. Именно среди сверстников ребенок формируется как общественное существо. При таких обстоятельствах она действует, реализует себя»как субъект, лицо, живет своей жизнью, как член маленького общества по йо го интересами, требованиями, связями»(О. В сова). По мнению. Я. Коломинського, дошкольная группа является генетически ранним степенью социальной организации людей, который сменяется затем школьные коллективыьним колективом.

В общении со сверстниками ребенок постоянно оказывается перед необходимостью реализовывать на практике нормы поведения в отношении других людей, применять их к различным ситуациям. В совместной деятельности д детей непрерывно возникает необходимость согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети не зав жди находят нужные способы новединкы. Часто между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое право, не считая права сверстников. Вмешиваясь в конфликты, решая их, воспитатель учит детей осознанному выполнению нормы поведенияінки.

Общение и совместная деятельность вправляют детей в правильных поступках, необходимых, чтобы ребенок знал нормы поведения и руководствовалась ими

Влияние детского окружения на развитие личности детей, усвоения ими норм поведения обеспечивает также коллективное мнение. В группе 3-летних детей ее еще нет, мнение одного ребенка не влияет на мнение другого й. Однако в 4-5 лет дети начинают прислушиваться к мнениям сверстников, подчиняются мнению большинства, даже если она противоречит их впечатлением и знанием, то есть проявляют конформностьть.

Конформность (лат. Соп formis — подобный) — тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей, приспосабливать ее к их требованиям

Ярким примером проявления склонности к конформности является опыт, во время которого специально подготовленные дети сказали о черную и белую пирамидки, что обе белые. Ребенок, не участвовавший в заговоре, вы ислухавшы мнение сверстников, на вопрос о цвете пирамидки также ответила, что они билі.

В 6-летних детей конформность существенно снижается. Всего в дошкольном периоде конформность является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мысли. Однако у некоторых детей она закрепляется и мо оже стать отрицательной свойство личноститі.

Каждый ребенок занимает в группе дошкольного учреждения определенное положение, которое выражается в отношении к ней сверстников. Как правило, двое-трое детей пользуются наибольшей популярностью: с ними хотят дружить сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы. Почти в каждой группе есть дети, с которыми мало общаются, не делятся игрушками, которых не привлекают к играм. Остальные дети позиционируют ся между этими полюсами. Уровень популярности ребенка зависит от его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты, внешности, физической силы и выносливости тощтощо.

Особой популярностью пользуются общительны, дружелюбны, веселы, эмоционально и умственно развитые дети, которые умеют придумывать и организовывать игры, имеют определенные художественные способности, активные на занятия ях, достаточно самостоятельны в своих действиях, имеют привлекательную внешность.

Наименее популярные — неуверенные в себе, необщительным или слишком коммуникабельны, надоедливые, озлобленные дети основном они отстают от своих сверстников в развитии, безынициативны, иногда имеют пога ну произношение (дислексия), изъяны внешности. Воспитатель не должен оставлять таких детей без внимания. Его задача — выявить и развить у них положительные качества, выработать адекватную самооценку, уровень притязаний, повысить статус в системе межличностных отношений. Все это требует педагогического такта, мудрости, пересмотра своего отношения к таким детям, личной мотивации и усилий в сотрудничествераці.

Воспитатель должен уравновешенно относиться к авторитетным среди сверстников детей, чтобы роль лидера не развила в них зазнайства, высокомерия, склонности унижать других. Воспитатель должен знать, с благодаря каким качествам дети получили лидерство, на чем основывается их авторитет. Поскольку не всегда нравственность и ценностные ориентации таких детей отвечают возрастным задачей. Иногда в позиции лидера может оказаться ребенок, склонна навязывать свою волю другим, несмотря на интересы и права остальных детей. Такие лидеры часто имеют неограниченное влияние на сверстниковтків.

В дошкольном возрасте у детей возникают сложные и разнообразные отношения со сверстниками, которые в значительной степени влияют на становление их личности. Выявить характер личностных отношений детей в группе воспитателю позволяет наблюдательность, использование специальных методов социально-педагогических и психологических исследований (беседа, социометрический метод, выбор в действии, метод одномоментных срезов и др.). Изучение этих отношений является предпосылкой целенаправленного формирования их с целью создания для каждого ребенка благоприятного эмоционального климата в группупі.

Источник

7.1. Роль сверстников в социальном формировании личности

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказы­вается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.

В старших группах детского сада между детьми существует довольно сложная система общения. Но в первом учебном полугодии в классе происходит своеоб­разное свертывание общения по сравнению со старшей группой детского сада, что объясняется появлением нового вида деятельности – учебной и переходом ре­бенка в новую социальную ситуацию. Эти обстоятель­ства требуют определенного периода адаптации ребен­ка, одним из аспектов которой является постепенное освоение новых социальных отношений в условиях но­вого коллектива. Ребенку необходимо понять и усвоить нормы нового для него вида общения – общения в про­цессе учебной деятельности, которые отличаются от норм общения, освоенных им в детском саду. Кроме того, происходит весьма существенное изменение состава окружающих его людей, что требует от ребенка опреде­ленных усилий для того, чтобы определить свое отноше­ние к этим людям и установить с ними контакты.

Контакты детей друг с другом возникают преиму­щественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость (место житель­ства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-прак­тические основания, которые обусловливают содержа­ние их общения, его длительность, интенсивность и устойчивость.

Особенности поведения подростков в коллективе проявляются в преобладании у них эмоциональной под­вижности над способностью к торможению; в чрезвычай­но сильной тяге к разнообразной деятельности; в прояв­лении выраженного разделения отношений на деловые и межличностные; в довольно частых конфликтах, имею­щих взрывной характер и закрытых от взрослых.

Подростковый тип общения, появляясь у отдельных ребят в III классе, характерен для учащихся IV–VI классов и сохраняется у части ребят, преимуществен­но мальчиков, в VII классе.

Эмоционально-смысловой доминантой общения подросткового типа является сам подросток как субъект деятельности. Это означает, что содержание и харак­тер общения подростков со всеми категориями партне­ров в различных сферах жизнедеятельности определя­ются решением проблем, связанных с собственным становлением подростка и его проявлением как субъек­та жизнедеятельности.

Общение подростков со сверстниками протекает, главным образом, в процессе совместной деятельнос­ти. Поведение же подростков по самой сути своей яв­ляется коллективно-групповым.

Во-первых, общение со сверстниками – очень важ­ный специфический канал информации; по нему подро­стки и юноши узнают многие необходимые вещи, кото­рых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопро­сам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное раз­витие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки со­циального взаимодействия, умение подчиняться кол­лективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения стро­ятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотно­шений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционально­го контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для са­моуважения подростка решающее значение.

Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого перепле­тения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.

Обособление чаще всего проявляется в эмансипа­ции от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, терри­ториальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

Вместе с тем, чувство одиночества и неприкаянно­сти, связанное с возрастными трудностями становле­ния личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоцио­нальное тепло, спасение от скуки и признание соб­ственной значимости.

В процессе социализации личности группа сверст­ников выполняет следующие функции:

– приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам;

– научение половозрастному ролевому поведению (через предъявление образцов поведения, приличеству­ющего представителю каждого пола того или иного возраста и осуждение неодобряемого поведения);

– научение поведению, соответствующему этни­ческой, религиозной, региональной, социальной, про­фессиональной принадлежности членов группы;

– помощь членам в достижении автономии от об­щества, возрастных и социальных страт;

– создание условий своим членам для развития самосознания, самоопределения, а также для саморе­ализации и самоутверждения.

Эти функции реализуются по-разному и по степе­ни эффективности, и по содержательной направленно­сти в зависимости: от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; профессионально­го состава группы; от направленности группы и других ее характеристик; от этнических, религиозных и социокультурных условий, в которых существует группа.

Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С. Кон, А.В. Мудрик):

По юридическому статусуи месту в социальнойсистеме группы делятся на:

– официальные, т.е. признанные обществом, свя­занные с какими-то государственными или обществен­ными организациями; и неофициальные, существую­щие как бы сами по себе;

– организованные, созданные и руководимые взрослыми; и самодеятельные;

. – институционализированные, имеющие некото­рую организационную структуру и членство; и спон­танно-стихийные.

По социально-психологическому статусу они делят­ся на группы принадлежности, в которых индивид со­стоит реально, будь то школьный класс или дружеская компания; и референтные группы, к которым личность не принадлежит, но на которые мысленно ориентирует­ся и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.

По численности они делятся на большие (болель­щики некоего спортобщества) и малые, в которых вза­имоотношения являются личными, «лицом к лицу».

Состав юношеских групп включает такие призна­ки, как возраст (в отличие от школьного класса, боль­шинство стихийно возникающих групп разновозраст­ные) , пол (группы младших подростков чаще однополые, в юношеском возрасте они постепенно становятся сме­шанными) и социальный состав (только школьники или кто-то еще).

По степени стабильности, длительности своего существования юношеские группы могут быть постоянными, временными, эфемерными, одноразовыми, случайными.

По социально-пространственной локализации они могут быть внутришкольными, внешкольными (функ­ционирующими в рамках какого-то социально-педаго­гического учреждения), дворовыми, уличными и т.д.

По своим целям и функциям они могут быть монофункциональными (например, фехтовальный клуб или клуб самодеятельной песни) или полифункциональными.

По типу лидерства они могут быть демократичес­кими или авторитарными.

По ценностной направленности они могут быть просоциальными (социально-положительными), асоци­альными (стоящими в стороне от главных социальных проблем) и антисоциальными.

Источник

Можно выделить три основных аспекта влияния сверстников на развитие ребенка.

Во-первых, дети являются моделью для подражания, они обогащают поведение друг друга, способствуя, таким образом, формированию некоторого общественно принятого поведенческого репертуара. Часто дети начинают подражать какому-то герою фильма или известному музыканту, вскоре делая эту форму поведения популярной среди сверстников.

Нередко этот репертуар может резко отличаться от принятого «взрослого» поведения, образуя особую «детскую» или «подростковую» субкультуру.

Во-вторых, дети создают систему эмоциональных взаимоотношений, которая либо поощряет, либо мешает осваивать просоциальные формы поведения, культурные ценности общества. Эмоциональные взаимоотношения тесно связаны с социальным статусом ребенка, степенью его популярности среди сверстников. Эмоциональные отношения со сверстниками во многом определяют эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе и к выполняемой им деятельности.

В-третьих, на ребенка оказывают влияние идеи и мысли сверстников. По мнению А.-Н. Перре-Клермон [3] разные точки зрения на способы решения одной задачи способствуют умственному развитию индивида. Разрешение «социально-когнитивного» конфликта и координация разных точек зрения позволяют структурировать приобретаемый ментальный опыт и приводят к развитию интеллекта.

Как показывают исследования, эффективность общения ребенка со сверстниками во многом зависит от отношения к ним взрослых. Так, маленькие дети, с которыми жестоко обращались воспитывающие их взрослые, чаще других оказывались отвергнутыми своими сверстниками. С возрастом их социальная изоляция обычно только увеличивается. Кроме того, взрослые могут создать ребенку благоприятные условия для общения со сверстниками: удобное пространство для игры и игрушки.

Более популярные в социальной среде дети-дошкольники обладают рядом социальных навыков:

  • — владеют разнообразными социальными навыками;
  • — постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям;
  • — чувствительны к потребностям и действиям других;
  • — не навязывают свою волю другим детям;
  • — соглашаются играть рядом с другими детьми;
  • — умеют поддержать дружеские отношения;
  • — при необходимости приходят на помощь;
  • — способны поддержать разговор;
  • — делятся интересной информацией;
  • — откликаются на предложения других детей;
  • — умеют разрешать конфликты;
  • — в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы (см.: [1. С. 427]).

В подростковом возрасте центральным качеством, от которого зависит способность сохранять старых друзей и приобретать новых, является социальная компетентность. В процессе общения подростков возникает социальное сравнение себя с другими, оно позволяет оценить свои способности, формы поведения, свойства личности, внешность. На основе социального сравнения формируется чувство идентичности, уверенности в себе.

Познание самого себя и других у подростков происходит как в ситуациях поверхностного, так и в ситуациях интимного общения. Интенсивность интимного общения с возрастом обычно усиливается. Если в раннем подростковом возрасте интимное общение происходит только с представителями своего пола, то к 15—16 годам появляются дружеские отношения с представителями противоположного пола.

Формирование «Я» в подростковом возрасте включает создание и переоценку системы ценностей, являющихся основой нравственных качеств личности.

По мнению Хоффмана (1980), освоение ценностей идет тремя путями. Первый основан на страхе перед наказанием. Страх наказания вызывает тревогу, которая сдерживает осуждаемое окружающими поведение. Второй путь основан на эмпатии и заботе о других людях. Дети способны чувствовать других людей и начать прогнозировать, как их собственное поведение отразиться на внутреннем состоянии других людей. Третий путь возникает благодаря развитию мышления на уровне формальных логических операций. Формальное мышление позволяет подростку сформулировать для себя общие принципы и понятия о наиболее важных ценностях (добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.). Все три пути могут сосуществовать у всех взрослых, хотя в зависимости от характера внешней социальной среды обычно преобладает тот или иной путь.

Задания для самопроверки

  • 1. Приведите примеры из художественной литературы или фильмов трех аспектов влияния сверстников на ребенка.
  • 2. Назовите основные социальные навыки, являющиеся причиной популярности детей и подростков среди сверстников. Объясните характер влияния каждого из навыков на авторитет и популярность ребенка.

Основная литература

  • 1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2001.
  • 2. Смирнова, А. А. Взаимоотношения в детских группах / А. А. Смирнова. — Ярославль, 1993.

Дополнительная литература

  • 3. Перре-Клермон, А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.-Н. Перре-Клермон. — М., 1991.
  • 4. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. — М., 1988.

Источник